Александра Кузнецова на биеннале уличного искусства Артмоссфера

Эскиз проекта Александры Кузнецовой «Обводя взглядом»
Эскиз проекта Александры Кузнецовой «Обводя взглядом»

С 31 мая по 31 июля в Центре современного искусства «Винзавод» пройдет биеннале уличного искусства Артмоссфера. Одной из ее участниц стала Александра Кузнецова, руководитель направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Дизайн». На Артмоссфере она представляет свой сайт-специфичный проект «Обводя взглядом».

Артмоссфера — первая и единственная в мире биеннале, которая знакомит широкую публику с самыми яркими и актуальными представителями уличного искусства. В 2023 году биеннале расширяет пространство и выходит в город с основной программой. Данная практика реализована впервые, биеннале охватит разные локации столицы (арт-квартал вдоль Яузской набережной) с сердцем проекта в ЦСИ Винзавод.

Тема основного проекта биеннале звучит как «Община: Партнерство — Коллективность — Утопия». По мысли куратора, Андрея Паршикова, одной из важных задач в наши дни становится налаживание новой жизни в новых условиях с новым историческом багажом. Общность, коллективность и партнерство должны стать важными элементами адаптации к этим условиям — взяв эти темы за основу художники предложили свои варианты осмысления и обустройства окружающей их действительность.

В своей серии объектов «Обводя взглядом», представленной на биеннале, Александра Кузнецова предлагает прохожим взглянуть через них на Сыромятнический гидроузел. Они одновременно и закрывают обзор, и направляют взгляд, а с ним и внимание, с помощью специальных окошек в них.

Установка инсталляции
Установка инсталляции

В связи с темой IV Биеннале уличного искусства Артмоссфера, глядя на искусственный остров, входящий в состав технических сооружений Сыромятнического гидроузла, практически невозможно не прочесть его как фрагмент реализованной утопии. Все здесь — один к одному: и остров, как в «Утопии» Томаса Мора, и ансамбль зданий, отсылающий к классической архитектуре, и скульптуры идеальных советских граждан-героев в качестве кариатид, и яблоневый сад. Все это — безлюдный призрак советской индустриальной эпохи, которая является одновременно и утопией, и суровой реальностью, ведь реализовывали план обводнения Москвы в основном силами заключенных Дмитровлага. Важно заметить присутствие этого объекта в городском пространстве именно в таком качестве — его недоступность, созвучную с недостижимостью любой социальной утопии, но при этом досягаемость взглядом.

Объекты, сквозь которые и с помощью которых предлагается смотреть, намеренно выглядят как фрагменты строительных ограждений или неясного назначения технические постройки, то есть фрагменты действительности, которые мы обычно обходим взглядом как вторичные, не достойные внимания. Но не так же ли мы поступаем и с важным, находящимся на виду?

Александра предлагает посетителям посмотреть на историю внимательнее и поразмышлять на эти темы.

Расположение проекта Александры Кузнецовой на Винзаводе
Расположение проекта Александры Кузнецовой на Винзаводе

Биеннале Артмоссфера пройдет с 31 мая по 31 июля в Центре современного искусства «Винзавод».
​​​​​​​Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8, стр. 6. Вход свободный.

Читайте также

Марион фон Остен: «Я радикальная эмпиристка»

В 2020-м году не стало Марион фон Остен, человека, чье значение для немецкого концептуального и политического искусства имеет чрезвычайно важное значение. Марион — художник, куратор, исследователь и педагог. Ее деятельность была сосредоточена вокруг культурного производства в постколониальных обществах, производству знаний и управлению мобильностью. Публикуем беседу Марион и Василия Мельниченко, записанную в 2013 году во время симпозиума «Networking. Сетевое взаимодействие в кураторском поле».

Искусство и устойчивость. Современное искусство и экологический нарратив

Способно ли искусство не только визуализировать «эпоху антропоцена», но и включаться в процессы социальных изменений? Какие подходы выбирают художники, чтобы содействовать устойчивому развитию в новом контексте отношений между обществом и окружающей средой? Яна Малиновская рассказывает о самых ярких стратегиях работы с экологическим нарративом в современном искусстве на примерах проектов Ай Вэйвэя, Recycle Group, Олафура Элиассона и других авторов.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.