Рукодельные музыкальные видео

Steriogram, «Walkie Talkie Man», 2004
Steriogram, «Walkie Talkie Man», 2004

Рукоделие в видеопродакшне — одна из самых необычных и эффектных техник, которую нечасто используют при создании музыкальных клипов из-за невероятной трудоемкости. Владимир Басков рассказывает о нескольких особенных случаях работы с этим форматом — от экспериментов Мишеля Гондри до 12 миллионов стежков в ролике хэви-метал группы Throne.

По мере становления клипмейкерства музыкальная индустрия научилась по максимуму использовать новинки технологического прогресса. Любое изобретение практически сразу берется в оборот: многие современные видео, особенно работы топовых поп-артистов, по части визуализации ничем не уступают киноблокбастерам, отличаясь от них лишь хронометражем. Более того, по мере развития клипмейкерства режиссеры со всего мира в попытках показать что-то новое стали экспериментировать с использованием различных техник.

Впрочем, некоторые из них встречаются не так часто. Одной из таких техник можно назвать рукоделие. Согласно энциклопедии, под этим подразумевается «вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов, преимущественно термин используется для такого труда как шитье, вышивание, вязание, ткачество, плетение». Клипы, созданные с применением такой технологии создаются, однако являются скорее исключением, чем одним из стандартных приемов, используемых для визуализации. Какие же наиболее интересные видео можно выделить? И в чем их особенность?

Steriogram, «Walkie Talkie Man», Мишель Гондри, 2004

Новозеландской группе Steriogram в 2004 году повезло заполучить в качестве режиссера клипа на песню Walkie Talkie Man Мишеля Гондри, одного из самых важных и именитых клипмейкеров того времени, славящегося необычным подходом к музыкальным видео. Его творческим подходом можно назвать соединение пространства, времени и музыки, использование нетипичных материалов, необычная постановка, контрасты и переосмысление спецэффектов. Его работы всегда были в центре внимания музыкальных телеканалов, профессионалов и просто зрителей.

В случае с Walkie Talkie Man (с музыкальной точки зрения — это соединение гаражного рока, панка и элементов рэп-читки) для визуализации как раз было выбрано вязание. Но, в отличие от клипа The White Stripes «Fell In Love With The Girl», где блоки конструктора Lego играют главную роль, для видео Steriogram вязанный мир был объединен с миром людей с помощью технологии стоп-моушен и других технических трюков. С точки зрения технического исполнения это было довольно сложно и заняло много времени, так как произведенные из ниток и пряжи объекты тоже должны были «жить», а не оставаться статичным фоном. Сюжет самого клипа был связан с этим причудливым миром.

В конце концов результат был высоко оценен профессионалами музыкальной индустрии. Клип получил 4 номинации на премии MTV Video Music Awards 2004 года, включая «Лучшую режиссуру», а также номинацию на Грэмми в категории «Лучшее короткометражное музыкальное видео».

Tricot Machine, «Les Peaux de Lièvres», Симон Лаганьер, 2008

В творчестве квебекского дуэта Tricot Machine, исполняющего мечтательный инди-поп, просто обязан был появиться видеоклип, использующий технику рукоделия: название коллектива можно перевести с французского как «трикотажная машина». Кроме того, инди-поп как жанр, часто подчеркивающий независимость и нестандартность артиста, подразумевает определенную крафтовость. Ну а когда текст песни повествует о влюбленных, которых застал снегопад в Монреале, это может направить креативную идею режиссера в определенном направлении.

Сначала Симон Лаганьер отснял Tricot Machine на фоне хромакея, а получившийся результат обработал в Adobe After Effects, в результате чего получил более 700 изображений, которые были вышиты на трикотаже и соединены в одну историю. И эта ткань, напоминающая свитеры с различными принтами, также связывает технику, использованную для производства видео, с сюжетом песни, добавляя дополнительный слой восприятия.

Throne «Tharsis Sleeps» Никос Ливси, Том Банкер, 2014

А вот в случае хэви-метал группы Throne источник вдохновения для создания клипа Tharsis Sleeps лежал в другой области. Нашивки с логотипами групп — важный пласт рок-музыки, пришедший из байкерской культуры. Увлекающийся этой техникой вокалист Throne Никос Ливси решил использовать ее для создания видео, соединив ее с мрачным сай-фай сюжетом, характерным для мира тяжелой музыки.

Процесс создания вполне можно описать сухими фактами: 3000 нарисованных от руки кадров, 250 квадратных метров джинсовой ткани, 12 миллионов стежков, 40 дней анимации, 1800 часов оцифровки, 3500 часов вышивания, 500 часов съемки. Сам Никос Ливси жаловался, что производство видео на несколько месяцев лишило его какой-либо социальной жизни. Впрочем, все в том же сухом остатке, группа на выходе получила хорошую прессу, так как для мира тяжелой музыки клип был действительно революционным.

Architecture in Helsinki «Like It Or Not», Джон Лог @ Mathematics 2008

Видео эксцентричной австралийской инди-поп группы Architecture in Helsinki «Like It Or Not» было вдохновлено творчеством американской художницы Меган Уитмарш, которая работает с текстилем и использует вышивку гладью для создания своих полотен и мягких скульптур, отсылающих к различным поп-культурным феноменам. Режиссер Джон Лог, в то время работавший на студии Mathematics и солист Architecture in Helsinki Кэмерон Берд придумали собственный парадоксальный и даже в чем-то психоделический мир, наполненный поп-культурными феноменами (например, там нашлось место воздушному шару, но с оболочкой в виде кубика Рубика) и разбавили его чем-то похожим на моменты живого выступления. Полученные вышивки гладью были, разумеется, соединены вместе технологией стоп-моушен.

Black Books, «Favorite Place» Кристоф Токлер, 2013

Иногда и сами объекты, связанные с рукоделием, могут стать основой для музыкального ролика. Видеоклип на песню техасских инди-рокеров Black Books «Favorite Place» является образцом именно такого подхода. Режиссер Кристоф Токлер использовал катушки ниток, иголки, лоскуты ткани, пуговицы, наперстки и другие объекты, связанные с рукоделием,а также «поиграл» с освещением, получив в результате около 10000 фотографий для создания необычного визуального ряда с элементами лирик-видео. Привычные предметы тут могут выполнть роль стен, казаться сценическим оборудованием или даже заменять собой цветовые и световые эффекты.

Так почему же клипы, при производстве которого используются техники рукоделия, встречаются настолько редко? Очевидно, что продакшен таких музыкальных видео, требует значительного времени и ресурсов, не уступающих, а иногда и превосходящих более традиционные съемки. Кроме того, это может не совпадать с имиджем артиста или его позиционированием для слушателей. Впрочем, для режиссера это шанс выйти за рамки привычного стиля, а для артиста — подчеркнуть свою независимость, ведь любому исполнителю важно подчеркнуть свою особенность и показать себя с другой стороны, используя для этого визуальные каналы коммуникации со своими слушателями.

name

Владимир Басков

Преподаватель курса «Визуальная культура в музыкальной индустрии» (части I и II) в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Исследователь визуальных коммуникаций в музыке, музыкальный журналист, бывший редактор Billboard Russia. Сокуратор блока Mind программы «ГЭС-2 Саундсистем 2». Диджей, основатель и редактор музыкального квиза «Перемотка», коллекционер виниловых пластинок.

Подробнее

Читайте также

«ДиЛЛетанты»? Визуальные опыты Einstürzende Neubauten и Die Tӧdliche Doris

В 1980-е годы в Западном Берлине, ставшем негласной европейской столицей андеграундной культуры за счёт активизации различных молодёжных движений, зарождается объединение «Гениальные диЛЛетанты», сегодня известное, прежде всего, благодаря знаковым индастриал-группам Einstürzende Neubauten и Die Tӧdliche Doris. Широкая публика привыкла воспринимать их как гигантов немецкого постпанка и авторов дисгармонично гармоничных немузыкальных песен. Однако их визуальные опыты, не менее весомые и примечательные, достойны отдельного внимания. Об одержимости «диЛЛетантов» искусством рассказывает Ольга Сыч.

Космос. Музыка. Медиакоммуникации. Дизайн

Синтетические жанры искусства, совмещающие в себе развитие технологий цифровой музыки, дизайна, музейной экспозиции и перформатизма — характерная черта метамодернистской повседневности больших городов. Если добавить сюда вечное стремление человека познавать космос и осваивать новые пространства, получится «вечный двигатель» для вдохновения современных медиахудожников. Подобной формулой «perpetuum mobile» воспользовались преподаватели Факультета креативных индустрий Евгения Ним, Наталья Верещагина и Евгения Евпак, создавая философско-музыкальное пати для киборгов «COSMIC BODIES» в пространстве Музея космонавтики, состоявшееся 5 ноября 2022 года. Евгения Евпак рассказывает о предпосылках к созданию этого проекта из экспериментальных разработок коллектива преподавателей Факультета креативных индустрий при участии Дизайн-оркестра НИУ ВШЭ (художественный руководитель — Пётр Сковородников) и ГАМ-ансамбля (художественный руководитель — Олег Пайбердин).

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.