По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Настя Вавилова, выпускница направления программы ДПО «Иллюстрация. Базовый курс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, сейчас работает в Лондонской студии Make-Ready. В интервью Настя рассказала про обучение в Школе дизайна, о том, как проехала из Москвы во Владивосток для дипломного проекта, как решилась получить магистерское образование в Англии и получила визу таланта Global Talent.
Выпускница программы дополнительного образования «Иллюстрация. Базовый курс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ
По первому образованию я философ-социолингвист, преподаватель философии. Интерес к рисованию и иллюстрации у меня появился только через несколько лет после получения основного высшего образования. Сначала я осваивала азы рисования и работы с различными материалами на краткосрочных изобразительных курсах. Я поняла, что нужно продолжать прокачивать свои навыки и получить более глубокое и насыщенное образование.
Ещё я увидела в соцсетях книжку Светы Габовой «Петровна» и была очень впечатлена! Изучив творческий путь Светы, я выяснила, что книга создана в рамках дипломного проекта на курсе ДПО «Иллюстрация». Я решила посмотреть информацию о курсе на сайте Школы. Куратором программы оказалась Юля Блюхер. Просмотрела портфолио студентов Юли и решила, что хочу пойти учиться на этот курс.
На первом занятии Юля рассказывала о структуре нашего обучения, и выяснилось, что дипломным проектом будет книга. В моей голове не было представления о современной иллюстрированной книге: я сразу же воображала какие-то странные детские книжки. Тогда я ещё не знала, в какой удивительный мир иллюстрированных книг нас погрузят во время обучения.
Мне понравилось, что было максимум практики и мы много рисовали, экспериментировали с разными техниками. Именно в рамках курса я начала довольно много печатать — работала с монотипией, сухой иглой, гравюрой на картоне.
Во время обучения мы всё время участвовали в небольших выставках и маркетах, где знакомились с людьми из индустрии и продавали свои работы. Было здорово начать активно вливаться в иллюстраторское коммьюнити. Преподаватели были заинтересованы в том, чтобы мы по максимуму начинали работать с реальными заказчиками и брифами.
Лучшим преподавателем в моей жизни стала Наташа Гриценко! Наташа научила анализировать. В конце каждого занятия мы выкладывали свои работы и разбирали их: что получилось или не получилось, как можно «докрутить». Я до сих пор вспоминаю её занятия, когда чувствую «затык» в работе и пытаюсь понять, что делать дальше.
Мне хотелось показать обыкновенную жизнь самых обычных людей. Я думала над тем, как я могу лучше это сделать. Где люди делятся своими историями? Конечно в поезде! Я решила в одиночку отправиться в семидневное путешествие на поезде по маршруту «Москва-Владивосток» и купила билет в плацкартный вагон.
Настя о работе над дипломным проектом «Попутчики»
Учебный процесс состоял из нескольких модулей. Итогом первых двух модулей была выставка альтернативных плакатов, которая проходила в кинотеатре «Космос». Я делала плакаты к фильму «Мечтатели» и сериалу «Молодой папа».
Если с «Молодым папой» получилось всё легко и быстро, то с «Мечтателями» я долго не могла прийти к нужному результату. Придя однажды на занятие к Наташе, я рассказала о тупиковом состоянии. Она посмотрела своим профессиональным взглядом на работу и сразу же помогла мне разложить всё по полочкам. В конце занятия у меня получилась классная картинка, которая легла в основу плаката!
На третьем модуле мы работали над серией иллюстраций к книге. Я делала серию сухих игл к роману Джорджа Оруэлла «1984». Мне настолько понравился результат проделанной работы, что я решила подать эту серию на конкурс здесь, в Англии. Серию отобрали в шортлист Sir John Hurt & Sworders Art Prizes и пригласили для участия в выставке в рамках Holt Festival.
Четвёртый модуль был посвящён работе над дипломным проектом.
Обычно если мы слушаем интервью, то главный герой — популярный человек, звезда. Если смотрим фильм, то это, как правило, о какой-то нереальной жизни. А мне хотелось показать обыкновенную жизнь самых обычных людей. Я думала над тем, как я могу лучше это сделать. Где люди делятся своими историями? Конечно в поезде! Я решила в одиночку отправиться в семидневное путешествие на поезде по маршруту «Москва-Владивосток» и купила билет в плацкартный вагон. Сначала одолевали страхи: боялась, что со мной никто не будет разговаривать или не удастся собрать достаточное количество материала. Но материал я начала собирать в первый день поездки.
Люди с первой минуты в поезде начинают друг с другом разговаривать, потому что понимают, какой продолжительный совместный путь им предстоит. У всех пассажиров разная география и цели поездки на этом поезде: кто-то едет с учёбы домой, кто-то спутника-иностранца везёт знакомить с родителями, кто-то отправился навестить детей, а кто-то делает этот путь ради интереса.
Когда пассажиры уже познакомились между собой и обсудили поверхностные темы, они начинают делиться личными историями и переживаниями. Так я создала проект «Попутчики», где главными героями стали обыкновенные люди с их историями и цитатами: это может быть длинная история пассажира на весь разворот, а может быть одна маленькая фраза. Я специально оставила колорит языка персонажей: слова-паразиты, региональные словечки. Материала получилось много, и в дипломный проект уместились не все пассажиры.
Я продолжила дорисовывать книгу, когда переехала в Англию, но в какой-то момент у меня сломался жёсткий диск и все файлы были утеряны. Храните всё в Облаках!
У меня остался файл, который я отправляла в типографию для печати дипломного проекта и, надеюсь, когда-то доделаю эту книгу! Мне бы этого хотелось.
После обучения в Вышке я долго думала, как продолжить свой путь, и решила обратить внимание на магистерские программы за рубежом. Начала смотреть программы в Англии и США. В итоге остановилась на Англии. Здесь магистратура, как правило, продолжается один год. Я изучила разные университеты в Англии, попробовала поступить в два и поступила в оба.
В итоге остановила свой выбор на LJMU (Liverpool John Moores University). Мне понравился их подход при поступлении и обсуждении портфолио. Параллельно с учебой в университете, я работала над российскими проектами. Один из них — «ВЫ — ЖИВШИЕ. Большой террор» от издательства «Самокат». Маша Скаф предложила мне принять участие и проиллюстрировать одну из шести историй.
Вообще, насколько я понимаю, в любом университете в Англии вся иллюстраторская магистратура — это больше исследовательская работа (практики сильно меньше, большой упор на ресёрч, на диссертацию). Считается, что всей практике тебя научили на бакалавриате. Но при этом в университете есть разные студии: студия ризографии (метод получения изображений, который объединяет в себе преимущества трафаретной печати с современной цифровой обработкой, прим. ред.), шелкографии, принт-мастерские, мастерские, где ты можешь надеть очки виртуальной реальности и рисовать в них, швейные кабинеты, 3D-мастерские и так далее. И в каждой студии сидят специалисты, которые готовы тебе помочь, научить, подсказать. Во всех мастерских проводят ознакомительные занятия, посвящённые тому, как всем этим оборудованием пользоваться.
Также, если тебе необходимы конкретные занятия для твоей диссертации или дипломного проекта, ты можешь запрашивать короткие циклы занятий. Я просила несколько занятий по типографике, по Adobe After Effects, Adobe Premier Pro. Каждый семестр делаешь проект.
В первом семестре у нас был Research Proposal и практика, второй семестр — коллаборация. Третий семестр была диссертация, и четвёртый — финальный проект.
Моим любимым был модуль «коллаборация», в рамках которого студенты сотрудничали с арт-институциями. Я узнала, что галерея Tate Liverpool ищет двух людей, которые будут менторами на арт-сессиях для беженцев и будут делать дизайн буклета по итогам проекта. Основная идея заключалась в том, чтобы вовлечь мигрантов в культурную среду Англии. После этого проекта галерея «Тейт Ливерпуль» ещё не раз обращалась ко мне для сотрудничества.
Во время обучения я поняла, что мне нравится жизнь в Англии. Я хотела попробовать переехать в Лондон и найти там работу. Но после обучения студенческая виза позволяла мне находиться на территории страны только четыре месяца.
Магистерскую программу я закончила во время пандемии. В то время найти работу было довольно сложно, особенно в компанию, которая имеет право спонсировать рабочие визы. Этот вариант мне не подходил. Из соцсетей я случайно узнала о существовании визы талантов Global Talent, которая даёт возможность долгосрочно работать в любой компании Великобритании.
Также по этой визе можно быть самозанятой или вообще открыть собственную компанию. Я решила попробовать и подала документы на эту визу: изучила подробности, выяснила, какие нужны документы для получения визы. Собрала необходимый пакет документов: участие в различных выставках, арт-призы, упоминания в СМИ и 3 рекомендации от арт-институций. Кстати, одну из рекомендаций мне написала Юля Блюхер. После получения этой визы я нашла постоянную работу.
Я искала работу в период пандемии, вакансий было мало. Сначала я работала в маленькой типографии дизайнером, но это было не то место, в котором планировала остаться надолго. Параллельно я делала проект Home from Home для галереи «Тейт Ливерпуль». Это длительный арт-курс для беженцев, поработать на котором мне предложили после нашей удачной коллаборации во время моего обучения в университете.
Через некоторое время я увидела вакансию от компании Make-Ready, где работаю сейчас. Я написала сопроводительное письмо и отправила его вместе с резюме и портфолио. Меня пригласили на собеседование по телефону и после удачного прохождения позвали на повторное собеседование в саму студию. Руководитель студии провёл экскурсию, показал оборудование: я была в полном восторге от студии. Собеседование длилось больше часа, потому что я не могла остановиться задавать вопросы, мне было очень интересно всё, что там происходит. Далее меня пригласили на 3 пробные недели, после чего взяли в штат.
Это нидерландская компания, у которой есть офис и склад в Амстердаме, а также офис и студия в Лондоне. Я как раз работаю в продакшене — студия в Лондоне. Мы работаем в коллаборациях с художниками по всему миру, делая для них тиражи шелкографии, диджитал или гораздо реже — скульптуры. Потом эти тиражи продаются арт-коллекционерам.
Официально моя должность — Digital and Finishing Technician. Я занимаюсь артворкингом для диджитал и гибридных тиражей, настройкой и печатью, финишингом и контролем качества. Реже — печатаю шелкографию для гибридных тиражей (гибридный тираж — это когда на жикле сверху ложится несколько слоёв шелкографии или лака).
Мне приятно осознавать, что я причастна к созданию работ мировых художников, видеть их у нас в студии и с некоторыми даже быть знакомой.
За год с небольшим я успела поработать над тиражами огромного количества художников. Среди наиболее известных — Ai Weiwei, NFT-художница Nina Chanel Abney, Elizabeth Peyton. Наши работы для Ai Weiwei даже были выставлены в Музее Дизайна, а работы для Elizabeth Peyton — в Национальной портретной галерее.
Получать другое высшее образование у меня в планах нет. Но компания, в которой я работа, поддерживает стремление сотрудников к обучению и развитию и предлагает оплатить интересующие нас курсы в области искусства. Я подумываю подать заявку в Central Saint Martins на четырёхнедельный курс экспериментального принтмейкинга.
Больше рисуйте! А когда поймёте, что рисуете очень много — рисуйте ещё больше.
Программа дополнительного образования «Иллюстрация. Базовый курс» будет интересна тем, кто хочет научиться не только рисовать, но и выражать свои мысли при помощи графического языка, развивать и расширять свои навыки во всех сферах, где может быть задействована современная графика, будь то книжные или журнальные иллюстрации, плакаты, айдентика и визуальная составляющая фирменного стиля.
Студенты, выпускники и кураторы Школы дизайна уже не первый год принимают участие в конкурсе World Brand Design Society. Зима 2023/24 не стала исключением — сразу несколько проектов завоевали награды в различных номинациях. Именно благодаря людям, которые связали свою жизнь со Школой дизайна или выбрали её для получения образования, мы стали первыми в рейтинге Global Design Education Ranking — целых 40 проектов получили свои награды за всё время существования премии! В этом материале посмотрим на новые проекты, которые были отобраны платформой в начале 2024 года.
28–30 июня в арт-парке Никола-Ленивец уже в десятый раз пройдёт фестиваль «Архстояние Детское». В этом году студенты, выпускники и преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ примут участие в работе фестивального кемпа OGO x WOW. А его главной темой станут птицы и скворечники.
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.