По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Столетний юбилей двух легендарных проектных школ XX столетия — Баухаус и ВХУТЕМАС — дал еще один лишний повод поговорить об их художественных открытиях и стратегиях, влияниях на современность и взаимных пересечениях. Одним из крупнейших событий в связи с этим состоялось в Третьяковской галерее — программа «Баухаус / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым». О результатах работы мастерских, приуроченных к проекту, пишет Елена Рымшина.
Большие и красивые проекты делаются только крепкой командой. Это хорошо знают музейщики, которые, каждый раз организуя масштабные выставки, думают, как привлечь внимание большой аудитории к проекту, а еще лучше — и к непосредственному участию в происходящем в музейных залах. Такой формат прямого вовлечения студентов, художников и дизайнеров, педагогов и искусствоведов, профессионалов и молодежи в изучение той или иной темы истории русского и зарубежного искусства апробировала Государственная Третьяковская галерея совместно с Центром немецкой книги в Москве / Представительством Франкфуртской книжной ярмарки в России. Устраивались масштабные лекционные программы, сопровождаемые организацией проектных мастерских. Через книжный макет, плакат, каллиграфическую композицию, моушен предлагалось осмыслить материал, который интерпретирован в экспозиционной развеске самим музеем.
Невозможно было не откликнуться на столетние юбилеи двух ведущих проектных школ ХХ века — БАУХАУСа и ВХУТЕМАСа. Совместно с посольством государства Израиль в Москве, музеем и Центром немецкой книги была придумана Международная вечерняя школа «БАУХАУС / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым» (кураторы: Ольга Дич, Анастасия Милёхина, Дарья Пыркина, Екатерина Синицина и автор статьи). Предполагалось, что часть лекций и все проектные мастерские (скетчинга, плаката и цифрового плаката) будут проводиться непосредственно в залах постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу и работы учащихся в мастерских станут прямым откликом на все услышанное и увиденное, «просвещенными комментариями» (пользуясь выражением Анджея Вайды) к новациям в искусстве начала ХХ века. Было важно поэкспериментировать и понять, какие из художественных открытий, формальных экспериментов, содержательных поисков и жизнестроительных идей 1920-х годов все еще востребованы в наше время: становятся ли они стимулом для творческих инициатив современников, создающих актуальное искусство, искусство «визуального факта», дизайн сегодняшнего дня? Программа о двадцатых годах (и прошлого и настоящего века) была призвана помочь зрителям и слушателям лекций, участникам практических мастерских приблизить «ревущее» десятилетие, заново пережить безудержную смелость по воплощению в жизни и в искусстве самых дерзких авангардных практик, творчески переосмыслить многое из ранее наработанного с позиции сегодняшнего дня. Оказалось, что эту связь времен поддерживать жизненно необходимо и многое из наработанного столетие назад востребовано в настоящее время.
Тем не менее жизнь внесла свои коррективы, и вся программа была перенесена в онлайн-формат. Участие в программе было бесплатным, и тысячи просмотров лекций на YouTube-каналах музея и Центра немецкой книги, аншлаг заявок в проектные мастерские говорят о необходимости организации таких школ, о неиссякаемом интересе к художественным рифмам двух веков. Хотелось подчеркнуть не обособленность, а во многом духовное единство, общность новаций российского и зарубежного искусства 20-х годов, открытые для творчества границы. Как было замечено Сергеем Фофановым в одной из лекций программы: «В России в 1920-е годы было организовано более 120 зарубежных художественных выставок». Вот в этой концепции общности идей, исследования взаимопересечений и взаимовлияний творческих методов и формировалась программа школы.
В качестве руководителей мастерских скетчинга, цифрового плаката и музейного выставочного плаката были приглашены ведущие художники и дизайнеры: Мерав Саломон (Merav Salomon), профессор Академии искусств и дизайна «Бецалель» (Израиль), Катя Сиверс и Люба Соколова (преподаватели кафедры «Коммуникативный дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова) и Юрий Сурков (Международная ассоциация AGI, 2000–2019). К участию в мастерских были привлечены студенты всех ведущих художественных вузов: Школа дизайна НИУ ВШЭ, МГХПА им. С.Г. Строганова, Школа дизайна РАНХиГС, Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского Политехнического университета, Институт бизнеса и дизайна. Предполагалось, что онлайн смогут подключиться к работе молодые дизайнеры из регионов, но заявок из региональных российских вузов было немного, хотя их очень ждали.
Тем не менее, удалось выдержать международный статус вечерней школы рабочей и учащейся молодежи — мастерские посещали на онлайн-платформах студенты и из России, и из-за рубежа. Отбор в мастерские проходил по присланным мотивационным письмам и портфолио, а итогом стало публичное обсуждение сделанных скетчинговых серий и плакатов — как цифровых, так и 2D. Учащиеся сами подготовили все презентации и комментировали свои работы, сумев за шесть занятий в проектных мастерских (включающих установочную лекцию и само обсуждение) сделать цифровые плакаты и статичные плакатные серии по мотивам произведений 20-х годов, хранящихся в Третьяковской галерее. Так как пойти позаниматься в экспозиции ХХ века из-за карантинных мер было невозможно, подспорьем послужили сами лекции, попечение педагогов и самостоятельное погружение в материал самих учащихся школы. В результате получились аналитические работы, серьезно и вдумчиво представляющие эпоху тотального авангарда.
В Мастерской скетчинга Мерав Саломон учила тот или иной художественный прием превращать в целую историю и последовательно рассказывать ее с помощью линии, контраста, ритма, цветового пятна. Размышляя над возможностями цифрового плаката, Катя Сиверс и Люба Соколова предложили своим студентам справиться с трудной задачей: по избранному художественному произведению, внимательно изучая его конструкцию и композицию, создать и анимированный ролик, и серию печатных плакатов. Как пишут сами руководители мастерской: «Мы поэтапно двигались через пространственные сетки, оси и векторы, завязанную на них типографику и активное включение современной визуальной среды». Именно в этой мастерской наиболее убедительно удалось показать методологическую и образную связь двух двадцатых десятилетий — прошлого и нынешнего века. А. Н. Лаврентьев, профессор МГХПА им. С. Г. Строганова, один из лучших знатоков европейского авангарда, так прокомментировал итоги работы: «Ясная методика — от структуры композиций 1920-х годов к схеме анимации. И у каждого плаката своя основа движений и сочетание ритмов и скоростей. Можно сказать, что все плакаты за счет анимации получили „прибавочный элемент“, как сказал бы Малевич». Действительно, проектный подход мастерской обладает огромным потенциалом — так можно визуально исследовать каждую из работ, представленных в музейной экспозиции.
Многим учащимся именно в школе удалось впервые поработать в плакате (в программах вузов на плакат отведен второй семестр третьего курса бакалавриата), и тем не менее, результаты превзошли все ожидания. В Мастерской плаката Юрий Сурков учил и видеть вещь, и думать над композицией, и уметь четко сформулировать проектную концепцию. У многих ребят получились настоящие исследовательские проекты, масштабные, с выходом на возможную реализацию.
Триптих «Двадцатые —двадцатым», Полина Овчинникова
Триптих «Двадцатые —двадцатым», Полина Овчинникова
Триптих «Двадцатые —двадцатым», Полина Овчинникова
Вот, что пишут слушатели мастерских о том, что и как было сделано.
Полина Овчинникова: «Триптих „Двадцатые —двадцатым“ основан на моем ощущении сегодняшнего времени и на связи его с предшествующими поколениями. Три основных цвета, которые доминируют в листах: красный, черный и белый. Красный цвет, самый активный, символизирует идеи и концепт, новое видение авангардистов, радикальность их взглядов. Черный передает гнетущее чувство неприятия новаций обществом, для которого авангард представляет собой чужеродный и враждебный элемент, опасность. Центр триптиха, самая его трагичная часть, попытка передать состояние безысходности каждого художника, чьи идеи были преданы забвению. А белый цвет, самый чистый из всех, — ожидание признания, открытый финал, бесконечность. Динамичная полоса, состоящая из множества градиентов — река времени, прошлое, будущее и настоящее. Все временные пласты на одной плоскости — метафора сегодняшнего века с его быстротечным и стремительным потоком информации».
Иногда эти размышления включались авторами плакатов непосредственно в сам композиционный строй работ. Так, Шынара Ныгметова, размышляя над творческим методом Павла Филонова, создала через анализ его художнических стратегий смелый и неделимый плакатный цикл — от букв к символам, от символов — к цифровом языку. А Татьяна Дунаева включила в плакат чистую аналитику полотна Роберта Фалька: "Крупные инициалы Фалька, вынесенные в верхний угол картины, отсылают к буквам РсФсР в верхнем левом углу федеративного флага. В итоговом плакате решено было добавить расшифровку — имя художника и небольшую его цитату. Типографика плаката построена на ручном леттеринге. Из множества написанных вариантов я выбрала"ручной леттеринг" в прямом его толковании — он писал пальцами руки, именно эта техника позволила добавить необходимой остроты и пульсации в типографику, созвучную самому полотну".
Плакат Татьяны Дунаевой
Плакат Шынары Ныгметовой
Не менее содержательный подход был и у Алексея Пушкарева: «Для меня эта эпоха прежде всего интересна кризисным периодом взаимодействия изображения и слова. Текст, слово и буква выходят на передний план, оставляя живописные излишества пылиться на полках. Слово становится фундаментом, основой для проектирования и манифестации жизненных ценностей. Я решил собрать жесткий модульный шрифт, отталкиваясь от основных принципов в форме, композиции и проектировании конструктивистов. За основной референс я взял эскиз декораций Любови Поповой к спектаклю „Великодушный Рогоносец“. Модульные конструкции дали основу сетке, по которой стройным ажурным железобетонным рядом выстроились буквы. Мне было интересно поработать со шрифтом как с жесткой структурой, рожденной временем. На основе шрифта я собрал монограммы художников, накладывая буквы друг на друга с отрицательным кернингом, серию плакатов, в которых наслоение букв разрывает решетку, дробит и создает резонанс и анимационный логотип Третьяковской галереи».
В работе мастерских приняло участие более пятидесяти человек. И на поверку оказалось, что стоит только начать, и каждое произведение может стать источником вдохновения для творческих экспериментов. А значит историю искусств в новом дизайнерском прочтении придется переписывать заново.
Елена Рымшина
Преподаватель курсов «История графического дизайна», «История иллюстрации», «История отечественной сценографии» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Куратор независимых выставок и проектов.
По приглашению преподавателя Алексея Пузанова в нижегородский кампус Школы дизайна НИУ ВШЭ приехал арт-директор и инициатор проекта «#АльтКиноПостер» Сергей Канатьев. Сергей провёл для студентов воркшоп, где рассказал о ключевых особенностях постера и кинопостера как средства визуальной коммуникации. Он поделился своими знаниями о создании новых смыслов и метафор, а также рассказал о важности леттеринга и типографики в дизайне.
Выставка Игоря Гуровича под названием «Русские визуальные хроники», которая открывается в Шанхае, обещает стать значимым событием в мире искусства. Выставка продлится до 20 января 2025 года и пройдёт в престижном выставочном центре Klein Blue Hills, расположенном в районе Пудун — одном из самых современных районов города.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.