«Плоскость. Объем. Движение». Итоги мастер-класса Алисы Горшениной

В марте в Школе дизайна прошел мастер-класс художницы Алисы Горшениной. В течение трех дней — 5, 12 и 13 марта — участники под руководством Алисы создавали свои работы в технике stop motion. В этом материале предлагаем вам посмотреть на получившиеся работы и узнать впечатления от мастер-класса у Алисы и участников мастер-класса.

Первая встреча с Алисой Горшениной прошла онлайн и была посвящена приемам в иллюстрации, которые художница практиковала во время обучения. Вторая — созданию объемного портрета. Результатом третьей встречи для каждого участника стала своя собственная готовая работа — объемный портрет, воплощенный в анимацию.

Alice Hualice. Художница, работающая в разных сферах — от живописи, графики, текстильных скульптур до видеоарта, анимации и цифровых коллажей.

Наша встреча стала чем-то вроде терапии. Сейчас очень важно общаться с людьми, проводить вместе время. Лично для меня эта встреча стала отдушиной, поскольку я работала вместе с участницами. Сотворчество заряжает положительной энергией. Я не только передала свой опыт, но и получила многое для себя.

Алиса Горшенина

Фото: Дарья Ратушина
Фото: Дарья Ратушина

Алиса Горшенина рассказала нам о том, как прошел мастер-класс

Когда Школа дизайна пригласила меня провести мастер-класс, я подумала, что не могу никого ничему научить — моя работа очень спонтанная, я много импровизирую. Каждый мой проект создается по-новому, и нет никаких четких технологий. Тем не менее, мне есть что рассказать и хочется поделиться своим опытом с другими художницами. Я решила разделить мастер-класс на три этапа — каждый символизирует то, что я когда-то делала, этапы моего творчества. Изначально я занималась иллюстрацией, затем перешла в объем, начала создавать маски. Позже я оживила свои работы и начала заниматься видеоартом и анимацией. Темой я выбрала автопортрет. Мне кажется, что, создавая автопортреты, можно многое узнать о себе. Такие работы очень искренние — когда человек создает свой портрет, он вряд ли будет лукавить. Это прямая работа с собой, которую я сама часто практикую.

На первом занятии я хотела поделиться с участницами своими экспериментами того времени, когда я училась и занималась иллюстрацией. Такие различные техники рисования, как, например, рисование нерабочей рукой или рисование с закрытыми глазами. Лично я делаю это для того, чтобы освободить руки и чувствовать прямой импульс, когда я не анализирую то, что делаю, и не пытаюсь заставить свою руку рисовать то, что мне нужно, а просто отдаюсь процессу и свободно создаю работы.

На втором занятии мы перешли в объём — участницы выбрали либо свои привычные материалы, либо те, с которыми никогда не работали, и мы воплощали свой портрет в объёме.

На третьем этапе эти портреты должны были ожить. Изначально тема подразумевала абстракцию. Я хотела, чтобы все поработали со своим образом, посмотрели на себя в зеркало, увидели свои особенности, попытались прислушаться к себе и отразить себя сначала в плоском автопортрете, а потом в объёмном.

Как мне кажется, по итогу все участницы так или иначе отразили в своих работах эмоции сегодняшнего дня. Было много эмоциональных работ, в которых много переживаний. Были и более абстрактные работы. Но главное, что все они были разными, индивидуальными. Каждая участница изобразила себя в уникальной форме.

Наша встреча стала чем-то вроде терапии. Сейчас очень важно общаться с людьми, проводить вместе время. Лично для меня эта встреча стала отдушиной, поскольку я работала вместе с участницами. Сотворчество заряжает положительной энергией. Я не только передала свой опыт, но и получила многое для себя.

Работы участников мастер-класса

«Мне однозначно хочется продолжить работать с текстилем, до этого основным медиумом для меня был коллаж, в котором я работала исключительно с разного вида бумагой. После мастер-класса решила, что хочу попробовать создавать подобное, но уже из лоскутков ткани».

Влада Пашевич: «В своём искусстве я никогда не использовала автопортреты, хотя это достаточно большой пласт, от которого можно отталкиваться в процессе работы над разными проектами. Возможно, это было связано с некой сепарацией внутреннего и внешнего, поэтому было особенно интересно попробовать сфокусироваться на внешнем, посмотреть на себя и передать состояние, создав текстильный объект, отдаленно напоминающий мое лицо. Мне однозначно хочется продолжить работать с текстилем, до этого основным медиумом для меня был коллаж, в котором я работала исключительно с разного вида бумагой. После мастер-класса решила, что хочу попробовать посоздавать подобное, но уже из лоскутков ткани. Также хочется снова повторить приём с капроном и синтепоном, показанный Алисой, Удивительно, насколько непредсказуемые вещи могут получаться, используя два этих материала».

«Тема метаморфоз всегда меня интересовала, но сейчас время перемен ощущается особенно остро. Мы не всегда к ним бываем готовы, но они таят в себе много силы. А на месте старого обязательно появится что-то новое».

Катерина Костерина: «Кислотная гусеница и её превращение в бабочку — это не что иное, как мой автопортрет. Он отражает не внешнее сходство, конечно, а передает внутреннее состояние. Тема метаморфоз всегда меня интересовала, но сейчас время перемен ощущается особенно остро. Мы не всегда к ним бываем готовы, но они таят в себе много силы. А на месте старого обязательно появится что-то новое. Я ехала на мастер-класс без каких-либо идей в голове — она сейчас всё время занята другими мыслями. Доверилась процессу. Было в новинку попробовать технику создания объёмных персонажей из синтепона, подобную анимацию я тоже делала впервые. Кислотно-зелёная ткань была выбрана неспроста: я планировала сделать проект немного сложнее, с использованием хромакея, но техически не всё удалось реализовать. Однако начало положено, и я надеюсь, этот опыт ещё выльется во что-то интересное».

«Мой проект — своеобразный автопортрет и рефлексия на все проиходящее вокруг».

Лилит Бирюкова: Уже на первом занятии по ZOOM, когда мы с Алисой изучали и рисовали свои лица, я задумалась о том, как я себя вижу, и думала об этом после занятия. Запустился какой-то чудесный процесс переосмысления и самоидентификации. Это и попыталась передать своей работой. Я часто работаю в технике коллажа и очень давно хотела попробовать придать своему творчеству объем, поэтому очень рада, что получилось в процессе работы опробовать новые материалы, работу с чем-то выпуклым, осязаемым — тем, что можно трогать, деформировать, вешать на стену или обнимать. Я однозначно буду внедрять новые приемы, о которых узнала, в свои будущие проекты. Пока не знаю, как, но точно буду. В процессе личного взаимодействия с художницей все сразу понимаешь и чувствуешь. Я узнала новые фишки как в диджитал, так и в ручной технике работы. Получилось сделать то, что делаю так давно, под каким-то новым волшебным ракурсом".

«Эта зарисовка — маленькое визульное исследование народных традиций. Главная героиня — кукла-столбушка — своей концепцией напоминает полено, из которого папа Карло выстругал себе Буратино».

Софья Скороходова: «Эта зарисовка — маленькое визульное исследование народных традиций. Главная героиня — кукла-столбушка — своей концепцией напоминает полено, из которого папа Карло выстругал себе Буратино. Вот такое одушевление, в результате которого рождается персонаж-трикстер, оживило и мою деревянную куклу-оберег. После мастер-класса ушел страх сложных мультидисциплинарных проектов: когда ты и швец, и жнец, и на дуде игрец. А пришли — новые возможности для создания и развития собственных миров. В первую очередь, очень хотелось повзаимодействовать с Алисой как с художником и как с человеком. Работа в одном пространстве и творческое сосуществование даже в короткий промежуток времени подпитывает и заряжает, а это очень важно и необходимо, особенно сейчас».

Участники мастер-класса

Гусакова Екатерина, Пашевич Владислава, Трофимова Ольга, Непутина Вероника, Шмелева Дарья, Гайфутдинова Янита, Шибнева Алина, Кириллова Юлия, Салисова Александра, Скороходова Софья, Катерина Костерина, Сегова Александра, Иванова Елизавета, Асеева Анна, Бирюкова Лилит.

Мастер-класс проводился ART Вышкой — подразделением, объединяющим образовательные профили бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ в области современного искусства, а также выставочные и арт-проекты, в которых участвуют студенты и преподаватели Школы.

В подразделение ART Вышки входят профили бакалавриата: «Дизайн и современное искусство», «Художник и куратор», «Меда-арт», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Экранные искусства»; и магистратуры: «Современная живопись», «Фотография», «Печатная графика», «Видеоарт», «Sound Art & Sound Studies», «Театр и перформанс», «Art & Science», «Керамика и текстиль».

13 апреля в 19:00 пройдет День открытых Дверей программ магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Адрес: Малая Пионерская ул., 12, ауд. 384.

23 апреля в 12:00 пройдет День открытых дверей программ бакалавриатв Школы дизайна: программы «Дизайн», «Мода» и «Современное искусство»
Адрес: Центр культур НИУ ВШЭ, большой конференц-зал (Покровский б-р, 11с6).

День открытых дверей это прекрасная возможность познакомиться с кураторами и узнать все о поступлении и обучении в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Читайте также

«Зиккураты». Выставка Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски

С 14 апреля по 14 мая в московском пространстве VLADEY будет проходить выставка арт-группы ППСС «Зиккураты». ППСС — это знаменитый художник и писатель, изобретатель «психоделического реализма» Павел Пепперштейн и выпускница Школы дизайна НИУ ВШЭ, мультимедиахудожница Соня Стереостырски.

«Мы все — химеры». Художественные проекты о нормативности тела

Многие теоретики XX и XXI веков обращали внимание на то, что физические границы наших тел редко совпадают с нашими представлениями о них. А наука, технологии и искусство активно влияют на подвижность этого зазора. Анастасия Алёхина рассказывает о нескольких перформансах и художественных проектах, поднимающих вопросы о нормативности и не нормативности тела, разных подходах к пониманию красивого и стыдного, табуированного и приемлемого.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.