По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В прошлом году Васса Пыркова закончила бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ по направлению «Современное искусство», а уже осенью 2023-го стала директором HSE ART GALLERY. За это время некогда «кампусная» галерея обзавелась второй площадкой на территории Винзавода, вступила в российскую Ассоциацию галерей и не собирается останавливаться на достигнутом.
Мы поговорили с Вассой про работу в сфере искусства как образ жизни, узнали, как заинтересованный художник может попасть в экспозицию HSE ART GALLERY и, конечно, обсудили планы галереи на будущее — как ближайшие, так и стратегические.
Директор HSE ART GALLERY при Школе дизайна НИУ ВШЭ. Продюсер и куратор выставочных проектов, арт-консультант. Выпускница бакалавриата «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ, специализация — куратор-исследователь.
Галерея при Школе дизайна НИУ ВШЭ открылась в 2018 году. С самого начала это было уникальное пространство, в котором демонстрировались студенческие проекты, спродюсированные очень сильной командой. Как результат — у галереи получалось в новом свете показывать практику художников, которые находятся в начале своего пути.
Сейчас, когда HSE ART GALLERY почти шесть лет, мы можем оценить рост, который произошёл за это время. За последний год с нами случилось много важных событий, которые определили новую сущность галереи. Например, наша ежегодная итоговая выставка перешла на «следующий» уровень и второй год подряд проходит в MMOMA (Московский музей современного искусства — прим. ред.). Мы очень надеемся, что это станет традицией. Присоединение к Ассоциации галереи — тоже очень значимый этап верификации нашего нахождения внутри профессионального сообщества и начало тесного партнёрства с коллегами. Не менее важно и то, что мы стали регулярными участниками ключевых событий культурной жизни Москвы, в том числе ярмарок современного искусства.
Оглядываясь на все эти события и анализируя их, стало понятно: для наших амбиций, задач, для того количества художников, с которыми мы работаем, HSE ART GALLERY уже недостаточно одной площадки. Именно поэтому осенью 2023 года было принято решение по открытию второй.
Словосочетание «молодая галеристка» звучит для меня достаточно непривычно, тяжело применить к себе этот термин. Я никогда не чувствовала, что занимаюсь галереей одна. Безусловно, это моя зона ответственности, зона принятия решений, но я нахожусь внутри большой и связанной экосистемы. В этом смысле я как будто коллективная личность, в которой собираются другие люди, проекты, стратегические задачи, разные направления действий. Это очень сильно влияет на работу и помогает.
Наверное, я чувствую себя таким образом во многом благодаря тому, что Школа дизайна появилась в моей жизни ещё 7 лет назад. С 10 класса, когда я училась в Лицее при Вышке, часть моих занятий проходила в Школе дизайна — с теми самыми преподавателями, которые сегодня являются моими коллегами. Поэтому я просто чувствую себя частью большой семьи.
Основная задача цикла «учитель/ученик» — подсветить практику молодых авторов, но через дополнительную оптику — через соотношение с художественным подходом их преподавателей. Первым проектом из этого цикла стал парная персональная выставка Александры Замуруевой и Владислава Ефимова «Черепки и веретёна. Радость и тягость». Мне кажется, получилась честная и трогательная выставка о феномене человеческого труда: о том, насколько простой природой он обладает, какие примитивные атрибуты для его реализации используются и как не всегда очевидна для трудящегося ценность результатов его действий.
Тут нужно сказать, что филиал галереи на Пионерке теперь отвечает за коммерческое направление нашей деятельности. Здесь мы будем показывать уже зарекомендовавших себя студентов, потому что, обладая определённым уровнем экспертизы в художественном образовании, нам хочется не просто постоянно вбрасывать в художественное пространство огромное количество новых молодых авторов, но и давать более детальную оценку их творчеству. Конечно же, выставочный план одной площадки не может вместить в себя всех перспективных художников, поэтому обязательной практикой для нас становится участие в ярмарках — в том числе, с произведениями, которые не смогли показать на своих площадках. Из других планов на следующий выставочный сезон — создание открытого хранилища в пространстве на Пионерке, а также тесное сотрудничество с Журналом ART, совместно с которым мы хотим собрать сообщество ценителей современного искусства и выстраивать специальную событийную программу для его участников.
В нашем концепт-сторе уже сейчас продаётся большое количество брендов, объектов и произведений, созданных студентами, выпускниками и преподавателями Школы дизайна. В том числе, здесь можно приобрести тиражную графику и работы с выставок HSE ART GALLERY. Очень важно отметить, что для нас это не про «профит» или «заработок на студентах». В первую очередь, это возможность собрать полный цикл того, что мы хотим и можем предоставить начинающим художникам: связать их с коллекционерами, обеспечить историю продаж, установить рыночную стоимость на их работы. Это неотъемлемая часть профессионального образования в области современного искусства.
Это вопрос, который часто задают, потому что для тех, кто следит за нами извне, система отбора может показаться не совсем прозрачной. Поэтому объясню подробно. У всех студентов есть мои контакты, и они могут в любой момент связаться со мной, показать свою новую работу, поделиться планами или попросить помочь. Я в ответ могу сказать, подходит ли идея автора под ближайшие проекты галереи — потому что понимаю это. Но это не основной механизм сотрудничества с нами. Уже почти год мы работаем в партнёрстве с классной цифровой платформой artz.work. Это диджитальное портфолио, связующий элемент между художниками, кураторами и другими участниками культурных процессов. Многие наши студенты выкладывают туда свои проекты. Внутри artz.work есть удобная система тегов и поиска, поэтому под любую выставку мы ищем новые проекты именно там. Это удобный инструмент для всех, кому важно держать руку на пульсе и узнавать о молодом искусстве первыми.
Честно говоря, я не могу быть до конца конкретной в ответе на этот вопрос. Такие большие решения, в корне влияющие на наше позиционирование и деятельность, принимаются на уровне кафедры «Современного искусства», и это происходит планомерно. Пока могу сказать, что с появлением новой площадки хочется попробовать больше взаимодействовать с другими художественными образовательными институциями. Мне не кажется, что сегодня мы находимся в прямой конкуренции друг с другом. У каждого свои задачи, амбиции и ресурсы. Школа дизайна НИУ ВШЭ — это уникальный для России инкубатор креативного образования. Все наши программы очень живые, постоянно адаптирующиеся под новые условия, инструменты и подходы. Все действия здесь подвергаются систематизации и оперативной аналитике. Думаю, этого достаточного для того, чтобы поддерживать собственный экспертный статус и делать шаги в сторону более глобального анализа искусства, которое создаётся и выходит из стен учебных заведений. Какое оно? В чем его особенности? Как оно чувствует себя на рынке? Как те или иные образовательные подходы влияют на профессиональный трек художника? Поэтому в некоторых проектах мы действительно хотели бы работать не только со студентами и выпускниками Школы дизайна. Посмотрим!
Не хочу раскрывать все карты! Конечно же, есть определенные кураторы, организации и партнёры, с которыми мы хотим и будем сотрудничать в следующем году. Гораздо важнее, что все наши “dream big” — это не какие-то несбыточные мечты, к которым придётся идти долгие годы. Все, о сотрудничестве с кем несколько лет назад мы могли только мечтать, сегодня являются нашими друзьями, ближайшими коллегами, что даёт возможность думать о совместных планах не как о мечте, а как о вполне реалистичной задаче. Совсем скоро мы расскажем, что готовим для зрителей в следующем году!
На Винзаводе мы занимаемся большими групповыми выставочными проектами, которые собираются классными кураторами, как «срезы» в самых разных медиумах. Могу с уверенность сказать, что HSE ART GALLERY на Винзаводе — это единственное место в Москве, а может быть и не только, где можно открывать для себя новые имена в искусстве в таком объёме и с такой частотой.
Большая ценность новой площадки , конечно же, заключается в её расположении. ЦСИ Винзавод — это первый и самый крупный частный центр современного искусства в России. Опять же, нам важно двигаться «рука об руку» с другими галереями, находить новых зрителей, быть «внутри» всех новых и важных процессов. Совсем недавно завершилась первая выставка в стенах новой площадки. Мы общались с теми, кто к нам приходил: многие узнали о нас впервые. Это только подтверждает правильность выбора локации. Думаю, что вместе с Винзаводом нас ждет очень долгий и интересный путь.
Мы уже второй раз проводим итоговую выставку в стенах MMOMA, и в прошлом году наша выставка стала одной из самых посещаемых для музея. Мне вообще близок формат сотрудничества Школы дизайна с MMOMA. В музей приходят очень разные люди, которые могут, например, не следить за галереями, но регулярно посещать музейные события. Мы со своей стороны понимаем, что современное искусство может быть шокирующим. Поэтому в случае с выставкой для MMOMA для нас важно создать экспозицию, которую можно посмотреть с детьми, с семьёй. Но при этом в выставке есть много элементов, которые отдельно для себя отметит и профессиональное сообщество.
Темы наших итоговых выставок всегда очень широкие, потому что мы каждый раз проводим к ним опен-коллы среди студентов всех направлений — специально, чтобы тема откликалась у как можно большего количества людей. В этом году темой выставки стала коллекция. И, мне кажется, у нас получился многослойный и симптоматичный проект. Феномен коллекционирования и шире — собирательства — трансформируется у нас на глазах. Если раньше это было скорее про тягу к обладанию, то сегодня собрание — это живая, динамичная, сложная система отношений. Чтобы более объёмно представить эту тему, в MMOMA также пройдёт трёхдневная образовательная программа под названием «Лекции о коллекции».
Это взаимосвязанный процесс — деятельность галереи, конечно же, согласуется с тем, как устроены образовательные программы Школы. При этом, если мы говорим о ключевых событиях, у нас есть возможность транслировать запрос на конкретное направление мыслей студентов. Именно поэтому я говорю, что ART ВЫШКА и мы находимся в тесной связке — все всегда знают о том, что происходит у остальных.
Во-вторых, галерея сама является «учебным плацдармом». В HSE ART GALLERY студенты могут получить опыт взаимодействия с профессиональной выставочной площадкой — со своими условиями и требованиями, но априори дружелюбно к ним настроенной и априори защищающей их интересы.
Когда студент Школы впервые участвует в выставке, он может многому научиться в комфортной среде. Мне, например, очень радостно видеть, как художники отстаивают свою позицию касательно способа экспонирования их работ или определенного текста в этикетаже. Потому что я понимаю, что могу быть спокойна: когда наши авторы попадут в «большой мир», они смогут позаботиться о себе.
Устать можно от чего угодно. Но думаю, что для многих, кто осознанно выбирает находиться в сфере искусства, это не работа. Это просто образ жизни. И если говорить про себя, то я не устаю. Мне кажется, я в каком-то смысле одержима этой работой, и она закрывает абсолютно все мои человеческие потребности.
Я очень рада, что отношусь к поколению, у которого появилась возможность получить специализированное образование в области современного искусства в бакалавриате. В моём случае это была специальность «Куратор-исследователь», но с того момента в Школе дизайна появилось много новых учебных треков. Это существенно отличает меня и моих сверстников, работающих в арт-сфере, от более старших коллег, которым приходилось узнавать всё на собственном опыте, наступать на всевозможные грабли и быть в каком-то смысле первопроходцами.
В этом году в Школе дизайна открывается магистратура Visual Studies, которая во многом ориентирована именно на кураторов и исследователей. И, конечно же, мне хочется быть в числе первых, кто пройдёт через эту учебную программу. Образование, как регулярная практика, предоставляет супервизию: возможность постоянно перепроверять свои убеждения, корректировать методы работы и в принципе выделять время для анализа того, что делаешь. Считаю, что сегодня это один из ключевых элементов, позволяющих специалисту чувствовать себя уверенно и быть востребованным.
Мой день проходит в режиме, когда я утром окунаюсь в пул задач и дальше лечу по этому потоку. Иной раз мне вообще тяжело объяснить, чем я занимаюсь, кроме как «всем». В сфере искусства темп работы диктуется сезоном, периодом, обстоятельствами. И для меня это всегда гонка, но очень весёлая!
Проще рассказать, из чего в целом состоит пул моих обязанностей. Первая часть — реализация выставок. Сейчас я перестраиваю то, как устроена система работы в галерее. У каждого выставочного проекта теперь есть главный продюсер, целиком и полностью отвечающий за результаты на всех этапах реализации. Они равномерно распределены по выставочному плану, чтобы темп работы был волнообразным. Но пока в силу своего продюсерского опыта я всё еще не могу перестать думать о гвоздиках и шурупчиках. Мне тяжело саму себя исключить из всех процессов — хочется подсказывать и советовать, но я стараюсь себя в этом ограничивать.
Вторая, наверное, самая важная составляющая моей работы — это коммуникации: от студентов и сотрудников Школы дизайна до коллекционеров, партнёров и кураторов других площадок. Каждое взаимодействие, каждый диалог влечет за собой новые идеи и задачи.
Третья часть — концептуальные и стратегические решения, потому что в галерее я частично отвечаю и за кураторские функции. У каждой выставки есть свой куратор, но он не всегда может воспринимать деятельность площадки как что-то целостное, обладающее собственным визуальным языком и тональностью. Более того, любой проект должен отвечать большому спектру наших внутренних целей. Поэтому, конечно, я в той или иной степени включаюсь в процесс сборки всех выставок. Мне очень важно быть уверенной в корректности того, что именно и каким образом мы показываем.
В первом модуле стремительно приближающегося учебного года каталог вариативов Школы дизайна НИУ ВШЭ пополнится новым курсом Владислава Ефимова — «Архитектурная фотография и исследование пространства». Причём присоединиться к нему смогут не только студенты Школы, но и сторонние слушатели.
Дарья Арбузова, выпускница направления «Анимация, иллюстрация, компьютерная графика», собственным примером доказывает, что быть свободным художником — это престижно и невероятно увлекательно. Работы Дарьи можно увидеть на лучших площадках Москвы, а сама она успешно зарабатывает своим творчеством. Мы поговорили с Дарьей о том, чем современное искусство отличается от просто искусства, почему она следует принципу ars gratia artis и как ей удалось организовать грандиозный арт-проект в маленьком городке Гусь-Хрустальный.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
О галерее
Галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ — место для развития и поддержки молодого искусства.
HSE ART GALLERY была основана в 2018 году, как место, главная задача которого — помогать студентам совершать первые профессиональные шаги. Вместе с тем мы делаем шаг в сторону сотрудничества с внешними художниками и кураторами, начиная выстраивать партнерство с другими галереями и платформами. С 2024 года галерея существует на двух площадках: в кампусе Школы дизайна на Малой Пионерской и на территории ЦСИ Винзавод.
Профиль магистратуры
Образовательный профиль, посвящённый исследованию визуальной культуры и работе с художественными проектами различных форматов. Его миссия — готовить новое поколение сотрудников культурных институций, умеющих проектировать выставки, продюсировать междисциплинарные проекты и создавать пространство смыслов.
Программа заинтересует выпускников творческих и гуманитарных направлений бакалавриата — для развития уже сформированных компетенций и расширения поля профессиональной реализации, а также людей без профильного бэкграунда, которые хотят получить как теоретические знания, так и реальный опыт исследовательских и кураторских практик.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.