«AB OVO». Выставка Полины Штанько

Eat me out, 2021. Фаянс, глазурь
Eat me out, 2021. Фаянс, глазурь

20 апреля в 17:00 открывается выставка студентки IV курса профиля «Художник и куратор» Полины Штанько. Площадку для выставки предоставила Iragui gallery. Концепция выставки «AB OVO» выстроена на предположении о том, что в искусстве больше невозможны универсальные символы, а значит одна и та же вещь меняет смыслы в зависимости от позиции смотрящего, контекста времени и места.

Художница, выпускница Школы дизайна, работает в медиумах: фарфор, керамика, текстиль, фотография, рассуждает о темах гендера, феминизма, двойных стандартов красоты, поиска идентичности. Работы Полины вытавлялись в HSE ART GALLERY, Музее Москвы, галерее «На Песчаной», во Всероссийском музее декоративного искусства.

Полина Штанько: «Выставка „AB OVO“ — важный этап в построении моего художественного высказывания. Основной темой выставки становится глитч реальности: привычные обыденные предметы меняют свои смыслы и начинают по-новому говорить об актуальных проблемах. В своих работах я использую различные материалы: в основном работаю с керамикой и фарфором. У каждого материала — свои особенности, и исследовать их очень интересно. Особенно увлекательно получать результат из обжига — он далеко не всегда предсказуем. Название выставки с латинского переводится буквально как „с яйца“ — то есть „с начала“, и эта выставка становится для меня началом рассуждения о многих отправных точках становления человека. Видоизмененные яйца на выставке тоже присутствуют».

Один из важных приёмов керамических работ художницы — «обманка», trompe-l’œil (оптическая иллюзия), сравнима с шедеврами искусства барокко и рококо, где искусные копии притворялись подлинниками. Эта тема была важна и для постмодернизма. Можно вспомнить Фишли и Вайса с их полиуретановыми имитациями бытовых предметов в натуральную величину, или мягкими предметами Класа Ольденбурга. Иллюзорность работ Полины Штанько распространяется и на смысл предметов — она привносит в них логику сна, где увиденное вовсе не означает того же, что в реальности.

Все помнят сказку о Золушке, но часто из памяти выпадает деталь о том, как сводные сёстры стали жертвой нормативов красоты, — одна пыталась отрезать пятку, а другая пальцы — чтобы влезть в хрустальную туфельку. Ноги слишком крупного размера стоят на стеллаже у входа, не помещаясь в обувные коробки.

След Золушки, 2021-2022. Керамика, глазурь
След Золушки, 2021-2022. Керамика, глазурь
Золотые яйца капитализма, 2021-2022. Керамика, глазурь
Золотые яйца капитализма, 2021-2022. Керамика, глазурь
Памятник детству (фрагмент). 2021-2022. Фарфор, глазурь
Памятник детству (фрагмент). 2021-2022. Фарфор, глазурь
Памятник детству (фрагмент), 2021-2022. Фарфор, глазурь
Памятник детству (фрагмент), 2021-2022. Фарфор, глазурь
Рождение идеи (деталь), 2022. Фарфор, глазурь, эпоксидная смола, коробка
Рождение идеи (деталь), 2022. Фарфор, глазурь, эпоксидная смола, коробка
Рождение идеи, 2022. Фарфор, глазурь, эпоксидная смола, коробка
Рождение идеи, 2022. Фарфор, глазурь, эпоксидная смола, коробка
Pros and cones, 2021. Фаянс, глазурь
Pros and cones, 2021. Фаянс, глазурь

Другое ограничение, которое диктовала человечеству пандемия, — ношение масок, внезапно перестало быть определяющим. Маски-обманки из фарфора оказываются на полу в песке, как будто становясь археологическими раскопками. И только одна маска — театральная, торжествует и блистает.

Многие работы связаны с сексуальностью: стол, на котором два блюда с устрицами, рядом с вертикалью свечи говорят нам о взаимоотношении полов. «Фонтан» из фарфоровых ночных горшков от центральной цельной посудины с рисунками, среди которых есть рисунки мальчика и девочки, расходится на две линии необходимости гендерного предназначения — горшки розовые и голубые отдельно, и чем более явным становится маркер глазури, тем больше ломается форма основы. Выбор намного шире — упаковка с десятком яиц превращается в палитру, где желтки оказываются не только жёлтыми, но также розовыми или голубыми, красными или зелёными, белыми или чёрными. Возможность интерпретировать — не только релятивизм и смирение, но и дар самоопределения.

«Произведения Полины, несмотря на качество проработанности и камерные форматы, только притворяются покладистыми и домашними — все они по отдельности несут в себе важные для человечества вопросы и действуют заодно, превращаясь в инсталляцию о постоянной текучести смыслов», — Диана Мачулина, куратор направления «Современное искусство», преподаватель Полины Штанько.

Работы Полины Штанько созданы в мастерской фарфора в Школе дизайна НИУ ВШЭ под руководством Ивана Грабовенко.

Открытие выставки Полины Штанько «AB OVO» пройдет 20 апреля с 17:00 до 21:00 по адресу ул. Малая Полянка, 7-5. Выставка открыта до 4 мая 2022 г.

Вход свободный.

Читайте также

О теологии и искусстве

Всегда лили современное искусство стоит на антиклерикальных позициях? Можно ли прочитать евангельские тексты как сюжеты (в том числе) о технике? Возможен ли новый проект искусства, возвращающего связь с сакральным? Александр Писарев рассказывает об одном из выпуском «Художественного журнала», посвященном теме художественной теологии.

Марион фон Остен: «Я радикальная эмпиристка»

В 2020-м году не стало Марион фон Остен, человека, чье значение для немецкого концептуального и политического искусства имеет чрезвычайно важное значение. Марион — художник, куратор, исследователь и педагог. Ее деятельность была сосредоточена вокруг культурного производства в постколониальных обществах, производству знаний и управлению мобильностью. Публикуем беседу Марион и Василия Мельниченко, записанную в 2013 году во время симпозиума «Networking. Сетевое взаимодействие в кураторском поле».

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых перспективных художников, дизайнеров, теоретиков искусства, фотографов, видеоартистов Москвы. Профиль делает акцент, в первую очередь, на концептуальной составляющей в работе художника, теоретика искусства и куратора, а также снабжает студентов всеми навыками, необходимыми для интеграции в профессиональную среду и поиска контакта со зрителем.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.