По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
29 апреля с 13:00 до 18:00 прошла дискуссионная площадка по устойчивым стратегиям и циркулярному дизайну Школы Дизайна НИУ ВШЭ и Всероссийского музея декоративного искусства. В креативном пространстве CREATIVE HUB выступили эксперты в области устойчивого дизайна и экономики, основатели и представители различных брендов и дизайнеры.
Переход к циркулярной экономике и реализация целей устойчивого развития требуют от российских компаний новых подходов и решений на всех этапах создания продукта, в чем ключевую роль играет дизайн. Речь идет не только о применении переработанных и биоразлагаемых материалов, но и о стратегическом влиянии дизайна на преобразование бизнес-моделей и общества. Переход от отдельных шагов к системности — задача современного дизайна.
Обсуждение программ, манифестов и инициатив по устойчивому развитию и циркулярной экономике России.
Модератор: Анастасия Крылова, руководитель Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства.
Участники:
Участники:
Обсуждение принципов устойчивого проектирования, кейсов циркулярных продуктов и ответственного производства в России
Модератор: Мария Степанова, руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, специалист лаборатории устойчивого проектирования zerowaste.lab
Участники:
Екатерина Егорова (эксперт по циклической экономике и устойчивому развитию, основательница Moscow Circular) подготовила гайд по циклической экономике. Вскоре будет готовить гайд по циклическому циркулярному дизайну. Дизайн — то, как мы подходим к проектированию и созданию чего-то.
«В проекте Moscow Circlular мы занимаемся циклической экономикой. Циклическая экономика — подход, который позволяет перестроить процессы производства, потребления и распределения благ таким образом, чтобы наше процветание не зависело от использования конечных ресурсов».
Циклический дизайн — это не только переработка материалов и проектирование. Циклический дизайн отвечает нескольким принципам, он используется для повторного использования, для ремонта и обслуживания (все детали должны быть ремонтируемыми и в свободном доступе), для перераспределения, для восстановления, для разборки и сборки, переработки, для длительного использования, для качества, для прочности, для эстетического удовольствия, для кастомизации, который вдохновляет покупать и усиливает лояльность к бренду.
Светлана Бик (руководитель Экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития», автор Telegram-канала «100%_Зеленого» ) рассказывала о том, как устроен рынок зеленых финансов и об идее институциализировать тему циркулярного дизайна в России.
При создании дизайн-проекта закладываются критерии, которые несут в себе идеи циркулярного дизайна. Проектировщики, конструкторы, инженеры и проектный менеджмент — все должны работать в единой команде. Цепочка циркулярного дизайна должна выглядеть так: зеленые финансы — дизайнер — производитель.
Светлана предлагает дизайнерскому сообществу активнее проникать в институциональные формы. В каждой отрасли есть экспертный совет по устойчивому развитию, надо приглашать их на площадки дизайнеров и в индустрию для того, чтобы продвигать идеи циркулярного дизайна.
«Если растет количество захороняемых отходов, значит, в циркулярной экономике что-то идет не так. Количество несанкционированных свалок в стране превышает площадь Кипра».
Рынок зеленых облигаций в России растет. Объем выпущенных зеленых облигаций превышает 500 млрд, а объем уже выданных в России кредитов составляет порядка 2 трлн рублей. Зеленый стандарт в строительстве говорит об общественных пространствах, об энергоэффективности каждого дома, наличии удобных комплексно-застроенных объектов. Критерии «зеленых проектов» определяются соответствующей таксономией.
Екатерина Иванова (доктор социально-экономических наук, доцент департамента стратегического и международного менеджмента, Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ) рассказывала о том, как устойчивая бизнес-модель (основана на воздействии на окружающую среду и циркулярной экономике, находится между организациями) отличается от обычной бизнес-модели (основана на финансах и линейной экономике, ориентир на организацию). Основная задача в рамках устойчивой бизнес-модели по мысли Екатерины — удлинить срок службы продукта.
Павел Родькин (кандидат искусствоведения, доцент Школы коммуникаций НИУ ВШЭ): «Мы сейчас находимся в парадигме постизобилия. С 1970-х годов теория дизайну перестала быть нужна, ему на смену пришел маркетинг. Дизайнер теперь рядовой рабочий, делает то, что говорит PR, то есть у дизайнера нет собственного языка выражения. И дизайнерам сейчас очень нужен новый язык выражения и выход на институциональные сообщества».
Кофемания и Eburet Studio вместе делают дизайнерскую мебель из переработанного пластика.
Галина Затопляева, директор по маркетингу ресторанов Кофемания, рассказала, что с 2021 года Кофемания придерживается стратегии устойчивого развития. Цель — перейти на 100% перерабатываемую упаковку (отказались от пластиковых приборов, влажных салфеток, избыточной упаковки) или на наименее вредящую среде. Пересобирая модель устойчивого развития, в компании поняли, что клиенты не довольны тем, что убрали влажные салфетки, пластиковые приборы и тд. Тогда руководство Кофемании взяло на себя ответственность за обучение гостей экологичности своего решения.
В 12 из 30 ресторанов есть поток сортировки мусора. Больше года потребовалось, чтобы отладить этот процесс. В ходе работы над этим, пришли к выводу, что нужно делать замкнутый цикл, где мусор, который нельзя переработать, будет использоваться каким-то образом дальше.
Так, родился совместный проект Кофемании и Eburet Studio: они делают предметы интерьера из кофейных крышек. В новом корнере Кофемания Bez Tarelok будут подставки для сумок Eburet, сделанные из переработанных кофейных крышек.
Анастасия Прошева, главный эксперт экономики замкнутого цикла «СИБУР», рассказала, что переработке полимерной индустрии около 20-22 лет, в России она только зарождается. «Мы можем вовлекать вторичные и первичные полимеры в упаковку, раздробить их, сделать гранулы и из них сделать другой предмет. Но здесь важно правильно собирать вторичное сырье и отдавать его дальше на переработку».
Например, есть бренд Vivilen. Он работает по принципу, что вторичный полимер мы превращаем в первичный: к 25-30% вторичного материала добавляем 70-75% первичного материала, дробим, соединяем и получаем новую гранулу, причем свойства материала сохраняются и можно использовать его в светлых изделиях.
Полистирол выдерживает до 7 циклов переработки, но если сдавать его в такие места как СИБУР и добавлять туда 70% первичного материала, то это будет бесконечный цикл переработки.
Одна из задач СИБУРа — масштабировать свой проект и дать возможность всем посетителям сдавать упаковки из полистирола.
Миссия Eburet Studio, по словам Ольги Найденовой, сооснователя и идеолога бренда Eburet, — сделать вторичные материалы естественным ресурсом для производства. Eburet — это не эко-бренд, а дизайн-студия, они собрали 3d-принтер и строят малые архитектурные формы.
Нина Ильина (куратор экологического просвещения в компании «ЭкоТехнологии», преподаватель курса «Устойчивый маркетинг» в Британской высшей школе дизайна) рассказала об опыте взаимодействия бизнеса и экотехнологий. У компании «ЭкоТехнологии» есть свой перерабатывающий завод, который находится в Твери. Нина привела в пример проект, где они перерабатывали жвачку в сабо и продавали на Яндекс Маркете (используя 7-8% вторичного материала). Такой проект ставит своей задачей просвещение, а не решение какой-то конкретной проблемы. Бизнес приходит к устойчивым проектам благодаря потребителям, поэтому Нина предлагает людям самим писать компаниям и предлагать свои эко-решения.
Илья Цигельницкий, основатель ProEcoPen, считает, что глобальная проблема в том, что нет массового запроса на экологию. Запрос есть у креативного класса, городского населения. Но для того, чтобы на эти запросы отреагировали на государственном уровне, их должно быть в разы больше.
У компании ProEcoPen производство с 2003, тетрапак перерабатывают с 2009 года, а экопроекты ведут с 2018 года. В год ProEcoPen перерабатывают 1,5-2 млн литровых тетрапаков.
«Если научиться работать с тетрапаком, то можно его спокойно перерабатывать».
Ярослава Галайко (предметный дизайнер, художник, победитель «Придумано и сделано в России» в категории «Мебель», финалист RoPlastic Priz) и Ульяна Хохлова (художник, предметный дизайнер, победитель биеннале предметного дизайна «Придумано и сделано в России») рассказали о своих дизайн-проектах.
Проекты Ярославы начались с предметов из переработанного пластика (полиэтилен высокой плотности и низкого давления). Ульяна работала с цветным стеклом, керамикой, а с 2017 года перешла на картон и бумагу. Её предыдущий опыт работы с разными материалами помог выработать технологию для работы с папье-маше.
«Использовать что-то по второму разу — это сознательное отношение к своей жизни»
Ольга Глаголева (эко активистка, художница, соосновательница и художественный руководитель движения в области устойчивого развития GO Circle и апсайкл ателье ТО-НА-ТО, преподаватель sustainable fashion в Британской высшей школе дизайна) с 2012 года занимается экологическим дизайном, прошла курс по регенеративному дизайну в Central Saint MartinsCollege of Art and Design.
«Система, в которой мы сейчас живем, антропоцентрична и дегенеративна. Регенеративная же система экоцентрична и предполагает взаимодействие с природой».
Ольга предлагает сверять потенциально положительное влияние вашего проекта с компасом регенеративного дизайна по 5 основным критериям: связи, экология, этика, дизайн, контекст.
Дискуссионная площадка Школы Дизайна НИУ ВШЭ и Всероссийского музея декоративного искусства прошла 29 апреля с 13:00 до 18:00 по адресу: Creative Hub, ул. Пантелеевская, 53.
23 апреля в 19:00 в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдёт открытая лекция гейм-дизайнера и создателя фэнтези-вселенной Элинор Михаила Шелкова.
Вечером 3 ноября состоится всероссийская акция «Ночь искусств». В её рамках студентка IV курса профиля «Анимация, CGI и визуальные эффекты» Ксения Ахсан прочтёт лекцию на тему: «Комикс как мультимодальное пространство и визуальный нарратив».
Направление
Студенты направления познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.