Выставка «Призракология постсоветских пространств»

Выставка «Призракология постсоветских пространств»

В HSE ART GALLERY прошла групповая выставка шестидесяти художников, среди которых студенты и преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ, а также независимые авторы. Выставка — тотальная инсталляция: не то обжитой подъезд, не то захламленная квартира, наполненная работами художников, где графика, скульптура, видео, фотография и живопись осмысляют постсоветское пространство.

Выставка являлась результатом оpen call, в ходе которого художникам предлагалось поразмышлять о «хонтологии» или «призракологии» окружающих нас пространств. Термин «хонтология», от слова haunt («призрак»), назван так по аналогии с онтологией — учением о бытии, описывающем особый тип бытия призрака как сущности, которая не является ни живой, то есть «существующей», ни неживой, то есть «существовавшей». Кураторки Александра Кузнецова и Софья Афанасьева отсылали участников выставки к тексту Жака Деррида «Призраки Маркса» и предлагали исследовать постсоветские пространства — общественные и частные — от самой страны, ее городов и улиц до многоквартирных типовых домов и коммуналок, дач и деревень на предмет присутствия фантомных феноменов, влияющих на наше бытование. Ответом художников стали самые разнообразные работы: графика, живопись, инсталляция и видео. Среди них кураторки, ставившие перед собой также исследовательские задачи, пронаблюдали несколько ключевых типов проявления призрачности в работах участников выставки.

Фото Митя Лялин
Фото Митя Лялин

Многие художники оказались заворожены созерцанием самих пространств, доставшихся нам в наследие предшествующей эпохи и воспринимают их как повод для фиксации или своего рода непременные декорации для событий современности. Промышленные зоны, гаражи, панельки, подъезды становятся объектами пристального вглядывания художников и самого разного диапазона отношения к ним — от ностальгии и любования до неприязни. Так в живописных работах Сергея Козликина и Анастасии Иликпаевой город — это родной, пусть и потертый, добрый мир, теплый и обжитой. В работе же Юлии Стародубцевой набившие оскомину панельки становятся сюжетом на кожухе боксерской груши, провоцирующим зрителя вступить с ними в обреченную схватку.

​​​​​​​Ряд художников обращается к пространствам как к месту действия, связанному с личной памятью, семейными историями и ностальгией. В инсталляции Кати Егоровой призраком предстает укрытая простыней и затем исчезнувшая новогодняя елка. А в объекте Екатерины Финкенштейн привычно торчащие праздничные флаги становятся полотнами воспоминаний прошедшего детства.

Наиболее сложный блок работ — проекты, связанные с идеологическими призраками и образами в окружающих нас пространствах. Здесь взгляд художников пронзителен и критичен к увиденному. Художницы и преподавательницы Школы дизайна Мария Челоянц и Катя Сиверс обнаружили в качестве призрака — бесконечно тиражируемый образ «Трех богатырей» Виктора Васнецова. Они развоплотят пропагандистский и идеологический знак, в который был перекодирован сюжет с тремя былинными персонажами в советское время, и соберут совместно со студентами музей одного образа.

Важная группа работ — это попытки фиксации или генерирования разного рода мистических феноменов и психоделических переживаний, связанных с теми или иными пространствами. Здесь художники буквально фиксируют и предъявляют зрителю различные фантомы. Так в живописной работе Константина Аджера известный сюжет картины Александра Герасимова становится своего рода психоделическим трипом в параллельную реальность.

Алла Мировская «Москва. Коньково. Перезагрузка»
Алла Мировская «Москва. Коньково. Перезагрузка»
Александра Кузнецова «Микрорайон»
Александра Кузнецова «Микрорайон»
Бальжима Балаганова «Зунтэглэхэ»
Бальжима Балаганова «Зунтэглэхэ»
Роман Сойеров «Железная рука»
Роман Сойеров «Железная рука»

Отдельно можно выделить ряд работ, связанных с темами руин и утопий. Это наблюдение за отдельными местами, районами, определенным типом построек и даже целыми городами, которые уходят вместе с советской эпохой, но все еще присутствуют на незначительном удалении от нас. И продолжают привлекать авторов, как исключительно эстетикой разрушения, так и маркерами не свершившихся обещаний, руинами невоплощенных утопий.

Выставка является дипломным проектом студентки IV курса бакалавриата «Дизайн и современное искусство» Софии Афанасьевой в соавторстве с ее научным руководителем — Александрой Кузнецовой. На этапе подготовки выставки было создано визуальное исследование «Призракология в постсоветском искусстве» — книга, представляющая собой обзор проектов современных российских художников, которые можно интерпретировать как попадающие в это тематическое поле. Работа является частью диплома и будет представлена на выставке.

Помимо экспозиции в пространстве галереи выставка включает в себя также и онлайн-часть, в которой собраны фото, видео, гейм- и веб-проекты.

Смотреть видео с выставки:

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

В выставке принимают участие более 60 художников, среди которых студенты и преподаватели Школы дизайна, а также независимые авторы.

Участники: Константин Аджер, Майкл Арутюнян, София Афанасьева (selective miracles), Алла Афонина/Вера Лапонкина, Бальжима Балаганова, Александр Болквадзе, Серафима Бреслер, Алена Бондарева, Валерий Вачегин, Маргарита Варакина, Елена Власова, Мария Головкина, Дарья Головкова, Анна Гордеева, Даня Двинских и Оля Терехова, Анастасия Дороганова, Екатерина Егорова, Анастасия Иликпаева, Дмитрий Катаев, Сергей Козликин, Алиса Колеватых, Александра Кузнецова, Юлия Кузьмина, Диана Мачулина, Алла Мировская, Анастасия Мотина, Алеся Мурлина, Александр Никольский, Варя Панюшкина, Ксения Пасюра, Маша Плотникова, Павел Рогатов, Екатерина Романова, Алина Рыбальченко, Алексей Рюмин, Екатерина Серикова, Екатерина Сиверс и Мария Челоянц, Роман Сойеров, Хаим Сокол, Арина Соленова, Алексей Старков, Юлия Стародубцева, Александр Тарасенков, Светлана Троицкая, Дарья Трублина, Екатерина Финкельштейн, Анастасия Цайдер, Виктория Цуканова, Ника Черняева, Ева Шорина, Полина Штанько, DEMSAM (Елизавета Остапенко, Дарья Кочеткова, Анастасия Прахова, Марина Штык), Max Shuz, Paracollective (Дина Караман, Владимир Надеин)

Дизайн: Анастасия Погорелова

КУРАТОРКИ ПРОЕКТА

академический руководитель образовательной программы «Дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художница, преподавательница, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.

саунд и визуальная художница, студентка 4 курса профиля «Дизайн и современное искусство». В своих художественных практиках София исследует соотношение личной и коллективной памяти, то как создаются воспоминания. Фокус ее исследования направлен на переосмысление прошлого в современной культуре.

Данная выставка является дипломным проектом в рамках бакалаврской программы обучения в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОЕКТА

Школа дизайна НИУ ВШЭ — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, входящей в список 40 лучших молодых университетов мира и ставшей лучшим российским вузов в категории Art&Design по версии ведущего международного образовательного рейтинга QS-2021. В Школе дизайна учится более 2700 студентов, для которых открыты программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования. Также Школа предлагает детские курсы по более чем 15 образовательным направлениям.

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

Бакалаврский профиль «Дизайн и современное искусство» нацелен на подготовку художников в классическом понимании профессии, а также художников-экспериментаторов, занимающихся актуальным искусством, работающих в частности с мультимедийными и mixed-media проектами. Учебная программа профиля включает в себя работу с объектами, инсталляциями, перформансом, видео и другими художественными медиумами, а также изучение графических и мультимедийных технологий. Кроме того, студенты осваивают широкий круг теоретических дисциплин. Неизменным остается проектный формат обучения, отлично зарекомендовавший себя за годы существования Школы дизайна.

Читайте также

Мастерская Пьера-Кристиана Броше «Вопросы инверсии» на выставке в «Зарядье»

23 августа 2024 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» откроется выставка «Зеркало для художников», открытая в рамках VI Всероссийского форума молодежных творческих мастерских «АРТ-Мастерская XXI». Одну из мастерских проекта курировал Пьер-Кристиан Броше.

Медиум как метафора

В повседневном контексте художественного производства под медиумом по-прежнему зачастую понимают «материальные основания» конкретной работы, включая пространственно-временную специфику ее показа (видео, графика, перформанс, инсталляция и т.д.). О постмедиальном состоянии искусства и расширительном понимании термина «медиум» в текстах Розалинд Краусс или работах Пьера Юига рассказывает Валерия Конончук.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ — место для развития и поддержки молодого искусства.

HSE ART GALLERY была основана в 2018 году, как место, главная задача которого — помогать студентам совершать первые профессиональные шаги. Вместе с тем мы делаем шаг в сторону сотрудничества с внешними художниками и кураторами, начиная выстраивать партнерство с другими галереями и платформами. С 2024 года галерея существует на двух площадках: в кампусе Школы дизайна на Малой Пионерской и на территории ЦСИ Винзавод.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.