CALL FOR PAPERS Performance Artistic Research Lab (PeARL) online conference

Прием заявок на онлайн-конференцию «Лаборатория творческих исследований перформанса»

«Лаборатория творческих исследований перформанса» (Performance Artistic Research Lab, PeARL) совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ открывают приём заявок на онлайн-конференцию «Перформанс крупным планом: опыт пандемии и новые подходы к перформансу», которая пройдёт 17 июня 2021 года.
​​​​​​​

О лаборатории

«Лаборатория творческих исследований перформанса» (Performance Artistic Research Lab, PeARL) — междисциплинарная и международная лаборатория, направленная на изучение того, что сегодня понимают под термином «перформанс» в академическом контексте.

Мы исходим из того, что «перформативное» шире «театрального» и, включая то, что называют «социальной драмой» (В.Тэрнер) или «представлением себя другому» (И.Гофман), перекидывает мост от тетра к повседневности. Исследования в области перформанса расширяют само понятие «перформанс», применяемое уже не только к отношениям между художником и зрителем, но и к социальным взаимосвязям, поведению, образу жизни, идентичности, научному поиску, политическому действию и философии. Между творчеством и научным анализом, между непосредственным действием и философскими размышлениями могут существовать внутренние противоречия, но непроницаемых границ нет. Мы ищем способа преодолеть эти границы — ищем разломы, сдвиги, подводные течения, закоулки.

Лаборатория PeARL не ограничивается академической средой, хотя и связана с двумя крупными университетами, один из которых находится в России (Школа дизайна НИУ Высшая школа экономики, Москва), другой — в Великобритании (Голдсмитс, Лондонский университет). Отталкиваясь от ставших уже классическими исследований в области перформанса Роузли Голдберг, Эрики Фишер-Лихте и других, участники лаборатории задаются вопросом, как научные исследования могут влиять на творческие практики — и наоборот. Давая свободу эксперименту, участники PeARL ищут пути, на которых происходит встреча и взаимобогащение перформанса как художественного творчества, социальной практики и как особой философии.

На конференции «Перформанс крупным планом: опыт пандемии и новые подходы к перформансу» речь пойдет о том, как, невзирая на расстояния, теоретики и практики перформанса со всего мира выстраивали и продолжают выстраивать сотрудничество; о воздействии онлайн-коммуникации на обмен идеями и творческие практики; об ограничениях и возможностях перформанса в контексте расширения международных связей; о понятиях живого общения и присутствия и, наконец, о том, каким мы, люди, размышляющие о творчестве, занимающиеся им и исследующие его, видим будущее после пандемии. Подходы к перформансу можно условно разделить на четыре обширные категории: «перформанс и тело», «перформанс и пространство», «перформанс и общество», «перформанс и зритель». Мы приглашаем к участию докладчиков, рассматривающих опыт пандемии сквозь призму исследований перформанса.

Возможные темы

  1. Тело в виртуальном пространстве
  2. Перформанс и взгляд — на сцене и онлайн
  3. Работа над модным телом и позой
  4. Экспериментальная мода (не)конформный костюм
  5. Перформанс в виртуальной реальности и субъективность в цифровой среде
  6. Стремление замаскировать, скрыть или продемонстрировать
  7. Тело без органов в пространстве пандемии
  8. Голод по касаниям — телесность и проксемика
  9. На своем месте: действие, присутствие и отсутствие в онлайн-среде
  10. Общение в Zoom и теории аффектов
  11. Междисциплинарность как преодоление пространства и времени: границы, языки, культуры, часовые пояса
  12. Перформанс онлайн (телекоммуникации / прямая трансляция / запись)
  13. Сотрудничество в мире после пандемии
  14. Оценка потенциала перформанса и вопросы, требующие вдумчивого анализа

Тезисы/презентации (300 слов / 10 слайдов максимум) принимаются до 20 мая 2021 года по адресу: pearlab2020@gmail.com.

Подробнее

Аспирантская школа по искусству и дизайну

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить