Исследовательский семинар «Game/Play: Studies, Criticism, Design»

Исследовательский семинар «Game/Play: Studies, Criticism, Design»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ объявляют отбор заявок на участие в регулярном исследовательском онлайн-семинаре «Game/Play: Studies, Criticism, Design». Семинар будет еженедельно по вторникам, в 17:00 по московскому времени, с 10 января по 26 июня 2023 года на платформе ZOOM.

Тема семинара — «Вина и ответственность»

В современном мире темы вины и ответственности становятся все более важными. Эпидемии, военные конфликты, глобальное потепление — какие бы бедствия ни случались с нами, мы сразу же пытаемся найти, кто в них виноват. Отдельные личности? Группы людей? Безликие силы мировой истории? Часто мы переходим и к другому вопросу: а что лично я (мы) могу (можем) сделать, чтобы изменить существующее положение вещей? За что мы ответственны, а за что — нет?

Мы бы хотели указать на важность данных тем и для игровой культуры в целом, включающей в себя как гейм-дизайн, так и академические исследования видеоигр. Чувство вины — одна из эмоций, с которыми гейм-дизайн сознательно пытается работать. Судя по рецензиям на This War of Mine чувство вины от гибели персонажей — одна из ключевых особенностей геймплэя игры. Ответственность за судьбу людей, сталкивающихся с банальностью зла в тоталитарных режимах, руководит самой логикой проблем, которые ставит перед игроком Papers, please. К чувству ответственности за судьбу страдающих персонажей постоянно взывают интерактивные драмы от Supermassive Games. Вина и ответственность являются одними из ключевых тем для современного гейм-дизайна.

В качестве возможных тем для обсуждения в ходе семинара мы видим следующие:

  • типология вины и ответственности в видеоиграх
  • индивидуальная и коллективная ответственность в видеоиграх
  • вина и долг в видеоиграх
  • моральная философия о вине и ответственности в видеоиграх
  • тема вины и ответственности в различных игровых жанрах
  • прощение и искупление вины в видеоиграх
  • религиозные аспекты темы вины в видеоиграх
  • культура вины и культура стыда в видеоиграх
  • вина и ответственность в отношениях между производителями и потребителями видеоигр
  • безответственный гейм-дизайн
  • вина и ответственность в многопользовательских играх
  • вопросы вины и ответственности в настольных играх
  • механики, динамики и эстетики вины и ответственности
  • нарративный дизайн вины и ответственности в видеоиграх
  • сюжет видеоигр и вопросы вины и ответственности

Зачем мы это делаем?

К сожалению, современная политическая ситуация способствует массовому локдауну российской академии. Мы считаем, что подобная изоляция в конечном итоге скажется негативно не только на состоянии науки и образования в нашей стране, но и в целом приведет к дальнейшему ухудшению отношений между Россией и остальным миром. Любой шаг, направленный на разделение народов, способствует дальнейшему росту враждебности. Но мы верим, что любой жест, направленный на сотрудничество, пусть даже самый незначительный, может способствовать сохранению связей между странами. Поэтому наши основные цели, как и ранее, состоят в

  • построении мостов между российскими и международными исследованиями видеоигр;
  • вовлечении начинающих исследователей (прежде всего, студентов и аспирантов) в мировой контекст;
  • установлении крепких связей между разработчиками и исследователями.

Как будет организован семинар?

Семинар будет еженедельно по вторникам, в 17:00 по московскому времени, с 10 января по 26 июня 2023 года на платформе ZOOM. Рабочие языки — английский и русский: докладчик сможет принять решение, на каком языке он или она решит делать свой доклад. К сожалению, Школа дизайна НИУ ВШЭ не сможет организовать синхронный перевод.

Длительность одной встречи — 1 час 30 минут. Регламент каждой сессии следующий:

  • 40 минут — выступление докладчика
  • 40 минут — вопросы к докладчику и обсуждение темы
  • 10 минут — организационные вопросы

Как подать заявку?

Семинар предполагает возможность участия как в статусе докладчика, так и в статусе слушателя.

Для того, чтобы подать заявку, пришлите на e-mail gpscd.seminar@gmail.com в срок до 30 ноября:

  • файл с аннотацией своего выступления на русском или на английском языке в объеме от 300 до 500 слов

  • файл с информацией о себе, которую вы хотели бы разместить на официальной странице семинара и в соцсетях Высшей школы экономики (данный файл должен включать имя и фамилию, содержать не более 100 слов и также может быть составлен на русском или английском языке).

Особенно приветствуются заявки от студентов и аспирантов! Обратите внимание, что вы можете прислать заявку на русском языке, но впоследствии выступать на английском.

Поскольку мы заинтересованы в коммуникации между исследователями и разработчиками, семинар предполагает два возможных типа участия:

  • Исследовательский доклад. Такой доклад посвящается проблеме, возникающей в связи с существующим состоянием вещей в разработке и исследованиях игр, и намечает возможные пути ее решения. В случае, если вы хотите участвовать в семинаре с исследовательским докладом, укажите в теме письма «ИД».
  • Практико-ориентированный доклад. Такой доклад посвящается конкретному игровому продукту, который разрабатывает докладчик и который особым образом предлагает взглянуть на темы, рассматриваемые в рамках семинара. В случае, если вы хотите участвовать в семинаре с практико-ориентированным докладом, укажите в теме письма «ПОД».

Правила подачи заявки в качестве слушателя:

Для того, чтобы подать заявку на участие в семинаре в качестве слушателя, пришлите на e-mail gpscd.seminar@gmail.com в срок до 30 ноября свои CV и мотивационное письмо в вольной форме на русском или на английском языке. Мотивационное письмо должно объяснять, почему вы хотите участвовать в семинаре, как связана тема семинара с вашими исследовательскими интересами, какой результат вы рассчитываете получить от участия в семинаре. В теме письма укажите «Слушатель». Как и в случае с заявками на участие в качестве докладчика, особенно приветствуются заявки от студентов и аспирантов!

Ключевые даты

  • Дедлайн подачи заявок — 30 ноября 2022 г.
  • Объявление результатов отбора заявок — 20 декабря 2022 г.
  • Начало работы семинара — 10 января

Оргкомитет семинара

  • Алексей Салин, к.филос.н., доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ
  • Федор Балашов, художник, геймдизайнер, ст. преподаватель направления «Геймдизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ
  • Людмила Алябьева, к.филол.н., академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ
  • Анатолий Казаков, руководитель направления «Геймдизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ
  • Марк Пащенко, производственно-ориентированный исследователь игр, учебный ассистент в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Читайте также

Аспирантки Школы дизайна на выставке в Тбилиси

Две участницы Mendit Research Lab представили свои проекты на выставке современных украшений «Приданое», которая открылась в Тбилиси 20 сентября.

Исследователи Crafts & Design Research Lab приняли участие в разработке курса

На платформе hsedesign.ru вышел образовательный онлайн-курс, созданный участниками лаборатории Crafts & Design Research при поддержке Школы дизайна НИУ ВШЭ и Всероссийского музея декоративного искусства.

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.