Интервью с Ольгой Ивлиевой, хранителем фонда современного стекла в музее-усадьбе Кусково

Фото с выставки «Художественное стекло завода Неман»
Фото с выставки «Художественное стекло завода Неман»

До 2 июля в музее-усадьбе Кусково проходит выставка «Шушкановы. Единство противоположностей» под кураторством выпускницы Аспирантской школы по искусству и дизайну Ольги Ивлиевой. Ольга рассказала нам о современном стеклоделии, своих исследовательских интересах и о работе над выставкой.

Оля, сегодня мы поговорим с тобой о стекле, о твоей выставке и твоем исследовании. Расскажи, чем ты занимаешься?

Я работаю в музее-усадьбе Кусково. С прошлого года, после объединения двух музеев Кусково и Останкино в одну институцию — в Государственном музее-заповеднике «Останкино и Кусково». Отдел, в котором работаю, называется «Музей керамики». И за этим названием скрывается история еще одной ранее самостоятельной институции — Государственного музея керамики, который в 1932 году был размещен в тогда еще подмосковном музее-усадьбе Кусково. Сначала функционировал как самостоятельное учреждение, а позже два музея были объединены. Собрание Музея керамики является уникальным и включает коллекции русского и западноевропейского фарфора, керамики и стекла, которые позволяют проследить основные этапы развития этих материалов на протяжении веков. Я являюсь хранителем фонда современного стекла и занимаюсь его изучением, систематизацией. Также в мои обязанности входит, подготовка выставок, ведение экскурсий и участие в различных проектах музея.

Что значит «заниматься стеклом»? И насколько это доступно сейчас? Какая вообще есть связь между стеклоделием и тем, что выставляется в музее современного искусства?

Заниматься или работать со стеклом — значит создавать произведения из стекла, знать свойства и возможности материала, уметь выразиться в нем, не пренебрегая его специфическими особенностями. В наши дни — достаточно сложная задача. Во-первых, в силу характера работы требуются условия: наличие мастерской, печей, специального оборудования, самого стекла, определенных сформированных навыков. Можно отправиться на завод, например, Гусевской — один из немногих, который продолжает работать, или в Никольск, где на базе прежде ведущего, а сейчас закрывшегося предприятия, продолжают функционировать несколько фирм, или попроситься в мастерскую опытных художников. Но все это сопряжено с финансовыми и организационными моментами. По этой причине немногие выбирают себе профессию художников по стеклу и даже получив образование, сформировав базовые навыки, еще меньше ребят в ней остаются.

Потому, переходя ко второй части вопроса, художественное стекло в настоящее время в России можно редко увидеть в музеях современного искусства и в выставочных проектах. Однако в целом современное искусство предполагает свободу выражения в любом материале и любыми средствами, а стекло открывает перед автором широчайшее поле для творческих поисков и предполагает создание самых разных художественных объектов: инсталляций, скульптур, монументальных произведений. Вообще, считаю его одним из самых интересных материалов и уверена, придет время, когда ситуация изменится и стеклянные произведения не будут редкостью в экспозициях и на выставках, будут включены и осмыслены в профессиональном искусствоведческом дискурсе. Пока считаю важным сохранять и популяризировать сведения об истории стеклоделия, интегрировать их в контекст отечественного искусства и работать с художниками.

Я думаю, что стекло — это один из самых современных художественных материалов.

Ты упомянула, что стекло часто используется для украшения интерьеров и экстерьеров, монументальных произведений. Где сейчас в Москве можно увидеть витражи?

Например, на станции метро «Новослободская», которая украшена витражными панно по эскизам Павла Корина. Выполняли их рижские мастера комбината «Максла», который возглавлял Эрнест Вейланд, и независимо работающие в этой области авторы. Это был первый случай, когда витраж получил центральное место в убранстве столь значимого архитектурного объекта. При его создании использовали традиционную технику, при которой цветные стекла скрепляются свинцовыми переплетами, и живописную роспись для проработки деталей. Новаторским стало использование искусственной подсветки. Она позволяла компенсировать отсутствие естественного освещения и сделать изображения видимыми. Удачный опыт в последствие позволил размещать витраж и в других интерьерах. В качестве еще одного примера можно привести декоративные витражные панно в высотном доме на Кудринской площади. Они были подготовлены художниками той же мастерской и по проекту того же автора. Кроме витражей в интерьерах сохранились очень интересные и нарядные стеклянные люстры.


Другой уникальный образец чуть более позднего времени — витраж «Гидронавты», украшающий вестибюль Института океанологии РАН. В 1977 году произведение было создано по проекту двух известных художников-монументалистов Леонида Полищука и Светланы Щербининой и является принципиально иным типом витража: уже не декоративным элементом интерьера, а формирующей частью пространства. Его общая площадь около 75 квадратных метров, выполнен не из тонкого листового стекла, как традиционные витражные произведения, а из литых стеклянных блоков, скрепленных цементной основой и металлической армирующей конструкцией. На его примере можно рассматривать трансформацию и эволюцию данного вида искусства в сравнительно небольшой отрезок советского времени. Доступ к нему ограничен, но увидеть можно, например, предварительно записавшись на экскурсию по зданию Института.

В прошлом году ты окончила аспирантуру по искусству и дизайну. Расскажи про свой исследовательский интерес. Что ты изучаешь?

Мое исследование посвящено проблеме сложения советской школы художественного стекла в контексте восточноевропейского и в целом европейского стеклоделия в 1930-1960-х гг. Кроме рассмотрения основных художественно-стилистических особенностей стеклянных произведений и направлений развития в данном виде декоративно-прикладного искусства, большое внимание в нем уделяется анализу коммуникации отечественной школы с центрами стеклоделия стран социалистического блока — Чехословакии, Польши и государств Балтии. Каждая из них имеет многовековые традиции, отличается самобытными направлениями работы и характерными чертами. Взаимодействие с ними оказало большое влияние на распространение ряда стилистических тенденций и методов работы в РСФСР, в целом предопределило сложение некоторых направлений в советском стеклоделии, а это в свою очередь повлияло на облик массовых и уникальных авторских произведений, созданных в середине ХХ века.


Главной целью исследования считаю определение роли и места отечественного стеклоделия в общеевропейском художественном контексте и устранение «белых пятен» в его истории, благодаря обнаруженным в процессе работы материалам и новым архивным сведениям.

Мне посчастливилось обнаружить архивы, которые создают совершенно иную картину развития советского стекла.

Ты много работаешь с архивами и фондами стекла. В частности, коллекция Кусково насчитывает около 3,5 тысяч предметов, которые активно выставляются в музее. Давай поговорим об этом. Как нам смотреть выставку стекла?

Нет единого универсального правила. Но абсолютно точно на любой выставке интересно понять контекст и ответить на разные вопросы: почему именно эти произведения экспонируются, что в них особенного, когда они были созданы и почему получили такую интерпретацию, что на это повлияло, как соотносятся с другими видами искусства, с исторической эпохой, какими-то сведениями, которые нам известны. Конкретно в произведениях из стекла интересно наблюдать за эволюцией форм и способов обработки материала (мастерство работы, гранение, гравировка, звучание цвета), подмечать специфические особенности, характерные для разных центров стеклоделия и регионов.

Сейчас в Кусково проходит выставка «Шушкановы. Единство противоположностей», где ты выступила куратором. Расскажи, как ты готовилась к выставке? Все ли предметы, представленные в проекте, из музейного собрания? И как они попали в музей? Как вписывала произведения авторов в общую историю российского стеклоделия?

В музее работа над выставочным проектом начинается задолго до его открытия. Примерно за полтора-два года предлагаются варианты, обсуждаются темы, потом утверждается выставочный план и начинается подготовка. Выставка «Шушкановы. Единство противоположностей» приурочена к 100-летию со дня рождения Дмитрия Шушканова — мэтра отечественного декоративного и прикладного искусства, скульптора, академика АХ СССР, Народного художника РСФСР. Этим выставочным проектом мы хотели отпраздновать юбилейную дату и рассказать посетителям о творчестве самого Дмитрия Шушканова, и художницы Людмилы Шушкановой, с которой он работал в паре, и которая являлась его женой. И творчестве дочери — Татьяны Шушкановой — также художницы по стеклу, чьи произведения экспонируются в отдельном небольшом разделе.

Нужно сказать, на этой выставке впервые практически в полном объеме представлена монографическая коллекция произведений авторов из собрания нашего музея.

Коллекция большая, включает работы с 1960 — начала 1990-х гг. старшего поколения Шушкановых и произведения Татьяны Шушкановой, созданные в 1980-1990-х гг. Всего около 220 предметов и преимущественно выполненных в стекле. Но также в собрании музея хранится несколько керамических работ за авторством старшего поколения Шушкановых: скульптуры из анималистической серии и декоративный пласт с изображением городского пейзажа. Если в целом говорить о творчестве старшего поколения Шушкановых, важно отметить, что и Дмитрий и Людмила были мастерами универсалами и на раннем этапе творчества работали в самых разных материалах: керамике, дереве, металле, фарфоре, кости и камне. Это было связано с их работой в НИИХП — научно-исследовательском институте художественных промыслов. В задачи авторов входило не только изучение народной традиции, но и подготовка серийных образцов для промысловых центров. Так Дмитрий Шушканов создал ряд моделей в дереве для производства в Хотьково, в кости — для Тобольской артели, в металле — для Каслей. Людмила Шушканова активно сотрудничала с Гжелью. Например, ею была создана знакомая многим фарфоровая скульптура «Хозяйка медной горы», выпускавшаяся с начала 60-х гг. тысячными тиражами. Много работала с мастерами скопинского гончарного промысла и уральскими камнерезными центрами производства. В нашей музейной коллекции представлены предметы из керамики и стекла. Кстати, большой вклад в ее формирование внесла сама художница Людмила Шушканова, которая в 2008 году передала в дар музею 49 произведений. Другие — собирались с начала 1960-х годов: поступали с выставок, закупались руководящими организациями, среди которых: Министерство культуры, Дирекция Художественных фондов и проектирования памятников, Главное Управление культуры Исполкома Моссовета.

Дмитрий Николаевич и Людмила Николаевна Шушкановы
Дмитрий Николаевич и Людмила Николаевна Шушкановы
Эта выставка посвящена столетию главы семьи — Дмитрию Николаевичу Шушканову, поэтому мне важно было рассказать о его творческой биографии.

Когда тема выставки была утверждена, стали понятны сроки и даты, началась подготовка. Как и у любого другого музейного проекта, она состояла из нескольких этапов. Сначала собиралась информация, потом разрабатывалась концепция, которая содержит исследовательские и справочные сведения, описание цели и задач. После разрабатывался тематико-экспозиционный план. Когда все материалы готовы, их обсуждают на научно-методическом совете музея. Этот этап очень важен, так как по сути, является первой апробацией результатов проделанной работы. В ходе обсуждения выясняется удалось ли решить поставленные задачи, понятен ли в целом кураторский замысел, нет ли противоречий в его воплощении.

Мне очень повезло с пространством экспозиции: прежде чем попасть в зал с произведениями Шушкановых, посетители проходят большую выставку, посвященную коллекции Музея керамики, представляющую основные направления развития декоративно-прикладного искусства ХХ-начала ХХI веков. После ее осмотра у них уже имеется сформированное представление о ключевых тенденциях и знакомиться с творчеством отдельных мастеров уже проще — материал становится доступнее.

Главной своей задачей я видела как раз представление основных художественных процессов через оптику работ Шушкановых, выявление характерных особенностей этих работ, отвечающих запросу времени и сложившихся в определенном историческом и художественном контексте. Через формы, образы, художественные задачи, которые решали авторы в своих произведениях, методы работы старалась показать две совершенно разные творческие манеры, каждая из которых могла развиться только на том этапе, на котором они и были созданы. Оба поколения авторов были невероятно талантливы. Если кратко: старшее поколение Шушкановых вошло в историю отечественного искусства как мастера бесчисленных экспериментов с визуальными свойствами стекла. Им первым в этом материале удалось достичь столь эффектных колористических решений, полных контрастов и сложных цветовых построений. За это их авторский метод называли «цветописью» и «вазоживописью», а работы сравнивали со станковой живописью. Произведения Татьяны Шушкановой напротив отличает цветовая сдержанность и камерность. Это уже не экспрессия чувств и феерия красок, а очень вдумчивое повествование, требующее погружения и осмысления.

Работая со стеклом, каждый их них выбрал собственный путь в его освоении, совершенно по-разному отвечал на вопрос: что есть произведение искусства? И в этом каждый являлся художником своей эпохи, своего поколения.

С процессом подготовки выставки и архивами разобрались. Скажи теперь, как ты выстраиваешь нарратив выставки и как ведешь зрителя? Используешь ли какие-то экспликации или дополнительные материалы?

В большинстве случаев сначала погружаю в контекст: в целом рассказываю о художественных процессах, которые происходили в отечественном, и в частности в декоративно-прикладном, искусстве, направлениях развития художественного стеклоделия и далее на примерах экспонатов продолжаю повествование, включая в него сведения о творческой биографии авторов, интересных фактах о произведениях, о тенденциях, которые повлияли на их создание. Так как стекло специфический материал, конечно, говорю о методах работы мастеров, их месте и роли в художественном поле.


Экспликации обязательно присутствуют во всех экспозиционных залах музея и позволяют посетителям самостоятельно ознакомиться с информацией. На выставке Шушкановых они тоже есть и их несколько. Для меня кажется важным, делать тексты удобными: вместо одного большого — несколько маленьких и конкретно к каждому разделу экспозиции. Все для того, чтобы зритель мог эти комментарии соотнести с предметами и понять: о чем же выставка, погрузиться в контекст, даже в том случае, если не планирует длительный просмотр. Также считаю важным ненавязчиво вводить дополнительную информацию. Например, в нашем собрании, как мы говорили, представлены произведения Шушкановых из стекла и керамики. Не упомянуть, что художники работали в других материалах, было бы упущением, но перегружать тексты информацией, которую не с чем соотнести — не лучшее решение. Потому в экспликации об этом написано всего пару слов, но представлены изображения предметов, которые Шушкановы создали для многих промысловых центров. На других выставках размещала листы из прейскурантов изделий, эскизы и зарисовки художников к проектам, газетные заметки, советские видеорепортажи с выставок, производств.

На какие объекты выставки обратить особое внимание и почему?

Интересно обратить внимание на керамические произведения Дмитрия и Людмилы Шушкановых, которые примечательны в художественном плане и дают представление о работе авторов в другом материале. На ансамблевые композиции и, конечно, удивительные работы из цветного стекла, уникальные по своим колористическим свойствам и сложности исполнения. В разделе, посвященном творчеству Татьяны Шушкановой особого внимания заслуживает декоративная композиция «Кусково» с гравированными изображениями павильонов усадебного парка, дополненных строками из поэтического произведения XVIII века — «Прогулка в Кусково» Ивана Долгорукого.

Выставка про Шушкановых — не первая твоя выставка. Расскажи про свой кураторский опыт

Первая выставка, которую мне поручили готовить в музее — «Москва. Хроники советского времени. К 870-летию города». Она, как понятно из названия, была приурочена к празднованию юбилейного года Москвы. На ней были представлены произведения из керамики, фарфора и стекла от первых лет советской власти до настоящего времени, в которых отразились самые разнообразные события из жизни столицы.

Несколькими годами позже мной был подготовлен проект, посвященный художественному стеклу белорусского завода «Неман». Предприятие являлось одним из двух ведущих в республике в ХХ веке и единственным сейчас, где выполняются художественное произведения из стекла. Работа над выставкой была особенно интересна и важна, так как удалось включить материалы моей магистерской диссертации и представить не экспонировавшиеся прежде предметы.

Следующей была большая ретроспективная выставка о гусевском стекле — «Хрусталь для всех и каждого. К 265-летию Гусевского хрустального завода», на которой экспонировались произведения от XVIII века до настоящего времени. Особое место в ней заняли работы современных авторов, благодаря которым мы представили ключевые тенденции в современном стеклоделии, непрерывное развитие традиции, авторские манеры ведущих мастеров.

Также в экспозицию удалось включить новые сведения из моего аспирантского исследования и переосмыслить в ином ключе произведения, созданные в конце 1930-х — начале 1940-х гг.

В прошлом году был представлен проект «Стеклянное чудо. Советское сульфидно-цинковое стекло» об уникальном виде стекла, которое очень сложно для выработки в промышленных масштабах. Тиражные изделия из него создавались только в нашей стране, за что направление было названо «русским чудом». Не вдаваясь в подробности, хочу только отметить, сульфидное стекло имеет удивительные свойства: в процессе изготовления может менять цвет, его насыщенность, становиться полностью непрозрачным, обладает широчайшим колористическим диапазоном. Все эти качества использовались художниками и в массовой продукции, и в создании уникальных выставочных образцов. Несмотря на многообразие авторских почерков, способов работы, особенности материала и стилистическая общность, позволяют отнести сульфидные произведения к отдельному направлению в советском стеклоделии. В целом же это направление может рассматриваться как отдельное интересное явление в истории отечественного декоративного искусства второй половины ХХ века.

Потом была выставка о творчестве одной из первых профессиональных художниц в советском стеклоделии — «Пионерка советского стеклянного дизайна. Творчество А. А. Липской в контексте времени». Она была небольшая, но содержала материалы из ранее неизвестного архива самой художницы. Большим приятным сюрпризом стало посещение выставки родственниками А. Липской. Ее семья не только приехала в музей, но и привезла фотографии, документы из домашнего архива, тем самым расширила наши сведения о жизни и творчестве автора.

Читайте также

Международная конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ приглашают на международную конференцию «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты», которая пройдет 10-12 апреля 2024 года.

Паблик-ток «Архив российской моды: зачем и для кого?»

В эту субботу 2 марта с 18:40 в Манеже преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ в рамках лектория Московской недели моды поговорят, зачем и для кого собирают архив российской моды: чем вызван интерес к истории российской индустрии, как можно использовать изученные материалы, почему молодым дизайнерам стоит собирать свои архивы с самого начала и как начать это делать.

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.