По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В HSE ART GALLERY прошла персональная выставка художницы Кати Правды. Чувственные шарады из телесного и растительного — в проект вошли фотографии, гербарии, скульптуры из камней и конфет, создаваемые художницей с 2016 года. Многие работы, существовавшие только в цифровых форматах, впервые получили на выставке материальное воплощение.
Кураторы: Юлия Юсма и Алексей Рюмин
Катя Правда — художница по жизни, всегда при исполнении, снимает только на телефон. Искусство для нее — элементарная каждодневная практика, как для кого-то приготовление утреннего кофе или гимнастика. Отсюда ее щедрость (новые работы появляются в Инстаграме буквально каждый день) и сиюминутная искренность, имманентное онлайн-платформе ощущение «здесь и сейчас». Работы Кати Правды хорошо видно, но в то же время их сложно показать; многие существуют лишь в формате авторской цифровой документации. «Все они либо стали удобрениями, либо съедены, либо повторно использованы для других задач», — комментирует художница этику своего творческого процесса. В этом плане выставка в HSE ART GALLERY для нее стала освоением новых территорий: здесь впервые материализовалось физически то, что много лет существовало в цифровых пространствах или создавалось для единственной фотосъемки.
Катино искусство зрительское, демократичное. Слагаемые, из которых оно состоит, сами по себе хороши и приятны — лепестки цветов, ветки, камни, овощи, грибы. Но дальше в дело вступает азартный внутрикадровый монтаж при помощи клея для накладных ресниц: очертания знакомого начинают рябить, проступает иное.
Свойскость отношений с растительным миром для Кати, выросшей в окружении сада, цветов и деревьев, зверей и домов, где было не принято закрывать двери, не случайна. Многие могут вспомнить ноготки из ромашки или накладные ресницы из колокольчика, зарытые «секретики» и в целом детское состояние тщательного вглядывания в природное, дачное, лесное. Как ребенок варит кашу из песка и воды, легко назначая привычным вещам новые фантазийные свойства, так и Катя находит простые, но неожиданные визуальные комбинации, конструирует собственный художественный язык.
И здесь хочется поговорить о темной стороне этого языка и этих комбинаций. Подобно юнгианской тени, с которой следует подружиться вместо того, чтобы сбегать от нее сломя голову, тень наших поверхностных мечтаний о слиянии с природой, которую можно разглядеть в Катиных работах, придает им силу и широту диапазона. Темная экология Тимоти Мортона — нишевое направление популярной философии последних лет — предлагает нам принять изменчивость и неподконтрольность природного мира в качестве основы любых отношений с другими объектами. Это попытка посмотреть на природу с новой стороны, допустить отсутствие однозначно объясняемой системы, по которой она функционирует. Наделить каждый элемент природного мира собственной агентностью, способностью влиять на нас, вызывать ужас, приятие или трепет. Наделить самих себя смелостью признать: мир всегда шевелится. И мы не центр этого движения.
Можно сказать, что Катя жила, наблюдая в обычной экологии ее темную тезку еще до того, как это стало модно. Подобная оптика описана в «Лодейникове» Николая Заболоцкого:
«В траву. Трава пред ним предстала
Стеной сосудов. И любой сосуд
Светился жилками и плотью. Трепетала
Вся эта плоть и вверх росла, и гуд
Шел по земле. Прищелкивая по суставам,
Пришлепывая, страною шевелясь,
Огромный лес травы вытягивался вправо,
Туда, где солнце падало, светясь.
И то был бой травы, растений молчаливый бой,
Одни, вытягиваясь жирною трубой
И распустив листы, других собою мяли,
И напряженные их сочлененья выделяли
Густую слизь. Другие лезли в щель
Между чужих листов. А третьи, как в постель,
Ложились на соседа и тянули
Его назад, чтоб выбился из сил.
И в этот миг жук в дудку задудил.»
Заболоцкий ставит природу в противовес герою и выкручивает контраст. У Кати же природа обнимает все — и в хоре травы становятся слышны истории отдельных травинок.
Экспозиция выставки как раз начинается с этих травинок. Рабочие названия трех залов — «гостиная», «столовая» и «замок». Зеленый зал-знакомство — яркий и цветущий, как сегодняшний Инстаграм-профиль, по которому художница известна широкой аудитории. Катино коронное смешение сада и садовника в единое целое на месте, однако тут еще никого не стремятся озадачить.
Этот праздник цвета несколько затухает в следующем зале, содержание которого менее прямолинейно. Представьте, что мы уже познакомились и можем перейти к общению — или еде, так как это зал урожая. Здесь много натюрмортов в буквальном значении («мертвая природа»), а компанию овощей, грибов и камней разбавляет пластик, подготавливающий нас к финалу экспозиции.
Миновав угодья первых залов, мы оказываемся в пространстве, где выставлены преимущественно ранние работы. Фата из старой простыни, зубы из ногтей, ресницы и хомуты, зарытые в землю видео-секретики. В этом зале садовник сталкивается уже не с окружающей природой, а с собственной. Здесь посетители наконец попадают в титульный «замок», давший название выставке. Буквальная физиологичность в работах возрастает, сохранять дистанцию зрителю позволяет аккуратный коллажный этикет и остроумие художницы.
Простота компонентов в Катином случае не делает проще результат — это демократичность медиума, а не контента. Красота и ясность оборачиваются завораживающими химерами. Свой композиционный метод Катя оттачивала на самых разных материалах и сформулировала следующим образом: «Если у вас появляется ошибка, вы должны превратить ее в систему». Что может быть интереснее, чем ошибка, и что такое шутка, как не точно подобранная ошибка? И из чего, как не из собственных драгоценных ошибок, каждому строить свой замок?
Катя Правда (@thundergirl_xtal) — художница, арт-директорка. Окончила Школу дизайна НИУ ВШЭ в 2017 году. В настоящее время работает директрисой красоты статей в Т—Ж. Как художница сотрудничала с Vogue Russia, BURO 24/7, The Blueprint и др.
Персональные выставки:
«Не май месяц», ЦТИ Фабрика, 2018
«Воркаут», ЦТИ Фабрика, 2017
Групповые выставки:
«Удобное искусство», ММОМА, 2019
«Заколдованное место», Новое крыло Дома Гоголя, 2016
«С улицы», Точка зрения, 2015
кураторка, директорка HSE ART GALLERY
Художник, мультимедиа-дизайнер, участник российских и международных выставок, автор цикла проектов в жанре «бумажной архитектуры», музыкальных клипов (СБПЧ, Петр Налич), объектов, анимационных и документальных фильмов и видео-арта. Руководитель профиля «Анимация и иллюстрация» и автор программы его базового курса, координатор профилей «Комикс», «Анимация и иллюстрация», «Визуальные эффекты», «Геймдизайн и виртуальная реальность».
Школа дизайна НИУ ВШЭ — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, входящей в список 40 лучших молодых университетов мира и ставшей лучшим российским вузов в категории Art&Design по версии ведущего международного образовательного рейтинга QS-2021. В Школе дизайна учится более 2700 студентов, для которых открыты программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования. Также Школа предлагает детские курсы по более чем 15 образовательным направлениям.
Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.
Бакалаврский профиль «Дизайн и современное искусство».
Профиль нацелен на подготовку художников в классическом понимании профессии, а также художников-экспериментаторов, занимающихся актуальным искусством, работающих в частности с мультимедийными и mixed-media проектами. Учебная программа профиля включает в себя работу с объектами, инсталляциями, перформансом, видео и другими художественными медиумами, а также изучение графических и мультимедийных технологий. Кроме того, студенты осваивают широкий круг теоретических дисциплин. Неизменным остается проектный формат обучения, отлично зарекомендовавший себя за годы существования Школы дизайна.
21 ноября в тольяттинском Музее Актуального Реализма открывается выставка «Зеркало для художника». Руководителем одной из мастерских, которые будут работать в её рамках, станет Пьер-Кристиан Броше, куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
«Учитель / ученик» — цикл персональных выставок в HSE ART GALLERY, в рамках которого на одной площадке демонстрируются проекты преподавателей и студентов. Этот формат позволяет представить срез созданных за годы учебы наиболее значимых работ молодых авторов, увидеть известных художников в новом качестве и соотнести оптику учеников и их наставников. Экспозиция «Сад, в котором ты один» объединяет работы преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ Дмитрия Цветкова и его студентки Александры Бочеверовой.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
О галерее
Галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ — место для развития и поддержки молодого искусства.
HSE ART GALLERY была основана в 2018 году, как место, главная задача которого — помогать студентам совершать первые профессиональные шаги. Вместе с тем мы делаем шаг в сторону сотрудничества с внешними художниками и кураторами, начиная выстраивать партнерство с другими галереями и платформами. С 2024 года галерея существует на двух площадках: в кампусе Школы дизайна на Малой Пионерской и на территории ЦСИ Винзавод.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.