Алина Гуткина: «Всё начинается с самонаблюдения»

Художественная практика Алины Гуткиной последние 10 лет была тесно связана с различными формами искусства действия, в том числе с перформансами. С этого учебного года Алина Гуткина станет куратором профиля «Перформанс» в магистратуре Школы дизайна НИУ ВШЭ. В интервью нашему сайту она рассказала о междисциплинарном подходе к перформансу, важности самонаблюдения, а также о том, кому может быть интересно обучение в её мастерской.

Художница, основательница анонимной лаборатории ВАСЯБЕГИ и куратор профиля магистратуры «Перформанс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Лауреат Премии Кандинского 2008 года. Участник IV и VII Московской биеннале. Перформансы показывались в Whitechapel Gallery (Лондон), MOMMA (Москва), в Kampnagel (Гамбург), в Mudam Luxembourg (Люксембург). Работы находятся в коллекциях ММОМА, ГЦСИ и личных коллекциях.

Расскажи, пожалуйста, о своей художественной практике. Какую роль в ней играет перформанс?

Я уже более 10 лет занимаюсь перформативным, community-based искусством и тем, что находится на пересечении разных медиумов — междисциплинарными практиками. Изначально это было связано с подростками, уличной субкультурой, околорадикальными и андеграундными сообществами: граффити, рэп, скейтбординг и так далее. Я всегда говорила из этого коммьюнити, как его часть. Так, в 2014 году был создан ВАСЯБЕГИ / VASYARUN — анонимный проект, который был полностью сосредоточен на перформансе. Мы их даже назвали спектаклями, то есть это всегда было действие на грани между театром, искусством и музыкой. Смысл проекта заключался в том, что любой даже непрофессиональный, но заинтересованный в участии перформер мог подать заявку или прийти на кастинг. Участниками всегда были парни от 17 до 30 лет — такой архетипичный молодой человек из России с субкультурным бэкграундом. До февраля 2022-го раз в год мы обязательно делали перформанс. Сейчас формат изменился, время другое. Я немного переориентировалась и делаю скорее ивенты.

Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru

Сегодня есть ощущение, что термина «перформанс» недостаточно для того, чтобы охарактеризовать весь спектр практик искусства действия. Что ты вкладываешь в термин «перформанс»? Всё-таки именно так называется магистерский профиль, куратором которого ты стала.

Раньше я больше говорила про делегированный перформанс. Это то, что я пробовала делать и, возможно, к этому снова пытаюсь вернуться. Делегированный перформанс — это прописанное «от А до Я» высказывание, которое презентуется во времени и пространстве. На входе зритель получает вопрос, а на выходе — ответ. Иными словами, нарратив заранее прописан в формате инсайтов.

Есть другой подход к перформансу. Им я преимущественно занималась в ВАСЯБЕГИ. Его отличает то, что само действие перформанса — это процесс и исследование. В этом погружении и заключается ответ. От раза к разу мы: художники, участники, зрители — получаем разные ответы, а результат перформанса неизвестен. Это то, что меня интересует, и то, с чем я бы хотела работать и планирую преподавать.

ВАСЯБЕГИ. А017УМ77, 2017. Фото: Максим Казанский. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. А017УМ77, 2017. Фото: Максим Казанский. Источник: vasyarun.ru

С перформансом разобрались. А что такое телесность? Как её развить?

В телесности очень много аспектов. Весь мой курс в принципе завязан на её изучении. Мне кажется, всё начинается с внимания на своё состояние, с самонаблюдения. Если ты присутствуешь и готов к инсайту во время действия, то необходимо отойти от привычного мышления и сместить фокус своего внимания на другие важные внутренние процессы.

Чтобы что-то сказать, нужно сначала знать что-то про себя. Как художник и перформер ты берёшь ответственность на себя, выходя в публичное поле с некоторым высказыванием. Перед этим должен происходить длительный процесс внутреннего познания. Без ощущения собственного тела и субъектности невозможно обойтись, потому что это с нами всегда. Мой курс начинается с очень простых вещей: мы будем учиться самонаблюдению, приоткрывать и переоткрывать себя. Я сторонник начинать с анатомии: от отдельных клеток — к скелету, и потом уже переходить к исследованию. Как пример практики по развитию телесности, я могла бы привести «эволюцию». Это аудиогид, который сопровождает исследование всех слоёв внутри себя: начиная от амёбы, заканчивая человеческим телом. Во время этой практики паттерны движения, которые мы унаследовали, раскрываются по-особенному. Хочу сказать, что на самом деле я очень вдохновлялась соматическими подходами. Есть такое понятие sensory awareness, чувственная осознанность, которую на западе, как мне известно, преподают перформерам в первую очередь.

ВАСЯБЕГИ. Спектакль «А017УМ77», 2017. Музей Москвы

Когда ты 10 лет назад начинала заниматься перформансом, было не так много образовательных программ в этой области. Хотя, честно говоря, их до сих пор мало. Как тебе кажется, что должны включать такие программы? На какие навыки и знания необходимо делать акцент кроме sensory awareness?

Когда я начинала заниматься перформансом, мне постоянно казалось, что я захожу на территорию других дисциплин с их границами и законами. Почему-то в России всё очень разделено: танцы, перформанс, театр, музыка. Тогда «междисциплинарность» ещё не была так распространена. Сейчас уже понимаю, что именно благодаря захождению на «чужую» территорию возможно расширить художественные практики.

Всегда очень сильно не хватало телесности. Допустим, если мы говорим о текстах, почему мы не говорим про голос? Хотя в театре это очень важная тема. Или ещё один пример. Если мы составляем хореографию, почему не говорим про нервную систему? Мне кажется, нельзя упускать и нужно пересобирать все наши режимы восприятия: зрение, слух, осязание. Я самостоятельно в этом во всём разбиралась, ходила в библиотеки, смотрела видео, записывалась на мастер-классы. Думаю, что до сих пор не было программы, которая совместила бы всё это.

Зато теперь точно будет! Я правильно понимаю, что в первую очередь ты будешь делать акцент на междисциплинарность в современном перформансе?

Каждый модуль будет состоять из разных элементов. Сначала хотелось бы поговорить про тело, про наблюдение за ним, про его перепрограммирование. После этого приступим к поиску авторского подхода. Мы также будем говорить про то, что я называю измерениями: пространство, зритель, звук и так далее. Этому мы посвятим отдельный модуль. И, наверное, в самом конце уже я бы хотела прийти к самоопределению художника: поиску своего языка, возможно, составлению манифеста или хотя бы программы, где будут обозначены ключевые методы. Это важно для внешней репрезентации себя как автора и понимания того, как преподносить свою практику и проекты. На самом деле, программа насыщена разным. Я её составляла, можно сказать, как для себя.

Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru
Репетиции ВАСЯБЕГИ. Источник: vasyarun.ru

Кого бы ты хотела увидеть среди студентов: с точки зрения и портфолио, и человеческого опыта? Как думаешь, кому может подойти твой курс?

Я не хотела бы конкретизировать, кого именно жду. Думаю, курс может быть интересен людям, которые нацелены на поиск связи с собой, как бы это ни звучало странно. Мы же вроде не к психологу идём. Мне кажется, искусство — это в принципе способ познания. Портфолио здесь мне совсем не важно. Если потенциальный студент хочет что-то делать, но пока не понимает, с чего начать, то я с удовольствием бы повзаимодействовала с ним. Уверенный в своей практике художник также сможет найти новую оптику.

То есть опыт создания художественных проектов при поступлении не очень важен?

Ой, это вообще не обязательно! Даже супер, если человек будет не из сферы искусства. Я готова на такой обмен. Самое главное, чего хотелось бы добиться — это создание безопасного пространства для обсуждения, бесконечного поиска, общения в формате живой лаборатории. Поэтому если человек совсем из другой области, то предыдущий опыт может стать основой для обсуждения. Через другие дисциплины мы расширяем обзор друг друга.

ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Позволь бытию случаться», 2017. Московский музей современного искусства. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Позволь бытию случаться», 2017. Московский музей современного искусства. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Позволь бытию случаться», 2017. Московский музей современного искусства. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Позволь бытию случаться», 2017. Московский музей современного искусства. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Позволь бытию случаться», 2017. Московский музей современного искусства. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Позволь бытию случаться», 2017. Московский музей современного искусства. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Позволь бытию случаться», 2017. Московский музей современного искусства. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Позволь бытию случаться», 2017. Московский музей современного искусства. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Позволь бытию случаться», 2017. Московский музей современного искусства. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Позволь бытию случаться», 2017. Московский музей современного искусства. Источник: vasyarun.ru

Перформанс со стороны кажется той практикой, которую очень проблематично коммерциализировать. Например, его сложно продать, разве что в формате документации. Как художнику в этом случае работать, но при этом получать за это деньги?

Перформанс — это один из самых затратных выставочных форматов. При этом «выхлоп», можно сказать, разовый. Но я вообще не согласна с тем, что это некоммерческий медиум. Мне кажется, что сейчас всё идёт в сторону искусства про присутствие и отсутствие, про человеческое тело — это всем интересно. На самом деле, почти ни одна выставка не обходится без проектов, посвящённых этой теме. Художников, занимающихся перформансом, от тех, кто создаёт материальные объекты, отличает по-другому сформированный и структурированный бюджет. Если ты делаешь что-то эксклюзивно для институции и конкретной выставки, то в идеальном случае оплачиваются процесс подготовки и само выступление. Грубо говоря, обычно художники берут деньги на материалы, а тут — на репетиции.

А насчёт продажи — это сложно. Конечно, можно продавать документацию в коллекции, но с точки зрения заработка рассчитывать стоит именно на гонорарную часть. Всё-таки перформанс — это прежде всего событие, такое же, как, например, концерты. Музыканты же как-то живут! Документация в любом случае важна и ей нужно уделять отдельное внимание. Я сама сталкивалась с кучей ошибок. С одной стороны, это не зависящая от художника часть, потому что этим занимается фотограф и оператор. С другой — автор должен понимать, какой продукт в итоге получится на выходе.

ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Будь здесь — ты главное действующее лицо», 2021. Mudam Luxembourg. Фото: Bohumil Kostohryz. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Будь здесь — ты главное действующее лицо», 2021. Mudam Luxembourg. Фото: Bohumil Kostohryz. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Будь здесь — ты главное действующее лицо», 2021. Mudam Luxembourg. Фото: Bohumil Kostohryz. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Будь здесь — ты главное действующее лицо», 2021. Mudam Luxembourg. Фото: Bohumil Kostohryz. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Будь здесь — ты главное действующее лицо», 2021. Mudam Luxembourg. Фото: Bohumil Kostohryz. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Будь здесь — ты главное действующее лицо», 2021. Mudam Luxembourg. Фото: Bohumil Kostohryz. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Будь здесь — ты главное действующее лицо», 2021. Mudam Luxembourg. Фото: Bohumil Kostohryz. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Будь здесь — ты главное действующее лицо», 2021. Mudam Luxembourg. Фото: Bohumil Kostohryz. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Будь здесь — ты главное действующее лицо», 2021. Mudam Luxembourg. Фото: Bohumil Kostohryz. Источник: vasyarun.ru
ВАСЯБЕГИ. Спектакль «Будь здесь — ты главное действующее лицо», 2021. Mudam Luxembourg. Фото: Bohumil Kostohryz. Источник: vasyarun.ru

На какие события ты бы посоветовала обратить внимание? Что посмотреть и куда сходить?

Я обычно советую ходить в совершенно разные места, не обязательно связанные с искусством. Понятно, что мы все как художники ходим на выставки и следим за тем, что происходит. Но мне больше нравится посещать музыкальные мероприятия. Например, в ДК Рассвет проходят очень крутые концерты. Когда приходишь на такие события, ты оказываешься плечом к плечу с другим человеком. На выставке зритель более автономен и остаётся наедине с произведением. А сейчас такое время, когда хочется быть там, где ты вместе с людьми. К таким коллективным мероприятиям ещё относятся поэтические вечера. Я люблю ходить на «читки». Сейчас очень много подобных мероприятий проводит культурный проект «Флаги» и другие низовые инициативы. На них много молодых авторов, которые собираются, читают стихи и обсуждают их. Мне нравится такой разбор текстов с точки зрения изучения репрезентации и просто проживания совместно с авторами этих моментов.

Есть ли художники или музыканты, за чьими проектами ты следишь с особым интересом?

Честно говоря, у меня вообще странный вкус в искусстве. Мне больше интересен театр, но из художников мне очень нравятся Элмгрин и Драгсет (Elmgreen & Dragset) из Дании, армянско-литовский автор Андриус Арутюнян (Andrius Arutiunian). То, что они делают, мне просто эстетически близко. Могу ещё посоветовать Анну Имхоф (Anne Imhof) — она сегодня, бесспорно, актуальный лидер по перформансам. Хотя мы с ней параллельно начали заниматься почти одним и тем же, о чём я совершенно не знала тогда, интересно нащупывать и наблюдать за общим полем. Ещё мне нравится смотреть, что делает Blackhaine — это очень крутой музыкант и танцор. Из поэтов слежу за Джеймсом Мессия (James Mæssiah).

Анна Имхоф. Фауст, 2017. Павильон Германии на Венецианской биеннале (Режиссёр Питер Кэрнс)

Успеть подать документы в магистратуру «Перформанс» и другие направления «Практик современного искусства» можно до 15 сентября 2023. Становитесь художниками в Школе дизайна НИУ ВШЭ!

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.