Подкаст «(Не)критично». Аспирантка Школы дизайна поговорила с куратором выставки «Это знак»

Подкаст «(Не)критично» || Аспирантка Школы дизайна поговорила с куратором выставки «Это знак»

Аспирантка Школы дизайна НИУ ВШЭ Вероника Никифорова выпустила подкаст о выставке «Это знак» в Галерее на Песчаной (Объединение «Выставочные залы Москвы»), где вместе с куратором выставки — Елизаветой Молостовой, будущей выпускницей Школы Дизайна, обсудила, как современные художники осмысляют городское пространство и как устроен выставочный процесс изнутри.

Мы расспросили автора подкаста «(Не)критично» Веронику Никифорову, куратора выставки «Это знак» Елизавету Молостову и куратора Галереи на Песчаной Анну Зиновьеву, которые по совместительству являются студентками и аспирантками Школы дизайна, о выставке и об их исследовательских интересах.

Вероника Никифорова, аспирантка Школы дизайна, основательница проекта «(Не)критично»: «С 2020 года я веду просветительский проект „(Не)критично“ и одноименный подкаст. Проект направлен на ознакомление широкой аудитории с вопросами культуры и искусства, наш негласный слоган — „об искусстве и культуре простыми словами“. Например, в рамках подкаста я и моя коллега Алина Максимова обсуждаем вдвоем или с экспертами экоактивизм, проблемы реституции и реставрации современного искусства. В четвёртом сезоне подкаста мы решили уделить внимание обзорам выставок в Москве и Петербурге, и мне показалось, что Анна Зиновьева (аспирантка Школы дизайна, куратор галереи на Песчаной) нам может в этом помочь. В итоге мы записали выпуск вместе с куратором выставки „Это знак“ Елизаветой Молостовой».

Подкаст «(Не)критично» || Аспирантка Школы дизайна поговорила с куратором выставки «Это знак»

Елизавета Молостова, студентка Школы дизайна, куратор выставки «Это знак»: «Кураторский проект „Это знак“ ставит под сомнение один из слоев повседневной реальности — систему дорожных знаков. На групповой выставке представлены художественные проекты, которые тем или иным образом осмысляют и/или деформируют устоявшиеся паттерны городской среды. Художники размышляют о широком круге вопросов — от переформатирования объектов окружающей действительности при помощи внедрения новой системы разметок до проблематизации коллективной памяти, пространства и времени, конфликта человека и природы, вопроса личных границ».

Анна Зиновьева, аспирантка Школы дизайна, куратор Галереи на Песчаной: «Галерея на Песчаной, которая входит в „Выставочные залы Москвы“, поддерживает современное молодое искусство и часто сотрудничает с образовательными и художественными институциями. И со Школой дизайна мы сотрудничаем уже не первый год. Проект Лизы нам посоветовала Александра Кузнецова (академический руководитель программы „Дизайн“, аспирантка Школы дизайна). Мы любим проекты с чётко выстроенной концепцией, которые являются полноценным исследованием и подкреплены теоретическим обоснованием. Как куратор Галереи я увидела в проекте Лизы как раз такой потенциал. Мы уже работали с похожими темами. В прошлом году у нас проходила вторая часть кураторского проекта Майкла Арутюняна „Конструкты паттернов“, где он тоже исследовал городское пространство, но через другую оптику».

Аспирантки также рассказали о своей нынешней деятельности и исследовательких практиках.

Вероника Никифорова: «Что касается моей академической деятельности, я занимаюсь русским искусством второй половины XIX — начала ХХ века, и стараюсь сосредоточить свое внимание на социальных аспектах мира искусства: творческих объединениях, принципах их функционирования, отношениях между художником, зрителем и заказчиком. На самом деле, существует пока некоторый разрыв между моей исследовательской и просветительской деятельностью, потому что в подкаст мы берем актуальные и „кликбейтные“ темы. Собственно, по той причине, что история русского искусства (особенно до авангарда) — довольно закостенелая и формализованная конструкция, я и занимаюсь этим направлением, так как вижу своей целью сделать русскую школу второй половины XIX века более понятной и интересной для массового читателя и слушателя».

Анна Зиновьева: «Я на данный момент являюсь куратором галереи, занимаюсь редактурой текстов, отбором проектов и составлением выставочного плана вместе с нашим руководителем. Еще я веду исследовательскую практику в галерее со студентами. А в аспирантуре я исследую протоперформативную практику живых картин во Франции XIX-XX вв. Несмотря на то, что это имеет минимальное отношение к работе в галерее, я всегда нахожу вдохновение на работу над диссертацией, просто находясь в среде».

Алексей Мартынюк. Traffic, 2022
Диана Кондра. Разделительная полоса, 2022

И в завершение мы попросили дать совет молодым художникам и исследователям о том, как повысить видимость своих работ и продвигать себя.

Вероника Никифорова: «На самом деле, главный совет — набраться смелости и просто написать всем, с кем вы бы хотели сотрудничать. На опыте своего проекта я узнала, что многие не против посотрудничать с вами, но просто не знают о вашем существовании или о такой возможности. Благодаря подкасту я познакомилась с самыми разными людьми из современного мира русского искусства (художники, арт-консультанты и пр.). Во время моего gap year между магистратурой и аспирантурой, „(Не)критично“ стал пропуском в такие места, куда можно попасть только с сопровождающей бумагой о твоей аффилиации».

Анна Зиновьева: «Как куратор галереи я бы посоветовала очень грамотно и внимательно заполнять заявки на open-call. Нужно уделять больше внимания презентации себя в медиапространстве и не бояться выстраивать коммуникацию с крупными изданиями или организациями, которые тематически или идеологически созвучны вашему проекту».

Ярослава Трояновская. Островок безопасности, 2022
Ярослава Трояновская. Островок безопасности, 2022

На выставке «Это знак» также представлены работы студенток и преподавателей Школы дизайна: художниц Ярославы Трояновской и Полины Штанько, дизайнера выставочной среды Марии Кирющенко.

К выставке также разработана параллельная программа:

  • 25 марта и 15 апреля — кураторские экскурсии
  • 1 апреля — мастер-класс «Создай свой знак»
  • 8 апреля — лекция «Знаковая система дорожного пространства в современном искусстве» с участием художников

Зарегистрироваться на мероприятия можно на сайте галереи.

Читайте также

От телесности к живописи: сайт-специфичность российской институциональной критики

Институциональная критика — художественное течение, возникшее в 1960-е годы. Именно тогда художники, кураторы и теоретики начали рефлексировать над природой художественной институции, ее назначением не только в масштабе искусства, но и в масштабе человечества. Многие из них пришли к выводу о необходимости реконфигурации ее модели взаимодействия с художниками, зрителями, рынком. Тимур Аллахвердиев рассказывает о том как эта практика была воспринята в Советском Союзе и России.

«1, 2, 3». Итоги интенсива Артура Голякова в Школе дизайна

В Школе дизайна прошёл интенсив художника Артура Голякова под названием «1, 2, 3». В течение двух дней — 24 и 25 мая — участники вместе с Артуром создали оммажи на художественные произведения. Единственным ограничением были материалы, которыми должны были стать товары из ближайшего дисконтного магазина.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.