Мила Ершова: «Любовь к буквам для книжного дизайнера необходима»

В средние века книги были не только источником знаний — они обладали самостоятельной эстетической ценностью. Как ни парадоксально, в нынешнем высокотехнологичном мире эта идея получила вторую жизнь, и именно она лежит в основе обучения дизайну книги в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Об этом и многом другом мы поговорили с Милой Ершовой — руководителем образовательного направления «Типографика и дизайн книги».

Руководитель направления «Типографика и дизайн книги» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, графический дизайнер, специалист по многостраничным изданиям, соорганизатор фестиваля книжного дизайна «Жар-книга».

Мила, первый вопрос — традиционный: расскажите о себе и своём пути в Школу дизайна.

Заканчивала я легендарный Московский полиграфический институт, легендарную кафедру ХТОПП (художественно-техническое оформление печатной продукции), училась у не менее легендарного Александра Борисовича Коноплёва, ведущего художника книги 1970-х — 1980-х. Потом много лет работала в дизайн-студиях, журналах и издательствах, а в какой-то момент неожиданно для себя вернулась в Полиграф преподавателем. И преподавала там до тех пор, пока Полиграф не был поглощен Московским Политехом. После чего мне позвонил руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков и пригласил в Школу дизайна.

Вы руководите направлением «Типографика и дизайн книги». А чем вообще занимается графический дизайнер в книгоиздании?

Это зависит от широты взглядов издателя. От формирования визуального стиля стиля целого издательского дома до каких-то частных, локальных задач по конкретным изданиям. А вообще дизайнер в современной книге — полноценный соавтор, а иногда, случается, даже и автор, как, к примеру, широко известный Кирилл Глущенко — он сам производит контент для собственных изданий. Есть такой неофициальный термин «книга дизайнера», которым мы пользуемся в своём кругу: от книги художника её отличает тиражность, это не единственный и неповторимый экземпляр, а всё же тиражный — пусть и малотиражный — продукт. Такому подходу мы и учим своих студентов.

Мы делаем не арт-объект, а продукт, который должен вести коммуникацию с потребителем так, чтобы эта коммуникация была максимально эффективной.

Мила Ершова

Когда мы говорим о дизайне книги, мы говорим о каких-то уникальных решениях — или, к примеру, о типовом, масс-маркетном оформлении книжных серий тоже?

Наша программа бакалавриата и магистратуры построена таким образом, что мы не касаемся решений масс-маркета и серийных обложек. Почему? Потому что, по-хорошему, дизайнер там особо не нужен: разрабатывается издательская серия, и дальше это уже зона ответственности верстальщика, арт-директора либо приглашённого специалиста по обложкам.

Мы учимся делать другую книгу — книгу, которая представляет из себя уникальное комплексное решение. Задачи из модуля в модуль формулируются по-разному; где-то важно проявить иерархию, где-то основным становится выразительность графического образа, но всегда мы говорим про книгу как про единый, целостный организм, где контент и формообразование неразрывно связаны. Это интеллектуальная, умная книга дизайнера, которая, скорее всего, не является массовым продуктом.

Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект Skafandr
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект Skafandr
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект Skafandr
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект Skafandr
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект Skafandr
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект Skafandr
Наталья Васильева, куратор Мила Ершова. Проект «Мандельштам. Большое путешествие в Армению»
Наталья Васильева, куратор Мила Ершова. Проект «Мандельштам. Большое путешествие в Армению»
Наталья Васильева, куратор Мила Ершова. Проект «Мандельштам. Большое путешествие в Армению»
Наталья Васильева, куратор Мила Ершова. Проект «Мандельштам. Большое путешествие в Армению»
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект «Одиссея «Вояджера»
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект «Одиссея «Вояджера»
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект «Одиссея «Вояджера»
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект «Одиссея «Вояджера»
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект «Одиссея «Вояджера»
Юлия Бойцова, куратор Мила Ершова. Проект «Одиссея «Вояджера»

Книжный дизайнер — универсальный человек с широким кругозором, достаточно легко осваивающий неизвестные для себя темы.

Мила Ершова

Какими профессиональными качествами и навыками должен обладать хороший книжный дизайнер? Должен ли он много читать? Насколько досконально необходимо изучить книгу, чтобы создать её интересный образ?

Книжный дизайнер — универсальный человек с широким кругозором, достаточно легко осваивающий неизвестные для себя темы. Если приходит заказ на макет, к примеру, издания про авиацию, то за несколько часов приходится стать специалистом по этой части! Я, конечно, сейчас сильно утрирую, но без погружения в контент, без его изучения, без понимания, о чём вообще это издание, приступать к макетированию, заниматься книжным дизайном бессмысленно. Иначе получится поверхностная работа, не попадающая в целевую аудиторию, с поверхностными графическими решениями.

Очень важно внимательно изучать структуру полученного материала, понимать его внутреннюю иерархию, вычленять задумки издателя и редактора, чтобы с помощью графических и типографических инструментов придумать и воплотить единственно возможную, уникальную и удобную форму, в которой яркость графического образа не подавляла бы функциональность контента. Ведь мы делаем не арт-объект, а продукт, который должен вести коммуникацию с потребителем так, чтобы эта коммуникация была максимально эффективной, а её интонация зачастую зависит от конечного потребителя, от функции самого издания.

Поэтому, конечно же, книжный дизайнер — человек эрудированный, умеющий ставить задачи и принимать решения. Он совмещает в себе функции и арт-директора, и технолога; он должен понимать, как продукт будет произведён, что, с точки зрения технологии, уместно или неприемлемо в конкретной книге. Можно ли как-то использовать особенности цветоделения и цветокоррекции для выявления графического образа? Стоит ли применять пантоны? Нужно ли выбирать ту или иную бумагу? Книжный дизайнер — это, в конце концов, человек, который представляет полный цикл прохождения издания — от рукописи до полиграфического производства.

Евгения Маркевич, куратор Мила Ершова. Проект «Хелла Йонгериус / Hella Jongerius»
Евгения Маркевич, куратор Мила Ершова. Проект «Хелла Йонгериус / Hella Jongerius»
Евгения Маркевич, куратор Мила Ершова. Проект «Хелла Йонгериус / Hella Jongerius»
Евгения Маркевич, куратор Мила Ершова. Проект «Хелла Йонгериус / Hella Jongerius»
Мария Иванова, куратор Мила Ершова. Проект «Несбывшаяся мечта: утопические проекты, которые так и не были реализованы»
Мария Иванова, куратор Мила Ершова. Проект «Несбывшаяся мечта: утопические проекты, которые так и не были реализованы»
Мария Иванова, куратор Мила Ершова. Проект «Несбывшаяся мечта: утопические проекты, которые так и не были реализованы»
Мария Иванова, куратор Мила Ершова. Проект «Несбывшаяся мечта: утопические проекты, которые так и не были реализованы»
Мария Иванова, куратор Мила Ершова. Проект «Несбывшаяся мечта: утопические проекты, которые так и не были реализованы»
Мария Иванова, куратор Мила Ершова. Проект «Несбывшаяся мечта: утопические проекты, которые так и не были реализованы»
Дарья Пядушкина, куратор Мила Ершова. Проект «Сахар»
Дарья Пядушкина, куратор Мила Ершова. Проект «Сахар»
Дарья Пядушкина, куратор Мила Ершова. Проект «Сахар»
Дарья Пядушкина, куратор Мила Ершова. Проект «Сахар»
Дарья Пядушкина, куратор Мила Ершова. Проект «Сахар»
Дарья Пядушкина, куратор Мила Ершова. Проект «Сахар»

Но всё же — насколько велика роль дизайнера книги? Насколько широки его полномочия?

Я часто говорю своим студентам, что иногда неплохо вторгаться даже в издательский процесс, если они видят явные нестыковки в рукописи. Если можно договориться на уровне формирования книги, то это хорошо. Но если мы сталкиваемся с ситуацией, когда ничего исправить уже нельзя, то, анализируя материал, можно принять решения по макетированию, которые нивелируют недостатки рукописи. Если она уже подписана в печать, это отличный вызов для дизайнера, которому теперь необходимо решить все проблемы в макете.

HSE Creative Open, V сезон Номинация «Дизайн книги»

23 ноября, награждение победителей в рамках выставки «Что такое дизайн?» в Новой Третьяковке

Встречают, говорят, по одёжке. Исходя из этой логики, самый важный элемент образа книги — это обложка?

Это не совсем так. Да, обложка важна, она — первый уровень коммуникации, благодаря которому мы либо берём книгу в руки, либо не берём, она нас либо привлекает, либо отталкивает — но мы с вами говорим про те издания, в которых обложка неотделима от общей логики и тела книги. Это не массовое издание, где за привлекательной витриной может скрываться безликое серийное оформление. Дизайнерская обложка может быть и совсем не яркой, и даже странной для массового восприятия. Она может, как в одном из каталогов, которые делал мой коллега по Школе Евгений Корнеев к выставке книжных дизайнеров, быть абсолютно белой — поскольку была рассчитана на целевую аудиторию, понимающую образ «книги-кирпича», белого чистого листа.

Честно признаюсь, делать хорошие обложки непросто, и в наших студенческих работах зачастую это слабое место. Хорошо организовать внутренний книжный организм ребята учатся достаточно быстро, а вот сделать знаковый, яркий образ, сделать говорящую, ёмкую, выразительную обложку — это для них куда сложнее.

Анастасия Гришнева (Гусева), куратор Мила Ершова. Проект «Кислые воды»
Анастасия Гришнева (Гусева), куратор Мила Ершова. Проект «Кислые воды»
Анастасия Гришнева (Гусева), куратор Мила Ершова. Проект «Кислые воды»
Анастасия Гришнева (Гусева), куратор Мила Ершова. Проект «Кислые воды»
Анна Собкина, куратор Мила Ершова. Проект «(М)ученик»
Анна Собкина, куратор Мила Ершова. Проект «(М)ученик»
Анна Собкина, куратор Мила Ершова. Проект «(М)ученик»
Анна Собкина, куратор Мила Ершова. Проект «(М)ученик»
Анна Радикорская, куратор Мила Ершова. Проект «Каталог работ Джима Голдберга»
Анна Радикорская, куратор Мила Ершова. Проект «Каталог работ Джима Голдберга»
Анна Радикорская, куратор Мила Ершова. Проект «Каталог работ Джима Голдберга»
Анна Радикорская, куратор Мила Ершова. Проект «Каталог работ Джима Голдберга»
Арина Суханова, куратор Мила Ершова. Проект «5 к 1: Пять эссе о Яне Каплицком»
Арина Суханова, куратор Мила Ершова. Проект «5 к 1: Пять эссе о Яне Каплицком»
Арина Суханова, куратор Мила Ершова. Проект «5 к 1: Пять эссе о Яне Каплицком»
Арина Суханова, куратор Мила Ершова. Проект «5 к 1: Пять эссе о Яне Каплицком»

Самое плохое, что может быть — это закостеневший дизайнер, единственный раз принявший для себя правильное решение и не следящий за тем, что происходит вокруг, не чувствующий изменений и в потребителе, и в скорости потребления контента, и в мироздании в целом.

Мила Ершова

А какова роль шрифта в книге?

Если говорить про наборные шрифты, то это наш основной инструментарий работы с типографикой. При помощи шрифта создаются и фактура, и ритм чтения, композиционно и пластически выражается иерархия материалов, так что осознанный выбор шрифта и умение им управлять — это главный навык книжного дизайнера. Сам облик современной книги очень часто создаётся при помощи леттеринга либо какой-то акциденции, созданной специально для этого издания. Поэтому очень важны чувство пластики шрифта, понимание того, как он работает в том или ином кегле, как влияет на соотношение длины строки и интерлиньяжа. Да и вообще любовь к буквам для книжного дизайнера необходима!

К чему должны быть готовы студенты, которые намереваются работать в области книжного дизайна? Какие их ждут сложности, неочевидные «подводные камни»?

Они должны быть готовы к тому, что им постоянно придётся учиться чему-то новому и менять свою точку зрения на то, что такое хороший дизайн, потому что ничто не стоит на месте. Самое плохое, что может быть — это закостеневший дизайнер, единственный раз принявший для себя правильное решение и не следящий за тем, что происходит вокруг, не чувствующий изменений и в потребителе, и в скорости потребления контента, и в мироздании в целом. Нужно быть пластичным, динамичным, любопытным, следить за тем, что делают другие — не чтобы срисовывать модные фишечки, а чтобы бесконечно анализировать. Почему появляется то или иное решение? Почему люди начинают думать так, а не иначе? Почему что-то, казавшееся нам комфортным, удачным и удобным решением, начинает выглядеть старомодным? Почему какой-то дизайн устаревает быстро, а другой спустя сто лет выглядит актуальным и современным? Необходимо умение видеть, чувствовать, формулировать, быть в тренде. Это вовсе не значит быть модненьким — это значит чувствовать, может быть, даже не до конца сформулированные потребности целевой аудитории и графически разговаривать с ней на актуальном языке.

Конкурс

HSE CREATIVE OPEN

Международный открытый онлайн‐конкурс, состоящий из нескольких сезонов с разным набором номинаций в области дизайна, моды и современного искусства.

Цель конкурса — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. В конкурсе могут участвовать начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения. Конкурс был запущен Школой дизайна НИУ ВШЭ в 2022 году.

О конкурсе

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.