По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Первые десятилетия после революции 1917 года в Советском Союзе детская литература переживала колоссальный расцвет. Над изданиями для подрастающего поколения трудились лучшие художники-авангардисты, оттачивая свои эксперименты в книжной графике. Педагогические инновации того времени, направленные на воспитание «нового человека», способствовали появлению совершенно уникальных детских книг и специальных приложений в журналах для развития и творчества. Об изданиях, которые и по сей день вызывают неподдельный интерес у исследователей, коллекционеров и кураторов, рассказывает Марина Сазоненко.
В первое десятилетие после Октябрьской революции перед властью стояла задача построить новое социалистическое общество. Для этого, в первую очередь, нужно было создать «нового человека». В том числе власть взялась за воспитание детей — не испорченных капиталистическим строем и не отягощенных патриархальными и религиозными традициями.
Эксперименты новой власти включали в себя различные методы, направленные на социализацию детей и внедрение новых ценностей в их сознание. К числу экспериментов относятся реформирование школы, создание новых форм воспитательных институтов и детских организаций (детские ясли и сады при заводах, школы, детские дома и колонии, дачи и клубы); разрушение патриархальной формы семьи, общества и прививание коллективного воспитания; создание новой литературы, песней, ритуалов и праздников; внедрение в сознание детей новых героев и персонажей (например, друзья народа и его враги).
Если патриархальное семейное право дореволюционной России защищало в первую очередь интересы родителей, то после революции законодательство стало защищать интересы ребенка. Пропало понятие «родительская власть», все дети признавались равными, а их воспитание становилось не частным делом, а обязанностью общества и государства.
«Забота о детях будет снята с родителей, а общество обеспечит ребенку все необходимое для того, чтобы он мог полно и всесторонне развиваться», — пишет Надежда Крупская, создатель системы советского народного образования [1].
Педагогика интенсивно развивалась в первые десятилетия после революции — в ней было много новаторства и экспериментов. Особое внимание уделялось детскому творчеству, психологии и игре. Для передачи новых идеалов был необходим современный идеологический механизм. Государство нашло поддержку в сфере детской литературы и особенно в периодических изданиях, рассчитанных на разные возрастные группы. В 1920-х годах начинает издаваться большое количество детских журналов: для школьников — «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Еж», а для детей помладше — «Сверчок», «Чиж» и «Мурзилка».
Журнал «Ёж», № 2, 1928
Журнал «Чиж», № 12, 1930
Журнал «Мурзилка», № 4, 1930
1920-е годы было периодом экспериментов, поисков новых стилей, художественных языков и средств выражения — они должны были отразить те глобальные изменения, которые происходили в жизни страны. Молодые и талантливые художники и писатели стремились создать новый тип детской литературы, отвечающий требованиям времени. Литература должна была воспитывать «нового человека», а также развивать воображение и мышление. Это также было периодом серьезного экономического кризиса в полиграфической сфере (нехватка бумаги, красок, оборудования и технологий), но мастерство молодых художников-авангардистов и вера нового правительства в важное значение литературы для детей давала поддержку для развития этого направления.
Яков Мексин, советский детский писатель, издатель и музейный работник, пишет: «...достижение, составляющее заслугу наших художников, мы видим в том, что они сумели примениться к тяжелым производственным условиям. Надо было изобрести особые художественные приемы, чтобы замаскировать плохие качества нашей бумаги, краски, печати. И тут наш иллюстратор в поисках максимальной красочной звучности создает декоративный стиль, который переносит в детскую книгу некоторые принципы японской гравюры и современного плаката. Можно спорить против иных книг В. Лебедева, В. Конашевича, К. Кузнецова, но нельзя не восхищаться виртуозностью, с какой они побеждают нашу полиграфическую отсталость» [2].
Оформлением детской книги занимались художники-авангардисты 1920-х — начала 1930-х годов. Это давало им возможность популяризировать свои художественные открытия. Первые попытки оформления изданий для детей в соответствии с современными тенденциями были осуществлены артелью художников «Сегодня». Артель организовали в 1918 году такие художники как В. Ермолаева, Н. Любавина, Н. Лапшин, Ю. Анненков и др. Организатором и идейным вдохновителем артели стала художница Вера Ермолаева — единомышленница и соратница Казимира Малевича.
Позже возникло издательство «Радуга», в котором впервые увидели свет самые известные книги Самуила Маршака и Владимира Лебедева. Среди них, «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «О глупых крысах», «Пудель», «Багаж», «Как сделать рубанок» и др. Наряду с ленинградским отделением Госиздата издательство «Радуга» стало творческим объединением, где сформировалась лебедевская школа, которая проложила традиции ленинградской книжной графики. Владимир Лебедев первым решил начинать книгу не с текста или отдельных рисунков, а с авторского макета, первым отказался от иллюзорного фона, выстроив композиции как коллаж на белом поле. И, возможно, он стал первым, кто не увидел противоречия между предметным и беспредметным, натурой и абстракцией, конструктивистским ритмом и интересом к детальной проработке фактур, часто даже близкой рекламной графике [4].
«Мороженое», С. Маршак, худ. В. Лебедев, 1925
«Чудо-дерево». К.Чуковский, худ. В. Конашевич, 1926
«Цирк». С. Маршак, худ. В. Лебедев, 1925
В 1920-е годы над детским образованием работали такие выдающиеся педагоги как С. Т. Шацкий и А. У. Зеленко, В. Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко, П. П. Блонский, Л. С. Выготский. Они заложили основу образовательной науки и развивали идеи сотрудничества, физического труда, детского самоуправления и самодеятельности, психологии игры и детского творчества.
Станислав Шацкий, советский педагог-экспериментатор, пишет:
«Интересно отметить ещё то, что у детей, особенно маленьких, элементы труда, игры и искусства так часто слиты между собой, что расчленить их бывает почти невозможно. Работа ребячья, если она живая; есть в то же время и игра: ребёнок играет в ту вещь, которую делает тут же, в процессе работы, но тут же присоединяет к ней ещё целый ряд мыслей и фантазии, — его работа служит известным символом, охватывающим целый ряд впечатлений, следовательно, здесь соединяются элементы искусства и умственной работы. Мы взрослые, лишены в большинстве случаев этой связности жизненных процессов, поэтому детская жизнь более соразмерна в частях своих, более полна, и нам нужно много поработать над собой, чтобы приблизиться к детям» [3].
В это время возникло новое направление издательской деятельности — книжка-самоделка. Это был период, когда в стране быстрыми темпами создавалась отечественная промышленность. Перед издателями ставились новые задачи: познакомить юных читателей с современной техникой и профессиями. Малышам не только рассказывали о производстве — им предлагалось самим конструировать заводы, электростанции, нефтяные вышки, дома, машины, предметы быта и игрушки из бумаги, пробки, спичечных коробков, дерева, металла и пр. Также в это время издаются многочисленные книги-вырезалки, раскраски, книги по разным техникам печати, книжки-загадки и книжки-головоломки.
Говоря о книгах-вырезалках, нельзя не упомянуть вновь имя Веры Ермолаевы. Вместе с Львом Юдиным, который также принадлежал к кругу соратников Казимира Малевича и много работал в сфере детской литературы, она в 1931 году разработала книги «Из бумаги без клея» и «Бумага и ножницы». Детям предлагалось вырезать и собирать фигурки персонажей новой эпохи: рабочих, крестьян, участников спортивных соревнований и демонстраций. Все фигурки были идеально сконструированы, легко вырезались и не требовали дополнительных материалов. В этих книгах художники проявили себя не только как иллюстраторы, но в большей степени как конструкторы или даже инженеры.
В 1920-е годы Народный комиссариат просвещения организовал программно-методическую работу, и ее результатами стали программы и планы общеобразовательной школы, составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и дисциплинам). Эти нововведения можно обнаружить, например, в специальных приложениях к журналу «Мурзилка» — это были листы для вырезания с большим количеством фигур и элементов, объединенных одной темой, такие как: «Цирк», «Теневой театр», «В деревне», «На даче», «Деревенское стадо», «Кооператив», «Первомайская демонстрация» и др. Большой интерес в этом плане представляют собой календари — по ним можно было изучать месяца, дни недели, часы и минуты.
Идеологическая направленность детской литературы особенно ярко проявилась в настольных играх, которые выпускались приложениями к детским периодическим изданиям. Они были доступны для всех и поэтому стали так популярны. Большая часть игр имела идеологическую, антирелигиозную или индустриальную направленность. Это можно проследить по названиям: «Электрификация», «Путешествие на аэроплане по СССР», «Безбожные кегли», «Колхоз и единоличник», которые представляют собой либо подобие карточных игр, либо классические бродилки. Их цель — познакомить игроков с новой советской действительностью и новой терминологией.
Интерес к детским книгам, созданным художниками-авангардистами в 1920-1930-х годах, не угасает до сих пор. Нередко они становятся экспонатами выставок, посвященных различным аспектам культуры раннего советского периода. Большинство книжек-самоделок были представлены на выставке «Самозвери», проходившей еще в 2012–2013 годах в Музее петербургского авангарда. В 2020 году в галерее «На Шаболовке» прошла интерактивная выставка/лаборатория «Детский ВХУТЕМАС», в экспозиции которой история мастерских была представлена с позиции советского дизайна для детей 1920-х годов: керамика, текстиль, книги, кукольный театр и архитектурные проекты. Также в 2020 году состоялось открытие выставки «Гендер/ножницы/бумага» в музее «Войти и разрешить» на Фабрике творческих индустрий в Москве. На основе иллюстраций, игр и материала для творчества я попыталась продемонстрировать как менялись представления о гендерных ролях на протяжении всего советского периода (1920–1980 гг.). Выставочная программа включала в себя семейные мастер-классы, которые позволили посетителям погрузиться в мир советской вырезной игрушки. Это навело меня на мысль создания курса для детей по бумажному творчеству — в его основе лежит исторический материал, который я также выкладываю в виде готовых печатных макетов на канале «Дзен». Педагогические эксперименты периода 1920-1930 гг. были освещены на интерактивной выставке «Берите бумажки, столбики, деревяшки, складывайте, красьте, стройте!» (2023–2024, Образовательный центр ММОМА). Она включала в себя работы и объекты взаимодействия как ярких представителей авангарда, так и современных авторов.
Расцвет детской книги 1920—1930‑х годов был необычайно ярким, но все же недолгим. Ко второй половине 1930‑х началось давление со стороны государства на художников и писателей детской литературы. Однако авангардная детская книга осталась яркой вспышкой в истории графического искусства и образцом продуктивных творческих коллаборации писателя и художника с учетом педагогических открытий в области детской психологии, игры и творчества. А в последнее десятилетие раннесоветская детская книга нередко становится не только объектом исследований, коллекционирования, но и экспонатом выставочных экспозиций.
Марина Сазоненко
Педагог, выпускница Аспирантской Школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, руководитель выставочных проектов ЦТИ Фабрика.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.