Современный авторский комикс: Брехт Эванс, «Сказки Гамаюн», студия «Феникс»

«Пантера», Брехт Эванс, 2014
«Пантера», Брехт Эванс, 2014

С чего начать знакомство с современными авторскими комиксами? Существуют ли хорошие учебники и книги по теории комикса? На кого из новых российских авторов стоит обратить внимание? Анна Краснослободцева поговорила о положении вещей в мире комиксов, их перевода и издания рассказывает с исследовательницей графических нарративов Марией Скаф.

С ЧЕГО НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО С АВТОРСКИМ КОМИКСОМ

Вход в область авторских работ всегда очень сложен. Туда сложно попасть извне, если не знаешь куда идти. Так глупо устроено. Из-за этого мы, эксперты и занимаемся просветительской деятельностью, читаем публичные лекции, ездим по городам и вообще рассказываем, что такое бывает. Но усилия наши точечны.

Можно пойти в телеграм-канал Бумкниги и следить за их новинками. Что касается авторского комикса — Бумкнига главный источник, они издают дольше и больше всего. Среди того, что лично я ценю больше всего, например, работы Брехта Эванса. Его «Полуночники» задали планку того как должен выглядеть современный комикс. Безупречное литературное и художественное высказывание, безупречный визуальный нарратив. Пронзительная и тонкая история для людей моего поколения, которая говорит на том же языке, на котором мы говорим с друзьями в зуме. Поднимает те же проблемы, которые мы поднимаем с нашими терапевтами. Поразительно современная и точная штука.

«Полуночники», Брехт Эванс, 2018
«Полуночники», Брехт Эванс, 2018
«Полуночники», Брехт Эванс, 2018
«Полуночники», Брехт Эванс, 2018
«Притворяться, значит лгать», Домииник Гобле, 2007
«Притворяться, значит лгать», Домииник Гобле, 2007
«Притворяться, значит лгать», Домииник Гобле, 2007
«Притворяться, значит лгать», Домииник Гобле, 2007

Помимо этого я очень люблю графический роман Доминик Гобле «Притворяться, значит лгать». Автобиографическая история об отношениях с родителями, рассказанная уже взрослой Доминик, где она переосмысляет свои отношения и проводит параллель с тем как эти отношения повлияли на ее способ взаимодействия с людьми, на выстраивание романтических отношений в частности. Изящное психологическое повествование, очень выразительное художественно. Доминик всегда использует всегда одни и те же материалы, но варьируют их внутри одной работы таким образом, что получается 14 разных техник. И все они выглядят органично.

Очень классный кейс — «Сказки Гамаюн» Александра Уткина. Это смешная и одновременно немного грустная история про русского автора, который не находил издателя в России, поэтому он пошел в одно из крупнейших издательств в Европе, показав, что у него есть материал про переосмысление русских сказок. И Nobrow Press оторвали этот проект у него с руками. Он получил множество переизданий по всему миру, и после этого наконец и в России на него обратили внимание. Это интересное чтение как для детей, так и для взрослых. Очень любопытное переосмысление русских народных сказок, где известные нам сюжеты не дробятся на отдельные истории, а как будто связаны в клубок. В одну секунду у нас там история про Водяного, а затем она наполняется новыми слоями историй нами уже забытых. Получается многомерное пространство.

Нельзя не вспомнить «Самокат». Они издают как правило русских авторов, что большой подвиг. Выбирают очень сложные темы и нетипичные форматы. Например, комикс по «Евгению Онегину», где представлен текст Пушкина, а на разворотах поясняются детали исторического контекста: начиная с того сколько стоит костюм, который носил Онегин и заканчивая тем, сколько стоило отужинать в московском ресторане. Во многом автор текста Алексей Олейников опирался на Лотмана, но не только. Эта работа рассчитана на школьников, которым, возможно, будет сложно ознакомиться сразу с Лотманом, но в такой форме гораздо интересней.

«Евгений Онегин. Графический путеводитель», Алексей Олейников, 2021

«Андрей Сахаров. Человек, который не боялся», Новохатько Ксения, Плавинская Поля, Ройзман Евгения, Терехова Ольга, 2022

«Бежать нельзя остаться», Алексей Олейников, 2021

Они же сделали с нашими студентами прекрасные комиксы про беженцев. Они же сделали комиксы про репрессированных совместно с Музеем истории ГУЛАГа и опять же нашими студентами. Они выпустили изумительную биографию Андрея Сахарова. Как мы видим это социально заряженное всегда высказывание, нужное, яркое, даже яростное.

Помимо Бумкниги есть еще ряд издаетльств, за которыми стоит следить. Например, «Манн, Иванов и Фербер» — сейчас они меняют курс в сторону популярного young adult и даже манги, но они уже успели внести важный вклад в развитие детского комикса в России. У них потрясающая серия научных комиксов. Подростковые комиксы, искренние и поднимающие важные проблемы. Они издавали графическую версию «Дневника Анны Франк», совершенно шедевральный комикс от Ари Фольмана и Дэвида Полонски (которые ранее получили Оскар за «Вальс с Баширом»). В прошлом году еще выходил мультфильм на основе этой работы.

О МОЛОДЫХ РОССИЙСКИХ АВТОРАХ

«Псы, котики, рок-н-ролл», Анастасия Селезнёва, 2023
«Псы, котики, рок-н-ролл», Анастасия Селезнёва, 2023
«За чертой», Анна Белышева, 2023
«За чертой», Анна Белышева, 2023
«Стационар», Александра Шевченко, 2022
«Стационар», Александра Шевченко, 2022
«Сто причин почему плачет Лев Толстой», Катя Гущина, 2022
«Сто причин почему плачет Лев Толстой», Катя Гущина, 2022
«Вкус меда», Анна Рыжова, 2022
«Вкус меда», Анна Рыжова, 2022

С молодыми художниками у нас все прекрасно, в том числе с теми, кто учится в Школе дизайна. Я нежно люблю наших студенток Анну Белышеву и Настю Селезнёву, чьи книжки в этом году выйдут в Самокате. Нельзя не отметить Евгению Иванову и Олю Терехову, авторок «Андрея Сахарова. Человека, который не боялся». Приятное впечатление производит Александра Шевченко, у нее есть несколько коротких новелл: «Стационар», «Гимн для пионеров»; у нее все здорово с рисованием и умением рассказывать историю картинками. Катя Гущина, выпускница Школы дизайна сделала восхитительную книжку «Сто причин почему плачет Лев Толстой». Я когда ее первый раз увидела, просто не могла уйти пока не долистала до конца. Чудесная по своей простоте и множеству находок книга. У нас есть Аня Рыжова, которые пусть самиздатом, но выпускает свои комиксы — «Вкус меда» продается в «Чуке и Гике» и много где еще.

«Дух моей общаги», 1 серия, Студия «Феникс», 2020

Но это мы говорим именно о независимых комиксах. Я игнорирую другую часть сейчас, потому что меньше с ней соприкасаюсь. И, тем не менее, параллельно с независимым комиксом, которые поддерживают институции, существует довольно большое количество маленьких российских комикс-студий часто организованных какими-то студентами, часто начинающих со странным историй или придумывающих интересную франшизу. Как Федор Комикс с «Землей королей» или с «Духом моей общаги». Многие мои студенты работают на студию «Феникс», она основана нашими студентами. В этой области тоже есть свои звезды. Например, Лина Килевая, она сейчас работает совместно с Федором над мультиком «Дух моей общаги» и выпуском комиксов. В школе моей дочери нет ни одного ребенка, который бы не знал про студию «Феникс» и не ждал продолжение «Земли королей». В прошлом году у «Читай-города» и «Лабиринта» было сражение за первую эксклюзивную неделю продаж «Земли королей», где они были готовы предоставить Федору любые условия, так как в прошлом году он был самым продаваемым. Так что наш рынок наполняется со всех сторон. Тот же самый «Майор Гром». К которому можно относиться по-разному, но детям он нравится. У нас есть свои детские комиксы, у нас есть серьезные комиксы, научные комиксы, своя манга, свои веб-комиксы. Потихонечку заполняются все ниши, это хороший знак.

О МАНГЕ

В случае с мангой особенно в России самая большая сложность в том, что у нас представлен только популярный пласт, все остальное отсутствует. Поэтому можно посоветовать скорее англоязычные источники — например, эссе или видеолекция Райана Холмберга о журнале «Garo» и альтернативной манге. Альтернативная манга — это как раз обозначение той самой узкоспециальной высоколобой и обыкновенно очень красивой манги, которая появилась в 1950-е годы, когда мангаки осознали, что манга может быть искусством и взрослым высказыванием. Что в ней можно говорить на самые разные темы — о войне, о сложных отношения, о роли Японии во Второй мировой.

Лекция Райана Холмберга «Garo и рождение альтернативной манги»

Среди того, что можно найти в рунете больше всего советую «Красную элегию» Хаяси Сэйити. Очень непростая история, почти автобиографический рассказ о среде свободных художников 60-70-х, которые производили первую мангу как искусство. Помимо прочего это ответ французской новой волне — Сэйити рассказывает о своих представлениях о свободе, свободной любви с точки зрения японца. Главные герои живут вместе, но не поженившись и даже скрывая от родственников свою связь.

В этой же области действует издательство Alt Graph. Они издают приличное количество альтернативной манги. Например, Сигэро Мидзуки («Бабушка Ноннон», «Дневник моих исчезновени»).
Что касается срединного поля, то самый яркий пример — Тайё Мацумото, который стал в свое время первым мангакой, получившем премию Айснера как зарубежный комиксист, самую статусную премию в мире комиксов. Он получил ее за мангу «Железобетон», по которой затем сделали полнометражный мультфильм. Он очень отличается от оригинала, но оба шедевры — анимации и комикса. И та же судьба у Сатоси Кона — одновременно аниматора и мангаки. Он больше известен публике как автор аниме «Истинной грусти», «Паприки», «Актрисы тысячелетия». Но помимо анимации, он также занимается мангой.

«Железобетон», Тайё Мацумото, 1993-1994

«Красная элегия», Хаяси Сэйити, 1969-1970

«Дневник моих исчезновений», Сигэру Мидзуки, 2005

КНИГИ ПРО КОМИКСЫ

Если вы хотите научиться делать комиксы, то пособие Мэтта Мэддена «От идеи до печати» — единственное полезное руководство. Да, но примитивное. Мэтт сам признавался во время лекции у нас, что тот комикс, которому учит он — это комикс тридцатилетней давности. Тот комикс, который выходит сейчас — изощренней и сложнее. Но вот классическому подходу по их пособию научиться можно.

Если же вам хочется изучать комикс как медиум, то «Понимание комикса» Скотта Маклауда — это база. Конечно, стоит учитывать, что с момента издания прошло 39 лет, повестка изменилась, а люди стали чуть больше понимать про комиксы. Но многое даже в последнее время строилось на его открытиях. В пару к Маклауду вот пример еще более древнего исследования: «Комиксы и последовательное искусство» Уилла Айснера. Это чуть ли не первый теоретический труд про комиксы.

«От идеи до печати», Мэтт Мэдден, Джессика Эйбел, 2008

«Комиксы и последовательное искусство», Уилл Айснер, 1985

«Понимание комикса», Скотт Маклауд, 1993

Но суровая правда такова, что все это учебники позапрошлого поколения. Современных учебников по-русски не издано да и не написано. На зарубежном рынке ничто не поразило меня в самое сердце. Есть учебник по рисованию «Простое рисование» Дмитрия Горелышева — фундаментальный труд, абсолютно чудесная методологическая работа, очень внятное повествование, которое дает фантастические результаты. Его методами пользуются везде в том числе в Школе дизайна. Сопоставимых учебников по графическим нарративам просто не существует. Есть курсы Школы дизайна, но они пока что не оформлены в учебник.

О БУДУЩЕМ КОМИКСОВ В РОССИИ

Издание комиксов в России — дело маргинальное. Особенно если речь идет об авторском комиксе, а не о Marvel, успешных японских мангах и китайских маньхуа. Когда дело касается европейского авторского комикса — это прерогатива даже не малых, а микроиздательств. Они делают все эти вещи из большой любви к искусству. Удорожание печати, удорожание выкупа авторских прав на переводные работы, ужесточившееся законодательство относительно контента и плавающая норма — все эти вещи их сильно подкосили. В прошлом году Бумкнига выкладывала расчеты, где жаловалась, что переиздание чрезвычайно успешного комикса Уткина «Сказки Гамаюн» обходятся им на 40% дороже, чем издание первого тиража. А между ними прошел всего год.

«Сказки Гамаюн», Александр Уткин, 2021
«Сказки Гамаюн», Александр Уткин, 2021

Сейчас говорить о том, что будет с комиксом несколько рискованно. Но можно отметить некоторое количество тенденций, которые за последние полгода наметились. Более взвешенная и более аккуратная политика издательств в смысле набора портфеля. Нельзя позволить себя проект, который неизвестно выстрелит или нет. Из-за этого в частности задерживают работу некоторые конкурсы. Если раньше издатели могли позволить себе набрать достаточное количество новых молодых авторов, которых они воспитают и раскрутят, сейчас с этим посложнее.

Парадоксальным образом становится больше интереса к внутренней повестке. К тому чтобы создавать какое-то собственное высказывание. На многих подействовали трудности с международной коммуникацией, с поездкой на разные фестивали. Анекдотическим образом возникает идея об импортозамещении. Многие понимают, что сейчас время чуть замедлиться и подумать — кто мы, где мы и что мы можем. Других вариантов нет.

name

Мария Скаф

Куратор профиля «Комикс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Переводчица и исследовательница графических нарративов. Перевела более 50 комиксов и книг с картинками, в том числе «Дневник Анны Франк: Графическая версия», «От идеи до печати» Мэтта Меддена и Джессики Абель и др.

Подробнее

Читайте также

Книги студентки и выпускниц Школы дизайна на платформе dPICTUS

Книги студенток направления «Комикс» Анны Белышевой, Алины Мензюк и Александры Миткаловой были отобраны платформой dPICTUS как лучшие неопубликованные книги 2023 года и примут участие в Болонской книжной ярмарке.

Почему в России не было «комикса»?

Вопрос о «российскости» комикса — один из самых провокационных в современном русскоязычном дискурсе. Одной из самых распространенных форм критики комикса у нас остается концепция «может комиксы и не плохие сами по себе, но это чуждое нам искусство». Василий Кистяковский разбирается — откуда взялась эта идея, на чем основана и насколько она соответствует реальному положению дел.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.