Выставки студентов направления «Современное искусство»

Ярослава Трояновская, «Островок безопасности»
Ярослава Трояновская, «Островок безопасности»

Весной 2023 года на разных площадках Москвы можно будет увидеть групповые и персональные выставки студентов специальности «Куратор-исследователь» направления «Современное искусство». В своих проектах студенты обращаются к темам взросления, становления личности, коллективной памяти, вопроса личных границ.

В этом году свои дипломные выставки впервые проводят студенты специальности «Куратор-исследователь». На арт-сцену выходит новое поколение. Молодые кураторы на протяжении года работали с художниками из Школы дизайна и других институций, проводили масштабные визуальные исследования и опросы — итоги их работы мы увидим на выставках.

Александра Першеева

заведующая кафедрой «История искусств» в Школе дизайна, кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссер, видеохудожник.

«Сад у дома, в котором горит свет, но никто не живет»

23 апреля в Доме Творчества пройдет презентация итогов семидневной лаборатории проекта «Сад у дома, в котором горит свет, но никто не живет». Инициаторками выступили студентки направления «Современное искусство» Школы Дизайна НИУ ВШЭ Лиза Мовчан и Юля Евстратова. В лаборатории приняли участие Анастасия Самилова, Василиса Лебедева, Анна Тарарова и Анастасия Кайнеанунг.

Адрес: Новый корпус (стеклянный) Дома Творчества Переделкино (Москва, ДСК Мичуринец, поселение Внуковское, ул Погодина, 4с5). Вход свободный.

«Сад у дома, в котором горит свет, но никто не живет» — это метафорический сборник рассказов. В нем объединены самостоятельные истории, в которых растения становятся проявлением жизни и каждую весну возрождают надежду на обновление.

У каждой истории есть своя локация, рассказчики — художница и/или местный житель или жительница.

Рассказ 1. Сад у дома, в котором горит свет, но никто не живет

Рассказчицы: Лиза Мовчан, Юля Евстратова

Первый рассказ, «Сад у дома, в котором горит свет, но никто не живет», появился после наблюдения за загадочным домом на территории Дома творчества. Очарованные горящими окнами, мы гадали, кто же живет в такой чудесной даче. От экскурсовода мы узнали, что здесь проходит реконструкция и уже давно никто не живет. В скором времени дом станет выставочным пространством «Дома Творчества Переделкино». А сейчас местные работники и работницы каждый вечер зажигают во всех окнах свет. Образ покинутого, обросшего мифами места, который все еще сохраняет видимость жизни, стал ключевым для нас. Этот дом — своеобразная микропроекция всего Переделкина: либо шестиметровые заборы, либо дачи-музеи, либо аккуратная и почти кукольная территория Дома Творчества.

Мы посадим рядом с домом земляничный сад, чтобы привнести новую жизнь на его территорию и летом любоваться красивыми ростками, наслаждаться сладкими ягодами.

Кураторки проекта неравнодушные к картошке, процессуальному и сайтспецифичному искусству. Студентки направления Современное искусство в Школе Дизайна НИУ ВШЭ.

Выставки студентов направления «Современное искусство»

Рассказ 2. Артишокам вход запрещен

Рассказчицы: Елена Дымич, Василиса Лебедева

Переделкино многими воспринимается неразрывно от имени Бориса Пастернака, что неудивительно. Здесь он любил, писал, скорбел, жил, выживал, умерал, а еще выращивал огород. Садоводческий талант Пастернака, можно сказать, спас семью писателя после исключения его из Союза Писателей. Отдельное спасибо — картошке. Сейчас огород Пастернака поддерживается силами сотрудниц. Музей отдает предпочтение тем овощам и растениям, которые были в огороде и при Борисе Леонидовиче, и с настороженностью и недоверием относятся к экзотике, например, к артишокам.

Василиса Лебедева и Елена Дымич, сотрудницей дома-музея, в этом весенне-летнем сезоне вместе посадят овощи и цветы в огороде Пастернака. И даже обменяются цветущей геранью, которая тоже станет жительницей огорода.

Василиса Лебедева — художница и соосновательница сообщества «Арт.болото», в рамках которого курирует выставки и события. В прошлом году на ЦТИ Фабрика с Анной Тараровой начали совместный проект, основанный на личных утратах и коллективном горе "Хроники заземления".Фокусом проекта были отношения и разговоры с людьми, посредствам совместных садоводческих практик.

Выставки студентов направления «Современное искусство»

Рассказ 3. Дорогая земля

Рассказчицы: тетя Таня, Анастасия Кайнеанунг

О палисаднике тети Тани (именно так она нам представилась) мы узнали случайно.В 1960-е ее родители переехали сюда и работали на дачах. Сначала семья жила в сторожках писателей, за это время тетю Таню несколько раз нянчил Чуковский. Но позже они переехали в квартиру малоэтажного дома в семи минутах от Дома Творчества. Внутренний двор быстро превратился в коллективный палисадник-огород, где у каждой семьи был свой небольшой участок. Выращивали все: и овощи, и цветы, и ягоды. Со временем большая часть жильцов незаметно подобралась к возрасту, когда ухаживать за огородом становится сложно. Постепенно двор начал вымирать. Тете Тане как самой бодрой и активной любительнице огородов соседки стали передавать свои участки. Так что сейчас она ухаживает почти за всем двором: за палисадником и клумбами.

Палисадник часто потенциально попадает под удар: переселения, коммунальных служб и даже судьбы стать парковкой. Но тете Тане все еще удается оберегать его от внешних сил.

Сейчас, вспоминая свою жизнь в Переделкино, тетя Таня говорит, что от старого и любимого района почти ничего не осталось. А на вопрос, что ей нравится здесь сейчас, она отвечает: «Мой палисадник».

Анастасия Кайнеанунг познакомилась с тетей Таней, которая рассказала ей о примулах и тюльпанах, а еще поделилась черемшой и снытью. Плодом этой коммуникации станет видео работа Анастасии.

Анастасия Кайнеанунг — художница, создательница проекта «Растительный вестник» и зинодельни SHE DOES NOT EXIST. Резидентка программы Мастерских и арт-резиденций Музея «Гараж» на ВДНХ (Москва, 2020), участница Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства "Гараж",2020).

Выставки студентов направления «Современное искусство»

Рассказ 4. (Зеленый домик)

Рассказчица: Анастасия Самилова

Как цветы на поляне, дачные домики расположились на территории Дома Творчества. Такие же аккуратные ухоженные, только как будто застывшие. Перед каждым из них маленькая табличка: «Жилой дом, просим не входить без приглашения». Но живет ли в нем кто-то? По крайней мере в маленьком Зеленом домике последние 10 дней обитали участницы проекта. Они работали, наблюдали из маленьких окон за прохожими и друг другом.

История Анастасии Самиловой является заключительным в сборнике и подводит личный итог совместной работы, проделанной за время лаборатории. Серия фотографий зафиксирует созданный художницей визуальный рассказ.

Анастасия Самилова — художница, сосоздательница самоорганизованной инициативы «Комитетвключенного наблюдения», исследующей проблемы невидимости в культурных институциях. Экспериментируя с разными методами, художница стремится переосмыслить выбранное пространство в качестве видоизменяемой, способной подстраиваться новые условия, единицы. Студентка IV курса направления «Современное искусство» в Школе Дизайна НИУ ВШЭ.

«Предстоящее неопределенное»

Елена Треуголка, «Стая берёз»
Елена Треуголка, «Стая берёз»
Ирина Сермакшева, «Ми ми ля ля соль соль»
Ирина Сермакшева, «Ми ми ля ля соль соль»

В пространстве «Cube.Moscow» пройдет дипломная выставка студентки IV курса программы «Современное искусство» Марины Ходько «Предстоящее неопределенное».

Адрес: Тверская ул., 3
Выставка пройдет с 11 марта до 2 апреля.
Входной билет в арт-пространство Cube.Moscow — 350 рублей.

Что значит стать взрослым? Когда мы понимаем, что уже перестали быть детьми? Это хрупкое состояние перехода, неясное, зыбкое, сумеречное. Состояние «между». Бесконечные, болезненные колебания между чувством абсолютного счастья и паническим страхом, между невинностью и цинизмом, добротой и жестокостью. Когда всё бывает впервые: дружба, предательство, любовь, смерть. Под-росток. Кажется в этом «под-» сконцентрировано всё, чему в нас суждено прорасти. Мы нащупываем ответы на вечные вопросы, не замечая, что сам этот поиск и делает нас такими, какими мы будем — взрослыми.

Эта выставка формирует поле, скорее эмоциональное, чем смысловое, в котором художники обращаются к собственному переживанию периода взросления. Она предлагает поразмышлять об этом переходном состоянии, о проживания момента становления, преодоления себя через те или иные события и ритуалы. Каким бы индивидуальным не был этот опыт, он способен объединять людей, потому что мы все знаем о чём идёт речь.

Куратор: Марина Ходько

Художники: Лена Лисица, Ирина Сермакшева, Елена Треуголка , Максим Корольков, Алиса Мелихова, Ольга Михальчук.

Групповая выставка «Это знак»

Ольга Божко, «Замкнутый круг»
Ольга Божко, «Замкнутый круг»
Диана Кондра, «Разделительная полоса»
Диана Кондра, «Разделительная полоса»
Ольга Махно, «Простые знаки»
Ольга Махно, «Простые знаки»

В Галерее на Песчаной Объединения «Выставочные залы Москвы» состоится групповая выставка «Это знак», посвященная знаковой системе дорожного пространства.
Открытие: 17 марта в 19:00.
Вход на вернисаж свободный, в остальные дни стоимость обычного билета — 100 рублей, льготного — 50 рублей.

Кураторский проект «Это знак» ставит под сомнение один из слоев повседневной реальности — систему дорожных знаков. На выставке будут представлены художественные проекты, которые тем или иным образом осмысляют и/или деформируют устоявшиеся паттерны городской среды, размышляют о широком круге вопросов — от переформатирования объектов окружающей действительности при помощи внедрения новой системы разметок до проблематизации коллективной памяти, пространства и времени, конфликта человека и природы, вопроса личных границ.

Диана Кондра, «Разделительная полоса»

«Система (дорожных знаков) делит нас белыми, потрескавшимися от времени линиями на два противоположных потока, на правых и левых. Между нами рисуют сплошные, как некое ограждение. Нами прокладывают пешеходные линии, словно быстрый путь для достижения собственных целей. Но мой итоговый кадр, который зритель сможет увидеть на выставке, меняет „неживую“ разметку на „человеческую“, призывая к более честной и близкой коммуникации», — Диана Кондра.

Экспозиция выйдет за рамки выставочного пространства, столкнув зрителя с изменением визуального и смыслового кода внешнего мира при помощи работ группы «6:23» «Новые границы: парковка». Уличная разметка (парковочное место) словно перетечет с асфальта на стену книжного магазина, а затем захватит и потолок самой галереи. Таким образом, инсталляция будет плавно погружать зрителя в сюрреалистический мир новых знаков и символов.

Важным элементом выставки станет осмысление взаимодействия арт-объекта и пространства: зритель встретит внедрение дорожных знаков не только в выставочную среду при помощи разных форм искусства, но и в городскую (группа «6:23» «Офис 6:23»; А. Мартынюк «Traffic»), природную («Это знак» Ж. Кузьмы, «Островок безопасности» Я. Трояновской) и виртуальную (Арина Лир, Анна Клай, Дарья GRIGODAS «Urban noise»). Произойдет некий «взлом» урбанистических привычек и представлений об «идеальной структуре», упорядочивающей жизнь в городе.

Куратор: Елизавета Молостова

Дизайнер выставочной среды: Мария Кирющенко

Участники: Ольга Божко, Жения Кузьма, Алексей Мартынюк, Арина Лир, Анна Клай, Дарья GRIGODAS, Тимофей Строцкий, группа «6:23» (Катя Рыблова, Даня Пирогов), Ярослава Трояновская, Аня Бёрч, Мария Высотская, Полина Штанько, Диана Кондра, Алина Вознесенская, Евгения Сенина, Ольга Махно.

Выставка пройдет с 18 марта по 16 апреля в галерее «На Песчаной».
Открытие: 17 марта в 19:00.
Вход на вернисаж свободный, в остальные дни стоимость обычного билета — 100 рублей, льготного — 50 рублей.

Читайте также

Ранние музыкальные обложки Энди Уорхолла

Энди Уорхол, безусловно, является одним из самых заметных и известных художников XX века. Однако его влияние на музыкальную культуру не менее внушительно. Владимир Басков рассказывает о самых ярких музыкальных обложках, созданных Уорхолом — от мексиканского альбома Карлоса Чавеса до популярных работ с The Velvet Underground и Rolling Stones.

Выставки сайнс-арта в Москве: путь к новой метафизике

С середины 2021 года в Москве прошла серия знаковых выставочных проектов, посвященных сайнс-арту: «Да, живет иное во мне» и «New Elements» (Laboratoria Art&Science, Новая Третьяковка), «Зловещие грезы» и «Открытое множество» (Электромузей), «Код искусства» (галерея ГРАУНД Солянка), биеннале «Искусство будущего» (Мультимедиа арт музей) и многие другие. О стремительном развитии и популяризации научного искусства на примере названных проектов рассказывает Станислав Миловидов.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.