По общим вопросам
На платформе Storytel вышел первый сезон подкаста о современной визуальной культуре «Полиэкран». Ведущие подкаста — преподаватели Школы дизайна Александра Першеева и Татьяна Фадеева.
Мы говорим о самых интересных проектах в поле современного искусства и визуальной коммуникации.
Нам Джун Пайк и клиповое мышление, фильмы-сны Энди Уорхола, проекты Ай Вэйвэя, видеоигра Билла Виолы, комикс в виртуальной реальности, GIF-ка как произведение искусства. Ведущие поговорят о том, как содержимое экрана решает философские вопросы, вскрывает проблемы общества и обновляет наши представления о поэзии будней.
Первый сезон посвящен исключительно экспериментальным практикам видеоарта, а второй и третий — станут междисциплинарными. «Расставив все по местами в видеоарте, мы начнем сталкивать различные медиа, говорить об экранном пространстве применительно к кино, фотографии, GIF, видеоиграм, посмотрим, как музыка и саунд работают в экспозиционном пространстве. Мы надеемся показать алхимическое взаимодействие этих составляющих современной культуры», — рассказывают Александра и Татьяна.
кандидат искусствоведения, руководитель направления «История и теория искусств» в Школе дизайна, исследователь современной экранной культуры, видеохудожник
специалист в области современного искусства, кандидат искусствоведения, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ
Этот проект напрямую связан с лекционными курсами, которые Татьяна и Александра ведут в Школе дизайна. История видеоарта, фотографии, иллюстрации и комикса, семиотика и теория образа — все эти курсы нашли отражение в подкасте.
«„Полиэкран“ будет интересен как специалистам, так и студентам, а также тем, кто только начинает разбираться в современном искусстве и тех изменениях, которые сегодня происходят в области новых медиа. Нам важно найти общий „знаменатель“ для разных явлений визуальной культуры, разложить все по полочкам», — рассказали ведущие проекта.
Сейчас готов первый сезон, первый выпуск которого уже можно послушать здесь, а весь подкаст доступен на платформе Storytel.
На платформе Storytel первый сезон подкаста выложен полностью, а на платформе Soundcloud выходит по одному выпуску в неделю
1 сезон — ВИДЕОАРТ
Пилотная серия. В первом сезоне на наших экранах окажется видеоарт. Это авангардная практика художников, которые совмещают языки кино, телевидения, живописи и перформанса для того, чтобы исследовать границы современной медиареальности. В каждой серии подкаста мы выводим на сцену одного из ключевых видеохудожников и, рассуждая о нем, затрагиваем вопросы о природе медиума, скрытых пружинах мира искусства, аберрациях языка и шрамах на теле социума, которые раскрылись перед объективом видеокамеры.
Первая серия подкаста посвящена одному из самых важных в истории видеоарта художников, это герой, имя которого называют первым, когда начинают рассказ о видео, именно он первым взял в руки видеокамеру и начал систематическое осмысление того, на что она способна: Нам Джун Пайк.
В этом выпуске мы поговорим о том, что представляла собой арт-сцена 1960-х, о неодадаизме и музыке Джона Кейджа, о магнитном поле, о суперспособностях телевидения, и о том, как маленькая видеокамера изменила ход истории искусства.
Героиня второй серии нашего подкаста: Фиона Тан. Это художница объединяет в своих работах методы документального кино, архивного исследования и живописного конструирования действительности. Фиона Тан сняла для голландского телевидения фильм о том, как отправилась на поиски своих корней в Китай, создала для Венецианской Биеннале инсталляцию о путешествиях Марко Поло, рассказала историю Нелли, незаконнорожденной дочери Рембрандта, оказавшейся в Джакарте.
Отношения Востока и Запада, поиски национальной идентичности, выявление скрытых механизмов, действующих в культуре — эти вопросы окажутся в фокусе нашего внимания сегодня.
В третьей серии подкаста мы говорим о той точке, в которой встречаются видеоарт и перформанс. Нашим героем будет Крис Бёрден, художник, который сделал риск свои творческим методом. Ползти по битому стеклу в рекламном блоке телеканала, взять в заложники ведущую телепередачи о современном искусстве, лежать в музее под стеклом до тех пор, пока не вмешается кто-то из зрителей — такие отчаянные и вместе с тем тонко просчитанные проекты сделали Бёрдена одним из самых известных и радикальных перформеров. Для нас это отличная возможность поговорить о том, какую роль видеоарте играет прямое действие и каким образом экранное искусство способно вызвать до боли живой отклик у зрителя.
В четвёртой серии поговорим о загадочном китайском художнике по имени Янг Фудонг. В своих работах он соединяет эстетику Film noir, меланхоличность Новой волны изящество традиционной восточной живописи. Герои Фудонга это мечтательные и тоскующие молодые интеллектуалы, которые пытаются найти точку опоры в «вывихнутой» капиталистической действительности. Они задумчиво фланируют по городским улицам или позируют в рекламе Prada, исподволь, как бы невзначай задавая нам вопрос о том, где же заканчивается пелена симуляции, под которой можно нащупать подлинную реальность.
Герой пятой серии подкаста — великолепный Мэтью Барни. В своих проектах он ни много ни мало конструирует вселенные. Барни чаще всего называет свои работы скульптурами, имея в виду их пространственное значение, их конкретное существование здесь-и-сейчас, прямо перед зрителем. А видео для него становится способом показать, как в этих фантастических декорациях загадочные существа разыгрывают самим художником созданные версии мифа о жизни, смерти и перерождении. И мифы Барни по своему размаху не уступают египетским и греческим — кровь и желчь, золото и комья грязи, секс и экстатический танец — всё сливается в его видеосимфонию.
Шестую серию подкаста открывает Билл Виола, художник, благодаря которому даже далекие от современного искусства зрители ясно ощущают, что видеоарт это Искусство. В работах Виолы раскрываются буддийские идеи и христианские символы, а образы эпохи Возрождения соседствуют с поэтическими видениями мистиков. И в дополнение к этому — работы Виолы очень красивы. То самое искусство, которое, согласно Канту, нравится даже без всякого повода — своей чистой формой.
В фокусе внимания седьмого выпуска — Гэри Хилл, видеохудожник, находящийся в постоянном поиске новых форм визуального языка. Вдохновляясь футуристами и русской заумной поэзией, Хилл погружается в стихию звучащей речи и распадающихся образов. В его видеоинсталляциях как будто разыгрывается миф об умирающей и воскресающем божестве, и мы размышляем о «вероломстве образов».
В восьмую серию подкаста врывается Рагнар Кьяртанссон, исландский художник, совмещающий в своих проектах музыку и визуальные искусства, настоящая рок-звезда видеоарта. Он разыгрывает спектакль в пустом театре, музицирует в ванне столетнего особняка, встречает детей в образе смерти с косой и 8 часов подряд поет «Печаль победит счастье». А еще его называют одной из центральных фигур метамодернизма.
Девятый, заключительный для первого сезона, выпуск посвящен работам финской художницы по имени Эйя-Лииса Ахтила. В ее тонко придуманных кинематографичных работах соединяются натуралистичные сцены (похожие на документальную съемку) и загадочные, наполненные магией эпизоды. Ахтила исследует конфликты, когнитивные диссонансы и «слепые зоны» в зрительском восприятии. Противоположности легко сходятся вместе в ее работах благодаря уникальному ресурсу видеоарта — полиэкрану.
Напоминаем, что в Школе дизайна открыта образовательная программа «Современное искусство» для художников и кураторов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. О том, как поступить на программу бакалавриата вы можете на Дне открытых дверей 6 февраля. Подробнее.
Теперь официально! Галерея современного искусства Школы дизайна НИУ ВШЭ стала частью «Ассоциации галерей» (АГА).
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина принимает заявки до 15 декабря 2024 года на участие в художественной резиденции в Мастерской Эдуарда Штейнберга. Под кураторством нашей аспирантки и сотрудника музея Анны Зиновьевой резидент, проживая в Тарусе, будет исследовать творческое наследие художника и погружаться в местный контекст. Итогом станет художественный проект, реализованный в Мастерской.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Профиль бакалавриата
Студенты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.