«Танцующие люди на саунд-выставке — лучший фидбек для куратора»

© Михаил Дмитриев
© Михаил Дмитриев

Весь февраль в HSE ART Gallery проходила выставка «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры». Ольга Зубова, саунд и визуальная художница, студентка I курса магистерского профиля Sound Art & Sound Studies, стала кураторкой выставки вместе с руководителями направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» Андриешем Гандрабуром и Стасом Шарифуллиным. Мы расспросили Олю о ее впечатлениях и узнали, какие задачи стоят перед куратором саунд-выставки.

О чем была выставка?

На выставке были представлены проекты, созданные современными звуковыми художниками и студентами направления «Саунд-арт и саунд-дизайн». Каждый автор представил свою работу с помощью многоканальной аудиосистемы, создающей «эффект погружения». В пространстве HSE ART Gallery элементы композиций распределялись по участкам звуковой системы, благодаря чему слушатель мог сам сформировать маршрут и сценарий прослушивания работ художников, перемещаясь от одного источника звука к другому, оказываясь при этом внутри «звучащих миров».

Какой отзыв посетителя выставки запомнился?

Я слышала о выставке только положительные отзывы. Самой неожиданной реакцией на выставку стало то, что под конец дня открытия слушатели и посетители стали двигаться и танцевать! В Инстаграме я также видела, что посетители танцевали, и это очень здорово. Perila (одна из художниц выставки, прим.), увидев танцующих людей сказала, что это лучший фидбек! Думаю, что соглашусь с этим.

Студентка магистратуры Школы дизайна в роли куратора выставки «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры»

О кураторстве

Я учусь на I курсе магистерской программы «Практики современного искусства» (профиль Sound Art & Sound Studies). На этой выставке я впервые попробовала себя в роли куратора, и в большей степени отвечала за концептуальную и текстовую части. Была проделана огромная работа, и по тем положительным отзывам, которые я слышала, можно понять, что выставка получилась очень удачной! С друзьями мы смеялись над тем, что куратор на выставке занимается всем — от отпаривания штор до написания текстов. Обязанностей действительно было много: поиск художников, которые будут участвовать, отбор на open call, придумывание концепта, написание текстов, выставление света, даже расставление тумбочек, на которых будут сидеть посетители. Все это важные детали, которые влияют на то, как посетитель воспринимает выставку.

Если говорить о правилах внутри нашего кураторского состава — это был горизонтальный подход к организации, все были на равных. Со своей стороны я старалась выстраивать максимально комфортное общение с приглашенными художниками и студентами, обсуждая и согласовывая с ними все детали и моменты. После открытия выставки ко мне подходили художники и признавались, что организация была просто отличной!

Кураторы выставки Стас Шарифуллин, Ольга Зубова, Андриеш Гандрабур
Кураторы выставки Стас Шарифуллин, Ольга Зубова, Андриеш Гандрабур

Что нужно знать о саунд-выставке до того, как отправиться на нее?

Лучше быть максимально открытым. Звук — это всегда про впечатления, про опыт, который в любом случае будет индивидуальным. В концепт выставки закладывалась именно перформативность звука и процесса слушания. Именно слушатель оказывается тем активным лицом, которое конструирует свой личный опыт.

Выводы и планы на будущее

Иногда стоит себя «заземлять» и помнить о том, что важно не только уметь прописывать концепции, но и быть готовым работать в реальном пространстве, что часто бывает сложно. Многие институции и галереи в России чаще работают именно с визуальным искусством, и не предназначены для работы со звуком. Кому-то это может показаться удивительным — что можно показать и рассказать без визуальности? Мы живем в мире, где все построено на ней. На нашей выставке мы до минимума снизили визуальную часть и работали именно со звуком. И это очень сильный медиум. В моих планах — продолжить работу как в своих личных художественных проектах, так и в роли куратора. А еще обсуждать звук хочется больше. К примеру, в подкасте «кунстштюк» у нас скоро, надеюсь, выйдет эпизод, посвященный саунд-арту.

Юлия Юсма, директор HSE ART Gallery:

«Этот проект стал для всех его участников экспериментом: необычный технический сетап, сведенное до минимума визуальное наполнение выставки, большая группа кураторов и организаторов, действующих горизонтально. Как и во многих самоорганизациях и больших групповых начинаниях, кто-то всегда должен самостоятельно выбрать позицию не только внимательного наблюдателя или советчика, но и активного участника всех процессов, иначе выставка может не собраться. Оля как раз стала таким человеком в проекте. Она смогла учесть все разнообразные пожелания команды и художников, принимала участие в написание текстов, монтаже и в обсуждении всех важных решений по выставке. Этот проект, конечно, результат коллективных усилий и работы, но Олину включенность переоценить сложно — действительно, от нее зависело многое и она блестяще справилась с каждой взятой на себя задачей».

Всю информацию о постпулении в магистратуру и о специфике обучения можно узнать на Дне открытых дверей, который пройдет 16 марта в 19:00 в онлайн-формате.

Направление

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты направления изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

Благодаря галерее, у студентов появилась возможность показывать собственные проекты и участвовать в групповых выставках вместе с уже сложившимися и известными авторами, принимать участие во всех организационных процессах, сопровождающих создание каждой выставки галереи.

Подробнее