Вышел первый номер Журнала ВШЭ по искусству и дизайну

Вышел первый номер Журнала ВШЭ по искусству и дизайну

Школа дизайна НИУ ВШЭ представляет первый выпуск электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design.

Это исследовательский проект, площадка для дискуссий по актуальным проблемам искусства и дизайна, а также место репрезентации креативных дизайнерских практик. Создатели журнала поделились с нами своими мыслями о работе над ним.

Идея и принципы создания журнала

В нашем журнале важное место занимает исследование теории и практики дизайна, новые векторы развития, Practice as research. Мы хотим показать, что дизайнер — это не только практик, но и исследователь.

Ирина Сахно

Ирина Сахно

Академический руководитель магистерской программы «Практики современного искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Культуролог, искусствовед, доктор филологических наук.

Идея создания научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну родилась ровно год назад. Инициаторами стали руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков и заместитель декана Факультета креативных индустрий — Татьяна Ривчун.

Перед нами встала очень непростая задача: с одной стороны, представить журнал высокого академического уровня с классической научной рефлексивностью и сочетанием лучших традиций отечественных и зарубежных журналов, с другой — создать креативное и оригинальное издание, которое нарушит шаблоны традиционного содержания и построения материала (у нас нет рубрикаторов, а темы смешаны от древности к современности) и представит новую исследовательскую оптику. Мы стремились репрезентовать «нескучную классику», представляя на обсуждение оригинальные научные концепции, и в формате одного издания показать широкий спектр изменений и трансформаций в области современного искусства и дизайна, которые требуют нового инструментария анализа. С другой стороны, мы понимаем, что Школа дизайна — это молодая, креативная и развивающаяся структура. В нашем журнале важное место занимает исследование теории и практики дизайна, новые векторы развития, Practice as research. Мы хотим показать, что дизайнер — это не только практик, но и исследователь. Сегодня границы проектирования в дизайне меняются, в прошлом прикладная профессия расширяет свое пространство, апеллируя и к исследовательским практикам.

Самая сложная задача для любого научного журнала — это авторы, ведь качество журнала всегда зависит от высокого уровня научных публикаций. Казалось, что поставлена непосильная задача, потому что убедить профессионалов отдать статью для публикации в совершенно неизвестном и новом журнале — задача архисложная. И я очень благодарна всем моим замечательным коллегам-искусствоведам, которые нас поддержали, поверили в проект и доверили нам совершенно уникальные научные тексты. В публикациях приняли участие ведущие специалисты Государственного института искусствознания МК РФ, Института мировой литературы им. М. Горького, НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, преподаватели МГУ им. Ломоносова, Европейского университета Санкт-Петербурга, Российского государственного гуманитарного университетат, а также исследователи из музейных институций: Государственный музей Востока, Музей Москвы, Государственный Эрмитаж, Русский музей , Музей истории Армении, Музей Ивановского ситца и другие. Важным событием для нас стало предоставление материалов для научных исследований из частных коллекций (Михаил Алшибая) и семейных архивов Александра Родченко и Гюстава Клуциса.

Школа дизайна — подразделение НИУ ВШЭ, и научные проекты играют важную роль в повышении ее конкурентноспособности среди других вузов России. К тому же, НИУ ВШЭ участвует в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», в которой особое внимание уделяется развитию науки и технологий. Более пяти лет существует и Аспирантская школа НИУ ВШЭ по искусству и дизайну — в ней обучаются наши замечательные аспиранты, и мы давно мечтали о своем научном журнале, который со временем войдет не только в российскую систему цитирования РИНЦ / ВАК (К1-К2), в список НИУ ВШЭ, но и в Международные базы цитирования Web of Science или Scopus, и обретет признание в широком российском и международном научном сообществе.

Аби Варбург, гуру искусствознания, говорил: «Дьявол в деталях». Команда Школы дизайна создавала журнал с нуля. И возникало столько новых нюансов, что приходилось находиться в коммуникации друг с другом 24/7. Порой сущие мелочи останавливали работу, приходилось все скрупулезно перепроверять и воссоздавать. И я хотела бы выразить мою огромную профессиональную и человеческую признательность всем участникам этой истории — редколлегии журнала: Елене Великой, Полине Лукиной, Максиму Селезневу, Александру Бергеру, Светлане Поваровой, Ольге Дорощенковой, Дмитрию Бирюкову. Особая благодарность заведующей кафедрой истории искусства Школы дизайна Александре Першеевой, которая оказала неоценимую помощь в нашей работе.

Читайте в первом номере

Екатерина Лаврентьева

Статья: Александр Родченко, Густав Клуцис, Эль Лисицкий. Пространственный фотомонтаж как аналог современных медиа"

Дмитрий Козлов

Статья: «Новый» Лазаря Лисицкого. Попытка интерпретации

Цифровая и печатная версии журнала

Наш подход к научному журналу отличается от традиционного — все-таки мы дизайнеры, а потому из любого продукта, даже научного, мы стремимся сделать еще и нечто, обращенное не только к людям науки, но и всем любителям искусства вообще.

Арсений Мещеряков

Арсений Мещеряков

Руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер, создатель одного из первых в России дизайн-бюро Agey Tomesh, работы которого неоднократно отмечались наградами российских и международных конкурсов. С 2000 г. издатель журнала WAM, посвященного мировому искусству, тогда же основал издательство «Книги WAM».

В электронном виде вышел первый номер Журнала ВШЭ по искусству и дизайну. Это очень большой проект сам по себе, но еще это и старт проекта гораздо большего.

Наш подход к научному журналу отличается от традиционного — все-таки мы дизайнеры, а потому из любого продукта, даже научного, мы стремимся сделать еще и нечто, обращенное не только к людям науки, но и всем любителям искусства вообще. Именно поэтому у нашего научного журнала будет еще два вида: полноценное печатное издание самого высокого качества, продолжающее традиции российского книгоиздания по искусству, и инновационные электронные книги. Печатная версия журнала — дань традиции, это то, что мы знаем и умеем, чему мы учим наших студентов. Электронные же книги — это нечто новое, что мы только развиваем и готовимся предложить рынку. В этом смысле научный журнал — это лишь старт гораздо большего исследовательского проекта.

Мы планируем выпустить и презентовать печатное издание вместе с выходом второго номера электронной версии. Мы очень надеемся, что напечатанный журнал станет привлекательным продуктом и будет успешно распространяться по подписке.

Читайте в первом номере

Ирина Сахно

Статья: «Комсомолия» Телингатера / Безыменского — пропагандистский комикс или шедевр конструктивистской типографики?

Ксения Гусева

Статья: Рецепции авангарда в советском массовом текстиле 1930-х годов

Самый модный научный журнал

Научный журнал — это площадка для людей, которые исследуют одно поле, делают открытия и создают атмосферу, вдохновляющую других на то, чтобы узнавать новое и самим присоединяться к исследованиям.

Татьяна Ривчун

Татьяна Ривчун

Заместитель декана Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор Института Развития Креативных Индустрий НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ, доктор наук.

Журнал НИУ ВШЭ по искусству и дизайну задумывался нами как научный журнал, и задумывался давно. Сегодня Школа дизайна — самая крупная и сильная российская институция в области образования по дизайну и искусству. Образование же невозможно без науки — поэтому, кстати, 5 лет назад мы открыли Аспирантскую школу НИУ ВШЭ по искусству и дизайну, в которой наши молодые коллеги работают над исследовательскими и научными проектами. Результаты этих проектов появляются прежде всего в статьях и диссертациях аспирантов, которыми мы хотим делиться и гордиться. Научный журнал — это площадка для людей, которые исследуют одно поле, делают открытия и создают атмосферу, вдохновляющую других на то, чтобы узнавать новое и самим присоединяться к исследованиям.

В нашем журнале будут представлены последние исследования российских и зарубежных ученых в областях искусства и дизайна. При этом важно отметить, что мы не могли и не хотели идти обычным путем, а потому решили сделать печатный вариант журнала, в котором не только будут опубликованы сами исследования, но также и будут собраны иллюстрации, которые поспособствуют интересу широкого круга читателей к нашему изданию.

Так что поздравляю всех нас с выходом самого интересного и модного научного издания для людей, которым интересны искусство и дизайн!

Читайте в первом номере

Ольга Давыдова

Статья: Восточные грани модерна: от Японии до Туркестана

Полина Коротчикова

Статья: Искусство Ирана эпохи Каджаров: европейские влияния и «персидский стиль» на экспорт

Амбиции и вклад в науку

Надеюсь, мы будем держать высокий уровень публикаций, потому что проект очень амбициозный, команда единомышленников замечательная и, главное, у нас есть много идей и понимание, как их реализовать.

Елена Великая

Елена Великая

Профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ, руководитель направления подготовки по иностранным языкам для образовательных программ Школы дизайна, координатор курса английского языка МИЭФ.

Мне кажется, что в таком стремительно развивающемся подразделении, как Школа дизайна, должен быть свой научный журнал — у нас много замечательных авторов. К тому же, хотелось бы ознакомиться с работами дизайнеров, художников, архитекторов и искусствоведов из других вузов и организаций. Мы хотим, чтобы о нас узнали в стране и за рубежом.

Надеюсь, мы будем держать высокий уровень публикаций, потому что проект очень амбициозный, команда единомышленников замечательная и, главное, у нас есть много идей и понимание, как их реализовать.

Выражаю свое восхищение главным редактором журнала — Сахно Ириной Михайловной — которая ищет и находит талантливых авторов, работает с ними, организует подготовку номеров журнала.

Читайте в первом номере

Анна Топорова

Статья: «Книга о разнообразии мира» Марко Поло — средневековый травелог?

Евгения Шидловская

Статья: «Триумфы» Петрарки в итальянской книжной миниатюре Кватроченто: от триумфальной тематики древнего Рима к ренессансному синтезу

Журнал как просветительский проект

Журнал ВШЭ по искусству и дизайну — является частью большого гуманитарного проекта.

Александра Першеева

Александра Першеева

Академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, зав. кафедрой «История искусств», кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник.

История искусства в нашем университете развивается не только в академическом, но и в практико-ориентированном ключе. Так и научный Журнал НИУ ВШЭ по искусству и дизайну является частью большого гуманитарного проекта, в который входит также одноименное полиграфическое издание, на страницах которого красуются иллюстрации высочайшего качества, а также Gallllery.com — цифровая площадка, где произведения мирового искусства собираются в тематические коллекции и интерактивные таймлайны. Таким образом узкоспециальные академические статьи создают базу для развития крупного научно-просветительского проекта Школы дизайна.

Читайте в первом номере

Василий Кистяковский

Статья: EC Comics — издательство, которое чуть не покорило Америку

Юлия Лебедева

Статья: Второе измерение. Собрание знаменитого кардиохирурга Михаила Алшибая

Читайте также

Открытие выставки «Безударные гласные» в галерее ARBUZZ

6 июня cтудентка III курса программы «Дизайн и современное искусство» Карина Батраченко открывает выставку «Безударные гласные» в галерее ARBUZZ. В основе выставки — исследование пустоты и её трансформаций в пространстве дома. 

Выставка «Are you ready for the future? Из коллекции Пьера-Кристиана Броше»

HSE ART GALLERY в партнёрстве с платформой Gallllery представляет кураторский проект «Are you ready for the future? Из коллекции Пьера-Кристиана Броше». Выставка показывает не столько часть его собрания, сколько размышление об институциональной природе коллекционирования. Экспозиция проекта построена вокруг 6 тематических зон, отражающих личные интересы Пьера-Кристиана Броше: «Начало», «Палеоантропология», «Диалог», «Мифологии», «Она», «Позиция». В каждом разделе соседствуют два типа предметов из его коллекции — археологические или этнографические объекты и произведения современных художников: от признанных мастеров до молодых авторов, включая студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ. 

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».

Как поступить

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.