Элина Билалова: «Я мечтаю о создании собственного бренда, сочетающего удобство и стиль»

Элина Билалова: «Я мечтаю о создании собственного бренда, сочетающего удобство и стиль»

В 2024 году сеть магазинов «Спортмастер» выпустила серию кроссовок, в разработке дизайна которых участвовала выпускница магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ «Предметный и промышленный дизайн» Элина Билалова. Мы узнали у Элины, как из специалиста по прикладной математике и физике она стала дизайнером обуви.

Элина, чем вы занимаетесь сейчас?

В настоящее время я занимаюсь промышленным дизайном и разработкой пользовательского интерфейса (UI/UX) для производственных машин в технологическом стартапе в Турине. А параллельно — углубляюсь в изучение дизайна обуви, совершенствую своё портфолио и готовлюсь к Неделе дизайна в Милане.

А ещё мы с подругой и однокурсницей Катей Коноваловой недавно запустили проект под названием DuoDo Design. Мы собираемся делиться информацией о наших проектах, о литературе, выставках, конкурсах, технологиях и материалах — о всём, что связано с промышленным дизайном и вдохновляет нас.

Расскажите, что вас привело в промышленный и предметный дизайн.

Обувь! Для меня обувь — это маленький, но чрезвычайно важный предмет с безграничными возможностями для креатива, дизайна и воображения. Увлечение ею возникло ещё в школе — помню, что я очень любила её рисовать, а однажды сказала одноклассникам, что стану дизайнером обуви, и что они будут покупать мои работы.

Впрочем, несмотря на то, что я фанат обувного дизайна, в эту профессию я пришла не сразу. Дипломы бакалавра и магистра я получила в МФТИ по специальности «Прикладная математика и физика». Учёба на Физтехе научила меня быстро находить и структурировать информацию, осваивать сложные программы для моделирования или анимации, анализировать полученные из исследований инсайты и не бояться пробовать новое.

Конечно, знание физики даёт лучшее понимание того, как устроен мир предметов и материалов, как они взаимодействуют между собой, как их свойства меняются и как можно сделать их подходящими для продукта.

А как вы после Физтеха попали в Школу дизайна?

После выпуска из МФТИ в 2019 году я решила вернуться к своей детской мечте о дизайне обуви, но не представляла, где этому учат в России. О профиле «Предметный и промышленный дизайн» я узнала на курсах по скетчингу у Славы Саакяна, который тогда был его куратором. Я сравнивала Вышку и Британку, и после того, как услышала отзывы студентов и прошла курс ДПО по работе в Adobe, я поняла, что подход Школы дизайна мне ближе. После ДПО я уже знала нескольких преподавателей, и мне понравилось, что они активно включались в работу студентов, объясняли всё максимально понятно, помогали и поддерживали.

Элина Билалова: «Я мечтаю о создании собственного бренда, сочетающего удобство и стиль»

Для меня обувь — это маленький, но чрезвычайно важный предмет с безграничными возможностями для креатива, дизайна и воображения.

Элина Билалова

Выпускница Школы дизайна НИУ ВШЭ

Какие плюсы учёбы в магистратуре вы для себя отметили?

Во время учёбы мы использовали не мудборды, а стилевой планшет, style scape — это своего рода гид по тому, каким должен получиться итоговый дизайн: какие формы, детали, цвета и текстуры должны там быть, и почему. Нас учили создавать предложение для бренда, учитывая его специфику и вообще все вводные. Также мы использовали все самые современные технологии, такие как VR-моделирование и 3D-печать.

Нас учили создавать качественное портфолио. Кураторы объясняли нам, как бороться с проблемой перфекционизма — когда всё хочется делать идеально, однако так не бывает. Важно публиковать свои работы на профессиональных ресурсах и рассказывать о них, пока они ещё актуальны.

И конечно же, образование в Школе дизайна дало мне ясное понимание того, что такое промышленный дизайн. Для меня это соединение рационального и утилитарного с креативным и интуитивным познанием и эмпатией. Мне очень хотелось найти дело, где как раз все эти качества синхронизируются воедино.

А как вы начали сотрудничать со «Спортмастером»?

Всё благодаря вышкинскому и обувному коммьюнити! Мой однокурсник Миша Вяхирев начал работать в «Спортмастере», проявил себя как крутой специалист и порекомендовал меня. Уже зная, какой подход к обучению практикуют в Школе дизайна, и увидев моё тестовое задание, меня сразу взяли на стажировку, а потом и на работу.

В качестве тестового задания я сделала модель кроссовок в VR, что произвело вау-эффект на интервью. Моделированию в VR мы научились в Школе дизайна, благодаря занятиям с куратором Тимуром Бурбаевым.

Также мне помогали советами дизайнеры из обувного комьюнити, которые работали в компании и имеют большой опыт создания кроссовок по всему миру. Это ведь очень здорово — получать обратную связь от опытных дизайнеров, особенно в начале пути!

С чего началась ваша работа над моделями кроссовок?

Моя роль в команде — дизайнер обуви. Нужно было создать дизайн по брифу. Задача состояла в том, чтобы сделать вторую версию кроссовок, а именно верха обуви для бега и для фитнеса. Это частая задача в индустрии, поскольку производство и дизайн новой подошвы — это дорогой и долгий процесс, тогда как создать новый верх для существующего низа менее затратно. В общем, в «Спортмастере» я с самого начала погрузилась во все ключевые процессы: от придумывания дизайна до создания технического рисунка.

Кроссовки Demix, над которыми работала Элина Билалова

Чем вы вдохновлялись при работе?

Первое — ограничениями. Если ты делаешь продукт для рынка, то у тебя есть бриф от бренд-менеджера, бриф от CMF-дизайнера. А когда создаёшь концептуальный дизайн и виртуальную обувь, то ограничений меньше.

Ещё вдохновлялась людьми, командой. Мне очень повезло со старшим дизайнером, Дэнном Форрестером, который давал много обратной связи, всё понятно объясняя и стремясь передать свои знания и огромный опыт. Могу без преувеличения сказать, что это была лучшая команда, с которой я когда-либо работала. В ней все друг друга очень поддерживают и помогают.

Расскажите поподробнее о моделях кроссовок, над которыми вы работали.

Ещё со стажировки я начала работать над двумя моделями кросс-бренда Demix: Multirun 2 для тренировок в зале и Gravity Cushfoam 2 для бега, сезон SS24.

Multirun 2 созданы в двух расцветках: off-white с цветными элементами и полностью чёрные. Они мягкие. Поэтому, когда выбирали верхний материал, было важно, чтобы он был тянущийся, как носок. Также использовали дополнительные липучки на язычке для фиксации шнурков.

В случае Gravity 2 задача заключалась в том, чтобы сделать новый верх, продолжая стилистику серии с фокусом на амортизирующую подошву из материала Cushfoam, и добавить светоотражающие элементы для более безопасного бега в вечернее время.

Долгим ли был процесс создания кроссовок?

Сам процесс от первого скетча до появления обуви в магазине занимает примерно 1,5 года. Кроме придумывания дизайна, сюда входят: подбор цветовых решений и материалов, создание технического рисунка для производства, а также проверка образцов. Параллельно идёт работа над другими моделями будущих сезонов.

Слышали ли вы уже отзывы от покупателей?

Близкие и друзья купили эти кроссовки, да. Они довольны. Отмечают красивый дизайн, мягкость и лёгкость. Обе эти модели, кстати, уже можно приобрести в магазинах «Спортмастер».

Какой совет вы дадите тем, кто только собирается учиться предметному дизайну?

Очень важно показать свою уникальность, а она есть у всех. Нужно поделиться своей историей, тем, что привело к желанию стать дизайнером, что тебя вдохновляет, о чём ты мечтаешь, к чему стремишься и как можешь изменить мир.

Открывайтесь тому, что даёт Вышка. Ходите на дополнительные курсы, на выступления крутых спикеров и не бойтесь задавать глупые вопросы. Важно оставаться гибким и готовым к изменениям.

Во время учёбы важно попробовать разные направления, работайте не только, например, с автомобилями, но и с обувью, мебелью и другими предметами. Это расширяет горизонты и может показать, какое направление действительно ваше.

А какие у вас самой планы на будущее?

Планирую продолжать расти и развиваться в области дизайна. Меня увлекает идея barefoot shoes — это обувь, способствующая естественной работе стопы, что особенно актуально для таких любителей спорта, как я. Хочу создавать модели из перерабатываемых материалов, придавая им привлекательный внешний вид и функциональность. Также меня интересует изучение обуви для людей с травмами стопы. И, конечно, я мечтаю о создании собственного бренда, сочетающего удобство и стиль.

И самый последний вопрос: что вас вдохновляет в жизни?

Меня вдохновляет природа. Вокруг много красоты, которую она создаёт. Иногда я превращаю прогулки в приключения и поиски этой красоты.

Меня вдохновляют новые технологии — я нередко пользуюсь ИИ на этапе разработки идеи. Бывает, что он даёт неожиданные сочетания, о которых я не задумывалась. 3D-печать — хорошая возможность сверить пропорции предмета на раннем этапе.

И, конечно, меня вдохновляют люди — мне важно окружать себя теми, кто любит жизнь и создаёт что-то классное, от глиняного горшочка до компьютерного кода.

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Вы можете узнать больше о профиле магистратуры «Предметный и промышленный дизайн», а также о дополнительном образовании в Школе дизайна НИУ ВШЭ, посетив наш День открытых дверей 23 мая 2024 года.

Читайте также

История комикса, футурология, теория моды и многое другое. Новые курсы ДПО в Школе дизайна

Вам интересна история голливудского кино или фотографии? Всегда задумывались, как на нас воздействует реклама и медиа? А может, хотите больше узнать о вкладе женщин в мировое искусство? В сентябре для всех желающих расширить свои знания в различных (а порой — неожиданных) областях, стартуют целых 72 курса, на которых преподаватели Школы дизайна помогут вам обрести новые системные знания и погрузиться в теорию искусства и дизайна. Курсы стартуют 4 сентября, но подать заявку вы можете до 10 сентября.

Студенты и выпускники «Предметного и промышленного дизайна» поучаствовали в нескольких конкурсах в мае

В мае студенты и выпускники направления «Предметный и промышленный дизайн» приняли участие в нескольких дизайн-конкурсах и заняли на них призовые места. Мария Ольховникова — второе место в конкурсе Outstanding Design Talent Call, Владислав Довгопятый — второе место в «WOODSTOCK — в студию!», а Валерия Царегородцева вошла топ-6 лучших проектов Фабрики дизайна 2.0.

Студенты профиля познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.

Подробнее

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.