Подкаст о современной визуальной культуре «Полиэкран»

Подкаст о современной визуальной культуре «Полиэкран»

На платформе Storytel вышел первый сезон подкаста о современной визуальной культуре «Полиэкран». Ведущие подкаста — преподаватели Школы дизайна Александра Першеева и Татьяна Фадеева.

О подкасте

Мы говорим о самых интересных проектах в поле современного искусства и визуальной коммуникации.

Нам Джун Пайк и клиповое мышление, фильмы-сны Энди Уорхола, проекты Ай Вэйвэя, видеоигра Билла Виолы, комикс в виртуальной реальности, GIF-ка как произведение искусства. Ведущие поговорят о том, как содержимое экрана решает философские вопросы, вскрывает проблемы общества и обновляет наши представления о поэзии будней.

Первый сезон посвящен исключительно экспериментальным практикам видеоарта, а второй и третий — станут междисциплинарными. «Расставив все по местами в видеоарте, мы начнем сталкивать различные медиа, говорить об экранном пространстве применительно к кино, фотографии, GIF, видеоиграм, посмотрим, как музыка и саунд работают в экспозиционном пространстве. Мы надеемся показать алхимическое взаимодействие этих составляющих современной культуры», — рассказывают Александра и Татьяна.

Авторы

кандидат искусствоведения, руководитель направления «История и теория искусств» в Школе дизайна, исследователь современной экранной культуры, видеохудожник

специалист в области современного искусства, кандидат искусствоведения, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ

Идея подкаста

Этот проект напрямую связан с лекционными курсами, которые Татьяна и Александра ведут в Школе дизайна. История видеоарта, фотографии, иллюстрации и комикса, семиотика и теория образа — все эти курсы нашли отражение в подкасте.

«„Полиэкран“ будет интересен как специалистам, так и студентам, а также тем, кто только начинает разбираться в современном искусстве и тех изменениях, которые сегодня происходят в области новых медиа. Нам важно найти общий „знаменатель“ для разных явлений визуальной культуры, разложить все по полочкам», — рассказали ведущие проекта.

Сейчас готов первый сезон, первый выпуск которого уже можно послушать здесь, а весь подкаст доступен на платформе Storytel.

Описание первого сезона

На платформе Storytel первый сезон подкаста выложен полностью, а на платформе Soundcloud выходит по одному выпуску в неделю

1 сезон — ВИДЕОАРТ

Пилотная серия. В первом сезоне на наших экранах окажется видеоарт. Это авангардная практика художников, которые совмещают языки кино, телевидения, живописи и перформанса для того, чтобы исследовать границы современной медиареальности. В каждой серии подкаста мы выводим на сцену одного из ключевых видеохудожников и, рассуждая о нем, затрагиваем вопросы о природе медиума, скрытых пружинах мира искусства, аберрациях языка и шрамах на теле социума, которые раскрылись перед объективом видеокамеры.

Первая серия подкаста посвящена одному из самых важных в истории видеоарта художников, это герой, имя которого называют первым, когда начинают рассказ о видео, именно он первым взял в руки видеокамеру и начал систематическое осмысление того, на что она способна: Нам Джун Пайк.

В этом выпуске мы поговорим о том, что представляла собой арт-сцена 1960-х, о неодадаизме и музыке Джона Кейджа, о магнитном поле, о суперспособностях телевидения, и о том, как маленькая видеокамера изменила ход истории искусства.

Героиня второй серии нашего подкаста: Фиона Тан. Это художница объединяет в своих работах методы документального кино, архивного исследования и живописного конструирования действительности. Фиона Тан сняла для голландского телевидения фильм о том, как отправилась на поиски своих корней в Китай, создала для Венецианской Биеннале инсталляцию о путешествиях Марко Поло, рассказала историю Нелли, незаконнорожденной дочери Рембрандта, оказавшейся в Джакарте.

Отношения Востока и Запада, поиски национальной идентичности, выявление скрытых механизмов, действующих в культуре — эти вопросы окажутся в фокусе нашего внимания сегодня.

В третьей серии подкаста мы говорим о той точке, в которой встречаются видеоарт и перформанс. Нашим героем будет Крис Бёрден, художник, который сделал риск свои творческим методом. Ползти по битому стеклу в рекламном блоке телеканала, взять в заложники ведущую телепередачи о современном искусстве, лежать в музее под стеклом до тех пор, пока не вмешается кто-то из зрителей — такие отчаянные и вместе с тем тонко просчитанные проекты сделали Бёрдена одним из самых известных и радикальных перформеров. Для нас это отличная возможность поговорить о том, какую роль видеоарте играет прямое действие и каким образом экранное искусство способно вызвать до боли живой отклик у зрителя.

В четвёртой серии поговорим о загадочном китайском художнике по имени Янг Фудонг. В своих работах он соединяет эстетику Film noir, меланхоличность Новой волны изящество традиционной восточной живописи. Герои Фудонга это мечтательные и тоскующие молодые интеллектуалы, которые пытаются найти точку опоры в «вывихнутой» капиталистической действительности. Они задумчиво фланируют по городским улицам или позируют в рекламе Prada, исподволь, как бы невзначай задавая нам вопрос о том, где же заканчивается пелена симуляции, под которой можно нащупать подлинную реальность.

Герой пятой серии подкаста — великолепный Мэтью Барни. В своих проектах он ни много ни мало конструирует вселенные. Барни чаще всего называет свои работы скульптурами, имея в виду их пространственное значение, их конкретное существование здесь-и-сейчас, прямо перед зрителем. А видео для него становится способом показать, как в этих фантастических декорациях загадочные существа разыгрывают самим художником созданные версии мифа о жизни, смерти и перерождении. И мифы Барни по своему размаху не уступают египетским и греческим — кровь и желчь, золото и комья грязи, секс и экстатический танец — всё сливается в его видеосимфонию.

Шестую серию подкаста открывает Билл Виола, художник, благодаря которому даже далекие от современного искусства зрители ясно ощущают, что видеоарт это Искусство. В работах Виолы раскрываются буддийские идеи и христианские символы, а образы эпохи Возрождения соседствуют с поэтическими видениями мистиков. И в дополнение к этому — работы Виолы очень красивы. То самое искусство, которое, согласно Канту, нравится даже без всякого повода — своей чистой формой.

В фокусе внимания седьмого выпуска — Гэри Хилл, видеохудожник, находящийся в постоянном поиске новых форм визуального языка. Вдохновляясь футуристами и русской заумной поэзией, Хилл погружается в стихию звучащей речи и распадающихся образов. В его видеоинсталляциях как будто разыгрывается миф об умирающей и воскресающем божестве, и мы размышляем о «вероломстве образов».

В восьмую серию подкаста врывается Рагнар Кьяртанссон, исландский художник, совмещающий в своих проектах музыку и визуальные искусства, настоящая рок-звезда видеоарта. Он разыгрывает спектакль в пустом театре, музицирует в ванне столетнего особняка, встречает детей в образе смерти с косой и 8 часов подряд поет «Печаль победит счастье». А еще его называют одной из центральных фигур метамодернизма.

Девятый, заключительный для первого сезона, выпуск посвящен работам финской художницы по имени Эйя-Лииса Ахтила. В ее тонко придуманных кинематографичных работах соединяются натуралистичные сцены (похожие на документальную съемку) и загадочные, наполненные магией эпизоды. Ахтила исследует конфликты, когнитивные диссонансы и «слепые зоны» в зрительском восприятии. Противоположности легко сходятся вместе в ее работах благодаря уникальному ресурсу видеоарта — полиэкрану.

Напоминаем, что в Школе дизайна открыта образовательная программа «Современное искусство» для художников и кураторов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. О том, как поступить на программу бакалавриата вы можете на Дне открытых дверей 6 февраля. Подробнее.

Направление обучения

Современное искусство

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и кинематографистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.

В рамках направления открыты программы бакалавриата и аспирантуры, а с этого года запускается набор на программу магистратуры.

Как поступить

Профиль

Кино и видеоарт

В основе профиля «Кино и видеоарт» — формирование у студентов концептуального мышления и неустанная практическая работа над всеми стадиями кинопроизводства — от написания сценарных заявок до монтажа и озвучки. Сту­денты работают с дви­жу­щимся изобра­жением и создают проекты в сфере экранных искусств.

Как поступить