От «березовых джунглей» до «техногжели». Итоги номинации «Визуальные коды России. Гжель» конкурса HSE CREATIVE OPEN

Екатерина Бондаренко, «Чудо Гжель»
Екатерина Бондаренко, «Чудо Гжель»

28 апреля состоялось награждение победителей в номинации «Иллюстрация и комикс» — «Визуальные коды России. Гжель» при участии компании «Объединение «Гжель» в рамках третьего сезона Международного онлайн-конкурса HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Тема номинации

Тема номинации — новые бренды — капсульные коллекции на основе народных промыслов. Многие из народных художественных промыслов сегодня потеряли свою функциональность на уровне бытового предмета, поскольку изменились и среда, и условия их использования. Участникам конкурса предложили переосмыслить народные промыслы и через свои работы ответить на вопрос: Как и где обретет новую функциональность и идентичность узнаваемая орнаментальность тех или иных образцов традиционной культуры? Для этого в рамках третьего сезона HSE Creative Open в номинации «Иллюстрация и комикс» магистральной темой стала Гжель, которая затронула историю, формообразование, эстетику промысла и возможные пути его актуализации в современном мире. Поскольку визуальный язык, язык иллюстрации и комикса сегодня актуальны как никогда и все чаще становятся ключевым фактором узнавания бренда.

Жюри

В состав жюри вошли генеральный директор компании «Объединение «Гжель» Петр Сивов; художница, руководитель направления «Комикс», куратор направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Юлия Блюхер; художник-график, иллюстратор, дизайнер, руководитель юнитов HSE Illustrates и Web Production в HSE Design Lab в Школе дизайна НИУ ВШЭ Евгений Тонконогий; ведущая и автор программ арт-практик по направлению «Иллюстрация и комикс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, художник-график, участница фольклорной студии «Горожане», соосновательница платформы «Безмятежное рисование» Наталья Гриценко, основатель и креативный директор Superposition Роман Крихели; арт-директор галереи «Самокат», литературный критик, переводчик, исследователь визуальных нарративов, преподаватель Школы дизайна Мария Скаф; иллюстратор, художница, керамистка, участница арт-группировки «Кисеты», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Мария Шишова.

«Участники подготовили оригинальные творческие проекты, которые несут прикладное значение в создании новых направлений дизайна, способствующих развитию Гжели и ее туристического потенциала. В рамках конкурса было представлено множество форм, включая арт-объекты, настенные росписи и полномасштабные города с культурным кодом «Гжель». Во время подготовки проектов участники посетили Завод в Турыгино в рамках однодневной экскурсии, что помогло им найти вдохновение. Если бы они могли задержаться подольше, результаты конкурса были бы еще более впечатляющими, — отмечает генеральный директор компании «Объединение „Гжель“ Петр Сивов, — Тиражировать классический стиль Гжели становится все труднее, поэтому необходимо внедрять новые формы и изделия. Мы надеемся, что данное сотрудничество со Школой Дизайна НИУ ВШЭ станет началом для регулярных и масштабных проектов».

По итогам конкурса члены жюри сформировали шорт-лист, в который вошли 10 самых заметных и интересных проектов, и определили тройку лучших.

Победители номинации «Визуальные коды России. Гжель»

I место. Екатерина Бондаренко

«Чудо Гжель»

«Чудо Гжель» — фэнтези книга для детей о том, как Гжель покоряет мир. Главные героини книги — работницы завода Гжель. Они разукрашивают город узорами Гжели и рассуждают о возможностях воображения. Это история про сохранение традиций в современном мире.

II место. Екатерина Тертычная

Baby bloom

Baby bloom — проект, посвящённый переосмыслению подхода к созданию наборов детской посуды. В детстве игра является самым главным занятием для ребёнка, которую зачастую прерывает рутинный приём пищи, именно поэтому я считаю важным привнести немного изменений в, казалось бы, обыденный процесс.

III место. Анастасия Авшалумова

Территориальный бренд села Гжель

Основными элементами айдентики территориального бренда «Гжель» является система паттернов построенная на базе созданных Анастасией символов для туристического маршрута, а также используется упрощенная версия логотипа.

Поощрительный приз. София Чичкина

technogzhel

technogzhel — концепт события, в контексте которого зритель изучает гжелевый паттерн посредством аудио-визуального контакта. Идея айдентики строится на привлечении конкретной аудитории к приобретению гжели.

«Задача этой номинации заключалась в том, чтобы посмотреть, что же для нас всех на самом деле представляет Гжель. Мы разбираем её, деконструируем, пытаемся как-то применить Гжель сегодня не только как сувенирные продукты, а всё-таки как какую-то вещь, которая была бы обыденной, которой мы пользуемся в быту. Проекты победителей и шорт-лист, возможно, будут неоднородными, но это как раз и ценно потому, что мы смотрим довольно широко на то, что у нас получилось и с чем мы будем работать. Конечно, мы будем продолжать работу, и я надеюсь, что полученные результаты также помогут нам по-другому формировать брифы, понимать, с чем мы работаем каждый раз, когда переносим или приобретаем новую визуальность, работая с чем-то традиционным», — комментирует художница, руководитель направления «Комикс», куратор направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Юлия Блюхер.

Победители получили денежные призы от Школы дизайна НИУ ВШЭ, их работы будут опубликованы на платформе hsedesign.ru, которая аккумулирует лучшие проекты молодых талантов и открывает новые имена.

Всего в рамках номинации «Иллюстрация и комикс» — «Визуальные коды России. Гжель» было получено 54 конкурсных проекта.

Об организаторах

Школа дизайна НИУ ВШЭ — подразделение Высшей школы экономики, ведущее образовательное учреждение в области дизайна, моды и искусства в России. Мы преподаем современные дизайн- и арт-навыки, учим главному секрету успеха — не действовать по шаблону, а думать системно, создавать концепции, принимать решения, знать правила профессии для того, чтобы нарушать их лучше всех. Сегодня в структуру Школы входят 4 кампуса в разных городах, более 15 образовательных направлений, на наших программах бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования и аспирантуры учатся более 5000 студентов. В Школе открыты собственные художественные мастерские и студии, кинопавильон, театральный и фэшн-кластеры, галерея современного искусства HSE ART GALLERY.

«Объединение «Гжель» — компания «Объединение «Гжель» известна во всем мире как российская фабрика по производству фарфора, отличающегося качеством, долговечностью и красотой. Гжельские изделия традиционно входят в подарочный фонд Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России. Гжель сегодня — это керамическая столица, промысел, сохранивший самобытные традиции и устремивший взгляд в технологии будущего.

О конкурсе

HSE CREATIVE OPEN — международный открытый онлайн‐конкурс, состоящий из нескольких сезонов с разным набором номинаций в области дизайна, моды и современного искусства. Цель конкурса — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. В конкурсе могут участвовать начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения. Конкурс был запущен Школой дизайна НИУ ВШЭ в 2022 году.

Читайте также

«Серебро» куратора Школы дизайна на фестивале «Белый квадрат»

Проект Freelabel, созданный Terminal Design Branding Agency, получил серебро на международном фестивале «Белый квадрат» 2023 года. Руководит агентством Иван Куликов — куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Победители третьего набора «Креативной лаборатории»

Подошёл к концу третий набор конкурса «Креативная лаборатория», в котором приняли участие 400 конкурсантов. По итогам голосования были отобраны финалисты, представившие свои работы на онлайн-защите 14 ноября. Победителей выбрали в брифах: «Визуальный стиль программы „Друзья ВДНХ“», «Новая линейка сувенирной продукции „МОСКВА. ВДНХ“», «Мерч программы „Играй в Москву“» и «Разработка позиционирования сервиса „RUSSPASS“».

Конкурс

HSE CREATIVE OPEN

Международный открытый онлайн‐конкурс, состоящий из нескольких сезонов с разным набором номинаций в области дизайна, моды и современного искусства.

Цель конкурса — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. В конкурсе могут участвовать начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения. Конкурс был запущен Школой дизайна НИУ ВШЭ в 2022 году.

О конкурсе

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.