По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Фотография — что это? Технология записи изображения на светочувствительном материале или матрице цифрового фотоаппарата — или один из видов изобразительного искусства, занимающий ключевое место в массовой культуре современности? О том, что это за медиум, как учат фотографии в Школе дизайна и почему возникли фотоконкурс и фотожурнал «Отпечаток», мы поговорили с Ксенией Плотниковой, Владимиром Левашовым и Евгенией Соломатиной.
Руководитель направления «Фотография» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, фотограф. Автор и ведущая образовательных программ по фотографии для подростков в ГЭС-2 и ММОМА.
Куратор направления «Фотография», лектор курса по истории фотографии в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Художественный и фотокритик, историк фотографии, куратор российских и международных выставок современного искусства, автор многочисленных публикаций по современному искусству и фотографии, член Московского союза художников.
Координатор направления «Фотография» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Курирует создание онлайн-журнала о фотографии «Отпечаток». Фотограф, работает с художественной проектной фотографией. Продюсер выставочных и публичных проектов студентов Школы дизайна.
Ксения Плотникова: Фотография — удивительный медиум. При всей его простоте, доступности и демократичности, это очень сложный инструмент, и он обещает нам гораздо больше, чем можно представить на первый взгляд. Истории фотографии в России свойственна разрозненность и на пути её было множество препятствий. У нас с коллегами была мечта — попробовать объединить разные институции и «настроить» язык фотографии. Когда я думаю про этот журнал, мне кажется, что сейчас очень важно писать о фотографии, находить общий словарь для людей, который занимаются ею, знакомить студентов с разными течениями и событиями, которые происходят вокруг. У меня есть желание как можно больше писать о русской фотографии — имена, темы, практики, техники. Все то, чем прямо сейчас занимаются современные фотографы. У нас в стране пока что нет такого ресурса, где всё это можно было бы узнавать. Мы хотим его создать.
Евгения Соломатина: Я бы хотела продолжить мысль Ксении. Есть стойкое убеждение в том, что снимок получается после того, как ты нажал на кнопку. Но на самом деле, от того момента, когда ты нажимаешь на кнопку, и до встречи со снимком где-то в пространстве, где люди могут с ним взаимодействовать, происходит большой путь. И эти пути могут быть очень разными. К сожалению, у нас мало об этом говорится, мало говорится о методах и о тех людях, которые пользуются разными методами. Мне кажется, что в России сложилось несколько школ, которые любят фотографию, говорят о ней и создают вокруг себя потоки людей, интересующихся этим. Но глобально люди пока не объединяются. В России проводится гораздо меньше фотографических конкурсов, чем в Европе и в США. И нам бы хотелось привлечь внимание, действительно объединить людей, которым фотография интересна.
Ксения Плотникова: Да, всё это мы планируем. Вот, например, на прошлой неделе у меня случилась большая радость — я договорилась об интервью с фотографом Александром Гронским. Он будет первым, с кем мы поговорим в рамках нашего журнала.
Владимир Левашов: Не знаю, насколько наш журнал будет похож на другие СМИ, но при этом ясно, что он так или иначе будет связан с практикой, существующей в учебном заведении, где мы имеем честь работать. И, в частности, с опцией делать конкурсы на ту или иную тему, объединяющие людей, заинтересованных в фотографии. И, как показывает история фотографии, это вполне рабочая схема, по которой возникают и далее существуют некоторые фотографические группировки.
Кроме того, фотография уже давно настолько базовая визуальная практика, что входит в состав практически любой социальной активности, тем более творческой. Связь фотографии со всеми формами дизайна — органическая, многофункциональная. Логично, что для Школы дизайна потенциал фотографии весьма немалый, в том числе в объединительном смысле.
Ксения Плотникова: На мой взгляд, сейчас в Школе сформировалась очень удачная программа. Одно из важных её преимуществ в том, что у нас объединены и концептуально художественный взгляд, и огромное количество прикладных навыков, которые получают студенты. И когда они заканчивают университет, они могут снимать на высоком уровне. Мы все больше стремимся к художественной проектной фотографии, к тому, чтобы заниматься искусством. На сегодняшний день рынок в России устроен таким образом, что заниматься искусством и зарабатывать довольно сложно. Поэтому мы учим студентов еще и множеству прикладных вещей.
Направление «Фотография» — это специализация, которую могут выбрать студенты-бакалавры после I курса на профилях «Брендинг в индустрии моды», «Медиа и дизайн» и «Дизайн и современное искусство». Кроме того, на программе дополнительного профессионального образования есть курс по фотографии — «Фотография как профессия».
В рамках обучения мы знакомимся с разными жанрами, форматами, в которых представлена фотография в современном мире. Мы говорим о пейзаже, портрете, предметной съемке, фэшн фотографии. Каждому из этих жанров посвящен модуль, в каждом модуле они делают проект, который выполнен в соответствующем жанре. Они тренируются и пополняют свое портфолио. При таком обучении они понимают, что им ближе из прикладных задач, с чем они справляются лучше, нравится ли им работать с человеком или с объектами. Одним словом, выбирают нишу, в которой собираются работать. Это хорошая возможность «прощупать» свое внутреннее устройство. Студенты пробуют себя в таких форматах: заказная съемка, фотокнига и выставочный формат.
Наши студенты каждый раз умудряются даже из довольно простых, технических, на первый взгляд, заданий сделать сложные концептуальные произведения, которые порой поражают наше воображение.
Четвертый год — дипломный, когда, уже пройдя всю эту длинную дорогу, студенты понимают, чем им интереснее всего заниматься, и посвящают себя одному большому проекту — воплощают его в виде выставочного макета или фотокниги.
Наши студенты каждый раз умудряются даже из довольно простых, технических, на первый взгляд, заданий сделать сложные концептуальные произведения, которые порой поражают наше воображение.
Ксения Плотникова: В данный момент это действительно стало актуально и популярно, в том числе потому, что даёт понять многие вещи про природу фотографии, её реальность, про то, как трёхмерный мир обращается в двухмерный. Студенты часто выбирают плёнку в качестве медиума для своих проектов. В прошлом модуле я приносила на пару II курса большеформатную камеру, в которую можно заправлять либо листовую пленку в формате 13×18, либо фотобумагу, и сразу проявлять ее. И это было, конечно, что-то невероятное, настоящая феерия. Все, кто заходил в студию, было впечатлены. Дело в том, что, когда смотришь на матовое стекло, ты как будто бы впервые видишь мир. Это сложно объяснить, но ощущения действительно незабываемые. Так что, да, запрос есть, и мы будем стараться развивать изучение аналоговых технологий.
Евгения Соломатина: Невозможно понять фотографию, если ты не попробовал прикоснуться к этому процессу. Каково это — сделать снимок, отвезти плёнку в лабораторию, либо проявить самостоятельно, узнать, какие камеры бывают, какие бывают плёнки. Это, конечно, очень важно и нужно. И по сей день вся мировая художественная фотография не отошла от своих первоначальных традиций. Это обязательно нужно рассказывать, этим нужно заниматься.
Если я беру какую-то случайную фотографию и вставляю ее в собственный проект, значит, она мне нужна. Бессмысленная, плохо сделанная, плохо напечатанная фотография в нужном месте и в нужное время способна обрести существенное, сложное содержание и сделаться прекрасной жемчужиной.
Ксения Плотникова: Мне кажется, что один из важных эпизодов — включенность студентов в современные процессы развития фотографии. Нам хочется давать больше голоса тем, кто еще звучит не так громко. Этому должен поспособствовать наш конкурс. Мы долго думали над темой, потому что нам совсем не хотелось ограничивать фотографов узкими рамками. Напротив, нам хочется понять, что прямо сейчас интересует и наших студентов, и внешних авторов. Через поданные на конкурс проекты посмотреть на срез тем и практик, которые сейчас занимают авторов, проанализировать это и понять. Это одна из важнейших задач для нас. Поэтому и была выбрана формулировка «Своя тема».
До запуска журнала «Отпечаток» проходит открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы. Лучшие проекты получат информационную поддержку, публикацию в журнале и физическое воплощение в виде архивной печати и багетного оформления одной работы с последующей реализацией в HSE ART AND DESIGN STORE.
Владимир Левашов: У меня, к примеру, в одной из групп была студентка, очень остроумно использовавшая потенциал пинхол-фотографии не просто из интереса к винтажным техникам, а в содержательной, образной перспективе. Проект назывался «Меня сфотографировал пакет молока» и основывался на такой персональной паранойе, страхе перед повсеместной слежкой. Она проделала отверстия в упаковке для различных напитков, и они как бы «сделали» ее фотографии в различных пространственных точках и временах суток. Так что в конкретных, очень разных техниках могут быть неожиданные подходы, разная психологическая стимуляция и техника для отражения некой концепции
Органика, которой мы все являемся, оказывается способной порождать удивительные цветы на пустом месте.
Евгения Соломатина: Фотография всегда говорит нам о времени, ступая на территорию прошлого и настоящего одновременно. В каждом изображении заключено гораздо больше, чем просто видимость. Зритель находит свои смыслы, соприкасаясь с ней. Поэтому такие оценочные характеристики как «плохая» или «хорошая» фотография вряд ли могут быть использованы.
Владимир Левашов: Известный теоретик Джон Бёрджер писал о том, что, поскольку фотография это прямая цитата из материала реальности (которая ещё не язык), то у неё по определению нет синтаксиса, нет смысла. Она как пустой сосуд — что ты в него загрузишь, тем он и будет наполнен. Но, с другой стороны, благодаря тому, что смысла нет, есть потенциал. И если я беру какую-то фотографию и вставляю ее в свой собственный контекст, она добавляет к своей базовой выразительности и уже мой, идущий от моего контекста, смысл. Бессмысленная, плохо сделанная, плохо напечатанная фотография в нужном месте и в нужное время способна обрести существенное, сложное содержание и сделаться прекрасной жемчужиной. То есть никакой тотальной негативности «плохой фотографии» нет, все очень контекстуально, подвижно и пластично.
Ксения Плотникова: Мне очень близка мысль о контекстуальности изображения. Для меня важен текст Ролана Барта Camera Lucida. В ней он рассматривает два парных понятия — studium и punctum. Studium обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию фотографии. Punctum же это то, что нас трогает, что нам важно, ценно. И в этом контексте нет плохих фотографий, есть фотографии studium и punctum, и у каждого конкретного зрителя они свои!
Еще я вспоминаю удивительно интересную работу двух авторов, Ларри Салтена и Майка Мэндела, которая называется «Доказательство» (Larry Sultan, Mike Mandel / Evidence). Это книга, которая состоит из фотоархивов сотен американских правительственных учреждений, учебных заведений, лабораторий и корпораций. Это абсолютно функциональные изображения, но расположенные в определенной последовательности, они просто вышибают у тебя землю из под ног. По отдельности эти фотографии могут ничего не значить, но их сумма вдруг дает огромное знание о том, что фотография бесконечно нас обманывает. Книга начинает расшатывать систему восприятия фотографии как документа. Вырвав изображение из контекста, мы считываем совершенно другие смыслы.
Ксения Плотникова: Я считаю — да, конечно, можно. Я бы назвала это «научить видеть». Но здесь, опять же, присутствует невероятная вариативность. Каждое дерево растет по-своему. Это очень важный и трепетный момент, когда ты вдруг осознаешь, что ты связал свою жизнь с чем-то: с фотографией, с музыкой, с живописью. Это можно назвать встречей, и эта встреча у каждого разная. У кого-то это встреча со своим «героем». Мой самый любимый американский фотограф Уокер Эванс понял, что он хочет фотографировать в тот момент, когда увидел фотографию «Слепая женщина» другого американского фотографа Пола Стрэнда в журнале, который издавал третий американский фотограф Альфред Стиглиц. Эванс выбежал из библиотеки с мыслью о том, что он отчаянно хочет заниматься фотографией. Наверное, каждый из наших читателей сможет вспомнить какой-то свой опыт, повлиявший на него и на выбор своего дела.
Если обращаться к абитуриентам: поглощайте информацию. Можно смотреть интервью с авторами, смотреть передачи и ролики в YouTube, канал The Metropolitan Museum of Art, МоМА, или Louisiana Channel. В интернете существует огромное количество невероятно качественной, высокого уровня информации о международной фотографии. Можно прочитать книгу Джеффа Дайера «Самое время», она дает интересный нелинейный взгляд на историю фотографии. Для начала хорошо познакомиться с этими текстами, и дальше идти вглубь.
Но мне кажется, что самое главное — просто не терять любопытства и поддерживать его в себе. Важно взращивать в себе постоянное неравнодушие и внимание к действительности. Это и есть, как мне кажется, самый прямой путь к тому, чтобы стать хорошим фотографом. Внимательно смотрите на жизнь. Нет никакого точного рецепта. Вы можете совершенно случайно столкнуться с какой-то фотографией или событием и встать на этот путь.
Евгения Соломатина: И все же я абсолютно уверена, что когда ты попадаешь в правильную среду, путь сокращается.
Ксения Плотникова: Да, это абсолютно верно. Если бы я изначально была в такой насыщенной среде, как та, которую мы сейчас пытаемся создавать для наших студентов, возможно, эта встреча произошла бы быстрее. Очень классно иметь наставников, которым интересно то, чем они занимаются.
Владимир Левашов: Программа нашего направления все время меняется, во многом из желания найти наиболее адекватную и эффективную форму поиска своего пути, чтобы там сочетались ремесленная и авторская составляющие, концептуальный подход.
На первый курс, в своем большинстве, приходят люди, которые пока еще умеют только нажимать на кнопочку в смартфоне. И программа организована так, чтобы поначалу, пока еще за пределами технических умений, они учились фотографически видеть и думать. А потом уже, получая технические навыки, связывать их со своим зрением и мышлением в профессионально обеспеченную авторскую манеру.
За четыре года обучения они делают 13 проектов. Уже через полтора месяца после поступления они должны выдать первый модульный проект. И каждый раз я задаюсь вопросом — ну вот как они будут его делать? Но они как-то берут и делают. Из этих впечатлений возникает какая-то удивительная вера в человеческий потенциал. Органика, которой мы все являемся, оказывается способной порождать удивительные цветы на пустом месте.
Может быть, такое случается потому, что в фотографической практике есть удивительная странность. В некоторых случаях у самых известных мастеров ранние фотографии, самая первая серия, оказывается самой лучшей, самой известной. В ней заключен самый сильный персональный импульс, какая-то особая, не повторяющаяся в такой мере потом подсознательная точность. Совершенно непонятно, как это получается.
Вот и всякий раз, когда смотришь на определенные студенческие проекты и понимаешь, что на момент создания их авторы были еще совсем детьми, совершенно очевидно, что эти проекты вполне могут быть полноценными работами на взрослой профессиональной сцене.
Демократизация, доступность, тесная связь науки и технологий — вот лишь несколько точек пересечения фотографии и дизайна, двух сфер, ставших возможным благодаря промышленной революции XIX столетия. Анастасия Пронина рассказывает об эволюции графического дизайна с точки зрения фотоискусства. Как художники формировали новые принципы визуальности, и как их концепции преломлялись при решении более прагматических задач дизайна.
В издании The Blueprint вышел арт-проект фотографа Дмитрия Булина «Нам всем это снится». Проект приурочен к столетию «Первого манифеста сюрреализма» французского поэта Андре Бретона, а в его съёмке были использованы предметы одежды, созданные студентами направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Анастасией Симеютиной, Иваном Кутузовым, Максимом Острейковским и Жасмин Ходжановой.
Профиль магистратуры
Фотография — форма визуальной коммуникации, которая, оставаясь технически доступной широкому кругу людей, требует мощного теоретического бэкграунда и постоянной практики. Специалисты в этой области определяют облик современной культуры, медиа, моды, рекламы. Студенты профиля «Фотография» получают уникальные для российского вуза знания в области взаимодействия фотографии с дизайном, видеоартом, инсталляцией. Школа дизайна предлагает обучение фотографии по двум образовательным траекториям — фэшн-фотография и арт-фотография.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.