История моды: национальный костюм в дизайне одежды XXI века

Chanel, Pre-Fall 2009
Chanel, Pre-Fall 2009

Кокошники и рогатые кички в коллекции Chanel, сарафаны от Valentino, русские орнаменты на моделях Kenzo. Екатерина Цховребадзе на примере русского костюма рассказывает о том как мировые бренды обращаются к национальных сюжетам как источнику вдохновения, создавая уникальные авторские прочтения.

Что вдохновляет дизайнера, создающего костюм? Очень многое — окружающая среда, предметы быта, флора и фауна, история, иные культуры и цивилизации, а также многое, многое другое.

Нередко источником инспирации для дизайнера становится культурное и историческое заимствование. Точкой отсчета может послужить любой предмет или объект исторического наследия. Однако работа с подобным материалом осуществляется очень по-разному. И дело не только в личном стиле автора или направленности коллекции (коллекции Haute couture более фантазийны и сложны в отличие от более умеренных линеек prêt-à-porter). Интерпретация национального, исторического материала дизайнером может работать во всех элементах костюма. Форму изделия, конструкцию, отдельные детали, принты, декоративную отделку, аксессуары и даже пластику, подачу фигуры модели — все перечисленное автор может обогащать засчет иных источников вдохновения. В результате мы видим заимствования совершенно разного характера. Иногда буквальное цитирование, иногда лишь намек на него, а иногда — смелое смешение нескольких тем.

Наше мышление ассоциативно. Человеку свойственно достраивать визуальный образ. Например, глядя на черно-белую фотографию девушки в сарафане мы достраиваем яркий цвет, вышивку, кружево, красочную отделку ее наряда. «Вытаскивая» знакомые образы из общего багажа знаний, наше сознание дополняет недостающие элементы картинки. Этот прием часто используется в рекламе (когда необходимо добиться «переноса» свойств одного объекта на другой). Поэтому, зачастую при создании коллекции одежды дизайнер использует одну или несколько исторических аналогий, перенося их на современные модные формы. Возникающие ассоциации запускают игру, предлагая зрителю угадывать, погружаться в материал, быть может, даже вступать в соавторство с дизайнером.

Работа с формой и цветом

Форма и цвет являются наиболее узнаваемыми характеристиками. Зачастую именно их используют авторы для отсылки к тому или иному источнику. Цитаты могут быть почти прямыми, а могут лишь намекать на определенную тему. В частности в коллекции дома Chanel 2009 года используются формы подобные русским народным кокошникам и рогатым кичкам, а также черно-красно-белая цветовая гамма, характерная для южных губерний Российской империи. Дополняет образ узнаваемый ряд аксессуаров.

В коллекции дома Valentino 2015 года реализован несколько другой подход. Работа с формой здесь значительно более деликатная и лишь адресует нас к традиционным элементам костюма — мы видим вариации сарафанов, душегрей, шушпана, но в пропорциях очень приближенных к современным.

Valentino, Spring 2015 Couture

Valentino, Spring 2015 Couture

Valentino, Spring 2015 Couture

Еще более умеренный вариант, лишь намекающий на русскую тему, мы видим в коллекции Josie Natori сезона осень-зима 2014.

Эффектное сочетание красного и черного цветов, перфорация, имитирующая орнамент и вышивку.

Украшения из крупных бусин и общая статика лишь деликатно намекают на творческий источник.

Интерпретация платка на голове одной из моделей добавляют атмосферности.

Работа с принтами

Не менее важным параметром, используемым дизайнерами являются рисунки и орнаменты ткани. Зачастую, даже помещенные на современные по форме изделия, они позволяют создать характер и узнаваемый образ. Так же как и силуэт или цвет, принт может использоваться очень активно почти как прямая цитата, а может лишь намекать на источник. Буквальное использование мы видим в ряде моделей коллекции дома Valentino Couture весна-лето 2015.

Чуть менее активное, но не менее узнаваемое использование принта мы видим в коллекции дома Kenzo 2009 года. Кроме места расположения и количества заполнения плоскости принтом, присутствует интересная игра с размером раппорта, что уводит автора от буквального цитирования и полной тождественности источнику.

Valentino, Spring 2015 Couture
Valentino, Spring 2015 Couture
Valentino, Spring 2015 Couture
Valentino, Spring 2015 Couture
Valentino, Spring 2015 Couture
Valentino, Spring 2015 Couture
Valentino, Spring 2015 Couture
Valentino, Spring 2015 Couture
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear

Оригинальные материалы и декоративная отделка

Не менее важной узнаваемой характеристикой первоисточника являются специфические материалы и виды отделки. Мех считается характерным узнаваемым элементом для русского костюма. Та же коллекция Kenzo 2009 показывает нам, как данный материал работает на создание образа. Интересно использование вышивки и вязки для поддержания общей атмосферы коллекции. При этом мотивы вышивки не буквальны, но засчет цвета и общей пластики позволяют создать яркий образ.

Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear

Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear

Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear

Деликатность, неуловимость и множественность источника можно увидеть и в коллекции Dolce & Gabbana 2012 года. Подобный подход к фактурам и элементам отделки также может быть применим при создании коллекции, когда источник проступает лишь намеком через общее использование поверхностей тканей.

Josie Natori, Fall 2014 Ready-to-Wear

Dolce & Gabbana, Fall 2012 Ready-to-Wear

Josie Natori, Fall 2014 Ready-to-Wear

И конечно, важнейшую роль играют аксессуары, прическа, грим, как элементы завершающие, а иногда и буквально формирующие образ.

Тема интерпретации национальных и исторических источников весьма многогранна и разнообразна. Иногда цитирование приводит к ярким и самобытным образам, иногда — к умеренным и взвешенным.

name

Екатерина Цховребадзе

Преподаватель курса «История моды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, историк русского костюма. Кандидат технических наук по специальности «Техническая эстетика и дизайн», доцент ВАК, член Международного художественного фонда.

Подробнее

Направление обучения

Направление «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.