Команда Лаборатории дизайна разработала новый визуальный язык для серии упаковок куличей

Команда Лаборатории дизайна разработала новый визуальный язык для серии упаковок куличей

Эксклюзивно для торговой сети SPAR команда Лаборатории дизайна разработала новый визуальный язык для серии упаковок куличей. Основная задача проекта — сделать упаковку для пасхальных куличей на базе городецкой росписи.

Дизайн упаковки для куличей создан по мотивам городецкой росписи — декоративной живописи, развивавшейся в городе Городце под Нижним Новгородом в XIX веке. Городецкая роспись известна не только своей душевностью и простотой форм, но и точностью деталей, яркими красками. Среди распространенных сюжетов — изображения птиц в окружении пышной растительности и стилизованных цветов, народные гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником и народные праздники.

Светлана Себякина, арт-директор Лаборатории дизайна, рассказала о создании упаковок:

Основная задача проекта состояла в том, чтобы сделать упаковку для пасхальных куличей на базе городецкой росписи. Команда Лаборатории на стадии проработки идей предложила клиенту несколько направлений: первые две концепции были максимально близки к оригиналам росписи по пропорциям изображений относительно масштабов поверхностей, на которых традиционно живут орнаменты и житейские сюжеты народного промысла. Была также предложена концепция современного прочтения стилистики промысла — когда ритм декоративных элементов объединён с их классической формой, а акценты создаются за счёт ярких композиционных пятен, взятых из оригинальной городецкой росписи, на которой изображены растительные мотивы, петухи и символы дома, достатка и пасхи. Паттерн значительно укрупнен, что создаёт отсылки к миру моды в виде крупных, акцентных и колоритных элементов на полотне.

Также был предложен концепт на «отрыв» от общепринятых визуальных приемов — стилистика городецкой росписи и её цветовой палитры была переосмыслена, в концепте были использованы актуальные ходы и дизайн-тренды, когда, применяя современные технологии, историю сюжетов будущей упаковки можно рассказать через современную пластику (векторный лаконичный стиль). Из осовремененных элементов городецкой росписи был сформирован конструктор, детали которого складываются в яркий модный паттерн. Он говорит не только про исторический народный промысел, но и про новое, яркое, переосмысленное, увиденное с другой точки зрения. Благодаря максимальному упрощению форм, элементы можно неограниченно масштабировать и переконструировать. Главным вдохновляющим аспектом стал комбинированный подход к трендам из сферы графического дизайна, мира моды и NFT. Все элементы городецкой росписи строятся на базе простейших форм — это и стало главным визуальным мостом между прошлым и будущим — сохранение и простота.

Все предложенные концепты были объединены одной важной характеристикой — визуальной привлекательностью, аттрактивностью, этот аспект в сфере упаковки еды можно считать одним из ключевых. Мы заходим в магазин и сначала видим объект, а уже потом возникает желание взять его в руки, рассмотреть поближе, покрутить и далее возникает желание забрать с собой, съесть или вернуть на полку. Следовательно, упаковка не должна вызывать раздражение, а наоборот должна вызывать манящее чувство, некое притяжение. А в нашем случае, это была ещё и событийная упаковка, для праздника. В ходе разработки это был ключевой момент, влияющий на все дальнейшие шаги. Для команды это стало неожиданным приятным бонусом, не было необходимости думать о том, чтобы использовать какие-то дополнительные приемы, чтобы упаковка осталась такой же привлекательной на товарной полке и через неделю и две и три и не надоедала. Необходимо было представить ситуацию потребления данного продукта и взаимодействие с упаковкой: чтобы с такой коробкой можно было смело идти в гости и радовать не только содержимым, но и тем во что оно упаковано.

Сочетание фактора событийности упаковки, активного использования темы городецкой росписи — промысла, которые не часто используется в дизайне, а также привычного потребителю в супермаркетах визуального фона, всё это позволило нам создать парадоксальную вещь — объединить традицию и свежесть. Узнаваемый мотив известного паттерна, расположенного по всей упаковке, плюс свежий взгляд на городецкую роспись в самой стилистике авторского рисования, плюс деликатное использование старославянской эстетики в леттеринге для нейминга куличей, всё это на наш взгляд и позволило отразить на поверхности упаковки праздничное настроение. Тренд на аутентичность, на свежее прочтение и богатая палитра сюжетных приёмов в городецкой росписи — всё это способствовало формированию системы создания серии упаковок, которую также можно расширять и в других продуктовых категориях.

Итогом проекта стали два дизайн-макета упаковки: «Сливочный» и «По-царски», паттерн для каждого из вариантов продукта отрисовывался индивидуально, исходя из особенностей коробок (конструктив коробок был передан клиентом). По кулинарному составу «Сливочный» и «По-царски» отличались, и цена на кулич была заложена разная, богатый по составу «По-царски» был выше по цене и его «царскую» статусность нужно было отразить и в дизайне. Поэтому на царском куличе мы отразили тему праздничного терема, где каждая сторонка — это отдельный праздничный стол, с куличами, чаем и с праздничным настроением. «Сливочный» кулич иллюстрирует традиционный флористический паттерн со сказочными птицами. Были придуманы различные «фартучки» для каждого из куличей — место под логотип, название кулича.

Работа над этим проектом была интересна в первую очередь потребностью в переосмыслении традиционного народного промысла, который было необходимо преподнести в чуть более актуальном прочтении. И нам это удалось. В сети магазинов SPAR я видела как активно покупают куличи. Это очень приятно, когда результат работы ты видишь на полках магазина и его покупают.

Алина Умирова, сотрудница Лаборатории дизайна: «Самое сложное, с чем пришлось столкнуться, — это выбор техники для иллюстраций. Мне кажется, что в итоге иллюстрации получились яркими и праздничными. Было здорово принять участие в таком большом проекте и увидеть наши куличи на полках магазинов.

Для сливочных куличей мы решили сделать цветочный паттерн на светлом фоне. Он достаточно нейтральный, но при этом нарядный за счёт обилия цветов. Я вдохновлялась скатертью-самобранкой, поэтому решила замостить всю поверхность коробки элементами городецкой росписи.

Для кулича по-царски хотелось сделать что-то торжественное. Я решила использовать бордовый цвет как основной, так как он ассоциируется с чем-то царским, а также изобразила сюжетные сценки из городецкой росписи на каждой стороне упаковки. Здесь есть чаепитие, отмечание праздника пасхи. Хотелось показать семейный русский быт по мотивам городецкой росписи».

Над проектом работали:

Арт-директор: Светлана Себякина
Менеджер проекта: Яна Соболь
Иллюстратор: Алина Умирова, IV курс направления «Анимация и иллюстрация»
Леттеринг: Светлана Себякина
Дизайнеры: Екатерина Махно, IV курс напаравления «Коммуникационный дизайн», Лада Федосеева, IV курс направления «Коммуникационный дизайн», Дарья Литовченко
3D-визуализация: Роман Шестков
3D-motion: Лада Федосеева

Читайте также

Всероссийский конкурс дизайн-проектов «Школа мечты»

Общественная палата и Министерство науки и высшего образования РФ совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ проводят заключительный этап конкурса «Школа мечты», призванного обновить образовательный ландшафт инновационными дизайн-проектами. Приём заявок на конкурс завершится 15 мая 2024 года.

Старт регулярного семинара «Нейроэстетика, искусство и доказательный дизайн»

31 октября состоится старт междисциплинарного совместного проекта Факультета креативных индустрий, Института когнитивных нейронаук и Школы дизайна НИУ ВШЭ, а именно Лаборатории дизайна и Аспирантской школы по искусству и дизайну. В пространстве HSE ART GALLERY пройдёт первая дискуссия, посвящённая восприятию поверхностей объектов. Мы поговорим о том, как визуальный и тактильный опыт, который является предметом научных исследований, используется для создания современных арт-объектов.

Дизайн-бюро при Школе дизайна, где талантливые старшекурсники работают в связке с опытными арт-директорами. На счету лаборатории комплексные коммерческие проекты в областях брендинга, книгоиздания, анимации, музейного проектирования, цифрового дизайна. Благодаря гармоничному сочетанию аналитического подхода, глубоких знаний, практической компетентности и постоянному изучению самых современных подходов и инструментов дизайна, Лаборатория успешно работает как с крупными заказчиками, так и с молодыми стартапами.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.