«Баухаус / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым»: мастерские плаката

«Баухаус / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым»: мастерские плаката

Столетний юбилей двух легендарных проектных школ XX столетия — Баухаус и ВХУТЕМАС — дал еще один лишний повод поговорить об их художественных открытиях и стратегиях, влияниях на современность и взаимных пересечениях. Одним из крупнейших событий в связи с этим состоялось в Третьяковской галерее — программа «Баухаус / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым». О результатах работы мастерских, приуроченных к проекту, пишет Елена Рымшина.

Большие и красивые проекты делаются только крепкой командой. Это хорошо знают музейщики, которые, каждый раз организуя масштабные выставки, думают, как привлечь внимание большой аудитории к проекту, а еще лучше — и к непосредственному участию в происходящем в музейных залах. Такой формат прямого вовлечения студентов, художников и дизайнеров, педагогов и искусствоведов, профессионалов и молодежи в изучение той или иной темы истории русского и зарубежного искусства апробировала Государственная Третьяковская галерея совместно с Центром немецкой книги в Москве / Представительством Франкфуртской книжной ярмарки в России. Устраивались масштабные лекционные программы, сопровождаемые организацией проектных мастерских. Через книжный макет, плакат, каллиграфическую композицию, моушен предлагалось осмыслить материал, который интерпретирован в экспозиционной развеске самим музеем.

Невозможно было не откликнуться на столетние юбилеи двух ведущих проектных школ ХХ века — БАУХАУСа и ВХУТЕМАСа. Совместно с посольством государства Израиль в Москве, музеем и Центром немецкой книги была придумана Международная вечерняя школа «БАУХАУС / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым» (кураторы: Ольга Дич, Анастасия Милёхина, Дарья Пыркина, Екатерина Синицина и автор статьи). Предполагалось, что часть лекций и все проектные мастерские (скетчинга, плаката и цифрового плаката) будут проводиться непосредственно в залах постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу и работы учащихся в мастерских станут прямым откликом на все услышанное и увиденное, «просвещенными комментариями» (пользуясь выражением Анджея Вайды) к новациям в искусстве начала ХХ века. Было важно поэкспериментировать и понять, какие из художественных открытий, формальных экспериментов, содержательных поисков и жизнестроительных идей 1920-х годов все еще востребованы в наше время: становятся ли они стимулом для творческих инициатив современников, создающих актуальное искусство, искусство «визуального факта», дизайн сегодняшнего дня? Программа о двадцатых годах (и прошлого и настоящего века) была призвана помочь зрителям и слушателям лекций, участникам практических мастерских приблизить «ревущее» десятилетие, заново пережить безудержную смелость по воплощению в жизни и в искусстве самых дерзких авангардных практик, творчески переосмыслить многое из ранее наработанного с позиции сегодняшнего дня. Оказалось, что эту связь времен поддерживать жизненно необходимо и многое из наработанного столетие назад востребовано в настоящее время.

Онлайн-лекция в рамках проекта «Баухаус / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым»

Тем не менее жизнь внесла свои коррективы, и вся программа была перенесена в онлайн-формат. Участие в программе было бесплатным, и тысячи просмотров лекций на YouTube-каналах музея и Центра немецкой книги, аншлаг заявок в проектные мастерские говорят о необходимости организации таких школ, о неиссякаемом интересе к художественным рифмам двух веков. Хотелось подчеркнуть не обособленность, а во многом духовное единство, общность новаций российского и зарубежного искусства 20-х годов, открытые для творчества границы. Как было замечено Сергеем Фофановым в одной из лекций программы: «В России в 1920-е годы было организовано более 120 зарубежных художественных выставок». Вот в этой концепции общности идей, исследования взаимопересечений и взаимовлияний творческих методов и формировалась программа школы.

В качестве руководителей мастерских скетчинга, цифрового плаката и музейного выставочного плаката были приглашены ведущие художники и дизайнеры: Мерав Саломон (Merav Salomon), профессор Академии искусств и дизайна «Бецалель» (Израиль), Катя Сиверс и Люба Соколова (преподаватели кафедры «Коммуникативный дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова) и Юрий Сурков (Международная ассоциация AGI, 2000–2019). К участию в мастерских были привлечены студенты всех ведущих художественных вузов: Школа дизайна НИУ ВШЭ, МГХПА им. С.Г. Строганова, Школа дизайна РАНХиГС, Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского Политехнического университета, Институт бизнеса и дизайна. Предполагалось, что онлайн смогут подключиться к работе молодые дизайнеры из регионов, но заявок из региональных российских вузов было немного, хотя их очень ждали.

Тем не менее, удалось выдержать международный статус вечерней школы рабочей и учащейся молодежи — мастерские посещали на онлайн-платформах студенты и из России, и из-за рубежа. Отбор в мастерские проходил по присланным мотивационным письмам и портфолио, а итогом стало публичное обсуждение сделанных скетчинговых серий и плакатов — как цифровых, так и 2D. Учащиеся сами подготовили все презентации и комментировали свои работы, сумев за шесть занятий в проектных мастерских (включающих установочную лекцию и само обсуждение) сделать цифровые плакаты и статичные плакатные серии по мотивам произведений 20-х годов, хранящихся в Третьяковской галерее. Так как пойти позаниматься в экспозиции ХХ века из-за карантинных мер было невозможно, подспорьем послужили сами лекции, попечение педагогов и самостоятельное погружение в материал самих учащихся школы. В результате получились аналитические работы, серьезно и вдумчиво представляющие эпоху тотального авангарда.

Плакат Александры Ахмедовой
Плакат Александры Ахмедовой
Плакат Полины Зайцевой
Плакат Полины Зайцевой
Плакат Ульяны Буденной
Плакат Ульяны Буденной
Плакат Татьяны Макаровой
Плакат Татьяны Макаровой
Плакат Дарьи Лобынцевой
Плакат Дарьи Лобынцевой
Плакат Анастасии Барановой
Плакат Анастасии Барановой

В Мастерской скетчинга Мерав Саломон учила тот или иной художественный прием превращать в целую историю и последовательно рассказывать ее с помощью линии, контраста, ритма, цветового пятна. Размышляя над возможностями цифрового плаката, Катя Сиверс и Люба Соколова предложили своим студентам справиться с трудной задачей: по избранному художественному произведению, внимательно изучая его конструкцию и композицию, создать и анимированный ролик, и серию печатных плакатов. Как пишут сами руководители мастерской: «Мы поэтапно двигались через пространственные сетки, оси и векторы, завязанную на них типографику и активное включение современной визуальной среды». Именно в этой мастерской наиболее убедительно удалось показать методологическую и образную связь двух двадцатых десятилетий — прошлого и нынешнего века. А. Н. Лаврентьев, профессор МГХПА им. С. Г. Строганова, один из лучших знатоков европейского авангарда, так прокомментировал итоги работы: «Ясная методика — от структуры композиций 1920-х годов к схеме анимации. И у каждого плаката своя основа движений и сочетание ритмов и скоростей. Можно сказать, что все плакаты за счет анимации получили „прибавочный элемент“, как сказал бы Малевич». Действительно, проектный подход мастерской обладает огромным потенциалом — так можно визуально исследовать каждую из работ, представленных в музейной экспозиции.

Многим учащимся именно в школе удалось впервые поработать в плакате (в программах вузов на плакат отведен второй семестр третьего курса бакалавриата), и тем не менее, результаты превзошли все ожидания. В Мастерской плаката Юрий Сурков учил и видеть вещь, и думать над композицией, и уметь четко сформулировать проектную концепцию. У многих ребят получились настоящие исследовательские проекты, масштабные, с выходом на возможную реализацию.

Триптих «Двадцатые —двадцатым», Полина Овчинникова

Триптих «Двадцатые —двадцатым», Полина Овчинникова

Триптих «Двадцатые —двадцатым», Полина Овчинникова

Вот, что пишут слушатели мастерских о том, что и как было сделано.

Полина Овчинникова: «Триптих „Двадцатые —двадцатым“ основан на моем ощущении сегодняшнего времени и на связи его с предшествующими поколениями. Три основных цвета, которые доминируют в листах: красный, черный и белый. Красный цвет, самый активный, символизирует идеи и концепт, новое видение авангардистов, радикальность их взглядов. Черный передает гнетущее чувство неприятия новаций обществом, для которого авангард представляет собой чужеродный и враждебный элемент, опасность. Центр триптиха, самая его трагичная часть, попытка передать состояние безысходности каждого художника, чьи идеи были преданы забвению. А белый цвет, самый чистый из всех, — ожидание признания, открытый финал, бесконечность. Динамичная полоса, состоящая из множества градиентов — река времени, прошлое, будущее и настоящее. Все временные пласты на одной плоскости — метафора сегодняшнего века с его быстротечным и стремительным потоком информации».

Иногда эти размышления включались авторами плакатов непосредственно в сам композиционный строй работ. Так, Шынара Ныгметова, размышляя над творческим методом Павла Филонова, создала через анализ его художнических стратегий смелый и неделимый плакатный цикл — от букв к символам, от символов — к цифровом языку. А Татьяна Дунаева включила в плакат чистую аналитику полотна Роберта Фалька: "Крупные инициалы Фалька, вынесенные в верхний угол картины, отсылают к буквам РсФсР в верхнем левом углу федеративного флага. В итоговом плакате решено было добавить расшифровку — имя художника и небольшую его цитату. Типографика плаката построена на ручном леттеринге. Из множества написанных вариантов я выбрала"ручной леттеринг" в прямом его толковании — он писал пальцами руки, именно эта техника позволила добавить необходимой остроты и пульсации в типографику, созвучную самому полотну".

Плакат Татьяны Дунаевой

Плакат Шынары Ныгметовой

Не менее содержательный подход был и у Алексея Пушкарева: «Для меня эта эпоха прежде всего интересна кризисным периодом взаимодействия изображения и слова. Текст, слово и буква выходят на передний план, оставляя живописные излишества пылиться на полках. Слово становится фундаментом, основой для проектирования и манифестации жизненных ценностей. Я решил собрать жесткий модульный шрифт, отталкиваясь от основных принципов в форме, композиции и проектировании конструктивистов. За основной референс я взял эскиз декораций Любови Поповой к спектаклю „Великодушный Рогоносец“. Модульные конструкции дали основу сетке, по которой стройным ажурным железобетонным рядом выстроились буквы. Мне было интересно поработать со шрифтом как с жесткой структурой, рожденной временем. На основе шрифта я собрал монограммы художников, накладывая буквы друг на друга с отрицательным кернингом, серию плакатов, в которых наслоение букв разрывает решетку, дробит и создает резонанс и анимационный логотип Третьяковской галереи».

В работе мастерских приняло участие более пятидесяти человек. И на поверку оказалось, что стоит только начать, и каждое произведение может стать источником вдохновения для творческих экспериментов. А значит историю искусств в новом дизайнерском прочтении придется переписывать заново.

name

Елена Рымшина

Преподаватель курсов «История графического дизайна», «История иллюстрации», «История отечественной сценографии» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Куратор независимых выставок и проектов.

Подробнее

Читайте также

«Винни-Пух и все-все-все». Выставка плакатов выпускниц Школы дизайна

До 15 марта в Детско-юношеском отделе центральной городской молодёжной библиотеки им. М.А. Светлова пройдет выставка «Винни-Пух и все-все-все». Выпускницы программы дополнительного образования «Иллюстрация. Базовый курс» решили по-новому взглянуть на любимую с детства сказку А. А. Милна и нарисовали невероятно красочные плакаты.

Студенты Школы дизайна создали афиши для фестиваля «НЕФОРМАТ»

Всю первую половину апреля в театре «Современник» проходит фестиваль студенческих спектаклей «НЕФОРМАТ». Афиши для них подготовили студенты Школы дизайна.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.