По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В 2022 году в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург открывается набор на новый профиль бакалавриата «Шрифт. Книга. Типографика». Студенты III и IV курса рассказывают о своем пути в шрифтовой дизайн и типографику, стажировке и работе в ведущей шрифтовой студии TypeType и о новом бакалаврском профиле «Шрифт. Книга. Типографика».
После прохождения курса «Шрифт» Владимира Аносова я поняла, что хотела бы узнать об этой сфере больше. Я пришла на стажировку в TypeType и осталась здесь работать. В рамках учебы я создала уже 3 шрифта, а также разработала дипломный проект, основная часть которого — целое шрифтовое семейство для адресной навигации Санкт-Петербурга. В шрифтовом дизайне меня привлекает работа с мелкими деталями, от которых по итогу многое зависит, а также изучение старых и создание новых систем. Погружаясь в эту сферу, понимаешь, что на самом деле шрифты очень востребованы. Не только те, которые может купить каждый, но и кастомные. Бизнес и другие проекты всё чаще хотят иметь не просто фирменный стиль, но и уникальный образ. Для этого каждая деталь должна отражать индивидуальность компании, и шрифт в том числе. Существует множество ниш в самой сфере шрифтового дизайна, которые можно развивать. Например, редкие языки, для которых почти нет шрифтов, хотя ими тоже пользуются люди, желающие окружать себя хорошим дизайном и читаемыми текстами. Также это работа с техническими спецификациями файлов и форматов для диджитал среды. Технологии создания шрифта постоянно развиваются. Сегодня ведется всё больше работы над вариативными гарнитурами, несмотря на то, что пользователи пока не слишком широко их применяют.
Не могу придумать ни одной сферы, в которой шрифты были бы не нужны. От инструкций и номеров на машинах — до книг и логотипов. Везде нужно донести ту или иную информацию. На мой взгляд, шрифт — это идеальное сочетание творчества и системы. Когда создаешь шрифт, вкладываешь в него свой посыл и характер, однако позже его можно увидеть с совершенно другой стороны. Например, в работах других дизайнеров, которые заметили в нем какие-то новые нюансы и интерпретировали в совершенно новом качестве. Если бы я сейчас выбирала профиль, на который хотела бы поступить, то пошла бы на наш новый профиль «Шрифт. Книга. Типографика».
На стажировку в TypeType я попала благодаря преподавателю вариатива «Шрифт» Владимиру Аносову, который показал мой шрифт в студии. Это стало для меня одним из поворотных моментов. Мне нравится, что во время работы над шрифтом я точно знаю, что нужно делать. Копаться в буквах очень увлекает, можно не заметить, как прошло время. С первого взгляда, казалось бы, всё просто. Но если быть в шрифтовой тусовке и интересоваться данным направлением, то можно увидеть, насколько богат шрифтовой мир. На данный момент я сделала 2 шрифта в процессе обучения, шрифт для дипломного проекта, а также доделала шрифт для заказчика.
Шрифтовой дизайн — это возможность заставлять слова говорить иначе, или же наоборот — оставлять их незамеченными, полностью стирая цепляющие глаз визуальности, чтобы не отвлекать человека от чтения. Мне нравится проектировать буквенные системы, которые способны выполнять определённые эстетические или технические задачи.
В какой-то степени, я получаю удовольствие от закономерности и монолитности, от того, что всё работает без каких-либо ошибок. Осенью мне повезло поучаствовать в создании одного из новых шрифтов студии TypeType, TT Fellows, где я работал над одним из начертаний. Это крутейший проект юниширинного шрифта, особенностью которого является то, что аналогичные знаки каждого из начертаний могут легко заменять друг друга без изменений в верстке, так как все знаки имеют одинаковую ширину «площадки», что позволяет сделать любую техническую или графическую верстку максимально комфортной и удобной.
Тема шрифтового дизайна крайне перспективна и даже бездонна, на мой взгляд. В России эта сфера только начинает активно развиваться, однако крупные мировые IT компании (google, apple, meta), имеют в штате целые подразделения, которые занимаются разработкой шрифтовых гарнитур.
Текст — это некий посыл, а буквы — инструмент, которым этот посыл передаётся. Создавать шрифт, как придумывать отдельный мир — большая интересная работа. Мой первый шрифт turbo использовался для оформления выставки, вывешивался на больших интернет площадках и интегрировался в совершенно разные проекты, буквально живя своей жизнью. Если научиться создавать и видеть буквы, то можно прокачать свой дизайнерский скилл сразу в несколько раз. Поэтому профиль новый профиль «Шрифт. Книга. Типографика» имеет очень большие перспективы. Обучать пришедших будут профессионалы своего дела — люди, которые «дышат типографикой», интересуются и учатся новому, также как и студенты. Думаю, если бы у меня не было возможности получить знания по шрифту в крутой компании, я бы точно пошёл на такую программу.
Я проходила стажировку TypeType после обучения на вариативе «Шрифт» у Владимира Аносова. Вместе с Ладой и Тоней мы работали над переносом и доработкой шрифта TT Trailers в Glyphs. На стажировке я поняла, из чего состоят буквы, как гармонично сочетать шрифтовые пары, разобралась в программах для создания шрифтов. Эти знания помогают при создании логотипов, кастомных иконок для приложений или акцидентных надписей для плакатов. В работе со шрифтами меня привлекает поиск баланса по правилам. Можно нарисовать бесконечное количество вариантов буквы «А», затем на основе пропорций создавать другие буквы.
Я работаю в TypeType с февраля в должности графического дизайнера — занимаюсь оформлением и подачей шрифтов. Сейчас в мои задачи входит оформление социальных сетей, презентаций для шрифтов — как уже вышедших, так и новых. Также я делаю много анимаций, что мне очень нравится.
Шрифтовой дизайн для себя я открыла в начале III курса. Сначала не думала, что это увлечение перерастет в основную специальность. Когда работаешь с буквами и знаками, а потом набираешь их в InDesign и даже можешь распечатать — это удивительное ощущение того, что ты создал конечный материальный продукт. Это мотивирует работать дальше. Во время учебы я создала несколько шрифтовых проектов, которые уже использовались в плакатах другими дизайнерами, но моей первой реализацией я считаю шрифт для Севкабель Порта. Это крупный проект, который включает в себя разработку навигационного открытого гротеска, пиктограмм и панелей для навигации. Сейчас я прохожу стажировку в TypeType и планирую связать свою профессиональную деятельность со шрифтовым дизайном.
Дизайнер Фёдор Аброськин присоединился к команде петербургского кампуса Школы дизайна НИУ ВШЭ осенью 2023 года и стал куратором IV курса бакалавриата профиля «Коммуникационный дизайн». В этом интервью поговорили с Фёдором о пути в профессию, обучении у Леонида Славина, создании собственной словолитни и новом этапе — преподавании в Школе дизайна.
Уже в середине этого учебного года, в 2025 году, студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург переедут в историческое здание канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» — шедевр эпохи конструктивизма постройки архитектора Якова Чернихова.
Подробнее
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.
Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.