По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Работа с автомобилем для разных форматов презентации имеет свои особенности, и все они довольно интересны, потому что цели появления автомобилей на экране в клипах, рекламе и кино немного разнятся. О разнообразных случаях использования отрендеренных машин рассказывает Надежда Маркалова.
Автомобиль должен быть представлен идеально, как и мир, в котором он показан. В идеальном мире нет дождя, нет плохой погоды, неровной дороги, лишних фонарных столбов и так далее. А автомобиль должен выглядеть ровно и все блики должны лежать правильно. В этих роликах зачищаются все отражения, чистят дорогу от грязи и некрасивостей, убирают все ненужные детали из фона. Иногда фон заменяют полностью.
Дело в том, что рекламная кампания всегда планируется заранее. Поэтому съемка для зимнего ролика может проходить летом и наоборот. Это значит, что в финальном продукте машину нужно будет полностью «пересветить» и заменить весь фон. Что значит «пересветить»? Еужно взять ее 3D модель, осветить, отрендерить только свет и наложить его на отснятую машину. Для этого часто нужна CAD-модель автомобиля от производителя. К сожалению, иногда нет возможности получить ее, и тогда можно приходится брать иную модель, но тогда возникает вероятность появления неточных бликов.
Например, ролик Kia Sportage снимался осенью, хотя действие по сюжету происходит зимой. Съемку проводили в Турции, а по сценарию вокруг авто должны быть горы. SFX артисты сделали на локации небольшое поле из искусственного снега, чтобы можно было отснять взаимодействие машины со стихией, а остальное создали в 3D.
Автомобиль — это практически зеркало, которое отражает все вокруг. В этом ролике совсем другой пейзаж. Нужно было перенести машину в другую среду, которую бы авто отразило. И здесь машина практически вся компьютерная, хотя эти кадры и были отсняты. И снега мы тоже добавили, реальная съемочная машина не разбрасывала снег так красиво, как компьютерная. Но съемка, за которой, казалось бы, можно было и не ездить совсем, облегчила утверждение ролика у клиента. Потому что клиент знал, что эти кадры были отсняты, он не привязывался к каждому пикселю, как случилось бы, если бы он знал, что машина компьютерная. Он расслабился и просто принял работу.
Как происходит работа над рекламным клипом? Клиент размещает заказ в рекламном агентстве. Агентство придумывает весь креатив, выбирает производственную студию, нанимает режиссера, который и снимает ролик. В Америке в случае с рекламой VFX-студию нанимает само агентство. И оно управляет всем креативом. Чаще всего даже режиссера отпускают сразу после окончания съемки, а заканчивают ролик сами.
Мы пытались сделать его в 3D. Но он почему-то не получался убедительным. Поэтому мы просто нашли футаж такого флюгера на Shutterstock, купили и вставили в наш компьютерный ролик. И он там встал, будто для него и снимался. Этот кадр еще и «отзеркален». Поэтому мы меняли номера, а вот людей пересаживать уже не стали. Так и осталась машина праворукой.
Бывает, что съемку ведут только для референса, а потом полностью восстанавливают отснятое в 3D. И в рекламе все «вылизывают» до мелочей. Останавливаются на каждом кадре и показывают: «тут крошку с асфальта убрать», «здесь одна фара темнее, а другая — светлее, нужно поправить», «а здесь не видно логотипа». И так каждый кадр!.
Если асфальт мокрый, его скорее всего нужно будет сделать сухим, потому что в идеальном рекламном мире нет случайных дождей. Иногда на стене нужно заменить граффити или нарисовать новое. И часто не менее подробно работают с интерьерами авто. Бывает, ролик снимается сразу на несколько стран, а в других странах у одних и тех же автомобилей разные музыкальные панели, элементы экстерьера. Никто не снимает в одном ролике все модели машин: снимается одна машина, а дальше на постпродакшене мы просто меняем нужные элементы под каждую страну.
Например, съемка проводилась в Лиссабоне. Проблематично привезти туда машину из Москвы. Поэтому снимается модель, которая есть в Португалии, и уже на постпродакшне производится модификация элементов дизайна машины для разных рынков. Или, допустим, у автомобиля обновилась какая-то деталь, производитель провел фейс-лифтинг и теперь у машины другой бампер с фарами. В этом случае «фасад» машины просто заменят на новый. Получается тот же ролик, тот же автомобиль, но уже немного другой, обновленный.
И таких мелких вещей полно. Например, в ролике Kia Rio, который снимал режиссер Стюарт Хеллер, мы показывали процесс создания машины: сначала ее рисуют в VR, потом лепят в глине и потом она появляется уже готовая. Естественно, когда в кадре машина облеплена глиной — это CG. Ведь в процессе настоящую машину можно поцарапать и испортить. Поэтому на площадке снимали машину, накрытую хромакейной тканью. С нее мы получили тени, оставили оригинальные колеса, а вот все глиняные элементы созданы в 3D. Дальше глина рассыпается и перед нами появляется автомобиль.
Естественно, иногда не обходится без накладок или сюрпризов. Например, для создания ролика, который снимали в Лиссабоне, взяли актера огромного роста. Он был красивый, но реально двухметровый. Ему в салоне было банально тесно. Авторм графики пришлось укоротить ему колено, чтобы зрителю машина не казалась маленькой и тесной.
А еще бывают ситуации, когда готовить рекламу начинают еще до того момента, когда доступны действующие модели нового образца. Или, когда действующие модели есть только в Германии, а съемку нужно делать в Кейптауне. Поэтому проводят съемку с очень похожим автомобилем, а потом его заменяют.
Как много времени занимает создание 3D автомобиля? Идеальная ситуация — когда клиент предоставляет CAD-модель автомобиля, что происходит далеко не всегда, потому что такая модель защищена правами и является документом производителя, по которому авто можно повторить. С этой моделью приходится поработать, чтобы «облегчить» ее, сократив количество полигонов и убрав лишние внутренние детали. Этот процесс называется ретопология. В результате получается идеально правильная машина, которая правильно покажет все отражения. Можно сделать модель машины по фотографии, но если эта машина еще не вышла, без CAD-модели повторить ее практически невозможно. А если она уже существует, для замены отдельных деталей модель машины можно купить на стоке у энтузиаста. Этого бывает достаточно.
Что важно во время съемки? Критически важно иметь на площадке VFX-супервайзера, который соберет все нужные данные: карты окружения, данные по освещению и другие вещи. Еще до начала съемки необходимо иметь аниматик, который помогает выстроить свет и не упустить что-то важное.
Есть и очень интересные творческие задачи. Например, ролик Neste. Это реклама финского масла, которую снимали в Карелии. Сценарий основан на эпосе Калевала, только его историю упростили и переработали под рекламу. Идея: автомобиль противостоит стихиям. Здесь эти стихии представили в виде хищных животных. Так волк олицетворяет снег, а медведь — это стихия дождя. Машина едет в сложных погодных условиях, и ее мотор работает на масле Neste.
Для ролика были специально сделаны иллюстрации в стиле книжной графики. И с визуализацией зверей пришлось повозиться, чтобы было понятно и то, какую стихию представляет то или другое животное, и были видны и сами звери. Так волк в анфас смотрелся не очень хорошо — слишком пугающе, а в рекламе ничего не должно пугать. Поэтому его поставили в профиль, и вся картинка сразу стала более графичной и понятной. А вот медведя, наоборот, спрятали в облаках в анфас, и его контур высвечивался молниями.
Интересно, что грязь, которая брызгает из-под колес, сделана специально: на землю в углубление бросили брезент и налили в него воды. Для одного из кадров на видеостоке купили пейзаж с нужным ландшафтом. Засыпали дорогу снегом и поместили на нее автомобиль. В кадрах с ребенком машину ведет каскадер без бороды, а игравший отца актер был с бородой, поэтому вместо того, чтобы приклеивать ему лицевую растительность, просто подняли подголовник сиденья так, чтобы закрыть лицо совсем. В кадрах, когда водитель смотрит на ребенка, актер сидит на месте пассажира. Его пришлось отзеркалить и приклеить ему родинку с другой стороны лица.
Изменение отражений — очень частая история, еще можно изменить цвет машины. Задача простая, при условии, что снята машина правильного цвета. Но не все так просто: черная машина слишком ярко блестит. И покрасить ее в белый цвет невозможно, потому что блики все равно слишком контрастные. А если снимать белую, то наоборот, сделать из нее черную нельзя — по той же причине, блики выдадут «плотность» цвета. В итоге оказалось, что из зеленой машины вполне можно сделать красную. Из красной получался почти любой цвет. Главное, чтобы «плотность» отражений совпадала.
Разница между рекламой, клипами и кино заключается в том, что в рекламе все действие ролика разворачивается в идеальном мире. Здесь не может быть персонажей, нарушающих правил дорожного движения, поэтому приходится перерисовывать даже разметку на дороге, если съемка ведется с нарушением правил. На самом деле, дорога перекрывается для съемок, поэтому, конечно же, никакой опасности для нарушителей нет. Но разметку на дороге приходится потом все равно редактировать. В клипах же нужна концептуальность и красота, чтобы картинка была интересной. Поэтому дорогу смачивают специально, чтобы получить красивые блики. А в кино нужна «шершавость», фактурность и реалистичность.
На съемках клипа «Loboda — Instadrama» произошел интересный случай. Режиссер выбрал одинаковые старые мерседесы, которые, однако, стоят достаточно дорого, чтобы их разбивать. Обычно для такого находят очень старые машины без двигателей и бьют их, а потом уже дорабатывают. Но здесь решили полностью отрисовать всю катастрофу.
VFX -супервайзер приехал на площадку и попросил разогнать машину, просто, нажать тормоз, чтобы снять референс: как она «работает», какая у нее динамика торможения, как все это происходит. Никто не знал, почему сама Света Лобода села делать этот тест, а не какой-нибудь опытный водитель или каскадер. Она разгоняется на этой тачке по мокрому полу, давит тормоз, но тачка не останавливается. И она врезается в стену. И ведь не хотели бить машину, позвали супервайзера, он попросил просто показать динамику. А в итоге разбили. И это никто не снял на профессиональную камеру. Это был бы классный референс, но в этот момент продакшн-камеры не работали.
В итоге команда студии PPVFX повторила павильон и мокрые полы. А также правильно настроила все деформации: здесь складывается каркас жесткости, двигатель уходит вниз, чтобы не убить людей, автомобили ведут себя в момент столкновения очень правильно. Сделано все, чтобы столкновение было убедительным. Красиво летят цифровые осколки.
Реально сделать такое столкновение невозможно. Никакие каскадеры не сделают вылет через лобовое стекло так, чтобы соприкоснуться руками, как это показано на экране. Все было сделано в павильоне на тросах. В финале подростков на переднем плане отсняли, но передвинули так, чтобы поправить композицию.
После публикации ролика авторам начали писать, что это плагиат. Оказывается, неделей ранее вышел клип Meek Mill ft. Drake с похожей катастрофой. Естественно, с разницей выхода в неделю никто ничего украсть не может, над этим клипом работали два месяца, его выход был запланирован на конец января. И автора не были в курсе второго клипа, пока им не начали писать об их схожести. Они действительно в чем-то похожи, но есть и различия — там, когда машины сталкиваются, по ним идет волна. В клипе Лободы все несколько реалистичнее, поэтому волны нет. Но сходство и правда удивительное.
У компании PPVFX есть и опыт работы с сериалами. И это совсем другой зверь в плане визуального представления, в частности — автомобилей. Здесь требуется фактура, грязь и реалистичность картинки. Особенно компьютерной картинки.
В одной из серий сериала «Чернобыль: Зона отчуждения» есть сцена взрыва машины в центре города. Для таких кадров обычно берется совсем «убитая» машина, с которой можно делать все, что угодно. Ее все равно потом заменят на компьютерную везде, кроме финальных кадров с уничтоженным транспортным средством.
Разбитую Волгу подкинули пневмопушкой, внутри машины горела газовая горелка для создания подсветки, потому что нельзя нарисовать пламя, не создавая эффект огня на окружающих его предметах. Без подсветки это пламя не впишется в кадр гармонично, и будет видно, что оно здесь — инородное тело. Поэтому хоть чуть-чуть подсветить было нужно. В начале шота должна стоять целая машина, авторы поставили туда 3D модель Chrysler Sebring, потому что их не отличить от Волги. И в момент кувырков ее меняют на реальную разбитую машину. Здесь только маркеры с нее убрали. Маркеры нужны для синхронизации движения реальной и компьютерной машин. Но кроме машины в этом кадре окружающие предметы, в частности — флаги на флагштоках — они тоже должны реагировать на происходящее. Поэтому флаги здесь «отзываются» на взрыв. Естественно, это компьютерная симуляция ткани.
При создании любого фильма изначально собираются референсы, много разных аварий и записи краш-тестов, где можно посмотреть, как складывается гармошка, как летят осколки, вращаются ли они. Если в рекламе все нужно сделать красиво и идеально, то в кино все иначе. Зритель не должен выпадать из повествования. Нужно сделать картинку реалистичной и убедительной, чтобы зритель при просмотре думал не о том, как красиво полетели осколочки, а о персонажах и как это на них отразится.
Студии графики часто рисуют более натуралистичную картинку, чем она в итоге оказывается на экране. Авторы все делают по-настоящему, по референсам. А потом эти кадры смотрят режиссеры и продюсеры, и начинается доработка: «Нет, это некрасиво, не кинематографично!» Так что все вместе пытаются найти баланс между красотой и реалистичностью.
Надежда Маркалова
Преподаватель курса ДПО «История специальных и визуальных эффектов» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Киножурналист, культуролог, историк спецэффектов, фотограф. Литературный редактор книги С. Февралева «Кинодекорация». Автор сотен статей для печатных и онлайн-изданий «Мир фантастики», «Мир 3D», Кинопоиск, Tvkinoradio, Startfilm, Filmz.ru и др. Ведущий редактор русского издания журнала Cinefex (2009–2011).
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.