Дети. Ножницы. Бумага. Бумажное творчество в литературе 1920-1930-х годов

Дети. Ножницы. Бумага. Бумажное творчество в литературе 1920-1930-х годов

Первые десятилетия после революции 1917 года в Советском Союзе детская литература переживала колоссальный расцвет. Над изданиями для подрастающего поколения трудились лучшие художники-авангардисты, оттачивая свои эксперименты в книжной графике. Педагогические инновации того времени, направленные на воспитание «нового человека», способствовали появлению совершенно уникальных детских книг и специальных приложений в журналах для развития и творчества. Об изданиях, которые и по сей день вызывают неподдельный интерес у исследователей, коллекционеров и кураторов, рассказывает Марина Сазоненко.

В первое десятилетие после Октябрьской революции перед властью стояла задача построить новое социалистическое общество. Для этого, в первую очередь, нужно было создать «нового человека». В том числе власть взялась за воспитание детей — не испорченных капиталистическим строем и не отягощенных патриархальными и религиозными традициями.

Эксперименты новой власти включали в себя различные методы, направленные на социализацию детей и внедрение новых ценностей в их сознание. К числу экспериментов относятся реформирование школы, создание новых форм воспитательных институтов и детских организаций (детские ясли и сады при заводах, школы, детские дома и колонии, дачи и клубы); разрушение патриархальной формы семьи, общества и прививание коллективного воспитания; создание новой литературы, песней, ритуалов и праздников; внедрение в сознание детей новых героев и персонажей (например, друзья народа и его враги).

Вера Ермолаева. «Маски 6 зверей», 1930
Вера Ермолаева. «Маски 6 зверей», 1930
Вера Ермолаева. «Маски 6 зверей», 1930
Вера Ермолаева. «Маски 6 зверей», 1930
Вера Ермолаева. «Шесть масок», 1930
Вера Ермолаева. «Шесть масок», 1930
Вера Ермолаева. «Шесть масок», 1930
Вера Ермолаева. «Шесть масок», 1930
Вера Ермолаева. «Шесть масок», 1930
Вера Ермолаева. «Шесть масок», 1930

Если патриархальное семейное право дореволюционной России защищало в первую очередь интересы родителей, то после революции законодательство стало защищать интересы ребенка. Пропало понятие «родительская власть», все дети признавались равными, а их воспитание становилось не частным делом, а обязанностью общества и государства.

«Забота о детях будет снята с родителей, а общество обеспечит ребенку все необходимое для того, чтобы он мог полно и всесторонне развиваться», — пишет Надежда Крупская, создатель системы советского народного образования [1].

Педагогика интенсивно развивалась в первые десятилетия после революции — в ней было много новаторства и экспериментов. Особое внимание уделялось детскому творчеству, психологии и игре. Для передачи новых идеалов был необходим современный идеологический механизм. Государство нашло поддержку в сфере детской литературы и особенно в периодических изданиях, рассчитанных на разные возрастные группы. В 1920-х годах начинает издаваться большое количество детских журналов: для школьников — «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Еж», а для детей помладше — «Сверчок», «Чиж» и «Мурзилка».

Журнал «Ёж», № 2, 1928

Журнал «Чиж», № 12, 1930

Журнал «Мурзилка», № 4, 1930

1920-е годы было периодом экспериментов, поисков новых стилей, художественных языков и средств выражения — они должны были отразить те глобальные изменения, которые происходили в жизни страны. Молодые и талантливые художники и писатели стремились создать новый тип детской литературы, отвечающий требованиям времени. Литература должна была воспитывать «нового человека», а также развивать воображение и мышление. Это также было периодом серьезного экономического кризиса в полиграфической сфере (нехватка бумаги, красок, оборудования и технологий), но мастерство молодых художников-авангардистов и вера нового правительства в важное значение литературы для детей давала поддержку для развития этого направления.

Яков Мексин, советский детский писатель, издатель и музейный работник, пишет: «...достижение, составляющее заслугу наших художников, мы видим в том, что они сумели примениться к тяжелым производственным условиям. Надо было изобрести особые художественные приемы, чтобы замаскировать плохие качества нашей бумаги, краски, печати. И тут наш иллюстратор в поисках максимальной красочной звучности создает декоративный стиль, который переносит в детскую книгу некоторые принципы японской гравюры и современного плаката. Можно спорить против иных книг В. Лебедева, В. Конашевича, К. Кузнецова, но нельзя не восхищаться виртуозностью, с какой они побеждают нашу полиграфическую отсталость» [2].

Оформлением детской книги занимались художники-авангардисты 1920-х — начала 1930-х годов. Это давало им возможность популяризировать свои художественные открытия. Первые попытки оформления изданий для детей в соответствии с современными тенденциями были осуществлены артелью художников «Сегодня». Артель организовали в 1918 году такие художники как В. Ермолаева, Н. Любавина, Н. Лапшин, Ю. Анненков и др. Организатором и идейным вдохновителем артели стала художница Вера Ермолаева — единомышленница и соратница Казимира Малевича.

Позже возникло издательство «Радуга», в котором впервые увидели свет самые известные книги Самуила Маршака и Владимира Лебедева. Среди них, «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «О глупых крысах», «Пудель», «Багаж», «Как сделать рубанок» и др. Наряду с ленинградским отделением Госиздата издательство «Радуга» стало творческим объединением, где сформировалась лебедевская школа, которая проложила традиции ленинградской книжной графики. Владимир Лебедев первым решил начинать книгу не с текста или отдельных рисунков, а с авторского макета, первым отказался от иллюзорного фона, выстроив композиции как коллаж на белом поле. И, возможно, он стал первым, кто не увидел противоречия между предметным и беспредметным, натурой и абстракцией, конструктивистским ритмом и интересом к детальной проработке фактур, часто даже близкой рекламной графике [4].

«Мороженое», С. Маршак, худ. В. Лебедев, 1925

«Чудо-дерево». К.Чуковский, худ. В. Конашевич, 1926

«Цирк». С. Маршак, худ. В. Лебедев, 1925

В 1920-е годы над детским образованием работали такие выдающиеся педагоги как С. Т. Шацкий и А. У. Зеленко, В. Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко, П. П. Блонский, Л. С. Выготский. Они заложили основу образовательной науки и развивали идеи сотрудничества, физического труда, детского самоуправления и самодеятельности, психологии игры и детского творчества.
Станислав Шацкий, советский педагог-экспериментатор, пишет:
«Интересно отметить ещё то, что у детей, особенно маленьких, элементы труда, игры и искусства так часто слиты между собой, что расчленить их бывает почти невозможно. Работа ребячья, если она живая; есть в то же время и игра: ребёнок играет в ту вещь, которую делает тут же, в процессе работы, но тут же присоединяет к ней ещё целый ряд мыслей и фантазии, — его работа служит известным символом, охватывающим целый ряд впечатлений, следовательно, здесь соединяются элементы искусства и умственной работы. Мы взрослые, лишены в большинстве случаев этой связности жизненных процессов, поэтому детская жизнь более соразмерна в частях своих, более полна, и нам нужно много поработать над собой, чтобы приблизиться к детям» [3].

В это время возникло новое направление издательской деятельности — книжка-самоделка. Это был период, когда в стране быстрыми темпами создавалась отечественная промышленность. Перед издателями ставились новые задачи: познакомить юных читателей с современной техникой и профессиями. Малышам не только рассказывали о производстве — им предлагалось самим конструировать заводы, электростанции, нефтяные вышки, дома, машины, предметы быта и игрушки из бумаги, пробки, спичечных коробков, дерева, металла и пр. Также в это время издаются многочисленные книги-вырезалки, раскраски, книги по разным техникам печати, книжки-загадки и книжки-головоломки.

«Строим из картона». А. Лаптев,1932
«Строим из картона». А. Лаптев,1932
«Строим из картона». А. Лаптев,1932
«Строим из картона». А. Лаптев,1932
Моссельпром. Приложение к журналу Мурзилка за 1926 год
Моссельпром. Приложение к журналу Мурзилка за 1926 год

Говоря о книгах-вырезалках, нельзя не упомянуть вновь имя Веры Ермолаевы. Вместе с Львом Юдиным, который также принадлежал к кругу соратников Казимира Малевича и много работал в сфере детской литературы, она в 1931 году разработала книги «Из бумаги без клея» и «Бумага и ножницы». Детям предлагалось вырезать и собирать фигурки персонажей новой эпохи: рабочих, крестьян, участников спортивных соревнований и демонстраций. Все фигурки были идеально сконструированы, легко вырезались и не требовали дополнительных материалов. В этих книгах художники проявили себя не только как иллюстраторы, но в большей степени как конструкторы или даже инженеры.

Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Бумага и ножницы», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Бумага и ножницы», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Бумага и ножницы», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Бумага и ножницы», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Бумага и ножницы», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Бумага и ножницы», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Бумага и ножницы», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Бумага и ножницы», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Из бумаги без клея», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Из бумаги без клея», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Из бумаги без клея», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Из бумаги без клея», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Из бумаги без клея», 1931
Лев Юдин, Вера Ермолаева. «Из бумаги без клея», 1931

В 1920-е годы Народный комиссариат просвещения организовал программно-методическую работу, и ее результатами стали программы и планы общеобразовательной школы, составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и дисциплинам). Эти нововведения можно обнаружить, например, в специальных приложениях к журналу «Мурзилка» — это были листы для вырезания с большим количеством фигур и элементов, объединенных одной темой, такие как: «Цирк», «Теневой театр», «В деревне», «На даче», «Деревенское стадо», «Кооператив», «Первомайская демонстрация» и др. Большой интерес в этом плане представляют собой календари — по ним можно было изучать месяца, дни недели, часы и минуты.

Первомайская демонстрация. Приложение к журналу Мурзилка за 1925 год
Первомайская демонстрация. Приложение к журналу Мурзилка за 1925 год
2. Мурзилкин кооператив. Приложение к журналу Мурзилка за 1925 год
2. Мурзилкин кооператив. Приложение к журналу Мурзилка за 1925 год
3. Календарь «Медвежата». Приложение к журналу Мурзилка за 1927 год
3. Календарь «Медвежата». Приложение к журналу Мурзилка за 1927 год

Идеологическая направленность детской литературы особенно ярко проявилась в настольных играх, которые выпускались приложениями к детским периодическим изданиям. Они были доступны для всех и поэтому стали так популярны. Большая часть игр имела идеологическую, антирелигиозную или индустриальную направленность. Это можно проследить по названиям: «Электрификация», «Путешествие на аэроплане по СССР», «Безбожные кегли», «Колхоз и единоличник», которые представляют собой либо подобие карточных игр, либо классические бродилки. Их цель — познакомить игроков с новой советской действительностью и новой терминологией.

Игра «Безбожные кегли». Журнал «Мурзилка», 1932
Игра «Безбожные кегли». Журнал «Мурзилка», 1932

Интерес к детским книгам, созданным художниками-авангардистами в 1920-1930-х годах, не угасает до сих пор. Нередко они становятся экспонатами выставок, посвященных различным аспектам культуры раннего советского периода. Большинство книжек-самоделок были представлены на выставке «Самозвери», проходившей еще в 2012–2013 годах в Музее петербургского авангарда. В 2020 году в галерее «На Шаболовке» прошла интерактивная выставка/лаборатория «Детский ВХУТЕМАС», в экспозиции которой история мастерских была представлена с позиции советского дизайна для детей 1920-х годов: керамика, текстиль, книги, кукольный театр и архитектурные проекты. Также в 2020 году состоялось открытие выставки «Гендер/ножницы/бумага» в музее «Войти и разрешить» на Фабрике творческих индустрий в Москве. На основе иллюстраций, игр и материала для творчества я попыталась продемонстрировать как менялись представления о гендерных ролях на протяжении всего советского периода (1920–1980 гг.). Выставочная программа включала в себя семейные мастер-классы, которые позволили посетителям погрузиться в мир советской вырезной игрушки. Это навело меня на мысль создания курса для детей по бумажному творчеству — в его основе лежит исторический материал, который я также выкладываю в виде готовых печатных макетов на канале «Дзен». Педагогические эксперименты периода 1920-1930 гг. были освещены на интерактивной выставке «Берите бумажки, столбики, деревяшки, складывайте, красьте, стройте!» (2023–2024, Образовательный центр ММОМА). Она включала в себя работы и объекты взаимодействия как ярких представителей авангарда, так и современных авторов.

Выставка «Гендер.ножницы.бумага». Автор: М. Сазоненко, 2020
Выставка «Гендер.ножницы.бумага». Автор: М. Сазоненко, 2020
Выставка «Гендер.ножницы.бумага». Автор: М. Сазоненко, 2020
Выставка «Гендер.ножницы.бумага». Автор: М. Сазоненко, 2020
Выставка «Гендер.ножницы.бумага». Автор: М. Сазоненко, 2020
Выставка «Гендер.ножницы.бумага». Автор: М. Сазоненко, 2020
Выставка «Берите бумажки, столбики, деревяшки, складывайте, красьте, стройте!», ММОМА, 2023-2024
Выставка «Берите бумажки, столбики, деревяшки, складывайте, красьте, стройте!», ММОМА, 2023-2024

Расцвет детской книги 1920—1930‑х годов был необычайно ярким, но все же недолгим. Ко второй половине 1930‑х началось давление со стороны государства на художников и писателей детской литературы. Однако авангардная детская книга осталась яркой вспышкой в истории графического искусства и образцом продуктивных творческих коллаборации писателя и художника с учетом педагогических открытий в области детской психологии, игры и творчества. А в последнее десятилетие раннесоветская детская книга нередко становится не только объектом исследований, коллекционирования, но и экспонатом выставочных экспозиций.

Список литературы

  1. Крупская Н. К. Женщина и воспитание детей // Избранные педагогические сочинения. М., 1957.
  2. Мексин 1928 — Мексин Я. Иллюстрация в советской детской книге // Книга детям. 1928. № 5–6.
  3. С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях: С автобиографией С. Т. Шацкого «Мой педагогический путь» и очерком С. А. Черепанова «От этапа к этапу» / С. А. Черепанов. — 2-е изд. — Москва: Работник просвещения, 1929.
  4. Надя Плунгян. Детское чтение: золотой век книжной иллюстрации
name

Марина Сазоненко

Педагог, выпускница Аспирантской Школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, руководитель выставочных проектов ЦТИ Фабрика.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.