По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
С середины 2021 года в Москве прошла серия знаковых выставочных проектов, посвященных сайнс-арту: «Да, живет иное во мне» и «New Elements» (Laboratoria Art&Science, Новая Третьяковка), «Зловещие грезы» и «Открытое множество» (Электромузей), «Код искусства» (галерея ГРАУНД Солянка), биеннале «Искусство будущего» (Мультимедиа арт музей) и многие другие. О стремительном развитии и популяризации научного искусства на примере названных проектов рассказывает Станислав Миловидов.
Выставочные сайнс-арт проекты, как правило, представляют собой серии экспериментов на стыке науки, технологии и искусства, объединенные общим тематическим содержанием, но зачастую самодостаточные. Общим местом каждого такого эксперимента является попытка выйти за пределы некой научной парадигмы, принятой в той или иной области человеческого знания. В результате многие работы этого направления носят спекулятивный характер. Художник, включая в эксперимент посетителя выставки, зачастую пытается выйти за пределы возможностей человеческого интеллекта или традиционных способов научного познания, либо оказывается в пространстве «трудных проблем» современной науки, на которые он хочет дать ответ.
Зачастую эти темы заметны уже в названиях. «Да, живет во мне иное» представляется прямой манифестацией «иного» внутри человека — «не-человеческого». Среди ключевых мотивов выставки «Зловещие грезы» — сон как состояние тревожного предчувствия постоянных изменений в мире и нестабильности будущего. Название также созвучно известному феномену «зловещей долины», в рамках которого обнаруживается большее эмоциональное отторжение зрителей к объектам, почти похожим на человека, по отношению к менее антропоморфным. Таким образом, и здесь художники пробуют представить, куда приводит один шаг в сторону от «человеческого».
Эффект «зловещей долины» — явление, основанное на гипотезе, сформулированной японским учёным-робототехником и инженером Масахиро Мори. Она подразумевает, что робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей.
Были и другие выставки: «Открытое множество» — это математическая аллюзия к разделу теории множеств и топологии пространства, в котором возникают абстрактные категории элементов и особым образом формирующейся окрестности за их пределом, что ставит проблему границ, а сам посетитель является одним из таких элементов. «New Elements» напрямую высказывается о новых элементах, конструирующих материальность физического мира и мира информационного общества и цифровых данных. Так или иначе, концепции выставок, обращаясь к теме преодоления границ человеческого, затрагивают тему кризиса антропоцена и предлагают под разным углом взглянуть на современную науку (преимущественно ее естественные и технические направления), в основе которой установки эпохи модерна — рационализация, утверждение прогресса в познании и различных областях общественной жизни, большие нарративы (Стандартная модель, Теория Большого взрыва и т.д.).
Однако особенность подобных проектов в том, что комплекс взаимосвязей концепции выставки и ее воплощения, представляет собой отдельные составляющие его экологии, связанные с экспонируемыми арт-объектами. Между работами и кураторской идеей часто формируется дистанция. Этот эффект возникает систематически независимо от институции или личности куратора, что дает основания предполагать, что причины лежат не на поверхности, а скрыты в сущности сайнс-арта как направления в искусстве.
В подобных экспериментах на стыке науки, технологии и искусства, несмотря на заявленное общее тематическое содержание, кроется своеобразная самодостаточность. Восприятие арт-объектов как экологии обнаруживаются во многих работах современных исследователей искусства. Французский искусствовед Николя Буррио, автор концепции реляционной эстетики пишет:
К этой сети обменов в рамках сайнс-арт подключается сеть научная, со своими собственными процессами производства (исследования), местами, функциями и действующими лицами, сопоставимыми, а возможно даже превосходящими тех, что формируют пространство искусства.
В результате произведения сайнс-арт представляют собой колоссальную систему взаимосвязей, которая не умещается ни в рамки современного искусства, ни в рамки науки. В результате подобные художественные практики соединяют научную парадигму с чем-то совершенно иным, «новой метафизикой», горизонты которой начинают очерчиваться в работах Грэма Хармана, Тимоти Мортона, Юджина Такера и других современных философов [2]. Так называемый спекулятивный реализм начинает выкристаллизовываться в начале XXI века, но не имеет пока точных определений и четко обозначенных границ. Эта неопределенность порождает разнонаправленное движение арт-объектов в концептуальном пространстве выставки. С одной стороны они оказываются объединены в той части, что относится к парадигме научной, а с другой — принципиально не соотносятся в части метафизической.
Например, одна из представленных на выставке «New Elements» работ обращается к внедрению в информационную сеть или вычислительные процессы природных агентов с целью преодоления границ природного и технологического. Немецкая художница Тереза Шуберт изучает отношения между биологическими и цифровыми процессами и исследует взаимосвязь природы, культуры и технологий. Её работа «Ooze» (2021) — это био-арт проект, цель которого попытаться переосмыслить оппозицию природы и культуры. Название отсылает, с одной стороны, к представлению о некой биологической субстанции, а с другой подчеркивает ее полиморфизм, как и пространства информационно-коммуникационных сетей.
В аристотелевской философии Hylē — это изначальная субстанция, первозданная материя, которая обретает форму только благодаря человеческой обработке (tecnē).
Часть инсталляции — это облака точек, полученные в результате фрагментации оптическим методом двух отпечатков. Отпечатков леса и серверной инфраструктуры центра обработки данных, созданных в результате трехмерного сканирования. Другая представляет собой колбы с водорослями, датчики и компьютер, который отслеживает рост, метаболизм и жизнедеятельность растений. Активность водорослей превращается в случайные числа, которые используются для изменения и оживления облаков точек двух сред (леса и серверной фермы). Биореакторы также оказываются физическим интерфейсом для посетителей. Например, если посветить на культуру водорослей фонариком (к примеру смартфона), то в долгосрочной перспективе растения будут производить больше кислорода, изменения количества которого в режиме реального времени визуализируется в виде графика изменения параметров. Посетители оказываются вовлеченными в мир вычислений, где цифровое и естественное растворяются друг в друге, но присутствие человека также оставляет следы и шум в системе.
Произведение Терезы Шуберт подчеркивает эстетическую и концептуальную связь леса как гиперорганизма с серверной фермой, которая является основой «гиперорганизма» цифрового и технологического. Таким образом, работа представляет собой метафору сетевых структур цифровой и углеродной жизни. Художница исследует системы горизонтальных и неиерархических взаимосвязей, которые наполняют современное общество и во многом заимствованы в структурах природного происхождения. Они возникают в области технических (теория сетей и графов, Интернет), социальных (социальные сети и горизонтальные связи) и философских исследований (ризома в концепции постмодернизма Жиля Делёза и Феликса Гваттари). Подобные инсталляции обращают внимание на технологизацию тех областей науки, которые ранее не в полной мере были контролируемы человеком, как, например, генетика, вирусология, физиология. Разработки в этих сферах были скорее результатом наблюдения, отбора и корректировки естественных процессов, нежели их конструирования. Таким образом, органическая материя и природа индустриализируются, проникают в технологический уклад жизни человека, подчиняются его правилам и законам. Человек внутри этой сети отношений перестает быть лишь реципиентом, а оказывается вовлеченным во взаимодействие как один из узлов социотехнической сети.
"Естественная история сетей — это электрохимический алгоритмический перформанс художника и машины. Центральный элемент инсталляции — галинстан, жидкий металл, нео-алхимический материал, которым художник манипулирует через подключенные электроды, изменяя его поведение. Визуальные эффекты сопровождаются звуковым слоем, состоящим из смеси дрейфующих частот, паттернов и шума, который транслирует электрохимические процессы, происходящие в жидкости.
Художник опирается на эксперименты Гордона Паска 1950-х годов с электрохимическими механизмами обучения. Эксперименты Паска вновь актуальны сегодня в связи с современными исследованиями в области биомимикрии и программируемое материи.
Вызывая новые представления о машинном, искусственном и материальном, перформанс представляет радикальную технологию. Она объединяет упорядоченное машинное мышление и мягкие материалы, позволяя проявиться самоорганизующимся качествам через конкретный материальный посредник".
Представленное описание перформанса Ральфа Беккера наводит на мысль о его близости к метафизике, нежели практике научного эксперимента. Но что характерно для сайнс-арта — необходимо расшифровать само описание эксперимента, чтобы проявить высказывание художника.
Работа Ральфа Беккера основывается на экспериментах британского кибернетика Гордона Паска, который в 50-х годах XX века сконструировал несколько электрохимических устройств, способных формировать собственные сенсоры восприятия, устанавливая взаимосвязи между своими внутренними состояниями и окружающим миром. Паск считал, что Норберт Винер открыл путь к автономным искусственным машинам, сопоставимым с объектами биологической жизни [3]. Он пытался сконструировать машину, которая создавала бы свои собственные «критерии релевантности», то есть находила бы наблюдаемые объекты, необходимые ей для выполнения поставленной задачи [4].
«Мы сделали ухо и магнитный рецептор. Ухо может различать две частоты, одну порядка 50 Гц, а другую — порядка 100 Гц. Процедура обучения занимает примерно полдня, и после приобретения способности распознавать звук в принципе, способность определять и различать два звука приходит быстрее... Ухо, кстати, внешне выглядит довольно похожим на ухо человека, а внутри него есть фибриллы, резонирующие на частоте возбуждения».
Кураторский текст детализирует научный подход, используемый в рамках научного перформанса. Художник использует конкретный сплав галинстан (сплав галлия, индия и олова), в котором под воздействием электричества возникают некие физические и химические процессы, описанные как «поведение». При этом за ширмой теоретической физики и химии Ральф Беккер пробует поднять вопрос об агентности самоорганизующимся систем, проявленной через конкретный материальный посредник. Опыт в данном случае становится поэтической метафорой смещающей акценты от рационального начала научных дисциплин к иным формам интуитивного и чувственного познания.
Подобные эксперименты в определенной степени близки к алхимии и некоторым восточным эзотерическим практикам, которые, опираясь на миф и, не обладая достаточным инструментарием и эмпирическими данными, пытались исследовать окружающий мир в максимально возможном количестве направлений. Так, например, М. Бертло, Э. фон Липпман, В.Н. Морозов и другие определяют алхимию как предхимию. Ф. Шварц и Т. Буркхарт считают ее одновременно и наукой, и искусством, Р. Луллий — медициной, а К.Г. Юнг особого рода психологией [5].
Складывается представление, что алхимия также как и сайнс-арт не помещалась в рамках какого-либо научного направления, а скорее находилась в пространстве онтологического поиска, связанного с трудными проблемами своего времени, где мифологическое мышление соединяется с научным.
«Возьми философской ртути и накаливай, пока она не превратиться в зеленого льва... Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост...» Так писал английский алхимик Дж. Рипли, живший в XV веке, о способе приготовления философского камня. Впоследствии уже Жан-Батист Андре Дюма в XIX веке перевел этот рецепт на язык современной ему науки, обнаружив за ширмой метафор и художественных образов: свинец, его оксиды, химические соли и другие элементы.
С этой точки зрения сайнс-арт наилучшим образом обнаруживает поиски, связанные с «новой метафизикой» и одновременно как направление в искусстве оказывается невосприимчив к ее критике. Согласно замечаниям Р. Карнапа, относительно метафизических концепций, подобного рода изыскания не относятся к наукам, «в которых речь идет об истине и лжи. В действительности они ничего не высказывают, а только выражают нечто, как художник» [7]. Метафизическое в работах художников сайнс-арт проявляется в попытке говорить языком науки о фундаментальных началах, которые встречаются в работах различных философов, например, у Канта, Ницше, Хайдеггера и других. Таким образом, дискуссия разворачивается вокруг категорий пространства, времени, материи, естественного и машинного, а художник постулирует радикальность технологии в попытке выйти за пределы существующей парадигмы антропоцентризма.
Таким образом, сайнс-арт представляется некой околонаучной деятельностью, философским умозрением или метафизическим размышлением о проблемах современной науки, которые обращаются к фундаментальным основам мироздания, но с академической точки зрения не способствуют приращению научного знания. В итоге подобная новая метафизика, воплощенная в художественных практиках, выглядит в некотором роде противостоящей официальной науке, а свобода выразительных средств художника — строгому методу научного познания ученого.
Вероятно, именно в этом и есть ключ к популярности сайнс‑арта и, одновременно, его фрагментарность и неоднородность, затрудняющая концептуализацию выставок и объединение работ одной идеей. Художник, являя в собственной деятельности сциентистский опыт и антропоцентризм современного мира, преодолевает пропасть рационального и иррационального, сознательного, человеческого и не‑человеческого, объединяет модернистские подходы естественных и технических наук и постмодернистской парадигмы наук гуманитарных. В результате, сайнс-арт преодолевая пропасть рационального и иррационального, как бы берет на себя задачи философии и находится в поисках ответов на метафизические вопросы внутри научной парадигмы с помощью ее языка. Он синкретически объединяет многообразие познавательной деятельности современного человека. Художник стремится стать одновременно ученым‑исследователем, философом, мистиком и эзотериком, а его работы представляют собой микрокосмос сциентистской культуры, воплощая не только ее официальную сторону (науку), но и неофициальную (псевдонауку, эзотерику, конспирологию).
Станислав Миловидов
Преподаватель Школы дизайна. Аспирант Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
С 29 февраля до 31 марта в галерее 159F Gallerie пройдет выставка «Я вижу с закрытыми глазами», на которой можно будет увидеть работы двух выпускниц Школы дизайна: Ольги Калининой и Маргариты Варакиной, которая также является преподавателем в Школе. Представленных в рамках выставки художников 159F Gallerie объединяет интерес к наблюдению за повседневностью и самобытная оптика восприятия реальности через гипертрофированность художественных образов.
Не знаем, о чём уж вы там подумали, прочитав слово «самшит»... Но выставка Алексея Рюмина посвящена одноимённому кустарнику, который для него является метафорой человеческих состояний, меняющихся под воздействием закона. Проект преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ будет представлен в «Галерее Электрозавод» с 18 по 28 июля.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.