«Кристаллическая двойственность». Выставка студенток Школы дизайна

Алина Рыбальченко, серия печатной графики «Паттерн», гипс, цианотипия
Алина Рыбальченко, серия печатной графики «Паттерн», гипс, цианотипия

27 апреля в Центре современного искусства Винзавод открывается выставка студенток IV курса направления «Современное искусство» Алины Рыбальченко и Дарьи Головковой. Разделенный на несколько частей, проект-исследование предлагает особый взгляд на наши отношения с прошлым.

«Кристаллическая двойственность» — проект-исследование, реализованный двумя художницами Дарьей Головковой и Алиной Рыбальченко. В своей практике они обращаются к темам консервации памяти и руинизации прошлого, где основой для творческого взаимодействия становится диалог между двумя авторами и желание показать субъективность и нестабильность коллективного представления о прошлом, которое неизменно становится миражом. Формат диалога концептуально обоснован, так как позволяет продемонстрировать наличие разных взглядов на прошлое, сформированных на основе индивидуальных реакций на когда-то произошедшее.

Проект также поднимает тему эскапизма и внутренней свободы, которые приобретаются в опыте художественного созидания через дистанцирование и обнаружение нового контекста, в котором в котором проблематика памяти становится еще более актуальной.

Алина Рыбальченко, серия печатной графики «Паттерн», гипс, цианотипия
Алина Рыбальченко, серия печатной графики «Паттерн», гипс, цианотипия
Дарья Головкова серия печатаной графики «Отражая свет», бумага, открытое травление
Дарья Головкова серия печатаной графики «Отражая свет», бумага, открытое травление
Алина Рыбальченко, серия печатной графики «Паттерн», гипс, цианотипия
Алина Рыбальченко, серия печатной графики «Паттерн», гипс, цианотипия
Дарья Головкова серия печатаной графики «Отражая свет», бумага, открытое травление
Дарья Головкова серия печатаной графики «Отражая свет», бумага, открытое травление
Алина Рыбальченко, серия печатной графики «Паттерн», гипс, цианотипия
Алина Рыбальченко, серия печатной графики «Паттерн», гипс, цианотипия
Дарья Головкова серия печатаной графики «Отражая свет», бумага, открытое травление
Дарья Головкова серия печатаной графики «Отражая свет», бумага, открытое травление
Алина Рыбальченко, серия печатной графики «Паттерн», гипс, цианотипия
Алина Рыбальченко, серия печатной графики «Паттерн», гипс, цианотипия
Дарья Головкова серия печатаной графики «Отражая свет», бумага, открытое травление
Дарья Головкова серия печатаной графики «Отражая свет», бумага, открытое травление

Диана Мачулина, куратор направления «Современное искусство», рассказывает про проекты студенток: «Дарья и Алина тонко чувствуют прошедшие эпохи и объединяют их. Всё это „ретро“, ностальгия и склад коллективной памяти в подвале — то, с чем мы вынуждены жить. Базис культурного наследия и тяжёлый груз канонов. От града Китежа до хрущёвки. Декларированная важность памяти оборачивается беспамятством на деле. Деревянный резной наличник старинного окна, спасённый Алиной Рыбальченко из горы строительного мусора, утопает в бетонной плите, которая тоже разрушается. Утопией становится даже хрущёвка, спасение от коммуналок, сама идея функционального строительства — фасад „панельки“ в печатной графике Алины выглядит как артефакт древнего и лучшего мира. Одинокая стена блочного дома, жилая ячейка, стоит в поле древнерусской тоски на видео Рыбальченко, та самая четвёртая стена, которую, по Станиславскому, нужно было сломать актёру, чтобы зритель сказал „верю“ — только она и осталась. Дарья Головкова спасает старые фотографии и диапозитивы из бездны забвения. Кому, как не нам, во времена соцсетей понять, что память хранится в фотографиях. Но Дарья работает с более древними архивами данных, аналоговыми — с помощью найденных в интернете цифровых копий старых снимков других людей она восстанавливает „белые пятна“ в истории своей семьи со сложной советской географией. История повторяется — у многих был похожий санаторий и пляж, кто-то был покорителем Новой Земли в Северном Ледовитом океане. Но если мы забываем историю, она забывает нас».

Выставка «Кристаллическая двойственность» проходит с 26 апреля по 24 мая 2022 года в Центре современного искусства Винзавод, Акцизный цех (9 подъезд).

Куратор выставки: Диана Мачулина.

Вход свободный.

Читайте также

От телесности к живописи: сайт-специфичность российской институциональной критики

Институциональная критика — художественное течение, возникшее в 1960-е годы. Именно тогда художники, кураторы и теоретики начали рефлексировать над природой художественной институции, ее назначением не только в масштабе искусства, но и в масштабе человечества. Многие из них пришли к выводу о необходимости реконфигурации ее модели взаимодействия с художниками, зрителями, рынком. Тимур Аллахвердиев рассказывает о том как эта практика была воспринята в Советском Союзе и России.

Медиум как метафора

В повседневном контексте художественного производства под медиумом по-прежнему зачастую понимают «материальные основания» конкретной работы, включая пространственно-временную специфику ее показа (видео, графика, перформанс, инсталляция и т.д.). О постмедиальном состоянии искусства и расширительном понимании термина «медиум» в текстах Розалинд Краусс или работах Пьера Юига рассказывает Валерия Конончук.

Образовательное направление «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и Visual Studies. Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.