Архив моды: паблик-ток с коллекционерами одежды

28 сентября в пространстве CREATIVE HUB состоялась дискуссия, которая продолжает серию встреч «Архив моды».

Людмила Алябьева: «Коллекционирование — одержимость, форма фетишизма, желание упорядочить мир вокруг».

На этот раз мы пригласили к разговору коллекционеров моды (одежды и аксессуаров), чтобы обсудить специфику такого рода собирательства, истории их коллекций, технические вызовы и эмоциональные аспекты практик коллекционирования одежды, работу с комьюнити и правила игры. Наконец, мы обсудили как начать коллекцию и как понять, что ты уже собираешь коллекцию, а не просто бездумно скупаешь понравившиеся аутфиты.

В разговоре приняли участие коллекционеры Назим Мустафаев, Ася Аладжалова, Ольга Самодумова.

Модератор дискуссии — Людмила Алябьева.

Спикеры

Назим Мустафаев — коллекционер, издатель, основатель виртуального музея обуви, в прошлом директор крупнейшей в Москве обувной выставки «Мосшуз». Основную часть коллекции из примерно 2500 пар обуви составляет историческая обувь из Европы, США и России, дающая представление о развитии обувного дизайна XVII–XX веков. Отдельный раздел отведен этнической обуви.

Ольга Самодумова — основательница проекта Peremotka по продвижению осознанного потребления и популяризации винтажа в России. Основа коллекции — вечерние и коктейльные платья, верхняя одежды и аксессуары. Предметы были отобраны во время путешествий по Америке с 2011 по 2020 год и представляют одежду американских дизайнеров с 1910х до 1990х годов, а также английскую моду 60-80х годов.

Ася Аладжалова — аспирантка школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, выпускница магистерской программы «Индустрия моды:теории и практики» МВШСЭН, литературовед. С 2008 года собирает винтажную одежду, специфика которой — пригодность для научного исследования. Например, часть коллекции иллюстрирует описания костюмов героев художественной литературы — платья 1920х и 1930х годов для героинь романов Ивлина Во и Набокова. Текущее исследование посвящено территориям московской моды, поэтому процесс коллекционирования сосредоточен на предметах, произведенных на московских швейных фабриках.

Людмила Алябьева
Людмила Алябьева

Шеф-редактор журнала «Теория моды» и директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ

Ася Аладжалова
Ася Аладжалова

Исследовательница и коллекционерка винтажной одежды

Назим Мустафаев
Назим Мустафаев

Коллекционер, основатель виртуального музея обуви Shoe Icons

Ольга Самодумова
Ольга Самодумова

Коллекционер американской винтажной моды, сооснователь бренда Denis Simachev, основатель проекта Peremotka по продвижению осознанного потребления в моде и популяризации винтажа в России

Во время паблик-тока можно было не только узнать о специфике коллекционирования, но увидеть предметы из коллекций участников дискуссии на мини-выставке.

Жилет из разноцветной шерсти и чёрных пайеток, Peremotka, коллекция Ольги Самодумовой
Жилет из разноцветной шерсти и чёрных пайеток, Peremotka, коллекция Ольги Самодумовой
Свитер ручного плетения Krizia 80х годов, Peremotka, коллекция Ольги Самодумовой
Свитер ручного плетения Krizia 80х годов, Peremotka, коллекция Ольги Самодумовой
Черное платье фабрики им. Кагановича, которая входила в трест Москвошвей, коллекция Аси Аладжаловой
Черное платье фабрики им. Кагановича, которая входила в трест Москвошвей, коллекция Аси Аладжаловой
Платье из набивного шёлка с типичным принтом эпохи оттепели, 1956 год, кустарное артельное производство, коллекция Аси Аладжаловой
Платье из набивного шёлка с типичным принтом эпохи оттепели, 1956 год, кустарное артельное производство, коллекция Аси Аладжаловой
Сандалии из золотой кожи со стразами в кастах на ремешках, США, коллекция Назима Мустафаева
Сандалии из золотой кожи со стразами в кастах на ремешках, США, коллекция Назима Мустафаева
Мужские тапочки, декорированные вышивкой и бисером, США. c.1870, коллекция Назима Мустафаева
Мужские тапочки, декорированные вышивкой и бисером, США. c.1870, коллекция Назима Мустафаева

Спикеры рассказали, с чего начался их путь коллекционирования и с какими сложностями при хранении они сталкиваются. Коллекционирование — это страсть или эскапизм? Можно ли одновременно и коллекционировать, и исследовать, и носить то, что собираешь в коллекции? Ответы на эти вопросы можно найти в записи трансляции паблик-тока.

Участники дискуссии привезли вещи из своих коллекций и объяснили, почему выбрали для демонстрации именно их: у Ольги и Аси это были первые платья, с которых началась их коллекция, и несколько знаковых моделей, на которых они хотели сакцентировать внимание. А Назим привез исключительно мужскую обувь XVII–XX веков, потому что коллекционирование мужской обуви — это большая редкость.

Ольга Самодумова, коллекционер американской винтажной моды, основатель проекта Peremotka: «Это было страстью. Не ожидала, что я буду коллекционером. Невозможно предположить, что в вашей жизни когда-нибудь появится такая сильная страсть. Сначала вы начинаете покупать для себя, потом на продажу. Потом увлекаетесь американскими дизайнерами, читаете больше книг и посещаете больше выставок, а в итоге становитесь коллекционером. Вот теперь некоторые экземпляры моей коллекции здесь».

Ольга привезла несколько предметов из своей коллекции. Первое — золотое платье длины миди из пайеток от Mollie Parnis, с которого началась её коллекция. Другие — это Pierre Cardin, Mary McFadden и кейп Zandra Rhodes, которые раньше коллекционер никому ещё не показывала.

Ася Аладжалова сочетает интересы коллекционера, исследователя и потребителя винтажа: «Мне интересно не предлагать, а смотреть, как люди себя ведут в окружении винтажной одежды. Я обычно мышка-норушка с биноклем и большими ушами, которая проводит включенное наблюдение, а потом описывает».

Ася показала три платья: первое — черное, созданное фабрикой Кагановича, покупалось для образа булгаковской Маргариты. Черное летнее пальто начала 50-х. Сине-белое платье под пальто с Орехово-Зуевской фабрики. Третье — голубое платье с кримпленовой аппликацией по поясу и рукавам.

Назим Мустафаев привёз исключительно мужскую обувь. Коллекция Назима Мустафаева строится вокруг обуви, но именно мужская является самой интересной для исследования: «Одна моих из пар — призовые туфли. Призовые туфли начали выпускать в 1851 году, с момента Первой Всемирной выставки в Лондоне. Каждая фирма пыталась создать то, что бы поразило взгляд. Обувщики обращались к прошлым столетиям, старым фасоном. Например, дорожные домашние тапочки, которые обычно хранились в специализированном конверте. Они были плоские, имеют и сейчас характерные загибы от хранения. Подошва, внутреннее исполнение, пошив, цвет вообще не говорят о „Великом мужском отказе“».

Основная проблема коллекционеров — это хранение. Коллекционеры своими силами организуют хранение при помощи коробов, стеллажей, оптимизации пространства и вечно редактируемой каталогизации.

В конце встречи гости сошлись во мнении о том, как важно рассказывать о своей коллекции, писать книги, выступать с лекциями и делать выставки — общение с людьми, заряженными страстью к собственным дисциплинам, обогащает и подталкивает проводить исследования дальше.

Все, кто знаком с историей моды, знают про «Великий мужской отказ»: если женщины могли дома одеваться скромно и просто, а на выход обязательно наряжаться, то мужчин все было наоборот. «Великий мужской отказ» был на людях, но посмотрите на домашние халаты. Недавно по счастливой случайности приобрели один домашний халат 1850-1860-х годов, который вскоре будем выставлять на выставке. Красный, расшитый бисером — никакого «Великого отказа» нет.

Паблик-ток с коллекционерами одежды в рамках встреч «Архив моды» прошел 28 сентября с 19:00 до 22:00 в пространстве CREATIVE HUB по адресу ул. Пантелеевская, 53.

Читайте также

HSE FASHION DAYS: Школа дизайна НИУ ВШЭ проведёт открытые лекции в Москве и Петербурге

С февраля по апрель в двух крупнейших российских городах пройдёт масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвящённый устройству современной модной индустрии. Профильное образование, продвижение бренда, дизайн одежды — лишь немногие из тем, в которые погрузятся гости. Проект реализуется при поддержке Института развития индустрии моды Beinopen.

Выставка «Telling Stories. Большие данные» в ММСИ

Выставка «Telling Stories. Большие данные» посвящена отношению художников к современным способам использования, обработки и визуального представления информационных потоков. Методы анализа больших данных, активно развивающиеся во всех сферах человеческой деятельности, проникают даже в области поэтического описания мира, одной из которых является современное искусство. Визуальные и аудиальные исследования в области больших данных проводятся не только учеными, но также художниками, фотографами, дизайнерами. Проект будет проходить сразу на двух площадках: первая часть откроется 30 июня в 19:00 в Московском музее современного искусства (Петровка, 25), вторая — 7 июля в HSE ART GALLERY. Посмотреть выставку на обеих площадках можно будет до 13 августа 2023 включительно.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.