По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Этот логотип стал последней работой известного графического дизайнера из США Пола Рэнда. Пол Рэнд — фигура в своей области легендарная. Родившийся в 1914 году в Нью-Йорке, он, не имея формального художественного образования, с юных лет рисовал вывески для бакалейной лавки своего отца и плакаты для школы. Его отец не одобрял серьезных занятий искусством, считая, что на жизнь этим не заработаешь. Поэтому поначалу Рэнд занимался самообразованием, знакомясь по европейским журналам с работами таких мастеров, как Кассандр (псевдоним французского художника и дизайнера шрифтов Адольфа Мурона) и Ласло Мохой-Надь. Позже он обучался дизайну уже в специализированных заведениях, но то, что Рэнд усвоил в ранней юности, осталось с ним навсегда.
Рэнд родился в еврейской семье. Его имя при рождении — Перец Розенбаум. Странным образом он взял себе тот же псевдоним, что и его однофамилица Алиса Розенбаум, известная всем как Айн Рэнд. По-видимому, между автором романа «Атлант расправил плечи» и дизайнером нет никакой связи, и к своим псевдонимам они пришли разными путями. Писательница, как считается, остановила свой выбор на фамилии Rand из-за ее графического сходства с сокращенным вариантом записанной по-русски фамилии Розенбаум — «Рзнб». Художнику же псевдоним помог выбрать его друг Морис Висгород (Вышгород), заметив, что в словах Paul и Rand по четыре буквы, и они неплохо выглядят вместе. Вариант оказался удачным — под новым именем дизайнер быстро добился признания.
Когда ему было немногим больше двадцати, Рэнд заслужил похвалу от одного из своих «учителей» — Ласло Мохой-Надя. Тот обратил внимание на обложку журнала Direction, которую Рэнд подготовил бесплатно, в обмен на полную художественную свободу. «Среди всех молодых американцев, — писал Мохой-Надь, — Пол Рэнд — один из самых способных. Он проявляет себя как художник, лектор, промышленный дизайнер, а свои таланты черпает в ресурсах своей страны. Он одновременно идеалист и реалист, поэт и бизнесмен. Он способен анализировать проблемы, при этом обладает безграничной фантазией».
Рэнд не только творил сам, но и проложил дорогу целому поколению. Как писал графический дизайнер Луис Данцигер: «Он почти в одиночку смог убедить бизнес в том, что графический дизайн эффективен. Всякий, кто занимался дизайном в 1950-е и 1960-е, во многим обязан этим Рэнду. Именно он создал профессии высокую репутацию. И все мы прошли путь от коммерческих художников до графических дизайнеров благодаря ему».
Рэнд работал над дизайном для многих крупных корпораций и организаций — IBM, ABC, UPS, Westinghouse — создавая для них логотипы и айдентику. И вот в 1990-х к нему обратились из динамично развивавшейся компании Enron, занимавшейся в основном поставками природного газа. Рэнду было уже за 80, но это не ухудшило качество созданного им логотипа. Его почти единогласно признали удачным и бизнесмены, и люди искусства. Три его зубца не только повторяли заглавную букву Е, но и символизировали энергетическую мощь компании. Ведь они одновременно напоминали и заводские трубы, и трубопровод, и электрический штепсель, а также несли идею связи — с помощью трубы или провода — между начальной Е и конечной N. Председатель Enron Кеннет Лэй представил логотип сотрудникам на специальном собрании в январе 1997 года, обещая «новый логотип, который станет отражением динамики, обретенной Enron».
Рэнд скончался в ноябре 1996 года — и не застал крах компании. Все началось с легкой неприятности. В первоначальной версии средний зубец был желтым, и выяснилось, что при отправке по факсу (тогда еще пользовались этим древним устройством) он не пропечатывается. Получалась странная фигура, которая напоминала «козу», сложенную из пальцев. А поскольку среди итальянцев этот знак обозначает рогоносца, это могло плохо отразиться на международных связях.
К счастью, никто не успел обидеться, но цвет зубца все же сменили с желтого на зеленый. Худшее началось потом, хотя логотип не имел к этому никакого отношения. Компания оказалась в центре громкого скандала, связанного с манипулированием отчетностью. В то время как финансовое состояние корпорации ухудшалось, по бумагам все было замечательно. Все кончилось в 2001 году банкротством и судом над руководителями корпорации Кеннетом Лэем и Джеффри Скиллингом. Активы компании на тот момент составляли более 63 миллиардов долларов, и это банкротство стало самым крупным в истории США.
Досталось и логотипу покойного Рэнда. Журналисты окрестили его Crooked E — «нечестное Е» или «кривое Е». Профессор истории искусств Стивен Эскилсон назвал его «самым мощным антилоготипом своего времени». Более того, дело Enron спровоцировало дискуссию на тему: ответствен ли дизайнер за дела компании, на которую он работал? Постановка вопроса была несколько странной, ведь в то время, когда Рэнд работал над логотипом, никаких признаков краха еще не было, и репутация Enron была высока. Просто логотип оказался удобной мишенью для выражения всеобщего недовольства.
Именно на него вылилась большая часть злости и раздражения обманутых акционеров. Как пишет Майкл Бейрут в своей книге «Теперь вы это видите. И другие эссе о дизайне»: «В ходе конкурса 2002 года на редизайн логотипа были присланы варианты, которые переосмысливали „кривую и бесчестную E“, среди прочего, в виде тонущего корабля, надгробий, теней от них, тормозных следов, мертвого республиканского слона, держателя для туалетной бумаги и — что, возможно, не удивило бы итальянских коллег Enron — поднятого вверх среднего пальца». Однако тот же Бейрут отмечает, что по окончании скандала логотип все же получил высокую оценку — по крайней мере от одного человека. Трехмерный вращающийся знак со светодиодной подсветкой, известный как «Диско E» — был продан за 33 тысячи долларов на ликвидационном аукционе в декабре 2002 года. Покупателем был пожелавший остаться неизвестным мужчина средних лет на серебристом «Феррари».
Алексей Пузанов — преподаватель профиля «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, куратор I курса, графический дизайнер, арт-директор, основатель детской дизайн-мастерской «Типомуки». Мы поговорили с ним о ценности дизайна, методах работы и ожиданиях от грядущего учебного года.
Первые магистры — выпускники питерской Школы дизайна презентовали свои дипломные работы на двух площадках Санкт-Петербурга. Среди представленных проектов — разноформатные выставки, молодые бренды, рестораны и многое другое. Рассказываем, как прошли открытые защиты и с гордостью делимся работами и впечатлениями наших выпускников.
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.