По вопросам поступления:
Бакалавриат (Москва — доб. 710, 704, Санкт-Петербург — доб. 702, Ереван — доб. 706)
Магистратура (Москва — доб. 703, Санкт-Петербург — доб. 702)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709)
Дополнительное образование (Москва — доб. 712, 720, 723, 724, Санкт-Петербург — доб. 701, Корпоративным клиентам — доб. 722)
Детская школа (Москва — доб. 707, Санкт-Петербург — доб. 701)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В этом учебном сезоне к команде преподавателей направления «Коммуникационный дизайн и брендинг» в Школе дизайна в Ереване присоединилась дизайнер Айарпи Акопян. В интервью предлагаем вам познакомиться с Айарпи, узнать о её творческом пути, её взглядах на дизайн в Армении и о целях на уже начавшийся учебный год.
Преподаватель курса «Специальные технологии: Типографика» в Школе дизайна НИУ ВШЭ в Ереване, графический дизайнер, каллиграф, книжный и шрифтовой дизайнер, партнёр шрифтовой студии Contrsat Foundry.
Если коротко, то меня всегда привлекала графика и книга, поэтому я выбрала поступать в Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. Мой первый полноценный опыт работы книжным дизайнером состоялся в армянском издательстве «Зангак» — тогда я очень хотела переехать в Армению. В 2014 году прежний арт-директор стартапа Picsart позвал меня в команду на должность графического дизайнера, и там я открыла для себя понятие продуктового дизайна.
Спустя несколько лет я вернулась в Москву и углубилась в разработку банковских интерфейсов. Мне тогда казалось, что нужно уметь всё и быть мультидисциплинарным. Проектированием шрифтов я начала заниматься намного позже.
Эта мечта была у меня с далёких университетских времён. Мы много занимались каллиграфией, делали шрифтовые копии, но до создания своего шрифта дело так и не дошло. На тот момент обучиться этому искусству можно было, попав в мастерскую Александра Владимировича Тарбеева, но он преподавал курсом выше, а у меня не хватило смелости напроситься в его мастерскую вольнослушателем.
Спустя много лет мне пришла идея принять участие в интенсиве «Шрифтовой Студии», и через какое-то время Мария Дореули — соосновательница студии Contrast Foundry — предложила мне сотрудничество. С этого всё и началось.
Для меня типографика играет ключевую роль в истории дизайна. Инструменты типографики позволяют структурировать информацию, делать её доступной для восприятия; или наоборот — усложнять, и создавать новый визуальный образ посредством взрыва и деконструкции, как это делали типографы-авангардисты и постмодернисты.
Визуальную коммуникацию можно выстраивать, используя различные техники и приёмы, но типографика — это база, которая всегда будет собирать этот образ воедино. Сегодня, когда шрифтовой рынок стал качественно и количественно богаче, графическим дизайнерам стало легче дышать: появилось место для манёвра и разнообразия. Сейчас часто можно встретить айдентику, где визуальный образ шрифта выступает решающим стилеобразующим элементом, и если поменять шрифт, меняется всё ощущение от коммуникации.
Смотря что подразумевать под сложностью форм. Сложность армянских букв заключается в том, что они были созданы по необходимости, в сжатые сроки и явно не шрифтовым дизайнером, хоть и человеком глубоко образованным. Это наше наследие, с которым мы ещё не до конца научились обращаться.
Но есть несколько факторов, которые усложняют работу дизайнера в Армении. Например, доступность шрифтов на армянском: рынок качественных армянских шрифтов остается ограниченным. Несмотря на то, что за последние несколько лет многие словолитни начали рисовать шрифты, в том числе с поддержкой «армяницы», однако культура покупки шрифтов для проектов среди локальных заказчиков пока ещё не сформировалась. Поэтому часто приходится работать с тем, что есть в свободном доступе, а это зачастую не самые качественные образцы.
Вторая проблема касается шрифтовых дизайнеров, рисующих или локализующих шрифты с армянский. Должно быть потрачено какое-то время на эксперименты и накопление опыта. Тогда придёт понимание, что работает, а что нет в проектировании армянских знаков. И в этом отношении я настроена оптимистично.
Меня когда-то сильно впечатлила айдентика для исследовательского центра, изучающего болезнь Альцгеймера и разные формы деменции, разработанная нидерландской студией Dumbar и их партнером Marina Willer. Если задуматься, это ведь огромная трагедия для человека и его близких — терять самое ценное — память. Там гениально передаётся идея исчезновения через типографику и эффект exposure. Проект вышел очень трогательным.
Для меня важно, чтобы студенты понимали, как смотреть на типографику, научились мыслить самостоятельно и критически. Выработали привычку ставить себе задачу и рационально решать её. Мой самый главный вопрос, который я задаю студентам, когда они создают дизайн: «Почему именно так?»
Довольно спонтанная вышла история. Игорь Гурович, академический руководитель ереванской программы и человек, которым мы с одногруппниками восторгались ещё в студенчестве, предложил мне вести двухмодульную программу по типографике — а я очень люблю про всё это рассказывать. Мне было крайне приятно такое доверие.
Цель этого курса — объяснить студентам, что такое типографика и как она работает. Мы обучаем студентов типографическим приёмам, стилям, а также последовательности в работе. Очень большое внимание я уделяю истории и классификации шрифтов.
Первый модуль — более технический. Он направлен на работу с жанрами текста, построением полосы набора, сочетанием шрифтов, работе с изображением и текстовым контентом, многоколонной сетке.
В конце второго модуля студенты делают сложно структурную книгу, используя навыки и опыт первых двух месяцев.
Для меня важно, чтобы студенты понимали, как смотреть на типографику, научились мыслить самостоятельно и критически. Выработали привычку ставить себе задачу и рационально решать её. Мой самый главный вопрос, который я задаю студентам, когда они создают дизайн: «Почему именно так?». И вообще я задаю много вопросов, чтобы студент начал думать. Важно не скатиться в формализм.
Если говорить объективно, то дизайн в Армении находится в стадии возрождения после долгих лет кризиса. Поэтому требовать от него соответствия или сравнивать с дизайном стран с большим опытом — просто несправедливо.
Я думаю, что с появлением молодых дизайнеров и перспектив для этих дизайнеров (развитием индустрии и экономических факторов) многое будет меняться в лучшую сторону. Остальное — дело образования, здоровой конкуренции и открытого комьюнити.
Работы тут — непочатый край. Поэтому я могу пожелать армянским дизайнерам засучив рукава повышать самоценность и культурный уровень этой маленькой, но очень тёплой страны. Они буквально будут работать супер-героями!
Важно понимать, что на пути любого дизайнера в любой стране всегда будут возникать сложности, глупые люди и головные боли. Вот почему важно нарабатывать коммуникационные навыки, что подразумевает четкость формулировки своей мысли — будь то в формате презентации или в устной форме, а также навык слушать. А ещё — создавать сильную команду, нарабатывать связи и дружить с однокурсниками, мечтая вместе создать сильную команду профессионалов.
Интересоваться всем вокруг, а дизайном — в последнюю очередь. Строить сильное открытое дизайн-комьюнити и поддерживать друг друга.
26 июня в 19:30 в Common Ground Books & Spirits пройдет открытый просмотр работ студентов первого курса направления «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна в Ереване.
2 октября в Александровском дворце подвели итоги конкурса, организованного Музеем-заповедником «Царское село» совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Перед молодыми дизайнерами стояла задача разработать линейку сувенирной продукции на основе проекта «Цветущий дворец». Первое место заняла Анна Панина — с её дизайном Музей выпустит тираж сувенирной продукции.
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Направление
HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL — уникальная возможность для студентов, находящихся в Армении или готовых туда переехать, получить актуальное дизайн-образование на русском языке по уже зарекомендовавшей себя бакалаврской программе Школы дизайна НИУ ВШЭ «Коммуникационный дизайн». Программа запускается совместно с Российско-Армянским (Славянским) университетом: наши выпускники получают два диплома.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.