Конференция по территориальному брендингу «БРЕНД МЕСТА»

Конференция по территориальному брендингу «БРЕНД МЕСТА»

21 июня с 17:00 до 21:00 в пространстве CREATIVE HUB прошла бизнес-конференция, посвященная тому, как кинофестивали, театральные события и паблик-арт интервенции помогают развивать территориальные бренды и поддерживать локальную креативную экономику. В течение конференции были презентации «Города будущего» от СберСити, «Архитектурные излишества» и обсуждение креативных проектов.

Инициатива по созданию и развитию бренда территории чаще всего ложится на плечи администрации города. Локальным менеджерам необходимо искать новые решения, которые смогут обеспечить органический рост креативной экономики, повышение узнаваемости места и вовлеченности жителей и гостей города.

Первая конференция по территориальному брендингу в стенах CREATIVE HUB, позволила Центру осветить проекты, которые в настоящий момент развивают регионы и непосредственно влияют на креативные индустрии в городах, а также предлагают новые решения и новые смыслы. В рамках TED-сессии, панельной дискуссии и шоурила с экспертами, слушатели смогли погрузиться во внутреннюю кухню креативных проектов и узнать, какие новые запросы и тренды формируются в развитии брендов территорий.

16:30 — 17:00.​​​​​​​ Регистрация и сбор гостей
17:00 — 17:50. Сессия коротких выступлений в формате TED от экспертов в области урбанистики, социологии и маркетинга территорий

Спикеры:

  • Константин Антипин, историк советской архитектуры и градостроительства, автор телеграм-каналов «Антипин архитектурасы» и «Архитектурные излишества»;

  • Лариса Баранова, ведущий аналитик Citymakers. Закончила экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, а затем Высшую школу урбанистики НИУ ВШЭ. В Citymakers занимается анализом пространственных данных, документов территориального планирования и лучших практик городского развития.

  • Елена Верещагина, основательница медиа «кто твой город», соавтор книги «Москва. Где мы живем», автор и редактор The Village, «Афиши Daily», Forbes, «Ведомостей», Strelka Mag;

  • Марк Борблик, управляющий партнер компании городского консалтинга проект ДАЛЬ, географ-урбанист;

  • Дарья Репина, руководитель архитектурных проектов Департамента развития в «Рублево-Архангельском».

18:00 — 19:30. Панельная дискуссия «Создание креативного города»

Предприниматели и руководители проектов из сферы креативных индустрий совместно с представителями администраций городов Московской области обсудят возможности развития креативной экономики малых, средних и крупных годов через создание новых проектов в физической и цифровой среде. В ходе дискуссии будут получены ответы на вопросы: Как фестиваль кино или стрит-арта помогает в развитии туристического бренда? Может ли цифровая платформа стать новой моделью управления креативной экономикой города?

Спикеры:

  • Кирилл Завражин, главный архитектор Одинцовского района Московской области;

  • Ксения Куприянова, организатор международного фестиваля уличного искусства «Культурный Код»;

  • Александр Щеряков, предприниматель, медиаменеджер, генеральный продюсер «Фестиваля уличного кино»;

  • Анна Митина, архитектор, автор экскурсий, участник творческого объединения «Точка190» в городе Пущино;

  • Дмитрий Ойнас, президент АНО Деловой клуб «Наследие и экономика», директор проектов АНО «Коломенский посад» (г. Коломна). Эксперт в области менеджмента наследия, социокультурного проектирования, событийного менеджмента, творческих индустрий, стратегического маркетинга культурных продуктов.

Модератор — Александр Израйлев, руководитель Центра территориального брендинга, основатель агентства территориального брендинга «Место», руководитель проекта по разработке бренда «Культура Сургута».

19:40 — 21:00. Презентация проектов «Работа с локальной идентичностью»

Как отразить уникальность территории в новых визуальных кодах? Можно ли создать современный дизайн не разрушая традиционные символы? В рамках шоурила эксперты из разных направлений Лаборатории дизайна поделятся тем, как на основе локальной идентичности регионов НИУ ВШЭ создает новые значимые для территории события, выпускает печатные издания, делает мерч, упаковку и предлагает решения по брендингу территорий.

Спикеры:

  • Иван Ветров, графический дизайнер, специалист в области брендинга и айдентики, дизайнер выставочных проектов и многостраничных изданий, куратор специализации «Брендинг» в Школе дизайна НИУ ВШЭ;

  • Александр Израйлев, руководитель Центра территориального брендинга, основатель агентства территориального брендинга «Место», руководитель проекта по разработке бренда «Культура Сургута»;

  • Эмма Васильева, дизайнер костюма, член Союза дизайнеров России, идеолог и создатель Омской арт-резиденции, фестиваля искусства и дизайна «Сибирская этника», театра моды «ОбраZ», куратор профиля бакалавриата «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс»;

  • Юлия Блюхер, художник, исследователь, руководитель направления «Комикс», куратор направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

  • Светлана Себякина, арт-директор юнита HSE DESIGN LAB Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ. Бренд-дизайнер, графический и шрифтовой дизайнер. Работы отмечены наградами: A’Design Awards & Competition, Red Dot, ADCR Award.

Сессия коротких выступлений в формате TED от экспертов в области урбанистики, социологии и маркетинга территорий

Формат TED-сессии с уникальными инициативами и личными историями спикеров позволил проиллюстрировать по каким направлениям может развиваться локальная идентичность территории сегодня. Сессия началась с выступлений о том, как, в рамках брендинга территорий, создания проектов и продуктов на территории, фирмы, бюро, агентства и творческие объединения могут работать с уже существующей локальной идентичностью, сохраняя её культурно историческое наследие.


Константин Антипин, историк советской архитектуры и градостроительства, автор телеграмм-канала «Архитектурные излишества», на примерах нескольких городов показал, как в контексте подготовки городской среды к юбилею обновляются и изменяются памятники советского модернизма.


Географ-урбанист, управляющий партнер компании городского консалтинга «ДАЛЬ» Марк Борблик поделился подходом компании, который заключается в поиске возможностей для проявления наследия в каждом реализуемом проекте, что становится возможным благодаря глубоким кабинетным исследованиям, активному вовлечению местных сообществ и системной аналитической работе по актуализации идентичности.


С другой стороны на вопрос работы с идентичностью территории предложила посмотреть Лариса Баранова, ведущий аналитик Citymakers, отвечающий за анализ пространственных данных. В проектах Citymakers сложившийся культурно-исторический контекст становится ресурсом для креативного девелопмента и творческого переосмысления в рамках развития многофункциональных жилых комплексов и общественных пространств.


Еще одна сторона работы с брендами территорий — это системная стратегическая работа над смыслами, в рамках которой Елена Верещагина, автор и редактор Strelka Mag, основательница медиа «кто твой город», предложила задаться актуальными для территориального брендинга в России вопросами: не упрощаем ли мы поиск идентичности до дизайн-кода, как сделать из множества кейсов один успешный, умеем ли мы видеть городские ценности, так ли важна идентичность на рынке и способствуем ли мы её развитию.


В конце сессии Дарья Репина, руководитель архитектурных проектов Департамента развития СберСити в «Рублево-Архангельском», поделилась тем, как прямо сейчас Сбер создает город будущего в соответствии с самыми современными стандартами устойчивого развития, уникальным архитектурным кодом и идентичностью.

Панельная дискуссия «Создание креативного города»

В рамках сессии «Создание креативного города» предприниматели и руководители проектов из сферы креативных индустрий совместно с представителями администраций городов Московской области обсудили возможности развития креативной экономики малых, средних и крупных годов через создание новых проектов в физической и цифровой среде. В ходе дискуссии спикеры поделились тем, как фестиваль кино и стрит-арта помог в развитии туристического бренда и тем, может ли цифровая платформа стать новой моделью управления креативной экономикой города.


Кирилл Завражин, главный архитектор Одинцовского района Московской области, рассказал о том, какие проекты реализуются по благоустройству и обновлению территории и как они влияют на общую стратегию развития. Одной из ключевых инициатив был обозначен проект «Территория здоровья», который предлагал развивать инфраструктуру района в трех направлениях: здравоохранение, здоровый образ жизни, рекреация. Спикер поделился предысторией создания рекреационного комплекса Одинцовского района: «По рекреации, например, мы понимали, что не можем остановить эту чудовищную застройку зеленых поясов. То, что оставили наши деды в генплане 1961 года, где был заложен этот зеленый пояс, все это было съедено застройкой человейников в девяностые и нулевые. Мы понимали, что находимся в самой гуще событий, и единственным правильным решением было привлечение внимания к этой негативной истории. Мы догадались, что таким положительным примером может стать парк: стали брать эти леса, которые вырубались и застраивались уродливыми коттеджами, обозначили границы и стали развивать там парки. Так появились парки „Малевич“, „Отражение“, „Виражи“, „Захаровский“, парк им. Лазутиной. Мы сделали их настолько популярными, что сейчас за год их посещает 7 миллионов человек, это большой показатель».


Другой проект, который тоже родился в Одинцово, но очень быстро оказался далеко за его пределами — это фестиваль «Urban Morphogenesis», о котором рассказала Ксения Куприянова, одна из его организаторов. Особый интерес данного проекта представил его быстрый рост из масштабного, но точечного события в комплексную программу ревитализации и благоустройства городских пространств по всей стране.
Показанные на сессии инициативы показали, что фестивали и события, стали для города одним из самых востребованных инструментов диалога с жителями и с внешними аудиториями.

Именно поэтому следующим спикером в рамках дискуссии стал Александр Щеряков, генеральный продюсер одного из самых крупных фестивалей у нас в стране «Фестиваля уличного кино». Александр поделился историей развития проекта: «Мы доросли до того, что фестиваль охватил более 1600 городов и населенных пунктов. В разное время у нас было 67 стран-участниц, и мы попали в книгу Гиннеса как самый длинный фестиваль путешествие. В какой-то момент мы начали использовать „Фестиваль уличного кино“ в некоторых городах как повод познакомить друг с другом разные городские сообщества, которые в тот момент были разрознены. Например, те, кто занимались джазовыми фестивалями, плохо понимали, что делают местные стрит-арт художники, а те, в свою очередь, не умели взаимодействовать с Администрацией или бизнесом. Мы выходили со стороны и предлагали собраться за один большой стол и обсудить, как „Фестиваль уличного кино“ случится в вашем городе. Для них это был реальный повод вместе собрать и поговорить. Фестиваль заканчивался, а вот разговоры, которые начинались за тем столом продолжались».


Про проект по практическому изменению городской среды города Пущино силами творческого объединения Точка-19 рассказала Анна Митина, экскурсовод и участник объединения. С осени 2018 года команда занялась реализацией инициатив по продвижению города и формированию его бренда — тогда был сформулирован тезис, что «город является памятником архитектурного наследия». Позже в Пущино была проведена серия популярных экскурсий, организована комиссия, запущен научно популярный лекторий «Science Talks». Команда обновила несколько исторических городских вывесок, разработала ряд МАФов и городских пространств. За последнее время командой было предложено к реализации более 10 проектов развития наукограда, а также разработана концепция сети городских сообществ наукоградов Московской области.


В конце сессии обсуждение снова вернулось к дискуссии о системном управлении и возможностях построения зонтичного бренда, состоящего из продуктов территории. Дмитрий Ойнас, президент АНО Деловой клуб «Наследие и экономика, поделился, как на основе символических ресурсов удалось выстроить такую комплексную систему управления и фактически зонтичный бренд. Эксперт поделился опытом двенадцатилетней работы на территории коломенского творческого кластера, который развивается на базе исторического центра Коломны с архитектурно историческим пространством XVIII-XIX веков, куда входит более 240 памятников регионального и федерального значения: «С тех пор как мы начали действовать в городе туристический поток увеличился в 44 раза, старая часть города стала самой благоустроенной его частью, недвижимость в городе выросла на порядки. За 10 лет к 2017 году доходы от туризма выросли с 20 млн. рублей до 3,4 млрд. Сейчас только в кластерную модель входит 53 музея, 67 творческих мастерских, 12 гостиниц, а суммарно в ней занято более 3000 тысяч человек».

Презентация проектов «Работа с локальной идентичностью»

В рамках шоурила эксперты из разных направлений Лаборатории дизайна поделились тем, как на основе локальной идентичности регионов НИУ ВШЭ создает новые значимые для территории события, выпускает печатные издания, делает мерч, упаковку и предлагает решения по брендингу территорий. Эксперты ответили на продемонстрировали, как отразить уникальность территории в новых визуальных кодах и можно ли создать современный дизайн не разрушая традиционные символы.


В шоуриле принял участие Иван Ветров, графический дизайнер, специалист в области брендинга и айдентики, с презентацией проекта брендинга Архангельской области и примерами его применения на выставках и стендах области.


Александр Израйлев, руководитель Центра территориального брендинга, основатель агентства территориального брендинга «Место», презентовал результаты четырехмесячного проекта по исследованию и разработке бренда «Культура Сургута».


Эмма Васильева, член Союза дизайнеров России, идеолог и создатель Омской арт-резиденции и фестиваля искусства и дизайна «Сибирская этника», рассказала о создании выставки-путешествия «Нереальная Тула», в рамках которой студенты и кураторы Школы дизайна НИУ ВШЭ совместно с жителями создавали инсталляции, посвященные знаковым городам и ремеслам Тульской области.


Юлия Блюхер, художник, исследователь, руководитель направления «Комикс», куратор направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, поделилась опытом Лаборатории по интеграции НХП с их исторически сложившимися цветами, стилистическими константами, формами и практиками в новую айдентику территории, новые носители и форматы, созданные в рамках многопланового сотрудничества с селом Гжель.


Светлана Себякина, арт-директор юнита HSE DESIGN LAB Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, совместно с Иваном Ветровым также рассказали о проекте по созданию айдентики и навигации для нового стадиона в Омске «G-drive Арена».

Медиапартнеры конференции

онлайн-медиа об уличной культуре

CHAIN

телеграм-канал об отечественной архитектуре, внутреннем туризме и сохранении исторических зданий

Архитектурные излишества

Конференция прошла 21 июня с 17:00 до 21:00 в пространстве HSE Creative Hub по адресу: ул. Пантелеевская, 53.

Читайте также

«Нужно всегда помнить о том, что человек делает место, а место делает человека». Интервью с Олегом Гончаровым

Олег Гончаров, руководитель Центра креативного девелопмента, сооснователь дизайн-завода «Флакон», резидент и девелопер арт-парка «Никола-Ленивец», рассказал про условия, в которых создавались эти проекты, и насколько стратегии работы над ними применимы сегодня. В интервью для DESIGN.HSE Олег поделился, каким видит будущее креативного девелопмента.

Екатерина Ожегова: «Мы должны жить в городе, не убивая то, что живёт рядом с нами»

Ландшафтный дизайн — это искусство на стыке архитектуры, урбанистики, ботаники, истории и даже философии. В чём его отличие от ландшафтной архитектуры? Какими должны быть ландшафты, чтобы человек жил в гармонии с окружающим его миром? Как меняется профессия ландшафтного дизайнера в XXI веке? Об этом и многом другом мы поговорили с Екатериной Ожеговой, куратором нового магистерского профиля Школы дизайна НИУ ВШЭ «Ландшафтный дизайн».

Направление обучения

Дизайн среды

В Школе дизайна НИУ ВШЭ студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации. Пойти учиться на дизайнера среды — значит, получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.