По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
28 сентября в пространстве CREATIVE HUB состоялась дискуссия, которая продолжает серию встреч «Архив моды».
Людмила Алябьева: «Коллекционирование — одержимость, форма фетишизма, желание упорядочить мир вокруг».
На этот раз мы пригласили к разговору коллекционеров моды (одежды и аксессуаров), чтобы обсудить специфику такого рода собирательства, истории их коллекций, технические вызовы и эмоциональные аспекты практик коллекционирования одежды, работу с комьюнити и правила игры. Наконец, мы обсудили как начать коллекцию и как понять, что ты уже собираешь коллекцию, а не просто бездумно скупаешь понравившиеся аутфиты.
В разговоре приняли участие коллекционеры Назим Мустафаев, Ася Аладжалова, Ольга Самодумова.
Модератор дискуссии — Людмила Алябьева.
Назим Мустафаев — коллекционер, издатель, основатель виртуального музея обуви, в прошлом директор крупнейшей в Москве обувной выставки «Мосшуз». Основную часть коллекции из примерно 2500 пар обуви составляет историческая обувь из Европы, США и России, дающая представление о развитии обувного дизайна XVII–XX веков. Отдельный раздел отведен этнической обуви.
Ольга Самодумова — основательница проекта Peremotka по продвижению осознанного потребления и популяризации винтажа в России. Основа коллекции — вечерние и коктейльные платья, верхняя одежды и аксессуары. Предметы были отобраны во время путешествий по Америке с 2011 по 2020 год и представляют одежду американских дизайнеров с 1910х до 1990х годов, а также английскую моду 60-80х годов.
Ася Аладжалова — аспирантка школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, выпускница магистерской программы «Индустрия моды:теории и практики» МВШСЭН, литературовед. С 2008 года собирает винтажную одежду, специфика которой — пригодность для научного исследования. Например, часть коллекции иллюстрирует описания костюмов героев художественной литературы — платья 1920х и 1930х годов для героинь романов Ивлина Во и Набокова. Текущее исследование посвящено территориям московской моды, поэтому процесс коллекционирования сосредоточен на предметах, произведенных на московских швейных фабриках.
Шеф-редактор журнала «Теория моды» и директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ
Исследовательница и коллекционерка винтажной одежды
Коллекционер американской винтажной моды, сооснователь бренда Denis Simachev, основатель проекта Peremotka по продвижению осознанного потребления в моде и популяризации винтажа в России
Во время паблик-тока можно было не только узнать о специфике коллекционирования, но увидеть предметы из коллекций участников дискуссии на мини-выставке.
Спикеры рассказали, с чего начался их путь коллекционирования и с какими сложностями при хранении они сталкиваются. Коллекционирование — это страсть или эскапизм? Можно ли одновременно и коллекционировать, и исследовать, и носить то, что собираешь в коллекции? Ответы на эти вопросы можно найти в записи трансляции паблик-тока.
Участники дискуссии привезли вещи из своих коллекций и объяснили, почему выбрали для демонстрации именно их: у Ольги и Аси это были первые платья, с которых началась их коллекция, и несколько знаковых моделей, на которых они хотели сакцентировать внимание. А Назим привез исключительно мужскую обувь XVII–XX веков, потому что коллекционирование мужской обуви — это большая редкость.
Ольга Самодумова, коллекционер американской винтажной моды, основатель проекта Peremotka: «Это было страстью. Не ожидала, что я буду коллекционером. Невозможно предположить, что в вашей жизни когда-нибудь появится такая сильная страсть. Сначала вы начинаете покупать для себя, потом на продажу. Потом увлекаетесь американскими дизайнерами, читаете больше книг и посещаете больше выставок, а в итоге становитесь коллекционером. Вот теперь некоторые экземпляры моей коллекции здесь».
Ольга привезла несколько предметов из своей коллекции. Первое — золотое платье длины миди из пайеток от Mollie Parnis, с которого началась её коллекция. Другие — это Pierre Cardin, Mary McFadden и кейп Zandra Rhodes, которые раньше коллекционер никому ещё не показывала.
Ася Аладжалова сочетает интересы коллекционера, исследователя и потребителя винтажа: «Мне интересно не предлагать, а смотреть, как люди себя ведут в окружении винтажной одежды. Я обычно мышка-норушка с биноклем и большими ушами, которая проводит включенное наблюдение, а потом описывает».
Ася показала три платья: первое — черное, созданное фабрикой Кагановича, покупалось для образа булгаковской Маргариты. Черное летнее пальто начала 50-х. Сине-белое платье под пальто с Орехово-Зуевской фабрики. Третье — голубое платье с кримпленовой аппликацией по поясу и рукавам.
Назим Мустафаев привёз исключительно мужскую обувь. Коллекция Назима Мустафаева строится вокруг обуви, но именно мужская является самой интересной для исследования: «Одна моих из пар — призовые туфли. Призовые туфли начали выпускать в 1851 году, с момента Первой Всемирной выставки в Лондоне. Каждая фирма пыталась создать то, что бы поразило взгляд. Обувщики обращались к прошлым столетиям, старым фасоном. Например, дорожные домашние тапочки, которые обычно хранились в специализированном конверте. Они были плоские, имеют и сейчас характерные загибы от хранения. Подошва, внутреннее исполнение, пошив, цвет вообще не говорят о „Великом мужском отказе“».
Основная проблема коллекционеров — это хранение. Коллекционеры своими силами организуют хранение при помощи коробов, стеллажей, оптимизации пространства и вечно редактируемой каталогизации.
В конце встречи гости сошлись во мнении о том, как важно рассказывать о своей коллекции, писать книги, выступать с лекциями и делать выставки — общение с людьми, заряженными страстью к собственным дисциплинам, обогащает и подталкивает проводить исследования дальше.
Все, кто знаком с историей моды, знают про «Великий мужской отказ»: если женщины могли дома одеваться скромно и просто, а на выход обязательно наряжаться, то мужчин все было наоборот. «Великий мужской отказ» был на людях, но посмотрите на домашние халаты. Недавно по счастливой случайности приобрели один домашний халат 1850-1860-х годов, который вскоре будем выставлять на выставке. Красный, расшитый бисером — никакого «Великого отказа» нет.
Паблик-ток с коллекционерами одежды в рамках встреч «Архив моды» прошел 28 сентября с 19:00 до 22:00 в пространстве CREATIVE HUB по адресу ул. Пантелеевская, 53.
В ноябре в Школе дизайна стартует интенсивная программа повышения квалификации «Создание ювелирного бренда», куратором и преподавателями которой выступят представители индустрии. Мы спросили их о перспективах ювелирного бизнеса и тенденциях ювелирного дизайна в России и мире, а также о том, как грамотно создать собственный бренд.
10 апреля в 19:00 состоится открытие поп-ап выставки и пройдет паблик-ток в рамках секции «Искусство и дизайн: модели телесности» конференции «Теории и практики искусства и дизайна». В ходе дискуссии обсудим важность истории костюма, реконструкции и переосмысления исторического костюма не только в рамках программ по дизайну одежды, но и для исследований истории и теории моды.
Направление обучения
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.