Проекты студентов и кураторов Школы дизайна в шорт-листе конкурса «Waterfront/Водная линия»

Боремир Бахарев. Вода Ветер
Боремир Бахарев. Вода Ветер

В шорт-лист совместного конкурса художественно-урбанистического проекта «Waterfront/Водная линия» и компании «Страна Девелопмент» вошли работы кураторов профиля «Среда и интерьер», открытого в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург — Боремира Бахарева и Андрея Пунина, а также студенток IV курса Школы Вероники Гареевой, Дарьи Варфоломеевой и Маргариты Никитиной.

Открытый конкурс на эскизное решение паблик-арт-объекта на набережной реки Смоленки на Васильевском острове в Санкт-Петербурге был запущен летом 2022 года. Из 113 заявок эксперты выбрали сначала 20 — они вошли в лонг-лист конкурса. Затем, после доработки проектов, экспертным советом был отобран шорт-лист из 5 самых лучших работ — и 2 из них были сделаны преподавателями и студентами Школы дизайна!

Проект куратора Школы дизайна Боремира Бахарева под названием «Вода Ветер», по его словам, обусловлен спецификой локации, предложенной организаторами конкурса: «Я долго жил на Васильевском острове недалеко от реки Смоленки и в этом проекте попробовал отразить своё понимание общего контекста места. Для меня было важно и необходимо сохранить в проекте исторический контекст, отсылку к реке, учесть сильные ветра Приморского района и создать гармоничное пространство, вписанное в окружающую среду. Ветер и вода — два символа и две движущие силы, используемые в проекте. Устойчивый и похожий на корабль с мачтами, объект привлекает внимание своей динамикой, взаимодействуя с окружающей средой. Я добавил в объект цвета и сделал его контрастным, ярко-голубым, так как чёрно-белая гамма легко пропадает на фоне зимнего пейзажа, а ярко-голубой хорошо взаимодействует с другими цветами».

«Андрей Пунин и 4тыре 4етверти» — это творческое объединение куратора Школы дизайна Андрея Пунина и трёх студенток профиля «Дизайн среды»: Вероники Гареевой, Дарьи Варфоломеевой и Маргариты Никитиной. На конкурс «Waterfront/Водная линия» они представили проект «Медленное течение». Это не первая совместная работа коллектива. Ранее в том же формате было реализовано оформление выставочного пространства «Самиздат» для арт-центра «Пушкинская, 10».

Андрей Пунин, архитектор, главный куратор профиля «Среда и интерьер» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург: «​​​​​​​У нас уже был отличный совместный опыт работы над проектом, поэтому я снова привлек Веронику, Дарью и Маргариту в качестве коллег для участия в конкурсе. Каждый из нас предложил свою идею, в итоге коллегиально мы выбрали одну, доработали её совместно, каждый внёс в итоговый проект свою лепту. Получившаяся кинетическая инсталляция — это солнечные часы, которые показывают различные геологические эпохи. На месте Петербурга когда‐то плескались моря, в которых в разные времена жили разные живые существа. Ученые дали им красивые имена на латыни: Littorina Littorea, Mia Arenaria, Ancylus Fluviatilis, а мы — оживили их с помощью солнечного света. В тёмное время объект превращается в световую инсталляцию, проецируя тени древних морских обитателей на поверхность площадки».

Вероника Гареева, студентка IV курса профиля «Среда и интерьер»: «В этом проекте Андрей был не куратором процесса, а участником команды, как и все мы. Каждый занимался тем, что он лучше всего умеет: кто-то верстал, кто-то изучал необходимую для реализации информацию, кто-то занимался конструкцией, я, например, дорабатывала 3D-модель и делала визуализации нашего объекта в среде. А Андрей, как самый опытный член команды, делился с нами практическими знаниями в реализации объектов. Мы помогали друг другу, и в итоге получился почти идеальный, на мой взгляд, вариант».

Маргарита Никитина, студентка IV курса профиля «Дизайн среды»: "С самого начала, на первых встречах с организаторами конкурса, у меня появилось чувство, что я попала в какой-то особый мир. Мир, о котором мечтала с детства: ты в большом городе, вокруг именитые художники, дизайнеры, архитекторы — профессионалы своего дела, и они считают тебя человеком своего круга! Когда мы прошли в лонг-лист, я была очень удивлена: ведь из 113 первичных заявок жюри выбрало всего 20, и наш проект, в том числе. Я загорелась работой: мне захотелось сделать что-то классное. А уж когда мы вошли в шорт-лист — это было вау! На каком-то этапе все участники, прошедшие в финал, впервые представляли свои объекты жюри и друг другу, и я поняла, что наша работа действительно нисколько не уступает проектам конкурентов!".​​​​​​​

1 октября организаторы конкурса «Waterfront/Водная линия» планируют провести паблик-ток и презентацию проектов художников, вошедших в шорт-лист. Подробнее.

*«Waterfront/Водная линия» активно сотрудничает с современными художниками и архитектурными бюро. Благодаря проекту в Петербурге появились такие паблик-арт-объекты как «Чернореченские львы», «Составной водный объект» на набережной Макарова, «Водофон» на Пироговской набережной, «Оранжевая дюна» в Ломоносове и другие.

Направление обучения

Дизайн среды и интерьера

Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, городскую среду и ландшафты.

Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ дизайнеров среды учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.

Пойти учиться на дизайнера среды — значит получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.

Как поступить

Направление

Школа дизайна — Санкт-Петербург

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить