Подкаст «(Не)критично». Аспирантка Школы дизайна поговорила с куратором выставки «Это знак»

Подкаст «(Не)критично» || Аспирантка Школы дизайна поговорила с куратором выставки «Это знак»

Аспирантка Школы дизайна НИУ ВШЭ Вероника Никифорова выпустила подкаст о выставке «Это знак» в Галерее на Песчаной (Объединение «Выставочные залы Москвы»), где вместе с куратором выставки — Елизаветой Молостовой, будущей выпускницей Школы Дизайна, обсудила, как современные художники осмысляют городское пространство и как устроен выставочный процесс изнутри.

Мы расспросили автора подкаста «(Не)критично» Веронику Никифорову, куратора выставки «Это знак» Елизавету Молостову и куратора Галереи на Песчаной Анну Зиновьеву, которые по совместительству являются студентками и аспирантками Школы дизайна, о выставке и об их исследовательских интересах.

Вероника Никифорова, аспирантка Школы дизайна, основательница проекта «(Не)критично»: «С 2020 года я веду просветительский проект „(Не)критично“ и одноименный подкаст. Проект направлен на ознакомление широкой аудитории с вопросами культуры и искусства, наш негласный слоган — „об искусстве и культуре простыми словами“. Например, в рамках подкаста я и моя коллега Алина Максимова обсуждаем вдвоем или с экспертами экоактивизм, проблемы реституции и реставрации современного искусства. В четвёртом сезоне подкаста мы решили уделить внимание обзорам выставок в Москве и Петербурге, и мне показалось, что Анна Зиновьева (аспирантка Школы дизайна, куратор галереи на Песчаной) нам может в этом помочь. В итоге мы записали выпуск вместе с куратором выставки „Это знак“ Елизаветой Молостовой».

Подкаст «(Не)критично» || Аспирантка Школы дизайна поговорила с куратором выставки «Это знак»

Елизавета Молостова, студентка Школы дизайна, куратор выставки «Это знак»: «Кураторский проект „Это знак“ ставит под сомнение один из слоев повседневной реальности — систему дорожных знаков. На групповой выставке представлены художественные проекты, которые тем или иным образом осмысляют и/или деформируют устоявшиеся паттерны городской среды. Художники размышляют о широком круге вопросов — от переформатирования объектов окружающей действительности при помощи внедрения новой системы разметок до проблематизации коллективной памяти, пространства и времени, конфликта человека и природы, вопроса личных границ».

Анна Зиновьева, аспирантка Школы дизайна, куратор Галереи на Песчаной: «Галерея на Песчаной, которая входит в „Выставочные залы Москвы“, поддерживает современное молодое искусство и часто сотрудничает с образовательными и художественными институциями. И со Школой дизайна мы сотрудничаем уже не первый год. Проект Лизы нам посоветовала Александра Кузнецова (академический руководитель программы „Дизайн“, аспирантка Школы дизайна). Мы любим проекты с чётко выстроенной концепцией, которые являются полноценным исследованием и подкреплены теоретическим обоснованием. Как куратор Галереи я увидела в проекте Лизы как раз такой потенциал. Мы уже работали с похожими темами. В прошлом году у нас проходила вторая часть кураторского проекта Майкла Арутюняна „Конструкты паттернов“, где он тоже исследовал городское пространство, но через другую оптику».

Аспирантки также рассказали о своей нынешней деятельности и исследовательких практиках.

Вероника Никифорова: «Что касается моей академической деятельности, я занимаюсь русским искусством второй половины XIX — начала ХХ века, и стараюсь сосредоточить свое внимание на социальных аспектах мира искусства: творческих объединениях, принципах их функционирования, отношениях между художником, зрителем и заказчиком. На самом деле, существует пока некоторый разрыв между моей исследовательской и просветительской деятельностью, потому что в подкаст мы берем актуальные и „кликбейтные“ темы. Собственно, по той причине, что история русского искусства (особенно до авангарда) — довольно закостенелая и формализованная конструкция, я и занимаюсь этим направлением, так как вижу своей целью сделать русскую школу второй половины XIX века более понятной и интересной для массового читателя и слушателя».

Анна Зиновьева: «Я на данный момент являюсь куратором галереи, занимаюсь редактурой текстов, отбором проектов и составлением выставочного плана вместе с нашим руководителем. Еще я веду исследовательскую практику в галерее со студентами. А в аспирантуре я исследую протоперформативную практику живых картин во Франции XIX-XX вв. Несмотря на то, что это имеет минимальное отношение к работе в галерее, я всегда нахожу вдохновение на работу над диссертацией, просто находясь в среде».

Алексей Мартынюк. Traffic, 2022
Диана Кондра. Разделительная полоса, 2022

И в завершение мы попросили дать совет молодым художникам и исследователям о том, как повысить видимость своих работ и продвигать себя.

Вероника Никифорова: «На самом деле, главный совет — набраться смелости и просто написать всем, с кем вы бы хотели сотрудничать. На опыте своего проекта я узнала, что многие не против посотрудничать с вами, но просто не знают о вашем существовании или о такой возможности. Благодаря подкасту я познакомилась с самыми разными людьми из современного мира русского искусства (художники, арт-консультанты и пр.). Во время моего gap year между магистратурой и аспирантурой, „(Не)критично“ стал пропуском в такие места, куда можно попасть только с сопровождающей бумагой о твоей аффилиации».

Анна Зиновьева: «Как куратор галереи я бы посоветовала очень грамотно и внимательно заполнять заявки на open-call. Нужно уделять больше внимания презентации себя в медиапространстве и не бояться выстраивать коммуникацию с крупными изданиями или организациями, которые тематически или идеологически созвучны вашему проекту».

Ярослава Трояновская. Островок безопасности, 2022
Ярослава Трояновская. Островок безопасности, 2022

На выставке «Это знак» также представлены работы студенток и преподавателей Школы дизайна: художниц Ярославы Трояновской и Полины Штанько, дизайнера выставочной среды Марии Кирющенко.

К выставке также разработана параллельная программа:

  • 25 марта и 15 апреля — кураторские экскурсии
  • 1 апреля — мастер-класс «Создай свой знак»
  • 8 апреля — лекция «Знаковая система дорожного пространства в современном искусстве» с участием художников

Зарегистрироваться на мероприятия можно на сайте галереи.

Читайте также

Соната Райымкулова, выпускница направления «Промышленный дизайн», получила награду Seed Awards 2023 от Фонда принца Клауса

Соната Райымкулова, выпускница направления «Промышленный дизайн», в этом году получила награду Seed Awards 2023 от Фонда принца Клауса. Соната Райымкулова — мультидисциплинарная художница из Кыргызстана. Она работает в разных медиа: черно-белая графика, скульптура, анимация и т. д. В работах она исследует как личные темы, так и социальные проблемы.

«Авторское кино» с Иваном И. Твердовским

В «Москино Музейный» проходит регулярный киноклуб «Авторское кино» под руководством режиссера, сценариста и преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ Ивана И. Твердовского.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.