По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В 2021 году в Нижегородском филиале НИУ ВШЭ открывается программа «Дизайн», первым профилем которой станет «Коммуникационный дизайн».
О важности открытия программы в Нижнем Новгороде, основополагающей роли коммуникационного дизайна и карьерных возможностях выпускников Школы дизайна нам рассказали руководитель новой нижегородской программы «Дизайн» Николай Ткаченко и Митя Харшак, руководитель программы «Дизайн» в Санкт-Петербурге и руководитель всего направления «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна.
академический руководитель программы «Дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, дизайнер, креативный руководитель студии «Profсom»
дизайнер, учредитель и главный редактор журнала «Проектор», академический руководитель программы «Дизайн» в Санкт-Петербурге
Николай Ткаченко: С одной стороны, у нас в Нижнем Новгороде есть программы подготовки дизайнеров. Но они «выросли» из подготовки учителей рисования и архитекторов. То есть, по сути эти программы — побочные продукты другого высшего образования. В качестве руководителя дизайн-студии я работал с выпускниками этих программ и понимаю недостатки такого образования: высокая степень эрудированности в «истории искусств», но иногда крайне низкие профессиональные навыки в каждодневной дизайнерской работе, местами не очень актуальное понимание современного графического дизайна. Ну и типографика. Это моя личная боль: низкий уровень понимания типографики у сотрудников — это то, с чем я лично намучался как руководитель студии.
Школа Дизайна ВШЭ — это первое место для целенаправленной подготовки дизайнеров в Нижнем Новгороде. Так что для меня и для многих моих знакомых арт-директоров, руководителей студий или маркетологов это просто прекраснейшая новость! Теперь рынку дизайна и маркетинга будет гораздо легче, повысится конкуренция, и уверен, что мы ощутим огромный рывок вперед. Но и Москва от нас всего в 3,5 часах езды на поезде, так что, надеюсь, не все выпускники захотят переезжать, и останутся те, кому интересно развивать индустрию и на местном уровне. Сейчас в Нижнем Новгороде огромное количество IT-компаний: как зарубежных, так и российских. Их потребности в квалифицированных дизайнерах очень далеки от удовлетворения и, например, в 2020 году совершенно не снизились в отличии от остального рынка труда.
Николай Ткаченко: Пока команда формируется, но мне, в первую очередь, хотелось бы сконцентрироваться на качестве образования. Пока я для себя сформулировал простое правило: в преподавательском составе я бы хотел видеть людей, которые имеют большой опыт работы в дизайне. Например, Екатерина Павлова — блестящий дизайнер, лауреат многих конкурсов.
Специалист по коммуникационному дизайну — это такой дизайнер-спецназовец, которому под силу решение комплексных задач в любой сфере современных визуальных коммуникаций.
Николай Ткаченко: Коммуникационный дизайн — это печка, от которой «танцуют» всё дизайнеры. Что такое коммуникация в дизайне? Это донесение сообщения через образ, графическое решение. Какое это может быть сообщение: образ, эмоция, конкретное понятие? Каждый раз это может быть своя интересная задача. Любой логотип или фирменный стиль, любой коммуникационный инструмент — от рекламного объявления в лифте до презентации новых продуктов IT-компании — содержит в себе семантику смысла, заложенного в виде образов и отсылок к каким-то культурным явлениям. Так что коммуникационный дизайн — это альфа и омега всей профессии дизайнера. Второе, важное лично для меня замечание: коммуникационный дизайн создает смыслы, добавочную стоимость иногда буквальным образом из ничего. Например, работая с упаковкой, мы можем завоевать дополнительную долю рынка, просто исходя из внешнего вида продукта. Или, например, можем переместить продукт в другой ценовой сегмент только за счет упаковки. Это интересные задачи, которые показывают силу и возможности коммуникационного дизайна.
Митя Харшак: Коммуникационный дизайн — это визуальный язык, на котором говорят с потребителем бренды, компании и продукты. Это язык интернационально-понятных визуальных сообщений. Неслучайно инструменты коммуникационного дизайна на I курсе изучаются на всех образовательных профилях Школы дизайна: владение этим инструментами — неотъемлемая часть профессии любого, кто связан с визуальной культурой. Специалист по коммуникационному дизайну — это такой дизайнер-спецназовец, которому под силу решение комплексных задач в любой сфере современных визуальных коммуникаций, будь то брендинговый проект или многостраничное издание, рекламная кампания или дизайн сайта, инфографика или прототип мобильного приложения. Иными словами, коммуникационный дизайн — он про все, что можно напечатать на бумаге или показать на экране.
Каков он — актуальный коммуникационный дизайн? Конечно, креативный — требующий нестандартных проектных решений и ярких концепций. Безусловно, высокотехнологичный — подразумевающий виртуозное владение всем спектром профессиональных программных инструментов, чтобы не возникало никаких технических сложностей с воплощением любой творческой идеи. Несомненно, интеллектуальный — в коммуникационном дизайне огромное значение имеет работа с контентом и разработка проектных идей, невозможные без глубокого знания истории визуального искусства, теории дизайна и широкого интеллектуального кругозора. Наша программа построена таким образом, чтобы студенты обоюдоостро развивались во всех направлениях профессии.
Наши просмотры с первого курса учат студентов ясно излагать свои концептуальные идеи, четко и аргументированно «продавать» проект экзаменационной комиссии, уверенно отвечать на каверзные вопросы.
Николай Ткаченко: Проектный подход — это лучшее, что можно придумать в области обучения дизайну. В проектном подходе кроется вся суть качественного обучения. В каком-то смысле это воспроизводит подход обучения в мастерских: ученик приходит в мастерскую и обучается через работу над реальными задачами вместе с мастером. Научиться графическому дизайну по учебникам невозможно — только практикой. Так и построена программа обучения с первого курса.
Я руковожу студией графического дизайна уже больше 10 лет и хорошо понимаю, как быстро профессионально растут дизайнеры в студиях, если дать им возможность работать над реальными проектами в разных сферах. Да, иногда это сложно, но обучение — это строительство новых нейронных связей в мозгу, с точки зрения ресурсов организма — это самый дорогой и сложный процесс.
Одно из самых моих больших впечатлений от Школы Дизайна — это, как сейчас принято говорить, «замороченность» руководства школы на объективность оценок. Что скрывать? Творческие профессии сложны тем, что не всегда можно найти идеально объективные критерии оценки. Каждый проект может быть решен во многих вариантах, и нет единственно правильного «прочтения».
Тот ответ, что нашла Школа Дизайна — мне кажется единственно верным: работу на просмотре оценивает комиссия из преподавателей, опираясь на выработанные практикой критерии. Это максимально убирает из оценки преподавательское «я так вижу» и дает по возможности объективную оценку.
Митя Харшак: С самого первого курса студенты оказываются в мастерских и компьютерных классах, где общение с преподавателями и атмосфера максимально приближены к общепринятым в индустрии порядкам взаимодействия между арт-директором и дизайнерами. Четыре учебных модуля и четыре сессии в году, безусловно, подразумевают очень интенсивный темп работы над проектами, но это тот самый случай, когда «тяжело в учении — легко в бою». Мы готовим студентов к реальной жизни, в которой они всегда будут находиться в жестких рамках большого объема творческой работы в заданных дедлайнах. Каждый учебный модуль студент готовит минимум по одному проекту по каждой из дисциплин. И уже со второго курса, а в некоторых случаях, и с первого, студенческие проекты могут находить реальное воплощение.
Мы максимально приближены к проектной реальности, а с третьего курса работа над брифами внешних заказчиков и задачами профессиональных международных конкурсов становится обязанностью студентов, и включены в учебный процесс. Большинству наших выпускников в своей карьере придется десятки и сотни раз презентовать свои проекты перед лицом заказчика. И наши просмотры с самого начала учат студентов ясно излагать свои концептуальные идеи, четко и аргументированно «продавать» проект экзаменационной комиссии, уверенно отвечать на каверзные вопросы. И это тоже неотъемлемая часть обучения в Школе дизайна Вышки. Развитие коммуникационных навыков, умение эффектно выступать перед аудиторией и держать удар критики — все это сослужит нашим выпускникам хорошую службу в профессиональной жизни. А наработанное за годы учебы портфолио выполненных проектов поможет в поисках своей работы мечты.
Николай Ткаченко: У нас есть такая поговорка: «проект для behance». Смысл ее в том, что проект сделан не для клиента, а для удовлетворения дизайнера. Я как академический руководитель хотел бы видеть проекты, созданные как акт творческого начала, а не дань общей моде на, например, «флэтовую, векторную иллюстрацию». Хотя в самой по себе векторной иллюстрации ничего плохого, конечно, нет. Я бы хотел, чтобы мои студенты были свободны в творчестве, не боялись нового и неизвестного, но при этом не забывали о задачах, которые ставятся в проекте. В любом проекте всегда есть три показателя «портфолио — опыт — деньги». В идеале, конечно, всегда иметь в виду некоторый баланс того, что ты получаешь от проекта в качестве награды.
Митя Харшак: Признаюсь честно, комиссию сложно удивить, но каждую сессию мы встречаем проекты, которым хочется аплодировать. Важными составляющими, отличающими классный проект от заурядного, служат: а) оригинальная концепция и остроумная проектная идея; б) незаурядный визуальный язык транслируемого сообщения, композиционная острота и мастерство владения типографикой; в) высочайшее техническое воплощение проекта — the medium is the message — этот тезис Маршалла Маклюэна актуален по сей день.
Митя Харшак: На меня всегда производят впечатление работы, которые составили бы честь портфолио любого высокопрофессионального агентства. Этот эффект достигается тогда, когда перестаешь делать хоть какую-то умозрительную скидку на студенчество, юный возраст, малый опыт и др., а понимаешь, что перед тобой работа, с которой будет сложно конкурировать и серьезной дизайн-студии. И подобные проекты в Школе дизайна не редкость!
Николай Ткаченко: У меня есть собственный «пунктик». Нижегородская область — родина для многих народных промыслов: хохломская и городецкая росписи, филигрань, работа с камнем, керамикой и так далее. Мне хотелось бы, чтобы эта идентичность и самобытность как-то отражалась в работах студентов. Мне кажется, что просто невозможно пройти мимо таких «кладов» визуального. Конечно, все это наследие требует огромного переосмысления с точки зрения современного дизайна, его востребованности рынком, но это крайне интересно и будоражит ум.
Давайте помечтаем: я бы хотел видеть проекты, которые изменят внешний вид городов или их восприятие, изменят тенденции на рынке или разнообразных индустрий.
Николай Ткаченко: Одна из особенностей Школы Дизайна — это студенческое онлайн-портфолио. То есть уже в процессе обучения студент сам формирует собственное портфолио сделанных проектов. Оно доступно как для коллег, так и для будущих работодателей.
Участие в профессиональных конкурсах для дизайнера — вещь крайне необходимая, хоть и сложная. Необходимая, потому что через профессиональное состязание приходит профессиональная востребованность. Конкурсы — это часть профессионального маркетинга (рекламы) для дизайнера. Но, с другой стороны, участие в конкурсах — это непросто для участников: нервно и затратно. Если Школа Дизайна мотивирует студентов быть признанными не только на просмотре своей группы, но и на международном конкурсе — это отлично, и я двумя руками «за»!
К тому же сама Школа становится лучше, если ее студенты стремятся получить награды в области дизайна. Чем лучше студенты, тем лучше Школа Дизайна, чем лучше Школа Дизайна, тем лучше студенты. Видите, какая прекрасная рекурсия? Участие в конкурсах делает лучше всех!
Николай Ткаченко: Сейчас я работаю в двух направлениях: как арт-директор собственной студии «ProfCom» и как приглашенный режиссер на сторонних проектах в motion-дизайне или постановочных съемках. Оба направления мне крайне интересны. Сам по себе дизайн — это крайне разносторонняя отрасль деятельности. И раз в несколько лет у меня меняется сфера интересов. Что будет дальше? Пока сам не могу сказать.
Но если говорить о профессиональном опыте, то самое главное — за 10 лет из студии вышло множество профессионалов: кто-то открыл собственные студии, кто-то работает в Москве и Санкт-Петербурге, в крупнейших агентствах, а кто-то ушел на фриланс и работает теперь со всем миром в том графике, который ему удобен.
За это время мы делали большие проекты как для федеральных, так и для местных компаний. Недавно я архивировал старые проекты и понял, что их было уже более 700. Сейчас студия работает с крупными промышленными компаниями, с транспортными компаниями, с производителями продуктов питания. Но уже сейчас я понимаю, что нужно будет пересмотреть количество проектов в студии: с нового учебного года у меня будет гораздо меньше времени на студию и гораздо больше времени на студентов.
Благодаря тому, что в Вышке невероятно сильные экономические и управленческие направления, а междисциплинарные коллаборации в рамках учебных проектов не просто поощряются, а являются обязательными, вы уже в стенах университета сможете выстроить те социальные связи, которые помогут вам в будущем успешно работать и находить заказы.
Митя Харшак: Существует несколько базовых сценариев трудоустройства для дизайнеров-коммуникационщиков. Вариант первый — наиболее консервативный стабильный и предсказуемый. Это как в работе на финансовых рынках: чем более консервативная стратегия инвестирования, тем более прогнозируем результат (но и рассчитывать на головокружительный взлет не приходится). Так и тут, при трудоустройстве в дизайнерский отдел крупной компании скорее всего вы получите более выгодные стартовые условия, чем ваши коллеги, выбравшие работу в дизайн-студиях или рекламных агентствах. У вас будет фиксированный рабочий день, приличный офис, вы не будете сидеть на работе на выходных, а в 19:00 на рабочей неделе уже будете свободны как ветер! Если вы заинтересованы в стабильности — это ваш вариант. Но необходимо учесть, что у вас всегда будет только один заказчик. И, скорее всего, вашим руководителем будет не дизайнер, а менеджер, у которого также есть свое руководство. Работа может быть довольно интересной, если профиль деятельности компании подразумевает работу в различных дизайн-дисциплинах. Могу себе представить, что нужно будет делать корпоративное издание — журнал или газету, обновлять рекламные кампании, работать над выставочной и презентационной полиграфией, возможно, брендировать пространства (офисы, магазины и др.), заниматься разработкой упаковки (если компания работает в сегменте FMCG), поддерживать и развивать корпоративный сайт и сайты продуктов компании. Перспективы карьерного роста при таком трудоустройстве достаточно ограничены. Из дизайнера вы вырастете в старшего дизайнера. И, возможно, потом в руководителя отдела дизайна. Но останетесь в подчинении у отдела маркетинга. Как показывает опыт, те, кто хочет расти и работать с разнообразными проектами, рано или поздно уходят со стороны клиента в дизайн-студии и рекламные агентства. Впрочем, мне известны и случаи многолетней работы на стороне заказчика.
Второй вариант трудоустройства — стать дизайнером в студии или рекламном агентстве. Безусловно, существуют и узкоспециализированные компании, которые работают, например, только с упаковкой, сайтами или мобильными приложениями, но большая часть все же достаточно универсальны и занимаются проектами в сфере брендинга, многостраничных изданий, упаковки, рекламы, сайтостроения и др. Таким образом, вы сразу же окажетесь в гуще дизайнерской жизни и получите возможность работать с самыми разными заказчиками под руководством арт-директора. У вас параллельно может идти несколько проектов для клиентов из самых разных отраслей экономики. Зарплата на старте у вас будет меньше, чем у коллеги, устроившегося в дизайнерский отдел нефтяной или девелоперской компании, но со временем преимущество будет, скорее, на вашей стороне. Надо быть готовым к тому, что рабочий день может иногда затянуться допоздна или придется выйти поработать на выходных. Скорее всего, у вас будет приятное рабочее пространство в дизайнерском интерьере или креативном пространстве. Этот путь обладает наилучшим балансом между творческой составляющей, финансовыми условиями и карьерным ростом. Вы сможете вырасти в арт-директора, а потом, возможно, набравшись опыта, посмотрев изнутри, как работает организм студии, окунуться в риски создания собственного бизнеса. Или же периодически получать все более и более выгодные предложения от различных работодателей и кочевать по агентствам, постепенно увеличивая свою капитализацию. Но не стоит усердствовать со слишком частой сменой места работы. Рынок прозрачный — все друг друга знают, и это может нанести ущерб вашей репутации в глазах работодателя.
И, наконец, самый рискованный путь — это работа на фрилансе, поиск собственных заказчиков и длительная работа по созданию собственного имени-бренда. Но именно на этой территории и могут таиться самые яркие открытия и впечатления. И именно таким путем можно с большей вероятностью прийти к признанию, известности и высоким гонорарам, несопоставимым даже с высокими арт-директорскими зарплатами. И именно таким путем была основана подавляющая часть ныне действующих успешных студий. Но здесь самая высокая конкуренция, и на вершину попадают лишь немногие. Большинство не выдерживает в первые годы и выбирает должность на стороне заказчика либо в дизайн-студии. Наиболее настойчивые и увлеченные добиваются успеха. Если в вас есть дух предпринимателя, вы склонны брать на себя ответственность и не чужды риску, то, возможно, вам стоит попробовать. Но надо быть готовым к тому, что у вас не будет нормированного рабочего дня. Вы будете вкалывать с утра до вечера, вам придется вникать в юридические и финансовые аспекты дизайн-деятельности, вам придется самостоятельно покупать себе компьютерную технику. И при этом первые годы (а, может, и долгие годы) у вас не будет больших заказов, которые будут приносить нормальные деньги. Впрочем, заработать на уровне средней зарплаты по рынку всегда возможно. Все это вытащить на себе, чтобы потом перестать справляться с объемом работы и начать нанимать сотрудников можно только при одном условии — если вы получаете удовольствие от своего дела.
Должен сказать, опираясь на собственный опыт: у нашей работы одна из самых высоких степеней конвертации труда в удовольствие. Создать свой бизнес, собственную дизайн-студию — мечта многих дизайнеров. И, поверьте мне, не такая уж эта мечта и несбыточная! Это три основных сценария трудоустройства молодого специалиста. Есть еще один, который порой встречается, но распространен не слишком широко. Многие дизайн-студии и агентства привлекают фрилансеров на проекты, не устраивая их в штат. Это выгодная коллаборация для обеих сторон, но не всегда удобная для работодателя. Если удается найти своего фрилансера, который не исчезает из коммуникационного пространства, соблюдает сроки, и умудряется дистанционно качественно работать над проектами, за таких специалистов арт-директора держатся, и регулярно привлекают их к работе.
И в конце хочу добавить, что немного завидую вам — будущим студентам Вышки. У вас будет то, чего нет ни в одном другом учебном заведении. Благодаря тому, что в Вышке невероятно сильные экономические и управленческие направления, а междисциплинарные коллаборации в рамках учебных проектов не просто поощряются, а являются обязательными, вы уже в стенах университета сможете выстроить те социальные связи, которые помогут вам в будущем успешно работать и находить заказы. Ведь те, кто станет у руля крупных компаний и молодых стартапов, кто будет руководить бизнесом и государственными структурами — все они будут учиться рядом с вами на других факультетах.
Подробную информацию о специфике обучения и правилах приема в Школу дизайна можно узнать на Днях открытых дверей
Творческий проект
При подготовке творческого проекта необходимо выбрать один из профилей обучения и в соответствии с ним выполнить серию работ (от 6 до 12), объединенных одной темой, связанных единой конепцией и единым стилистическим решением.
Темы проектов для поступления на все профили выбирается абитуриентом самостоятельно и должна раскрыть его/ее творческий потенциал и уровень художественного мышления. Школа дизайна предлагает возможные, но не обязательные темы. Если поступающие выбирают для своего проекта отличную от предложенных тем, то, при условии сохранения принципа серийности, концептуальности и единства стиля комиссия рассмотрит такой проект наравне со всеми.
Перед началом работы над проектом абитуриентам предлагается выбрать тему. Например: страна, город, школа, музей, галерея, выставка, книга, театр, клуб, концерт, фабрика, аэропорт, общественная организация, магазин, марка одежды, кафе или др.
На эту темы вы должны выполнить проект, например:
Каждый проект должен быть подготовлен специально для вступительных испытаний в Школу дизайна НИУ ВШЭ. Не разрешается предоставлять на просмотр проекты, выполненные для вступительных экзаменов в другие вузы, а также дипломные работы, выполненные для колледжей и других учреждений СПО.
В 2021 году Школа дизайна рекомендует онлайн-формат подачи проекта для всех тем профиля «Коммуникационный дизайн».
При онлайн-подаче проекта абитуриенты загружают свои творческие проекты на специальной странице творческого конкурса на сайте Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Проект может быть выполнен в компьютерной технике или вручную. В последнем случае его необходимо перевести в электронный вид.
Проект состоит из серии слайдов (от 6 до 15) в формате jpeg. Обложка для проекта будет сгенерирована автоматически при загрузке проекта.
При необходимости абитуриент может добавить к проекту описание объемом не более 700 символов.
При необходимости в слайд может быть вставлена ссылка на внешний ресурс, однако абитуриенту необходимо проверить, чтобы ссылка корректно открывалась в режиме инкогнито. В противном случае экзаменационная комиссия не сможет открыть ее и не будет рассматривать проект.
В 2025 году отмечается 80-летие российско-доминиканских дипломатических отношений, в честь которого Посольство Доминиканской Республики совместно со Школой дизайна запускает конкурс на создание логотипа, отображающего богатство и разнообразие обеих культур.
2025 год уже не за горами, а значит — самое время обозначить карьерные цели и план их достижения. В реализации задуманного помогут курсы дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ. Знакомьтесь с подборкой наших программ, стартующих в январе наступающего года, и специальным предложением, действующим до 24 декабря.
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Подробнее
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.
Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.
Направление
Школа дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород предлагает уникальную возможность получить современное дизайн-образование, актуальное не только на местном, но и на федеральном, и на международном рынках труда.
Обучение в Школе построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. Уникальность программы заключается в формировании проектных команд, состоящих из студентов всех профилей. Они работают над проектами по брифам региональных администраций и бизнеса под руководством кураторов профилей, арт-директоров брендинговых и дизайн-компаний. Параллельно студенты осваивают дизайн-программы, занимаются арт-практикой и посещают лекции по теории и истории искусства и дизайна.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.