Катя Шагалова: «Друзья и единомышленники — это главный капитал творческого человека»

Фильмы-короткометражки зачастую остаются в тени, в отличие от полнометражных фильмов и сериалов. Но их роль в киноиндустрии нельзя недооценивать — история документальных и игровых фильмов началась именно с короткого метра, как и карьеры многих именитых мастеров. В сентябре 2024 года в Школе дизайна стартует курс дополнительного образования «Короткий метр: сделай сам», который будет вести Катя Шагалова — российский кинорежиссёр и сценарист. 

В новом интервью мы поговорили с Катей о её подходе к поиску тем для работ, роли дизайна в кино и о том, как короткометражное кино может помочь режиссёру начать зарабатывать.

Режиссёр, сценарист, продюсер и актриса. Режиссёр фильмов и сериалов «Собака Павлова», «Берцы», «Тамарка», «Однажды в провинции», «Сводные судьбы». За фильм «Собака Павлова» получила награды на фестивалях «Окно в Европу», «Московский Международный  кинофестиваль», «Амурская осень».

Катя, расскажите о cвоём профессиональном пути. Как и когда вы пришли в кино?

Я из семьи кинематографистов, и с детства бывала на съёмочной площадке — но мыслей связать свою жизнь с кино не возникало. Я была чистым листом, на котором можно было написать всё, что угодно; о том, чего хотелось мне самой, я не задумывалась. Но интерес к жизни, её проявлениям и деталям, из которых она складывается, был у меня всегда.

Я закончила школу в 93-м году — время тревожное и нервное; надо было выбирать профессию. По собственной глупости я провалилась, поступая в театральный: слетела с конкурса, нахамив члену приемной комиссии.  Тогда я писала рассказы, и моя наставница в студии «Кипарисовый ларец» Ольга Ивановна Татаринова сказала мне очень важную вещь: слово — основа всего. Что всё написанное потом я смогу сыграть или снять. Я пошла со своими работами в Литературный институт им. А. М. Горького и во ВГИК на сценарный; прошла в оба, но предпочла ВГИК.

Выпустилась я в 1997-м — сложное время для кинематографа, тогда без работы остались даже именитые мастера. Тогда я поступила в ГИТИС на режиссёрский  — хотелось погружения в профессию и ухода от реальности. В итоге в конце 1990-х оказалась на телевидении — надо было зарабатывать деньги. Вот такой извилистый путь был у меня в самом начале, и я ему очень благодарна: теперь точно не потеряюсь, ни в какой ситуации. 

Какими своими достижениями вы гордитесь? 

Если говорить о профессиональных достижениях — трудно ответить... Сколько зрителей посмотрело мои работы? Сколько денег я заработала? Сколько мне написали отзывов? Это важно, да, но моя главная задача — чтобы те, кто смотрит моё кино, делали для себя выводы, видели выход, если им тяжело, радовались, если им это необходимо. Режиссёр должен уметь работать в разных жанрах — это отличает настоящего профессионала от удачливого дебютанта, случайно снявшего хорошую работу. Это, конечно, счастье, но самое сложное – повторить своё же достижение. Вот этому уже надо учиться. 

Что для вас важнее всего в творчестве? Какие цели вы перед собой ставите?

Честность. Если ты честен в своём творчестве, ты становишься проводником смыслов в этот мир. Конечно, кинематограф — это великая иллюзия, но иллюзия не равна обману. Могу сказать, что во всех своих работах я была правдива с собой, и, надеюсь, зрители это увидели.

Я считаю, что центр любого произведения — человек, и снимать кино нужно про человека, о человеке и для человека. Об этом мои полнометражные работы «Собака Павлова», «Однажды в провинции», «Берцы», сериалы «Тамарка», «Найти мужа в большом городе». Все мои работы что-то мне давали и сделали меня такой, какая я есть сейчас. И поэтому я отношусь к ним всем с очень большой благодарностью. 

«Собака Павлова», 2005
«Собака Павлова», 2005
«Однажды в провинции», 2008
«Однажды в провинции», 2008
«Берцы», 2014
«Берцы», 2014
«Найти мужа в большом городе», 2013
«Найти мужа в большом городе», 2013
«Тамарка», 2013
«Тамарка», 2013

Над чем вы работаете сейчас? И какое место в вашей жизни занимает преподавание?

О том, над чем я работаю сейчас, распространяться пока не могу, скажу только, что новые мои проекты затрагивают серьёзные социальные темы. И построены они на том самом принципе: про человека, о человеке и для человека. Но что интересно человеку больше всего? Он сам, и это абсолютно нормально. Когда кто-то говорит: «это меня зацепило» — значит, потянуло за какую-то ниточку в человеке, и он увидел в этом себя. И я очень надеюсь, что мои новые работы принесут людям радость, новые смыслы, сподвигнут зрителя на какие-то хорошие и правильные решения. 

Ещё я провожу мастер-классы, интенсивы, преподаю в киношколах как руководитель сценарного и режиссёрского направлений. Например, недавно на Алтае прошла замечательная киношкола, итогом которой стал альманах из пяти короткометражных фильмов, снятых начинающими алтайскими кинематографистами. Недавно состоялась их премьера в кинотеатре. Полный зал зрителей! По-моему, воодушевляющий для киношколы итог.

Катя Шагалова: «Друзья и единомышленники — это главный капитал творческого человека»

Сейчас в школе при Союзе кинематографистов России я веду сценарный интенсив, в Институте современного искусства я — мастер курса режиссуры кино и телевидения... В общем, с удовольствием передаю собственный опыт, да и сама учусь многому у студентов: получается идеальный взаимообмен и синтез. Мне кажется, человек, получив опыт, должен им делиться — вот и я хочу делиться всем, что приобрела за жизнь, даже своими ошибками.

Как вы считаете, можно ли научиться снимать хорошее кино или талант всё же первостепенен? 

Я всегда говорила и буду говорить: образование — это очень важно. Да, есть множество примеров, когда человек ничему не учился и создавал великолепные произведения; о таких говорят «самородок», и такие — один на тысячу. Но если не оттачивать мастерство, не работать, развиваться, каждый день не задавать себе вопросы — кто я такой, что я делаю, зачем я это делаю — неминуемо откатишься назад. Поэтому нужно учиться каждый день, даже если нет никаких лекций и занятий.

Как вы ищете темы для проектов?

У меня есть своя техника. Нужно выйти на улицу, расслабиться и просто смотреть по сторонам. Поверьте, вокруг происходит огромное количество событий! Ты видишь и слышишь людей и можешь на ходу придумать про них фильм, про всех и каждого. Кто они, что за ними стоит, как будет развиваться их история, чем она закончится... Вы можете сами попробовать всё это придумать, подмечая мельчайшие детали — это отличная тренировка. Потому что искать темы, высасывая их из пальца, на мой взгляд, смысла нет. Надо просто быть внимательным и чутким к пространству и людям, пропускать через себя события и выпускать обратно в мир истории.

Так что темы я беру отовсюду. Кругом столько сюжетов, что за одну жизнь вряд ли можно все их охватить.

Какую роль в создании кино играет дизайн, по вашему мнению? Как им пользуетесь вы?

Дизайн в кино всегда был важен, а сейчас стал ещё важнее. Профессии художника-постановщика и дизайнера, как мне кажется, очень схожи, в них ключевую роль играет работа с деталями. К тому же существуют производственные рамки и определённый набор выразительных средств. К примеру, в исторических фильмах обязаельны декорации, некие объекты, характеризующие эпоху. Бывает и так, что при создании фильма есть ограничения в средствах и сроках.

У вас есть какой-то минимальный набор выразительных средств, предметов интерьера, реквизита, и вы должны передать атмосферу жилища героев, при этом не скатившись в примитивные приёмы. Для создания объёмного пространства очень важна работа через детали, личные особенности персонажа — вот это и есть дизайн. Как изобразить квартиру людей, которые жили благополучно, а сейчас оказались на обочине? Под истёртой клеёнкой на столе лежит красивая скатерть: её не убирают, надеясь на лучшие времена. Кругом какая-то разномастная и выщербленная посуда, а в серванте — красивый дорогой сервиз... Вот это я называю дизайном.

Однажды мы с художником-постановщиком придумали и воплотили историю влюбленности. Мужчина-герой был сдержан, не показывал женщине своих чувств, а дома у него стояла её фотография, около фотографии — её туфелька, бусы, фантик от конфеты, который она выбросила... Уголок поклонения. Через такие вещи, мне кажется, очень хорошо работают истории героев.

Когда вы снимете короткий метр, он станет вашей визиткой, которую вы сможете показать продюсеру. Так что короткий метр — это своего рода перспектива для заработка. Зачастую, первый вопрос к молодым режиссёрам — какие у него есть короткометражные фильмы.

Какие цели вы ставите перед собой как преподаватель курса «Короткий метр: сделай сам»? Какие методики и подходы вы планируете применить? Как будут выстроены занятия? 

Полностью описать смысл и этапы моего курса в рамках интервью я не смогу, наверное, но стоит сказать, что курс состоит из теоретических и практических занятий, требующих полного включения в дело. Если студент пришёл ко мне, ему надо быть готовым к тому, что придётся пахать. Со своей стороны я обещаю, что если вы будете полностью включёнными в учебный процесс, будете выполнять задания и работать интенсивно, то к концу этого курса каждый сможет самостоятельно сделать собственный короткий метр. Сами съёмки, конечно, будут за рамками курса: у проектов разная сезонность, финансовая готовность и так далее. Но я всегда буду на связи, буду готова помочь.

На практических занятиях, в рамках которых мы пройдём путь от нуля до готовности к съёмкам, я буду рассказывать и о каких-то неудачных случаях, чтобы студенты могли их избежать или, по крайней мере, предусмотреть возникновение трудных ситуаций. Ведь всё это пройдено мной. 

Более того, даже если студент после этого курса и не станет кинематографистом, у него появится навык очень быстро реагировать на разные обстоятельства, на неожиданности, он будет думать быстрее, быстрее принимать нетривиальные решения. 

Ещё я хотела бы, чтобы на курсе сложились классные команды, которые по жизни работали бы вместе, помогали бы друг другу. Без этого никуда! Друзья и единомышленники — это главный капитал творческого человека.

Короткометражные фильмы студентов Школы дизайна

Насколько зрителю сегодня интересно короткометражное кино? Как режиссер может на этом заработать?

Короткометражное кино, конечно, зрителю интересно. Ну вот, например, человек едет в транспорте на работу, хочет что-то посмотреть. Сериалы с часовыми сериями — это долго, надо прерываться, переходить на другую ветку, отвечать в чатах... Пока ты это сделаешь, уже забудешь, что к чему. Значит, нужно что-то другое.

Некоторое время назад были очень популярны сериалы с 10-минутными сериями. Но в короткометражных фильмах, в отличие от сериальных эпизодов, есть законченная история. Человек ехал в метро, сидел в поликлинике и посмотрел целый фильм, который, возможно, потом вертелся у него в голове целый день, рождал какие-то мысли, менял его восприятие.

А ещё короткий метр — это визитка режиссёра, которую он может показать продюсеру. То есть это своего рода перспектива для заработка. Ведь зачастую первый вопрос к молодому режиссёру — какие у него есть короткометражные фильмы.

Если же зарабатывать именно на коротком метре, надо выбрать определённую тематику, выстроить бизнес-план. На мой взгляд, это достижимо. Вообще, все навыки, про которые я говорю и которые будут на курсе «Короткий метр: сделай сам», работают для любого вида экранных искусств. Студентам будет дан инструментарий, при помощи которого они смогут быстро ориентироваться в работе. 

Кого вы хотите видеть в качестве вашего студента на курсе? Что станет его идеальным результатом для вас?

Хочу видеть единомышленников. Хочу видеть думающих, чувствующих, честных с самими собой людей, не боящихся пробовать и ошибаться — а ошибаться очень важно! — и признавать свои ошибки. Тех, кто готов принять вызов. Порой у кого-нибудь может возникнуть желание всё бросить, но тут как в спорте: надо идти дальше, дойти до финиша.

В общем, мне кажется, люди моего курса — в хорошем смысле озорные, очень трудолюбивые, те, кто хочет снять свой короткий метр, рассказать свою историю и, что немаловажно, те, кому это будет в кайф. Самое главное, что это должны быть люди ищущие и неравнодушные.

Курс дополнительного образования «Короткий метр: сделай сам» стартует 2 сентября 2024 года. На программе под руководством Кати Шагаловой вы освоите принципы сторителлинга и «монтажного мышления», напишите сценарий с учётом бюджета, научитесь работать с актёрами, операторами и звукорежиссёрами. Итоговый проект попадёт в цифровое портфолио Школы дизайна — бесплатный инструмент для продвижения.

Читайте также

Иван И. Твердовский: «Когда возникают конфликты — это даёт почву для высказывания»

На бакалаврском профиле «Экранные искусства» студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ изучают всё, что связано с движущимися изображениями: от принципов режиссуры и основ сторителлинга до работы с актёрами и приёмов монтажа. Творческим руководителем профиля является известный кинорежиссёр и сценарист Иван И. Твердовский.

Инклюзия и кино: фильмы выпускников Школы дизайна адаптированы для слабовидящих и слабослышаших

С 7 по 14 декабря 2023 на платформе RuTube проходит инклюзивный онлайн-кинофестиваль «Глубина резкости». Вошедшие в программу фильмы были адаптированы для глухих и слабослышащих, а также слепых и слабовидящих зрителей. В числе картин-участников — короткий метр выпускников «Экранных искусств» Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Теория двойных планет» Савелия Осадчего и «Конец света, моя любовь» Алина Сорокиной.

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.