Гори, но не выгорай. Истории трёх выпускников Школы дизайна

Тима Копытин. Проект для Ленполиграфмаша
Тима Копытин. Проект для Ленполиграфмаша

Какие занятия точно не стоит прогуливать в вузе? Как правильно оформить свои портфолио и резюме? И что нужно сделать дизайнеру-новичку, чтобы стать полноценным сотрудником топовой компании?

Выпускники профиля «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Никита Файман, Маша Хмелевская и Тима Копытин рассказали о своём обучении в Школе и стажировке в брендинговом агентстве ENDY (старший бренд-дизайнер которого — преподаватель питерской Школы дизайна Елена Пантюхина). После прочтения этой статьи вы точно преисполнитесь в своём познании и поверите в свои силы!

Никита Файман

Никита Файман

«Не стесняйтесь общаться с брендами, компаниями и людьми, которые вам нравятся. Часто они готовы пойти навстречу, если вы расскажете, что учитесь и готовы работать бесплатно или за символическую сумму».

Маша Хмелевская

Маша Хмелевская

«Не забывайте приучать себя к регулярной работе над проектами вместо всплесков продуктивности в последний день перед защитой: в агентстве жить по таким принципам не получится».

Тима Копытин

Тима Копытин

«Никакие курсы, лекции и воображаемые проекты никогда не заменят практики. Этим Школа дизайна и хороша. С каждым шагом прошлый, растерянный ты уже кажешься себе настоящему, лучшему — смешным и наивным». 

Чему учиться

Никита Файман, 23 года

Сколько не учись, на практике придётся быстро разбираться в непонятной теме, так что развивать в себе навык адаптации — это главный совет для стажёра. Круто, если вы понимаете технику и быстро справляетесь с задачами, требующими не креатива, а ориентирования внутри программ: Figma, Tilda, Illustrator, Photoshop. Для агентства надежнее всего задействовать ресурс новичка, не рискуя при этом перед заказчиками — то есть дать стажёру в работу техническое задание, которое дизайнер знает, как сделать. Так что учите софт, друзья!

Круто разбираться в узкой сфере или иметь в багаже специфический навык, который выделит вас среди других кандидатов. Например, если вы разбираетесь в 3D, анимации или в работе с вебом, то это даст вам конкурентное преимущество. А если в агентстве с какой-то из этих сфер туго, то даже базовое умение выполнять простые задачи станет серьёзным преимуществом.

По поводу советов внутри учёбы и проектов: не стесняйтесь общаться с брендами, компаниями и людьми, которые вам нравятся. Часто они готовы пойти навстречу, если вы расскажете, что учитесь и готовы работать бесплатно или за символическую сумму. Так я на третьем курсе списался с каналом 2x2, и мы вместе сделали панк-ивент PUNK WEEK FOR 2X2. Проект стал для меня важным опытом взаимодействия с крупным заказчиком.

Маша Хмелевская, 23 года

Мне кажется, каждый курс, связанный с дизайном, помогает в работе, потому что в агентстве можно попробовать любое из дизайнерских направлений. Из основных курсов стоит сделать акцент на технологиях дизайна (особенно на Figma, программах векторной и растровой графики), а также на типографике и иллюстрациях. 3D — очень крутой и полезный навык, записывайтесь на вариатив по Blender, это вам точно пригодится. Лично мне не хватило в Школе дизайна курсов по работе с нейронками*: в наше время это очень полезный скилл.

Среди учебных проектов я делала много упаковок для брендинга, что очень пригодилось мне на работе. Особенно это касается всяких скучных, но неизбежных штук по типу предпечатки.

В универе учитесь общаться: заводите знакомства, научитесь осмысленно защищать свои проекты. Не забывайте приучать себя к регулярной работе над проектами вместо всплесков продуктивности в последний день перед защитой: в агентстве жить по таким принципам не получится. Также учёба в Школе дизайна развивает стрессоустойчивость — это тоже оказалось полезным навыком. 

*Это уже в прошлом! Прямо сейчас вы можете записаться на курс дополнительного образования «Нейросети для дизайнеров и художников», который стартует 2 сентября 2024 года.

Маша Хмелевская. Проекты упаковок

Упаковки товаров для гидропоники GID
Упаковки товаров для гидропоники GID
Mutsu — линейка товаров детской гигиены
Mutsu — линейка товаров детской гигиены
Бренд здоровых энергетиков 25/8
Бренд здоровых энергетиков 25/8
Drema Aroma — коллекция ароматических свечей с запахом ностальгии
Drema Aroma — коллекция ароматических свечей с запахом ностальгии

Тима Копытин, 22 года

Никакие курсы, лекции и воображаемые проекты никогда не заменят практики. Этим Школа дизайна и хороша. Тебя, ещё зелёного, сбрасывают с вертолёта в поле Мадагаскара, дают бумажную карту и задание вернуться домой. Ты ничего не понимаешь, боишься, лажаешь, но продолжаешь идти. И с каждым шагом прошлый, растерянный ты уже кажешься себе настоящему, лучшему — смешным и наивным. 

Конкретно в рамках практик с куратором мы выполняли задачи реальных заказчиков, учились с ними общаться и правильно оценивать свой труд. Апогеем моих реализованных проектов стала дипломная работа с Ленполиграфмашем этой весной. ЛПМ — это общественное пространство на территории бывшего завода печатных станков, где зародилась советская полиграфия. Именно поэтому было огромной честью и ответственностью с нуля разработать для пространства систему навигации, коммуникации в соцсетях, мерч и даже сайт. В кратчайшие сроки у меня получилось проделать колоссальную работу, которая была бы невозможна без «экстремальных условий» вуза.

Тима Копытин. Проект для Ленполиграфмаша

Где пригодиться

Никита

Об ENDY я узнал от Елены Пантюхиной, которая курировала нашу группу на третьем курсе. По её же инициативе мы ходили в агентство с экскурсией. И на четвёртом курсе, выбирая место стажировки, я отправил на почту ENDY резюме и портфолио. Мне посчастливилось пройти отбор — я был очень рад, поскольку найти в короткие сроки крутую работу по специальности было сложно.  

За семь месяцев стажировки я занимался и дизайном постов в соцсетях, и вёрсткой упаковки, и подготовкой файлов к печати, и прототипированием лендингов, и гайды верстал, и с анимацией работал. Ещё я поучаствовал в проектах для брендов — было круто. Помимо этого я вёл несколько спецпроектов и разрабатывал весь пиксельный дизайн для курса-симулятора нейминга от ENDY. Короче, задач было много, и они были разными. 

Сама стажировка мне показалась довольно сложной, а ведь я учился в Школе дизайна! Тяжёлый опыт — лучший учитель, но если вы просто хотите закрыть практику, то скорее всего работа в агентстве для такого не подойдёт.

Маша

Что касается задач, которые были в ENDY, — легче рассказать, что я там не делала. За время стажировки я успела поработать с самым разным спектром задач: коммуникационный дизайн, айдентика, дизайн упаковки, вёрстка презентаций и кейсов на сайт. Поучаствовала в нескольких тендерах как дизайнер, занималась визуалом для спецпроектов и много работала с нейронками.

Я прокачала скиллы в графических редакторах, нейросетях и по сей день узнаю какие-то лайфхаки по продуктивности. В общем, к такому меня жизнь не готовила (в хорошем смысле). С таким спектром задач быстро растёшь в скиллах, особенно когда рядом есть ребята, готовые тебе помочь. 

Стажировка помогла побороть страх ошибок. Разное бывало — ошибалась, в меня стреляли, я упала в лужу... Ну, вы понимаете! В итоге я поняла, что ошибки — это перспектива для совершенствования, никто тебя не убьёт, если ты накосячишь, а наоборот, тебе помогут разобраться в косяках.

Почти весь четвёртый курс я стажировалась в ENDY, закрывая практику в Школе дизайна. А в начале этого года меня взяли в штат как графического дизайнера, чему я очень рада.

Тима

В рамках обучения мы ходили на экскурсии в крутейшие типографии и дизайн-агентства. В одно из таких агентств — ENDY — я и начал стучаться, когда пришло время проходить практику на четвёртом курсе. В итоге достучался со второго тестового и вот уже полгода как работаю здесь и ни о чём не жалею! 

За время стажировки и работы в агентстве мне удалось принять участие в ряде сильных спецпроектов, а иногда и собирать их соло — чем я очень горжусь. Это, например, проект «Козырные вакансии», который ENDY выпустил к первому апреля, или «Type личности» — психологический тест, который мы делали в коллаборации с крупнейшей шрифтовой студией TypeType. 

Тима Копытин. Тyре личности

Без портфолио — как без рук

Никита

Про портфолио и правильную подачу себя можно прочитать целую лекцию, но если быть кратким и лаконичным, то:

  • Не показывайте всё, что у вас есть, а сделайте акцент на самом важном и качественном.
  • Если у вас есть реальные кейсы, отдайте им приоритет и описывайте их с позиции «проблема — решение», чтобы наглядно и понятно объяснить, как ваша работа решала задачу.
  • Разделяйте hard- и soft-скиллы. Они все важны.
  • Обязательно делайте упор на персональный подход. Не надо делать рассылки и копипастить одно и то же сопроводительное письмо на все вакансии.
  • Изучайте работодателя. Найдите причины, по которым он подходит вам и по которым вы подходите ему. Если HR понимает, что вы следите за деятельностью агентства и предлагаете набор конкретных навыков и решений, в которых работодатель нуждается, то дополнительные баллы вам точно обеспечены.

Маша 

Что касается портфолио: если у вас есть реальные проекты — отдайте предпочтение им. Даже если это конкурсная работа без призового места для какой-то известной компании, это уже будет плюсом в портфолио, просто потому что она сделана для бренда, который на слуху. А если вы уже побеждали на конкурсах с какими-то проектами, обязательно выкладывайте их в портфолио и упоминайте о них в резюме. 

Кстати о резюме: лучшим для меня решением оказалось сделать страничку о себе в Notion. Такое резюме легко дополнить и обновлять, там вы можете в комфортном для себя стиле рассказать о своих скиллах, образовании, опыте работы. Резюме можно красиво сверстать, дополнить фотографией с контактами и всё — вы великолепны! 

Тима

Скажу откровенно — до сих пор понятия не имею, как лучше упаковать портфолио. И оформление портфолио, на самом деле, не так важно, как сами работы. Если заказчик или работодатель увидит в ваших кейсах то, что ему нужно — вас оторвут с руками. Если нет — поиск продолжается. 

Все мои фриланс-заказы — результат работы сарафанного радио. Мой проект увидели на конкурсе, меня посоветовал знакомый, моя работа попала к кому-то в ленту в соцсети. 

Лучшее, что можно сделать для прокачки карьеры, на мой взгляд — это быть везде. Общаться с людьми, ходить на мероприятия, качать личный бренд и ничего не бояться. Вернее бояться, но всё равно делать.

Хотите оформить своё портфолио? Спросите нас как!

hsedesign.ru — цифровая экосистема Школы дизайна НИУ ВШЭ, объединяющая профессиональное портфолио для дизайнеров — студентов, выпускников и сотрудников университета, образовательную онлайн-платформу, агрегатор онлайн-конкурсов в креативных индустриях и другие инструменты. В нашем портфолио уже более 50 тысяч проектов — присоединяйтесь и вы!

Чек-лист будущего стажёра

Никита

  1. Лучше всего мы знакомимся с людьми в рамках общих задач. Так что если вы можете поработать с кем-то, с кем вы ещё плохо знакомы — это лучший способ, чтобы наладить контакт.
  2. Не стесняйтесь спрашивать. Иногда это просто полезно, а иногда — необходимо. За вопросы не убьют, а за некоторые — похвалят. Тем более, если вы стажёры. Агентство всегда понимает, что вы сюда пришли, чтобы учиться.
  3. Обозначьте свои пожелания и приоритетные задачи. Если вы круто анимируете, то дайте знать об этом арт-директорам. Они учтут ваш навык и смогут эффективнее использовать ваш ресурс, а вы получите более интересные задачи.
  4. Не сдавайтесь! Чем тяжелее опыт, тем большему вы научитесь.

Маша

Самым главный совет — научитесь выдыхать. Понимаю, что трайхардить стало второй натурой студентов коммуникационного дизайна, но чем быстрее вы научитесь позволять себе отдыхать, тем дальше от вас будет вероятность выгорания. В отношении стажировки это касается всего за пределами рабочего времени:

1. Не забирайте рабочие задачи домой, не обсудив это с менторами или арт-дирами. 
2. Не работайте над задачами по ночам, если не успели сделать что-то в часы стажировки. Так вы очень быстро выгорите и устанете, а в рабочие часы будете менее продуктивными крутышами. 
3. Если вы не справляетесь с темпом, не успеваете или вас перегружают задачами, сообщите об этом. 
4. Наслаждайтесь стажировкой, общайтесь с коллективом и вы точно хорошо себя покажете. Пробуйте себя в разных направлениях и не бойтесь комплексных задач. Не стесняйтесь просить помощи и совета, а также задавайте вопросы, даже самые глупые. 
​​​​​​​5. Любите дизайн и развивайтесь в этом направлении. Старайтесь. Ошибайтесь. Отдыхайте, когда нужно. Пожалуйста, отдыхайте!

Тима

Всё что нужно на стажировке — быть губкой. Ты делаешь незнакомые задачи, говоришь с незнакомыми людьми, совершаешь незнакомые ошибки и ищешь незнакомые пути решения. Лучшая тактика — это слушать, мотать на ус и стараться применять то, что намоталось. Так и только так ты станешь самым крутым стажёром в мире!

 Picture background

Читайте также

Выпускница Школы дизайна Полина Парыгина создала иллюстрации к 17-летию Фонда «Вера»

Специально к 17-летию Фонд «Вера» подготовил лендинг «Вокруг человека», где поделился непридуманными историями о жизни тех, кого нельзя вылечить, но кому можно помочь. Сделать этот рассказ красивым помогла иллюстраторка Полина Парыгина — выпускницы направления «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Конкурс дизайна сувенирной продукции «Цветущий дворец»

Молодым дизайнерам предлагается посотрудничать с одним из крупнейших музеев страны и придумать для него линейку новой сувенирной продукции на основе проекта «Цветущий дворец». В рамках проекта в течение года флористы оформляют живыми цветами интерьеры Александровского дворца Царского Села.

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

 

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.