Вышел первый номер Журнала ВШЭ по искусству и дизайну

Вышел первый номер Журнала ВШЭ по искусству и дизайну

Школа дизайна НИУ ВШЭ представляет первый выпуск электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design.

Это исследовательский проект, площадка для дискуссий по актуальным проблемам искусства и дизайна, а также место репрезентации креативных дизайнерских практик. Создатели журнала поделились с нами своими мыслями о работе над ним.

Идея и принципы создания журнала

В нашем журнале важное место занимает исследование теории и практики дизайна, новые векторы развития, Practice as research. Мы хотим показать, что дизайнер — это не только практик, но и исследователь.

name

Ирина Сахно

Академический руководитель магистерской программы «Практики современного искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Культуролог, искусствовед, доктор филологических наук.

Идея создания научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну родилась ровно год назад. Инициаторами стали руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков и заместитель декана Факультета креативных индустрий — Татьяна Ривчун.

Перед нами встала очень непростая задача: с одной стороны, представить журнал высокого академического уровня с классической научной рефлексивностью и сочетанием лучших традиций отечественных и зарубежных журналов, с другой — создать креативное и оригинальное издание, которое нарушит шаблоны традиционного содержания и построения материала (у нас нет рубрикаторов, а темы смешаны от древности к современности) и представит новую исследовательскую оптику. Мы стремились репрезентовать «нескучную классику», представляя на обсуждение оригинальные научные концепции, и в формате одного издания показать широкий спектр изменений и трансформаций в области современного искусства и дизайна, которые требуют нового инструментария анализа. С другой стороны, мы понимаем, что Школа дизайна — это молодая, креативная и развивающаяся структура. В нашем журнале важное место занимает исследование теории и практики дизайна, новые векторы развития, Practice as research. Мы хотим показать, что дизайнер — это не только практик, но и исследователь. Сегодня границы проектирования в дизайне меняются, в прошлом прикладная профессия расширяет свое пространство, апеллируя и к исследовательским практикам.

Самая сложная задача для любого научного журнала — это авторы, ведь качество журнала всегда зависит от высокого уровня научных публикаций. Казалось, что поставлена непосильная задача, потому что убедить профессионалов отдать статью для публикации в совершенно неизвестном и новом журнале — задача архисложная. И я очень благодарна всем моим замечательным коллегам-искусствоведам, которые нас поддержали, поверили в проект и доверили нам совершенно уникальные научные тексты. В публикациях приняли участие ведущие специалисты Государственного института искусствознания МК РФ, Института мировой литературы им. М. Горького, НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, преподаватели МГУ им. Ломоносова, Европейского университета Санкт-Петербурга, Российского государственного гуманитарного университетат, а также исследователи из музейных институций: Государственный музей Востока, Музей Москвы, Государственный Эрмитаж, Русский музей , Музей истории Армении, Музей Ивановского ситца и другие. Важным событием для нас стало предоставление материалов для научных исследований из частных коллекций (Михаил Алшибая) и семейных архивов Александра Родченко и Гюстава Клуциса.

Школа дизайна — подразделение НИУ ВШЭ, и научные проекты играют важную роль в повышении ее конкурентноспособности среди других вузов России. К тому же, НИУ ВШЭ участвует в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», в которой особое внимание уделяется развитию науки и технологий. Более пяти лет существует и Аспирантская школа НИУ ВШЭ по искусству и дизайну — в ней обучаются наши замечательные аспиранты, и мы давно мечтали о своем научном журнале, который со временем войдет не только в российскую систему цитирования РИНЦ / ВАК (К1-К2), в список НИУ ВШЭ, но и в Международные базы цитирования Web of Science или Scopus, и обретет признание в широком российском и международном научном сообществе.

Аби Варбург, гуру искусствознания, говорил: «Дьявол в деталях». Команда Школы дизайна создавала журнал с нуля. И возникало столько новых нюансов, что приходилось находиться в коммуникации друг с другом 24/7. Порой сущие мелочи останавливали работу, приходилось все скрупулезно перепроверять и воссоздавать. И я хотела бы выразить мою огромную профессиональную и человеческую признательность всем участникам этой истории — редколлегии журнала: Елене Великой, Полине Лукиной, Максиму Селезневу, Александру Бергеру, Светлане Поваровой, Ольге Дорощенковой, Дмитрию Бирюкову. Особая благодарность заведующей кафедрой истории искусства Школы дизайна Александре Першеевой, которая оказала неоценимую помощь в нашей работе.

Читайте в первом номере

Екатерина Лаврентьева

Статья: Александр Родченко, Густав Клуцис, Эль Лисицкий. Пространственный фотомонтаж как аналог современных медиа"

Дмитрий Козлов

Статья: «Новый» Лазаря Лисицкого. Попытка интерпретации

Цифровая и печатная версии журнала

Наш подход к научному журналу отличается от традиционного — все-таки мы дизайнеры, а потому из любого продукта, даже научного, мы стремимся сделать еще и нечто, обращенное не только к людям науки, но и всем любителям искусства вообще.

name

Арсений Мещеряков

Руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер, создатель одного из первых в России дизайн-бюро Agey Tomesh, работы которого неоднократно отмечались наградами российских и международных конкурсов. С 2000 г. издатель журнала WAM, посвященного мировому искусству, тогда же основал издательство «Книги WAM».

В электронном виде вышел первый номер Журнала ВШЭ по искусству и дизайну. Это очень большой проект сам по себе, но еще это и старт проекта гораздо большего.

Наш подход к научному журналу отличается от традиционного — все-таки мы дизайнеры, а потому из любого продукта, даже научного, мы стремимся сделать еще и нечто, обращенное не только к людям науки, но и всем любителям искусства вообще. Именно поэтому у нашего научного журнала будет еще два вида: полноценное печатное издание самого высокого качества, продолжающее традиции российского книгоиздания по искусству, и инновационные электронные книги. Печатная версия журнала — дань традиции, это то, что мы знаем и умеем, чему мы учим наших студентов. Электронные же книги — это нечто новое, что мы только развиваем и готовимся предложить рынку. В этом смысле научный журнал — это лишь старт гораздо большего исследовательского проекта.

Мы планируем выпустить и презентовать печатное издание вместе с выходом второго номера электронной версии. Мы очень надеемся, что напечатанный журнал станет привлекательным продуктом и будет успешно распространяться по подписке.

Читайте в первом номере

Ирина Сахно

Статья: «Комсомолия» Телингатера / Безыменского — пропагандистский комикс или шедевр конструктивистской типографики?

Ксения Гусева

Статья: Рецепции авангарда в советском массовом текстиле 1930-х годов

Самый модный научный журнал

Научный журнал — это площадка для людей, которые исследуют одно поле, делают открытия и создают атмосферу, вдохновляющую других на то, чтобы узнавать новое и самим присоединяться к исследованиям.

name

Татьяна Ривчун

Заместитель декана Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор Института Развития Креативных Индустрий НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ, доктор наук.

Журнал НИУ ВШЭ по искусству и дизайну задумывался нами как научный журнал, и задумывался давно. Сегодня Школа дизайна — самая крупная и сильная российская институция в области образования по дизайну и искусству. Образование же невозможно без науки — поэтому, кстати, 5 лет назад мы открыли Аспирантскую школу НИУ ВШЭ по искусству и дизайну, в которой наши молодые коллеги работают над исследовательскими и научными проектами. Результаты этих проектов появляются прежде всего в статьях и диссертациях аспирантов, которыми мы хотим делиться и гордиться. Научный журнал — это площадка для людей, которые исследуют одно поле, делают открытия и создают атмосферу, вдохновляющую других на то, чтобы узнавать новое и самим присоединяться к исследованиям.

В нашем журнале будут представлены последние исследования российских и зарубежных ученых в областях искусства и дизайна. При этом важно отметить, что мы не могли и не хотели идти обычным путем, а потому решили сделать печатный вариант журнала, в котором не только будут опубликованы сами исследования, но также и будут собраны иллюстрации, которые поспособствуют интересу широкого круга читателей к нашему изданию.

Так что поздравляю всех нас с выходом самого интересного и модного научного издания для людей, которым интересны искусство и дизайн!

Читайте в первом номере

Ольга Давыдова

Статья: Восточные грани модерна: от Японии до Туркестана

Полина Коротчикова

Статья: Искусство Ирана эпохи Каджаров: европейские влияния и «персидский стиль» на экспорт

Амбиции и вклад в науку

Надеюсь, мы будем держать высокий уровень публикаций, потому что проект очень амбициозный, команда единомышленников замечательная и, главное, у нас есть много идей и понимание, как их реализовать.

name

Елена Великая

Профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ, руководитель направления подготовки по иностранным языкам для образовательных программ Школы дизайна, координатор курса английского языка МИЭФ.

Мне кажется, что в таком стремительно развивающемся подразделении, как Школа дизайна, должен быть свой научный журнал — у нас много замечательных авторов. К тому же, хотелось бы ознакомиться с работами дизайнеров, художников, архитекторов и искусствоведов из других вузов и организаций. Мы хотим, чтобы о нас узнали в стране и за рубежом.

Надеюсь, мы будем держать высокий уровень публикаций, потому что проект очень амбициозный, команда единомышленников замечательная и, главное, у нас есть много идей и понимание, как их реализовать.

Выражаю свое восхищение главным редактором журнала — Сахно Ириной Михайловной — которая ищет и находит талантливых авторов, работает с ними, организует подготовку номеров журнала.

Читайте в первом номере

Анна Топорова

Статья: «Книга о разнообразии мира» Марко Поло — средневековый травелог?

Евгения Шидловская

Статья: «Триумфы» Петрарки в итальянской книжной миниатюре Кватроченто: от триумфальной тематики древнего Рима к ренессансному синтезу

Журнал как просветительский проект

Журнал ВШЭ по искусству и дизайну — является частью большого гуманитарного проекта.

name

Александра Першеева

Академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, зав. кафедрой «История искусств», кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник.

История искусства в нашем университете развивается не только в академическом, но и в практико-ориентированном ключе. Так и научный Журнал НИУ ВШЭ по искусству и дизайну является частью большого гуманитарного проекта, в который входит также одноименное полиграфическое издание, на страницах которого красуются иллюстрации высочайшего качества, а также Gallllery.com — цифровая площадка, где произведения мирового искусства собираются в тематические коллекции и интерактивные таймлайны. Таким образом узкоспециальные академические статьи создают базу для развития крупного научно-просветительского проекта Школы дизайна.

Читайте в первом номере

Василий Кистяковский

Статья: EC Comics — издательство, которое чуть не покорило Америку

Юлия Лебедева

Статья: Второе измерение. Собрание знаменитого кардиохирурга Михаила Алшибая

Читайте также

Open call стипендиального проекта «Космос до востребования» от ТСХР

До 25 января 2024 продолжится приём заявок для участия в стипендиальной программе «Творческого союза художников России», направленной на поддержку молодых художников из регионов России. Куратор проекта — художница, куратор и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Диана Мачулина.

Искусство и устойчивость. Современное искусство и экологический нарратив

Способно ли искусство не только визуализировать «эпоху антропоцена», но и включаться в процессы социальных изменений? Какие подходы выбирают художники, чтобы содействовать устойчивому развитию в новом контексте отношений между обществом и окружающей средой? Яна Малиновская рассказывает о самых ярких стратегиях работы с экологическим нарративом в современном искусстве на примерах проектов Ай Вэйвэя, Recycle Group, Олафура Элиассона и других авторов.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.