По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Аспирантка Школы дизайна НИУ ВШЭ Вероника Никифорова выпустила подкаст о выставке «Это знак» в Галерее на Песчаной (Объединение «Выставочные залы Москвы»), где вместе с куратором выставки — Елизаветой Молостовой, будущей выпускницей Школы Дизайна, обсудила, как современные художники осмысляют городское пространство и как устроен выставочный процесс изнутри.
Мы расспросили автора подкаста «(Не)критично» Веронику Никифорову, куратора выставки «Это знак» Елизавету Молостову и куратора Галереи на Песчаной Анну Зиновьеву, которые по совместительству являются студентками и аспирантками Школы дизайна, о выставке и об их исследовательских интересах.
Вероника Никифорова, аспирантка Школы дизайна, основательница проекта «(Не)критично»: «С 2020 года я веду просветительский проект „(Не)критично“ и одноименный подкаст. Проект направлен на ознакомление широкой аудитории с вопросами культуры и искусства, наш негласный слоган — „об искусстве и культуре простыми словами“. Например, в рамках подкаста я и моя коллега Алина Максимова обсуждаем вдвоем или с экспертами экоактивизм, проблемы реституции и реставрации современного искусства. В четвёртом сезоне подкаста мы решили уделить внимание обзорам выставок в Москве и Петербурге, и мне показалось, что Анна Зиновьева (аспирантка Школы дизайна, куратор галереи на Песчаной) нам может в этом помочь. В итоге мы записали выпуск вместе с куратором выставки „Это знак“ Елизаветой Молостовой».
Елизавета Молостова, студентка Школы дизайна, куратор выставки «Это знак»: «Кураторский проект „Это знак“ ставит под сомнение один из слоев повседневной реальности — систему дорожных знаков. На групповой выставке представлены художественные проекты, которые тем или иным образом осмысляют и/или деформируют устоявшиеся паттерны городской среды. Художники размышляют о широком круге вопросов — от переформатирования объектов окружающей действительности при помощи внедрения новой системы разметок до проблематизации коллективной памяти, пространства и времени, конфликта человека и природы, вопроса личных границ».
Анна Зиновьева, аспирантка Школы дизайна, куратор Галереи на Песчаной: «Галерея на Песчаной, которая входит в „Выставочные залы Москвы“, поддерживает современное молодое искусство и часто сотрудничает с образовательными и художественными институциями. И со Школой дизайна мы сотрудничаем уже не первый год. Проект Лизы нам посоветовала Александра Кузнецова (академический руководитель программы „Дизайн“, аспирантка Школы дизайна). Мы любим проекты с чётко выстроенной концепцией, которые являются полноценным исследованием и подкреплены теоретическим обоснованием. Как куратор Галереи я увидела в проекте Лизы как раз такой потенциал. Мы уже работали с похожими темами. В прошлом году у нас проходила вторая часть кураторского проекта Майкла Арутюняна „Конструкты паттернов“, где он тоже исследовал городское пространство, но через другую оптику».
Аспирантки также рассказали о своей нынешней деятельности и исследовательких практиках.
Вероника Никифорова: «Что касается моей академической деятельности, я занимаюсь русским искусством второй половины XIX — начала ХХ века, и стараюсь сосредоточить свое внимание на социальных аспектах мира искусства: творческих объединениях, принципах их функционирования, отношениях между художником, зрителем и заказчиком. На самом деле, существует пока некоторый разрыв между моей исследовательской и просветительской деятельностью, потому что в подкаст мы берем актуальные и „кликбейтные“ темы. Собственно, по той причине, что история русского искусства (особенно до авангарда) — довольно закостенелая и формализованная конструкция, я и занимаюсь этим направлением, так как вижу своей целью сделать русскую школу второй половины XIX века более понятной и интересной для массового читателя и слушателя».
Анна Зиновьева: «Я на данный момент являюсь куратором галереи, занимаюсь редактурой текстов, отбором проектов и составлением выставочного плана вместе с нашим руководителем. Еще я веду исследовательскую практику в галерее со студентами. А в аспирантуре я исследую протоперформативную практику живых картин во Франции XIX-XX вв. Несмотря на то, что это имеет минимальное отношение к работе в галерее, я всегда нахожу вдохновение на работу над диссертацией, просто находясь в среде».
И в завершение мы попросили дать совет молодым художникам и исследователям о том, как повысить видимость своих работ и продвигать себя.
Вероника Никифорова: «На самом деле, главный совет — набраться смелости и просто написать всем, с кем вы бы хотели сотрудничать. На опыте своего проекта я узнала, что многие не против посотрудничать с вами, но просто не знают о вашем существовании или о такой возможности. Благодаря подкасту я познакомилась с самыми разными людьми из современного мира русского искусства (художники, арт-консультанты и пр.). Во время моего gap year между магистратурой и аспирантурой, „(Не)критично“ стал пропуском в такие места, куда можно попасть только с сопровождающей бумагой о твоей аффилиации».
Анна Зиновьева: «Как куратор галереи я бы посоветовала очень грамотно и внимательно заполнять заявки на open-call. Нужно уделять больше внимания презентации себя в медиапространстве и не бояться выстраивать коммуникацию с крупными изданиями или организациями, которые тематически или идеологически созвучны вашему проекту».
На выставке «Это знак» также представлены работы студенток и преподавателей Школы дизайна: художниц Ярославы Трояновской и Полины Штанько, дизайнера выставочной среды Марии Кирющенко.
К выставке также разработана параллельная программа:
Зарегистрироваться на мероприятия можно на сайте галереи.
Дарья Арбузова, выпускница направления «Анимация, иллюстрация, компьютерная графика», собственным примером доказывает, что быть свободным художником — это престижно и невероятно увлекательно. Работы Дарьи можно увидеть на лучших площадках Москвы, а сама она успешно зарабатывает своим творчеством. Мы поговорили с Дарьей о том, чем современное искусство отличается от просто искусства, почему она следует принципу ars gratia artis и как ей удалось организовать грандиозный арт-проект в маленьком городке Гусь-Хрустальный.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина принимает заявки до 15 декабря 2024 года на участие в художественной резиденции в Мастерской Эдуарда Штейнберга. Под кураторством нашей аспирантки и сотрудника музея Анны Зиновьевой резидент, проживая в Тарусе, будет исследовать творческое наследие художника и погружаться в местный контекст. Итогом станет художественный проект, реализованный в Мастерской.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.