Мария Степанова: «Мне нравится видеть, как меняется мышление студентов»

В мире, где эстетика и функциональность выходят на первый план, предметный дизайн становится неотъемлемой частью нашей жизни. Мария Степанова, руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн», представляет собой яркий пример активного и увлечённого своим делом дизайнера и преподавателя, непосредственно участвующего в развитии этой области в России.

В интервью для нашего сайта она поделилась тем, как пришла в мир дизайна и какие вызовы и достижения сопровождали её на этом пути, какие навыки и знания необходимы для успешной карьеры в этой динамичной области, а также рассказала о профиле бакалавриата «Предметный и промышленный дизайн, на который можно будет подать документы уже в 2025 году.

Руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, преподаватель. Член Союза Дизайнеров России, куратор выставочных проектов, поклонник розового цвета и эксперт по подаркам.

Расскажите, пожалуйста, о себе. С чего начался ваш путь в предметном и промышленном дизайне? Это же главная сфера вашей деятельности, верно?

На самом деле, моя основная деятельность сейчас — это преподавание и развитие проектов в направлении. Я сейчас больше арт-директор, связующая, менеджер. Иначе говоря, я помогаю проектам случиться, но непосредственно сама не выпускаю какие-то продукты.

Почему так случилось?

Моё первое образование — инженерное. Я закончила Бауманку и пошла туда осознанно, ожидая, что буду заниматься художественной ювелирной обработкой материалов. Но я неправильно истолковала информацию при поступлении…

В общем, курсу к третьему я поняла, что занимаюсь не тем, чего ожидала. При этом я не стала менять вуз и получила фундаментальное инженерное образование, закончив Бауманку с красным дипломом. Тогда я старательно и прилежно изучала всё это, участвовала в научных работах, но сейчас бы не сделала ничего подобного, конечно. 

В целом, мне кажется, в том возрасте я довольно много плыла по течению. Решила тогда: раз я не училась в художке, значит мне можно забыть про какую-то творческую карьеру. Я даже не рассматривала новое образование после выпуска в этом ключе, а продолжила инженерную карьеру и устроилась на завод. Стабильность была классной, но эта работа не доставляла мне никакого удовольствия. 

Потом мне исполнилось 25 лет, и у меня случился кризис четверти жизни. Я подумала: «Окей, если так дальше и пойдёт, то к чему все это может привести?». Меня тогда очень поддержала моя семья. Сказали: «Если хочешь менять профессию — иди и меняй. Ничего страшного. Иди по пути, который сама хочешь пройти». И я уволилась, а затем пришла в Вышку на дополнительное профессиональное образование по промышленному дизайну. Мне хотелось заниматься чем-то творческим, но не терять свои технические навыки. Зачем-то же я 6 лет изучала всё это, зачем-то мне всё это нужно.

Мария Степанова, «Бутер»
Мария Степанова, «Бутер»

И как вам училось в Школе?

Хочу сказать, что мне очень крупно повезло, потому что я сразу попала к куратору Тимуру Бурбаеву. Он на тот момент уже почти 20 лет возглавлял это направление в студии Лебедева. Это колоссальный опыт, и сам Тимур — действительно «горящий» своей профессией человек. Настоящий учитель, ментор, сенсей. И он увидел, что у меня был яркий интерес, я очень увлекалась, глубоко погружалась в проекты и старалась создавать среду, задействовать всех одногруппников в параллельных активностях — сходить куда-то в кино про дизайн, на выставку, провести какой-нибудь воркшоп. Заметив это, он оставался со мной на связи, приглашал на студенческие проекты за пределами курса, чтобы я что-то пробовала.

Я тогда была в кураже из-за смены профессии, потому что попала в среду, в которой мне классно, которая меня вдохновляет, в которой мне хочется пробовать новое. К тому же, я убеждена, что мы делаем мир лучше, а для меня всегда была важна социальная составляющая моей деятельности. Здесь нет рутины, потому что ты постоянно изучаешь что-то новое, это интересная интеллектуальная деятельность. Ты знакомишься с огромным количеством новых сфер, новых людей. Когда я фрилансила, у меня были разные проект, начиная от исследований по сельскохозяйственной технике, и заканчивая разработкой упаковки для новой экологичной косметики.

Но, конечно, очень много сложностей было, когда я начала искать работу после курса. Курс длился всего несколько месяцев, за которые ты, очевидно, не станешь гениальным промдизайнером. Нужно было искать практику. 

Было очень тяжело было принимать отказы. Но в итоге я откликнулась на вакансию, до которой явно не дотягивала. Искали старшего дизайнера, и было понятно, что я никакой не старший дизайнер, и они меня позвали через пару месяцев, когда я уже забыла об этом отклике, потому что открыли вакансию младшего дизайнера.

И это, на самом деле, классная стратегия. За спрос денег не берут, поэтому нужно просто стучаться во все двери, а не решать за работодателя, что ты ему не подходишь. Я это же стараюсь донести до ребят, потому что среди них очень много сомневающихся в начале пути. А если что-то не получается в карьерном плане, то и вовсе сложно сохранить мотивацию.

В общем, в этой компании, я быстро доросла до руководителя отдела и поняла, что мне нужно все-таки системно развить свои компетенции. Как раз в это время Тимур набирал первый курс магистратуры, сюда же, в Школу дизайна. И я стала частью первого набора. 

За спрос денег не берут, поэтому нужно просто стучаться во все двери, а не решать за работодателя, что ты ему не подходишь. Я это же стараюсь донести до ребят, потому что среди них очень много сомневающихся в начале пути.

Мария Степанова

Выставки, на которых представлены проекты студентов Марии

Выставка Design Futures. Synesthesia на Telling Stories

Выставка «Всё, всегда и сразу» на Винзаводе

Выставка «Всё, всегда и сразу» на Винзаводе

А как вы стали куратором?

Во время обучения Слава Саакян, второй куратор, заметил, что у меня есть некоторые предпосылки к преподаванию: я всё время старалась помогать с тем, что сама уже поняла, делилась информацией, организовывала мероприятия. И Слава пригласил меня быть сокуратором курса ДПО, который он вёл на тот момент и с которого я начала свой путь в дизайне.

Как вам удалось совмещать учёбу в магистратуре, работу в компании и кураторство?

Это было очень тяжело. У меня была довольно ответственная и стрессовая должность, и я приняла в середине первого года решение, что ухожу на фриланс. Стало немного попроще.

После выпуска меня пригласили преподавать в Школу дизайна. Я выкладывалась на полную, параллельно совмещая с другой работой, понимая, что устраиваться куда-то на постоянную основу я не хочу. Мне нравится этот гибкий формат, который позволяет совмещать много проектов.

А через некоторое время меня пригласили возглавить направление «Предметный и промышленный дизайн».

Мастер-класс в открытых мастерских «Своды»
Мастер-класс в открытых мастерских «Своды»

Мне очень нравится видеть развитие наших студентов, видеть, как меняется их мышление и то, как они учатся презентовать свою работу. Я вижу, как это улучшает их жизнь.

Мария Степанова

Расскажите, пожалуйста, в чём разница между предметным и промышленным дизайном?

Промышленный дизайн — это всегда про серийность. Это могут быть сложные устройства или другие объекты, но обязательно  выпускаемые большим тиражом. 

В предметном же дизайне у тебя развязаны руки, ты можешь создать какой-то объект коллекционного дизайна, и он будет работать как авторское высказывание. Ты можешь начать с небольших серий, и это позволит больше экспериментировать.

Работы студентов Марии Степановой

Дарья Дудкина, Юлия Сидорова, Алина Колбасина. Ларец — яркие шкатулки ручной работы
Дарья Дудкина, Юлия Сидорова, Алина Колбасина. Ларец — яркие шкатулки ручной работы
Борис Гладышев. Glyph
Борис Гладышев. Glyph
Анастасия Фирсова. TORRE — бренд архитектурной посуды
Анастасия Фирсова. TORRE — бренд архитектурной посуды
Александра Семенова, Дмитрий Якушин, Юлия Смоленчук. Rita Moss
Александра Семенова, Дмитрий Якушин, Юлия Смоленчук. Rita Moss

А почему всё-таки вы предпочи заниматься, главным образом, преподаванием?

Сначала я очень переживала, что перестаю быть дизайнером-практиком. Но потом осознала, что как исполнитель я могла бы вести около 10 проектов более-менее вовлечённо в течение года. А сейчас, находясь в этом положении, я могу быть участником разработки гораздо большего числа проектов. И самое главное — помогать формировать специалистов для рынка. Эффект от этого глобально, в социальном плане, гораздо больше, чем если бы я работала исключительно дизайнером.

К тому же, мне очень нравится видеть развитие наших студентов, видеть, как меняется их мышление и то, как они учатся презентовать свою работу. Я вижу, как это улучшает их жизнь.

Почему изначально в Школе дизайна была открыта магистратура «Предметный и промышленный дизайн», а бакалавриат запускается в 2025 году?

Мы открывали экспериментальный набор одновременно с запуском магистратуры. Сейчас мы пересмотрели программу и запускаем бакалавриат в новом формате: собрали накопленный опыт и пересобрали его в новый проект, под который специально разработали новый базовый курс, а также наполнили его спектром проектов и коллабораций с представителями индустрии.

Вручение дипломов в ЦСИ Винзавод, 2024 год
Вручение дипломов в ЦСИ Винзавод, 2024 год

Чем бакалавриат отличается магистратуры? И надо ли понимать что-то в предметном и промышленном дизайне, чтобы поступить?

Бакалавриат и магистратура — два принципиально разных формата обучения. Бакалавриату студенты посвящают 4 года обучения, получая комплексное первое высшее образование: проектная деятельность, специальные технологии, история искусства и дизайна, а также арт-практики. Всё это дополняется изучением английского языка и других дисциплин.

В качестве вступительного проекта мы принимаем серию предметов в любых техниках визуализации, главное, чтобы проект был подан цельно, в единой выверенной концепции и были объяснены принятые дизайн-решения. Мы хотим увидеть мотивацию и заинтересованность поступающих, а также их мышление. Для большего погружения до поступления для абитуриентов открыты курсы ФДП по нашему направлению, к которым можно присоединиться в любом модуле.

Кому этот профиль будет интересен и чем студенты будут заниматься на профиле?

Этот профиль интересен и полезен всем, кто интересует предметной средой, объектами, которые окружают нас ежедневно.

Первый год обучения формирует базовую подготовку, знание графических редакторов, основы эскизирования, моделирования и визуализации. Почти в игровой среде студенты проектируют первые объекты, анализируя контекст и применяя условия к создаваемому устройству, постепенно наполняя его интерфейсом, возможностями кастомизации, брендингом и к концу года «заземляя» продукт.

На втором году обучения студенты погружаются в предметный дизайн, изучают мелкотиражные техники и авторские подходы, много работают с различными материалами и пробуют себя в роли дизайнеров в задачах разного масштаба: от переосмысления существующих объектов до разработки линейки уличной мебели.

Третий год — промышленный дизайн. Здесь ребята работают с ведущими представителями индустрии по их профильным темам — каждый модуль с новым куратором. Это даёт поработать с богатым спектром проектов и наполнить портфолио, а ещё — определиться с вектором карьерного развития.

Направление диплома студенты выбирают самостоятельно — запускают собственный бренд или выполняют спонсорский проект для компании.

Какую поддержку в реализации своих проектов студенты могут ждать от Школы дизайна?

За 5 лет развития направления в Школе дизайна мы сформировали сильное сообщество выпускников и продолжаем его растить и поддерживать. В прошлом году мы открыли HSE ART AND DESIGN STORE, где представлены работы студентов, выпускников и преподавателей Школы. Для многих это становится стартовой точкой для выхода на рынок, а благодаря магазину и продвижению больше людей узнают о молодых брендах. Помимо реализации товаров студентов, мы запускаем коллаборации с брендами в рамках конкурсов и прямого сотрудничества.

В преддверии Нового года Мария Степанова, как эксперт по подаркам, поделилась с нами подборкой студенческих брендов, которые можно купить в концепт-сторе Школы дизайна (и не только) и сделать эту зиму ярче и теплее.

Читайте также

Выпускница Школы дизайна в рейтинге Forbes

Дизайнер Алёна Неведрова, закончившая бакалавриат Школы дизайна в 2021 году, вошла в лонг-лист ежегодного рейтинга Forbes «30 до 30». В свои 25 лет она успела отучиться в магистратуре Центрального колледжа искусства и дизайна им. Святого Мартина (Лондон) и привлечь внимание мировой прессы своей дипломной коллекцией hidden woman. О ней написали Dazed, Marie Claire, V Magazine и другие авторитетные медиа.

Открытые просмотры студентов питерской Школы дизайна

Подходит к концу второй модуль, и Школа дизайна в Санкт-Петербурге вновь приглашает всех, кто интересуется дизайном, увидеть работы студентов на открытых просмотрах! 

Студенты направления познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.