Мария Смирнова: «Вы, говорю я студентам, всё время должны задавать себе вопрос: зачем я это делаю?»

Где проходит грань между модой и современным искусством? Как построить собственный фэшн-бренд? И что нужно сделать, чтобы стать дизайнером Balenciaga? Об этом и многом другом мы поговорили с Марией Смирновой — куратором направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и успешным фэшн-дизайнером.

Куратор направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, основательница фэшн-бренда INSHADE, художница, дизайнер. Работы Марии Смирновой находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музея современного искусства «Гараж» и других институций. Бренд INSHADE с 2016 года участвует в Неделе моды в Париже. Марка представлена в концепт-сторах США, Японии, Бельгии, Дании и Гонконга.

Мария, какие пути привели вас в профессию?

Я училась в текстильной академии (сейчас это Текстильный университет имени Косыгина), у меня дизайнерское образование. Но ещё у меня есть образование в области современного искусства. Была в Москве в конце 1990-х — начале 2000-х такая Школа современного искусства  всего два выпуска, и я отношусь как раз ко второму. Из первого выпуска была, например, Ирина Корина — известная художница, а во втором были куратор галереи «Триумф» Юлия Аксёнова, журналист и искусствовед Маша Кравцова, архитектор Константин Ларин, другие замечательные люди из мира искусства — вот это моё студенческое сообщество.

В области искусства я начала действовать ещё в момент обучения: было много выставок в галереях, я участвовала в арт-форумах, больших фестивалях. Недавно в ГЭС-2 проходила выставка о моде конца 1990-х — начала 2000-х — они взяли очень много из моих архивов; там как раз можно проследить мой переход из современного искусства к занятиям именно модой, дизайном одежды. Наверное, началом моей фэшн-карьеры можно считать 2000-й, когда мы участвовали с арт-проектом во всемирной выставке World Expo в Ганновере, причем выставлялись не в российском, а в международном арт-павильоне. Тогда некоторые из моих объектов были приобретены именно как носибельное искусство, предметы одежды, что и позволило мне получить стартовый капитал для создания бренда InShade.

В 2001 году мы стали выпускать небольшие капсулы и продаваться в России, Швейцарии и Германии. Первый показ коллекции одежды у нас был на Неделе российской моды (тогда — Russian Fashion Week), и там была уже не капсульная, а полноценная коллекция; это было в 2004-м, и с тех пор мы выпускаем сезонные коллекции регулярно.

Насколько планомерным и гармоничным для вас был этот переход — из области искусства в моду?

Он был абсолютно гармоничен, ведь я изучала и текстильный дизайн, и моду, но параллельно общалась и сотрудничала с художниками и музыкантами. Одно из первых знаковых шоу мы сделали на площадке памятника Гагарину: артистическая концепция и продакшн были решены буквально «на коленке» — тогда ведь не было никаких инструментов коммуникации, пиара, все делалось силами дружеской поддержки. Однако получилось мощно: присутствовали несколько телеканалов, пресса… Важно и судьбоносно, что о нём узнал Андрей Бартенев и захотел с нами познакомиться. С того момента, как мы побывали у него на дне рождения и устроили там шоу, началось наше общение с друзьями Андрея, художниками и дизайнерами авангардной моды, арт-сценой того периода. Тогда  вообще почти вся деятельность в области моды происходила в поле перформативного искусства. Не было такого: здесь люди шьют одежду, чтобы её носить, а здесь люди занимаются искусством; происходило междисциплинарное, симбиотическое творчество. Кроме перформансов, у нас были фото- и видеоработы — мы, например, участвовали в фестивале «Пусто» именно с видеоработами, а с фотографиями — в «Фотобиеннале», фестивале «Мода и стиль в фотографии» и многих других. Как раз в тот период мы познакомились и с Сергеем Кужавским, одним из «отцов-основателей» Школы дизайна. У Кужавского и Стаса Жицкого в конце 90-х была студия Open Design на улице Чаплыгина, вокруг которой собирались художники, люди искусства, которые занимались всевозможного вида визуальным творчеством.

А сейчас вы относите себя преимущественно к какой области?

К области моды, конечно. Я уже очень много лет занимаюсь именно этим. С лета 2014 года мы начали пробовать регулярно показывать свой дизайн и за пределами России. Сначала был не вполне удачный опыт в миланском шоуруме, а затем мы предприняли попытку показать коллекцию в Париже: это организовала Анка Цицишвили, моя подруга, которая всегда занималась модой и поддержкой фэшн-брендов — сейчас она креативный директор магазина IERI в Тбилиси, а тогда жила в Москве. Это был эксперимент, шоурум на несколько дизайнеров в районе Марэ. Мы попробовали, поняли, что это важный и интересный путь, и в следующем сезоне (у Анки поменялись планы) начали сотрудничать с французским шоурумом Cube. С ним мы проработали несколько сезонов, и буквально в первом сезоне с нами случился счастливый момент.

Во время недели моды всегда снимают стрит-стайл. Моя коллега и наши гости оделись в луки из нашей коллекции и пошли на улицу фотографироваться. Они гуляли по району, и, следуя за ними, к нам в шоурум пришли самые первые байеры из Нью-Йорка. Теперь это — наши постоянные клиенты, мы с ними работаем до сих пор — а тогда они просто шли по улице, увидели прекрасно одетых людей, пошли за ними и пришли в шоурум… Теперь с нами работает успешное международное агентство Dear Progress — уже несколько сезонов мы каждые полгода показываем свою коллекцию либо в Париже в шоуруме, либо онлайн, как было в период локдауна. Сейчас, конечно, сложнее с регулярными показами офлайн — но мы к этому стараемся вернуться. Пока речь идёт о том, чтобы сохранить лояльные нам международные контакты и по возможности продолжать их наращивать. И, конечно, мы продолжаем деятельность здесь, в России, работаем с клиентами и магазинами.

Бренд InShade: коллекция осень-зима 2023/2024
Бренд InShade: коллекция осень-зима 2023/2024
Бренд InShade: коллекция весна-лето 2021
Бренд InShade: коллекция весна-лето 2021
Бренд InShade: коллекция осень-зима 2023/2024
Бренд InShade: коллекция осень-зима 2023/2024
Бренд InShade: коллекция весна-лето 2021
Бренд InShade: коллекция весна-лето 2021
Бренд InShade: коллекция весна-лето 2021
Бренд InShade: коллекция весна-лето 2021
Бренд InShade: коллекция весна-лето 2022
Бренд InShade: коллекция весна-лето 2022
Бренд InShade: коллекция весна-лето 2022
Бренд InShade: коллекция весна-лето 2022

На данный момент сотрудничество с любым дизайнером — к какой бы национальности и местности он ни принадлежал! — определяется исключительно его философией, ценностями, авторским видением, уникальностью, новизной и профессионализмом.

Мария Смирнова

Исходя из вашего опыта работы, какое, на ваш взгляд, место занимают на мировой карте моды российские дизайнеры?

Cкладывалось по-разному. В середине 2010-х коллаборация Comme des Garçons и Гоши Рубчинского стала своего рода прецедентом — в тот период возрос интерес именно к брендам из России, однако спустя какое-то время (год или два) стало понятно, что внимание равномерно распределяется между оригинальными аутентичными проектами, из каких бы стран они ни были. Появился интерес к особенностям, определяющим принадлежность к  конкретному сообществу, традиции и местности со своими ценностями или культурными основами для творчества, с уникальными традиционными техниками и промыслами. В том нашем парижском шоуруме было очень много людей из разных стран, и все они отличались друг от друга именно тем, что характерно для их культуры — тканями, подходом к крою, приёмами дизайна. И это позволяло каждому показывать что-то особенное и уникально переосмысливать современные тенденции. Однако эта история — с очень этичным подходом, очень разнообразным, очень заинтересованным в особенностях каждого конкретного уголка мира — прослеживалась вплоть, как мне кажется, до локдауна. А дальше можно уже говорить о периоде выживания...  На данный момент сотрудничество с любым дизайнером — к какой бы национальности и местности он ни принадлежал! — определяется исключительно его философией, ценностями, авторским видением, уникальностью, новизной и профессионализмом.

Строительство собственного бренда — насколько это сложная история?

Если сейчас кто-то начинает создавать свой бренд в России, ему проще: у процесса уже есть определенная последовательность и система. Есть статистика ошибок и успешных кейсов, есть понимание того, с чего стоит начинать. В моём случае всё происходило по-другому...

Студентам в начале занятий я всегда говорю в шутку: «если можешь не петь — не пой». Да, заниматься дизайном стоит только в том случае, если горишь этим и не можешь без этого жить — потому что это вовсе не простой путь, потому что в нашей профессии очень большая конкуренция. В этом деле, особенно в начале пути, часто больше сложных моментов, недосыпа, труда и выгорания, чем каких-то наград и видимых быстрых побед. Но, тем не менее, каждый год мы видим множество людей, которые хотят этим заниматься, у которых это получается и которые добиваются в этом невероятных успехов. И тут очень важны желание, погружение, смелость, характер, трудолюбие, страсть и талант.

То есть творчество сталкивается с прагматическими проблемами, которые приходится решать каждый день...

И они требуют большой самодисциплины. Ты, в общем, такой человек-оркестр, который должен уметь всё. В остальном мире фотографы фотографируют, монтажёры монтируют, операторы снимают видео, журналисты пишут о чём-то, кто-то делает компьютерную графику, рисует плакаты... В фэшн-индустрии зачастую все делают всё. Я наблюдаю за своими студентами: каждый раз, на каждом экзамене у них объём продакшна невероятного размера, во много раз больше, чем в отдельных профессиях, и они виртуозно с этим справляются! Они умеют собрать вокруг себя команду, понимают тайм-менеджмент каждой из стоящих перед ними задач, да и вообще демонстрируют впечатляющую мультикомпетентность — помимо основного умения заниматься дизайном.

А что привело вас к преподаванию?

Я, помимо всего прочего,  работала ещё и как стилист, в том числе — как персональный стилист. И одним из приятных и интересных проектов, предшествовавших Школе дизайна, было сотрудничество с журналом Seasons, который одно время делал «школы стайлинга». Там оказывались люди с разными запросами: кто-то был шопоголиком и хотел избавиться от этой проблемы, другой носил только чёрное и хотел понять, что с этим делать, у кого-то был огромный разнообразный гардероб, где вещи плохо сочетались между собой…

Попробую угадать: вы с ними занимались — как бы это сформулировать — «фэшн-терапией»?

Да, вы правы. Очень разные взрослые люди разных профессий два или три раза в неделю изучали фэшн-процессы — это было что-то типа чередующихся лекций и семинаров, где секреты дизайнеров и стилистов как будто были развернуты в сторону обычных людей. А параллельно слушатели узнавали об истории моды, стиля, особенностях материалов, которые раскрываются только спустя некоторое количество раз после того, как вещь надета… В итоге я видела на выходе счастливых людей, которые умели обращаться со своими финансами, могли побороть свои страхи и экспериментировать с одеждой, цветом и стилем.

До Seasons, кстати, был ещё один интересный и довольно удачный эксперимент с маленькой частной фэшн-школой. Это был отличный опыт, и поэтому, когда возникла идея разработать программу моды в Школе дизайна, получилось, что оказалась полезна совокупность моего дизайнерского опыта и нескольких лет экспериментов в фэшн-образовании. Я начала этим заниматься и работать с самой первой группой студентов направления «Мода». Ну и, конечно, это был такой челлендж: хотелось посмотреть, как это работает в академическом профессиональном формате. ​​​​​​​

На вручении дипломов, 2022
На вручении дипломов, 2022
На вручении дипломов, 2022
На вручении дипломов, 2022
С дипломниками, 2022
С дипломниками, 2022
На студенческом выпускном показе, 2022
На студенческом выпускном показе, 2022
Показ H.A.R.D. 009 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia, 2021
Показ H.A.R.D. 009 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia, 2021
«День Вышки» в Парке Горького, 2018
«День Вышки» в Парке Горького, 2018

Практика проводить четыре защиты своего проекта в год — совершенно уникальна! Она приводит к тому, что не каждый взрослый профессионал так умеет защищать свою идею, как наши студенты.

Мария Смирнова

Сколько лет вы уже преподаёте в Школе дизайна?

С 2013 года. Сначала это была совсем маленькая группа студентов, которые пришли учиться графическому дизайну, так что нельзя сказать, что она состояла из специально набранных для этого людей — но в итоге сложился интересный первый выпуск, некоторые из участников которого впоследствии преподавали в Школе. Кстати, наша уникальная система преподавания, построенная на том, что в качестве преподавателей выступают практикующие профессионалы, приводит к тому, что студенты буквально сразу оказываются внутри сообщества, вниманием которого окружены с самого начала. Интеграция во все области профессиональной занятости происходит практически с первых дней. К тому же в работе со всеми своими студентами я подчёркиваю: то, что вы делаете, не является исключительно учебным заданием — это то, что делает практикующий дизайнер, работая над каждой новой задачей и проектом. И вы, говорю я студентам, всё время должны задавать себе вопрос: зачем я это делаю?

Мария, можно ли коротко сформулировать — чему вы учите ваших студентов?

Прежде всего я учу их разрабатывать концепцию проекта, находить способы коммуникации со зрителями и потенциальными клиентами через инструменты дизайна. Находить эстетику, обладающую уникальными авторскими характеристиками. Конечно, в процессе они узнают какое-то немыслимое количество самых разных дополнительных вещей. Многие приходят, часто не умея говорить, формулировать свои идеи — но уже спустя короткое время я наблюдаю, что мой словарный запас становится их словарным запасом, терминология, которую я использую, становится их терминологией... И, конечно, практика проводить четыре защиты своего проекта в год — совершенно уникальна! Она приводит к тому, что не каждый взрослый профессионал так умеет защищать свою идею, как наши студенты. А ещё они учатся внимательно смотреть на мир и не просто смотреть, а видеть; для них развенчиваются какие-то мифы о мире моды — и формируются новые знания, которые оказываются на практике куда глубже и интереснее мифов и позволяют им потом двигаться дальше и выше.

Текстильный институт, в котором я училась, исторически является наследником некоторых теорий Баухауса — и поэтому меня учили работать с цветом, учили физике цвета, исходя из теории Йоханнеса Иттена. Теперь я в первый же день работы с модулем о цвете рассказываю, как это просто устроено, что как называется, как взаимодействует… Мне кажется, что это ещё один приятный бонус. Другой важный момент: наши студенты учатся и на практических задачах. Например, ко мне обращаются коллеги за стажёрами и практикантами — и в итоге студенты начинают сразу попадать на бэкстейджи показов, в шоурумы или мастерские, наблюдают, как работают дизайнерские команды, как профессионалы решают разные проблемы, как устроен тайминг в течение сезона — всё это становится важной частью студенческого опыта.

За кем из ваших выпускников вы следите, кто вам интересен в профессиональном поле?

Слежу за всеми и всем желаю успеха в профессии. Есть, конечно, особый повод для гордости: моя выпускница Алёна Неведрова работает сейчас в Balenciaga, и не просто там стажируется, а получила контракт! Алёна абсолютно блестяще закончила бакалавриат у нас, сделала великолепный диплом, после этого училась в магистратуре Saint Martins College of Art and Design — поступила она туда с этим нашим дипломом, без post-graduation года. Вступительная комиссия тогда отметила, что такой случай они фиксируют впервые за 11 лет. Post-graduation year — год, за который ты платишь как за год обучения: ты изучаешь терминологию, систему, как все устроено — интегрируешься в среду. А в её случае этого не потребовалось: она оплачивала только обучение в магистратуре. Там Алёна продолжила развивать ту концепцию, те находки, то видение, которые зафиксировала в своем бакалаврском дипломе, продолжила развитие своей авторской эстетики. Сегодня она — номинантка в категории «Мода и дизайн» рейтинга Forbes «30 до 30»; я очень надеюсь, что у неё все прекрасно сложится. Да, собственно, уже сложилось! С ней было крайне интересно работать — это было взаимно обогащающее общение с безусловно талантливым и восприимчивым человеком. Приятно осознавать, что я научила этого трудолюбивого и глубокого человека смотреть, видеть, мыслить, оценивать и анализировать всё, что происходит — и находить верную авторскую интерпретацию в дизайне, в одежде и в моде. И, конечно, приятно теперь видеть работы Алёны на подиуме в показах Balenciaga.

Впрочем, все мои студенты разные и прекрасные по-своему, со своими историями успеха. Скажем, Катя Титова: у неё свой бренд, и она экспериментирует в нём очень свежо и интересно, а к тому же преподаёт у нас в школе. Или Женя Сычёв, который уже несколько лет работает в Италии с разными текстильными фабриками и брендами. Это тоже не неожиданность или случайность в его жизни, а продолжение диплома: там была уникальная разработка модульного текстиля, и теперь он специализируется именно на работе с инновационным текстилем. Очень талантлив Руслан Насыров — он сейчас развивает свой бренд за пределами России; человек с очень хорошим вкусом, невероятным интеллектом,  глубоким пониманием того, зачем он занимается модой — что это может принести ей, что это может дать ему… Даша Белоусова, Лейла и Лея Каракчиевы, Григорий Симонов, Виктория Оганян, Полина Жигарева и многие другие — мои выпускники востребованы и работают во множестве разных брендов: Ushatava, Mardo, Sorelle Era, J.Kim, Sportmaster.

Алёна Неведрова. Metamorphosis (дипломный проект), 2021
Алёна Неведрова. Metamorphosis (дипломный проект), 2021
Алёна Неведрова. Metamorphosis (дипломный проект), 2021
Алёна Неведрова. Metamorphosis (дипломный проект), 2021
Евгений Сычёв. From Brazil to Russia for Japan (проект для Uniqlo), 2018
Евгений Сычёв. From Brazil to Russia for Japan (проект для Uniqlo), 2018
Евгений Сычёв. Коллекция A SQUARED (А в квадрате), 2019
Евгений Сычёв. Коллекция A SQUARED (А в квадрате), 2019
Екатерина Титова. Из коллекции «Навсегда юность» от H.A.R.D. 004, 2018
Екатерина Титова. Из коллекции «Навсегда юность» от H.A.R.D. 004, 2018
Екатерина Титова. SETI, sustainable design (проект для Uniqlo), 2018
Екатерина Титова. SETI, sustainable design (проект для Uniqlo), 2018
Руслан Насыров. X project, 2019
Руслан Насыров. X project, 2019
Руслан Насыров. Search for Tranquility, 2020
Руслан Насыров. Search for Tranquility, 2020

Многие мои работы за эти 11 лет были в том числе спровоцированы или вдохновлены вопросами и темами, которые мы исследовали вместе со студентами. Не только наш профессиональный опыт обогащает преподавательскую деятельность, наоборот тоже работает: если бы не работало, то закончилось бы уже давно.

Мария Смирнова

Скажите, а что для вас значит преподавание? Как для профессионала и как для человека?

Это очень большое количество разных вещей — и один из способов исследования в том числе. Каждый год, принимая новый набор, я оказываюсь в свежей среде людей, которые хотят разбираться в моде, хотят её делать, быть частью этого мира. Вместе с ними интересно думать, вдохновляться, наблюдать и анализировать, узнавать новое. На начальном этапе любой преподавательской деятельности — особенно если ты не педагог по образованию (как я) — это такая разведка боем. Не люблю это выражение, но на первом этапе отдаёшь все свои силы, всю имеющуюся информацию, все свои нервы... А уже потом возникает симбиоз, и процесс становится по-настоящему интересной, важной частью жизни, частью твоей личности. Думаю, что этот симбиоз был запланирован заранее создателями школы — прежде всего Арсением Мещеряковым — когда была создана возможность для практикующих профессионалов заниматься преподаванием и исследованием.

Я уверена, что многие мои работы за эти 11 лет были в том числе спровоцированы или вдохновлены вопросами и темами, которые мы исследовали вместе со студентами. Не только наш профессиональный опыт обогащает преподавательскую деятельность, наоборот тоже работает: если бы не работало, то закончилось бы уже давно. Выдержать такой напор разнообразных взглядов, разных типов IQ, разных характеров студентов было бы невозможно, если бы не было этой взаимосвязи.

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает образовательные треки по направлению «Мода» на уровнях бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования.

Приёмная кампания уже идёт! Подавайте документы в НИУ ВШЭ в личном кабинете абитуриента, по почте или очно. Все вступительные испытания проходят онлайн.

Читайте также

Сибирский нуар, русский шансон и Екатерина Павелко

В минувшем сезоне у Екатерины Павелко, академического руководителя бакалаврской программы «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, состоялась знаковая театральная премьера. Независимый театральный проект «а39» (бывшая «Мастерская Кудряшова»), возглавляемый актёром и режиссёром Григорием Добрыгиным, выпустил спектакль «Ледяная синева». В этой постановке Екатерина была художником по костюмам.

Кампейн студентов Школы дизайна для Муси Тотибадзе

Студенты профиля «Дизайн одежды» создали для певицы Муси Тотибадзе костюмы, которые в том числе попали на обложку её нового альбома. Съемку кампейна организовала Катя Павелко, а провела — наша выпускница Саша Гонохина.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.