По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Вместе с руководителем профиля «Комикс» Юлией Блюхер, куратором Марией Скаф, а также Музеем истории ГУЛАГа студенты Школы дизайна создали книгу, в которой в жанре комикса рассказываются истории людей, подвергшихся репрессиям в 1937–1938 годах и отбывавших наказание в лагерях ГУЛАГа. Издательство «Самокат» адаптировало комиксы для печати, благодаря чему появилась книга «ВЫ — ЖИВШИЕ. Большой террор», которая будет выпущена в конце марта 2021 года.
В 1937–1938 годах в СССР проходили массовые политические репрессии. За полтора года были арестованы более 1 500 000 человек, из которых почти 700 000 расстреляны, а более 800 000 отправлены в исправительно-трудовые лагеря. В книге «ВЫ — ЖИВШИЕ. Большой террор» студенты визуализировали этот непростой исторический период, рассказав истории людей, жизнь которых оказалась неразрывно связана с Главным управлением исправительно-трудовых лагерей — ГУЛАГом.
Над книгой работали:
В работе над адаптацией историй для книги студентам помогала Мария Скаф, исследователь визуальных нарративов, преподаватель Школы дизайна, а также работники Музея истории ГУЛАГа.
«Сотрудники музея устроили для нас бесплатную экскурсию и помогли погрузиться в эту пугающую атмосферу прошлого. Они разрешили повторно приходить тем, кому будет необходима консультация по той или иной истории. Эта заинтересованность, разумеется, очень мотивировала», — рассказала Елизавета Климаева.
Утверждением рабочего брифа и работой с Лабораторией дизайна занималась Юлия Блюхер — руководитель направления «Иллюстрация и комикс» в Школе Дизайна.
Ольга Терехова нарисовала историю Мартемьяна Рютина, активного участника Октябрьской революции и Гражданской войны, выступавшего против диктатуры Сталина и приговоренного к 10 годам заключения.
«Для меня проект стал внеучебным заданием. Нужно было найти точное визуальное решение для комиксов, которые раскрывают такую сложную тему. На мой взгляд, комиксы — это прекрасный и яркий способ узнавания истории, конечно, если они создаются под руководством историков, как было в нашем случае», — рассказывает Ольга.
Над историей работали: Анна Колмыкова, Элеонора Некрасова, Мария Скаф.
Роман Бурхович рисовал историю большевика Василия Краюшкина, в 1938 году приговорённого к пяти годам заключения в лагере за подрывную работу на транспорте, и умершего в 1944 году от истощения в Амурском железнодорожном лагере.
«По моей работе заметно, что я мало в чем опирался на тогдашние реалии. Я очень исказил ту реальность, сделав её условной и, может даже, сюрреалистичной. На мой взгляд, по комиксам можно изучать историю. В обучении важно предоставить вариативность», — уверен Роман.
Анастасия Селезнева создала историю Андрея Сухомлинова, приговоренного к 10 годам заключения в Северо-Уральском лагере по обвинению в «антисоветской агитации» в 1937 году.
Иногда текстом невозможно передать все важные детали и эмоции, и тогда визуальные искусства приходят на помощь.
«Мне кажется, этот проект стал моим первым законченным комиксом на такую серьезную тему. Это хороший опыт, который помог мне с дальнейшими учебными проектами. Конечно, иногда было сложно: это тяжелая история, и я переживала, что не смогу визуально передать атмосферу того времени и состояние самих героев, потому что за месяц работы я к ним очень привыкла и чувствовала с ними некую эмоциональную близость. Сложно не чувствовать близости с героями, которые проживают такую сложную судьбу в рамках истории твоей же страны. Я очень благодарна Марии Скаф за помощь и поддержку, потому что такой серьезный проект — это большая ответственность», — считает Анастасия.
По ее мнению, историю можно и нужно изучать любыми доступными способами: «Визуальный нарратив является одним из них. Более того, способ передачи историй с помощью последовательных изображений — совершенно не новое изобретение, люди пользовались им еще в древности. Если мы говорим об истории собственной страны, то мне кажется очень важным создавать новые альтернативные способы для рассказа о таких сложных временах молодому поколению. Иногда текстом невозможно передать все важные детали и эмоции — тогда на помощь приходят визуальные искусства».
Историю адаптировала Мария Скаф.
Анна Шевырева рассказала историю Михаила Крижановского. В 1933 году он был приговорён к восьми годам лагерей как «вредитель» и отбывал заключение в одной из сельскохозяйственных колоний Дмитровского лагеря. Через 5 лет Крижановский был приговорен к расстрелу за «шпионаж в пользу Польши».
«Раскадровку для моей истории сделала Елизавета Климаева, и мы с Марией Скаф ещё месяц дорабатывали и меняли её в соответствии с форматом и моей техникой. Для работы над проектом я собирала фотографии одежды, квартир, домов, улиц того времени и изучала материалы о самом лагере. Так как моя история начинается в конце XIX века с сельской школы, а заканчивается Москвой 50-х, и имеет множество разных локаций, мне пришлось изучить очень много картин, фотографий и фильмов, чтобы быть достоверной. И это было очень интересно!», — делится впечатлениями от работы Анна.
Над историей работали: Елизавета Климаева, Анна Шевырёва.
Все, чего нам хотелось от этого проекта, — чтобы каждая история была рассказана своим языком, потому что каждая история индивидуальна, и для того, чтобы понять её, прочувствовать тот ужас и страх, который окружал персонажей, — требуются разные интонации.
Мария Скаф: В первую очередь, нужно сказать, что традиция изображения мрачных событий в комиксах — достаточно давняя. Ещё в середине XX века во многих странах комикс использовался для разговоров на самые серьёзные темы: антивоенные комиксы в Америке во время войны во Вьетнаме, или комиксы, осмысляющие военное прошлое или проблему с дискриминацией касты бураку в Японии. С тех пор идея использовать комикс как медиум для гражданского высказывания продолжала развиваться. Сейчас даже в России количество примеров подобных комиксов постоянно растёт. Издаются известные на весь мир комиксы: «Маус» Шпигельмана, «Перешеек» Х. Мойссейнен, «Дневник Анны Франк» А. Фольмана, сборник комиксов «Принудительный труд в третьем Рейхе», «Сурвило» О. Лаврентьевой. В этом смысле наш совместный проект с Музеем истории ГУЛАГа и издательством «Самокат» скорее является продолжением этой традиции. С другой стороны, в названном мной списке русское имя было лишь одно, и в России это движение ещё не набрало достаточных оборотов. Поэтому да, пожалуй, можно сказать, что мы являемся одними из первых. И мы были бы счастливы, если бы это начинание изменило представление людей о том, на что способен комикс. Ведь комикс — один из самых разнообразных медиумов, который отлично подходит для разговоров на самые сложные темы.
Истории для комиксов адаптируются очень по-разному: кто-то из авторов изначально цепляется за некий образ, который становится толчком для развития полноценной истории, кто-то выстраивает чёткую сюжетную структуру, а затем работает в рамках этой структуры, кто-то предпочитает работать скорее с ощущениями от истории. Конечно, у всех получается очень разная интонация, и изначально у нас не было представления о том, каким получится этот сборник. Всё, чего нам хотелось от этой истории — чтобы она рассказывалась множеством разных языков, потому что каждая из них индивидуальна, и для того, чтобы понять каждую историю, прочувствовать тот ужас и страх, который окружал персонажей, — требуется разная интонация. Кому-то из наших читателей, как и авторам, важен четкий сюжет, кому-то важен визуальный образ, а кому-то нужны невербальные ощущения, которые возникают в момент считывания композиции разворота.
Мы оставались на связи с музеем на протяжении всей работы над сборником. Музей нас очень поддерживал, студенты ходили на специально организованные экскурсии. Эмоции и информация, полученные во время этих экскурсий, определённо помогли авторам в их работе. Мне кажется, что такой формат взаимодействия является очень продуктивным, потому что студенты учатся не только рисовать и создавать сюжеты, но и исследовать, задавать правильные вопросы, искать информацию, думать, где именно её искать. Все эти навыки очень важны для комиксиста, а предоставленная возможность — очень полезный опыт. Издательство «Самокат» присоединилось к нам на том этапе, когда истории уже были отрисованы, и в этот момент для авторов появились новые вызовы, которые оказались не менее интересными, так как подготовка издания к печати очень отличается от учебного рисования. Некоторым студентам пришлось дорабатывать свои истории, чтобы соответствовать формату издания. Все мы рассчитываем, что в конечном итоге наши студенты будут сотрудничать с издательствами, поэтому такой опыт работы с реальным проектом — очень ценен.
Я не могу выделить одну историю, потому что я принимала участие в каждой из них как кураторка, и все они для меня в равной степени пронзительные, чудовищные и восхитительные одновременно. Когда работаешь над сборником, то увлекаешься каждой историей и не можешь воспринимать их отдельно. Определенно есть различия между работами, написанными студентами, и теми, которые в итоге писала я сама, но эта разница почти минимальна, потому что с каждым студентом мы работали очень тесно, и я чувствую, что тот путь, который они прошли, я прошла вместе с ними. Поэтому эти истории воспринимаются мной как одно цельное высказывание.
Выпуск книги «Большой террор. Вы — жившие» планируется в конце марта 2021 года в издательстве «Самокат».
Пока в HSE ART GALLERY проходят последние приготовления к выставке «Город [следы и тропы]», которая откроется 10 сентября, делимся с вами подборкой новых проектов с участием выпускников Школы дизайна.
23 августа 2024 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» откроется выставка «Зеркало для художников», открытая в рамках VI Всероссийского форума молодежных творческих мастерских «АРТ-Мастерская XXI». Одну из мастерских проекта курировал Пьер-Кристиан Броше.
Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.