Айарпи Акопян: «Дизайнеры в Армении будут работать супер-героями»

В этом учебном сезоне к команде преподавателей направления «Коммуникационный дизайн и брендинг» в Школе дизайна в Ереване присоединилась дизайнер Айарпи Акопян. В интервью предлагаем вам познакомиться с Айарпи, узнать о её творческом пути, её взглядах на дизайн в Армении и о целях на уже начавшийся учебный год.

Преподаватель курса «Специальные технологии: Типографика» в Школе дизайна НИУ ВШЭ в Ереване, графический дизайнер, каллиграф, книжный и шрифтовой дизайнер, партнёр шрифтовой студии Contrsat Foundry.

Расскажите немного о себе и о своём карьерном пути

Если коротко, то меня всегда привлекала графика и книга, поэтому я выбрала поступать в Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. Мой первый полноценный опыт работы книжным дизайнером состоялся в армянском издательстве «Зангак» — тогда я очень хотела переехать в Армению. В 2014 году прежний арт-директор стартапа Picsart позвал меня в команду на должность графического дизайнера, и там я открыла для себя понятие продуктового дизайна.

Спустя несколько лет я вернулась в Москву и углубилась в разработку банковских интерфейсов. Мне тогда казалось, что нужно уметь всё и быть мультидисциплинарным. Проектированием шрифтов я начала заниматься намного позже.

Почему вы решили остановиться именно на дизайне шрифтов?

Эта мечта была у меня с далёких университетских времён. Мы много занимались каллиграфией, делали шрифтовые копии, но до создания своего шрифта дело так и не дошло. На тот момент обучиться этому искусству можно было, попав в мастерскую Александра Владимировича Тарбеева, но он преподавал курсом выше, а у меня не хватило смелости напроситься в его мастерскую вольнослушателем.

Спустя много лет мне пришла идея принять участие в интенсиве «Шрифтовой Студии», и через какое-то время Мария Дореули — соосновательница студии Contrast Foundry — предложила мне сотрудничество. С этого всё и началось.

Леттеринг для локального шрифтового комьюнити

Какую роль типографика играет в современном дизайне, в частности, коммуникационном?

Для меня типографика играет ключевую роль в истории дизайна. Инструменты типографики позволяют структурировать информацию, делать её доступной для восприятия; или наоборот — усложнять, и создавать новый визуальный образ посредством взрыва и деконструкции, как это делали типографы-авангардисты и постмодернисты.

Визуальную коммуникацию можно выстраивать, используя различные техники и приёмы, но типографика — это база, которая всегда будет собирать этот образ воедино. Сегодня, когда шрифтовой рынок стал качественно и количественно богаче, графическим дизайнерам стало легче дышать: появилось место для манёвра и разнообразия. Сейчас часто можно встретить айдентику, где визуальный образ шрифта выступает решающим стилеобразующим элементом, и если поменять шрифт, меняется всё ощущение от коммуникации.

Сложнее ли заниматься типографикой с использованием армянского алфавита, или сложность форм даёт вам больше возможностей для самовыражения?

Смотря что подразумевать под сложностью форм. Сложность армянских букв заключается в том, что они были созданы по необходимости, в сжатые сроки и явно не шрифтовым дизайнером, хоть и человеком глубоко образованным. Это наше наследие, с которым мы ещё не до конца научились обращаться.

Но есть несколько факторов, которые усложняют работу дизайнера в Армении. Например, доступность шрифтов на армянском: рынок качественных армянских шрифтов остается ограниченным. Несмотря на то, что за последние несколько лет многие словолитни начали рисовать шрифты, в том числе с поддержкой «армяницы», однако культура покупки шрифтов для проектов среди локальных заказчиков пока ещё не сформировалась. Поэтому часто приходится работать с тем, что есть в свободном доступе, а это зачастую не самые качественные образцы.

Вторая проблема касается шрифтовых дизайнеров, рисующих или локализующих шрифты с армянский. Должно быть потрачено какое-то время на эксперименты и накопление опыта. Тогда придёт понимание, что работает, а что нет в проектировании армянских знаков. И в этом отношении я настроена оптимистично.

Серия плакатов Айарпи Акопян, посвященная столетию со дня рождения Сергея Параджанова

Есть ли проекты, которые особенно вас впечатлили?

Меня когда-то сильно впечатлила айдентика для исследовательского центра, изучающего болезнь Альцгеймера и разные формы деменции, разработанная нидерландской студией Dumbar и их партнером Marina Willer. Если задуматься, это ведь огромная трагедия для человека и его близких — терять самое ценное — память. Там гениально передаётся идея исчезновения через типографику и эффект exposure. Проект вышел очень трогательным.

Для меня важно, чтобы студенты понимали, как смотреть на типографику, научились мыслить самостоятельно и критически. Выработали привычку ставить себе задачу и рационально решать её. Мой самый главный вопрос, который я задаю студентам, когда они создают дизайн: «Почему именно так?»

Айарпи Акопян

Как вы решили присоединиться к вышке?

Довольно спонтанная вышла история. Игорь Гурович, академический руководитель ереванской программы и человек, которым мы с одногруппниками восторгались ещё в студенчестве, предложил мне вести двухмодульную программу по типографике — а я очень люблю про всё это рассказывать. Мне было крайне приятно такое доверие.

Как бы вы описали ваш курс по типрографике, и что студенты могут ожидать от него? Как выглядят ваши занятия?

Цель этого курса — объяснить студентам, что такое типографика и как она работает. Мы обучаем студентов типографическим приёмам, стилям, а также последовательности в работе. Очень большое внимание я уделяю истории и классификации шрифтов. 

Первый модуль — более технический. Он направлен на работу с жанрами текста, построением полосы набора, сочетанием шрифтов, работе с изображением и текстовым контентом, многоколонной сетке.

В конце второго модуля студенты делают сложно структурную книгу, используя навыки и опыт первых двух месяцев.

Для меня важно, чтобы студенты понимали, как смотреть на типографику, научились мыслить самостоятельно и критически. Выработали привычку ставить себе задачу и рационально решать её. Мой самый главный вопрос, который я задаю студентам, когда они создают дизайн: «Почему именно так?». И вообще я задаю много вопросов, чтобы студент начал думать. Важно не скатиться в формализм.

Ребрендинг компании Dexatel, занимающейся предоставлением облачных коммуникационных услуг. Работа выполнена совместно с арт-директором Астхик Маргарян

Расскажите про дизайн в Армении. Отличается ли он от того, что делают в России и в мире? 

Если говорить объективно, то дизайн в Армении находится в стадии возрождения после долгих лет кризиса. Поэтому требовать от него соответствия или сравнивать с дизайном стран с большим опытом — просто несправедливо.
Я думаю, что с появлением молодых дизайнеров и перспектив для этих дизайнеров (развитием индустрии и экономических факторов) многое будет меняться в лучшую сторону. Остальное — дело образования, здоровой конкуренции и открытого комьюнити.

Какие перспективы и вызовы ожидают молодых дизайнеров в Армении?

Работы тут — непочатый край. Поэтому я могу пожелать армянским дизайнерам засучив рукава повышать самоценность и культурный уровень этой маленькой, но очень тёплой страны. Они буквально будут работать супер-героями!

Важно понимать, что на пути любого дизайнера в любой стране всегда будут возникать сложности, глупые люди и головные боли. Вот почему важно нарабатывать коммуникационные навыки, что подразумевает четкость формулировки своей мысли — будь то в формате презентации или в устной форме, а также навык слушать. А ещё — создавать сильную команду, нарабатывать связи и дружить с однокурсниками, мечтая вместе создать сильную команду профессионалов.

И напоследок, что бы вы посоветовали студентам, которые хотят строить карьеру в дизайне?

Интересоваться всем вокруг, а дизайном — в последнюю очередь. Строить сильное открытое дизайн-комьюнити и поддерживать друг друга.

Читайте также

Design Day #2 в Ереване

18 апреля в Российско-Армянском университете пройдет Design day #2 с насыщенной программой от ведущих специалистов в сфере дизайна.

Победители конкурса VK Education

В рамках конкурса участникам предлагалось разработать кастомизированный скин для фарфоровой статуэтки маскота Спотти. Победителями стали Александра Ерёмина, Мария Лямцева и Елизавета Волонцевич.

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

 

Как поступить

HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL — уникальная возможность для студентов, находящихся в Армении или готовых туда переехать, получить актуальное дизайн-образование на русском языке по уже зарекомендовавшей себя бакалаврской программе Школы дизайна НИУ ВШЭ «Коммуникационный дизайн». Программа запускается совместно с Российско-Армянским (Славянским) университетом: наши выпускники получают два диплома.

Сайт программы в Ереване

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.