По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В мире, где эстетика и функциональность выходят на первый план, предметный дизайн становится неотъемлемой частью нашей жизни. Мария Степанова, руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн», представляет собой яркий пример активного и увлечённого своим делом дизайнера и преподавателя, непосредственно участвующего в развитии этой области в России.
В интервью для нашего сайта она поделилась тем, как пришла в мир дизайна и какие вызовы и достижения сопровождали её на этом пути, какие навыки и знания необходимы для успешной карьеры в этой динамичной области, а также рассказала о профиле бакалавриата «Предметный и промышленный дизайн, на который можно будет подать документы уже в 2025 году.
Руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, преподаватель. Член Союза Дизайнеров России, куратор выставочных проектов, поклонник розового цвета и эксперт по подаркам.
На самом деле, моя основная деятельность сейчас — это преподавание и развитие проектов в направлении. Я сейчас больше арт-директор, связующая, менеджер. Иначе говоря, я помогаю проектам случиться, но непосредственно сама не выпускаю какие-то продукты.
Моё первое образование — инженерное. Я закончила Бауманку и пошла туда осознанно, ожидая, что буду заниматься художественной ювелирной обработкой материалов. Но я неправильно истолковала информацию при поступлении…
В общем, курсу к третьему я поняла, что занимаюсь не тем, чего ожидала. При этом я не стала менять вуз и получила фундаментальное инженерное образование, закончив Бауманку с красным дипломом. Тогда я старательно и прилежно изучала всё это, участвовала в научных работах, но сейчас бы не сделала ничего подобного, конечно.
В целом, мне кажется, в том возрасте я довольно много плыла по течению. Решила тогда: раз я не училась в художке, значит мне можно забыть про какую-то творческую карьеру. Я даже не рассматривала новое образование после выпуска в этом ключе, а продолжила инженерную карьеру и устроилась на завод. Стабильность была классной, но эта работа не доставляла мне никакого удовольствия.
Потом мне исполнилось 25 лет, и у меня случился кризис четверти жизни. Я подумала: «Окей, если так дальше и пойдёт, то к чему все это может привести?». Меня тогда очень поддержала моя семья. Сказали: «Если хочешь менять профессию — иди и меняй. Ничего страшного. Иди по пути, который сама хочешь пройти». И я уволилась, а затем пришла в Вышку на дополнительное профессиональное образование по промышленному дизайну. Мне хотелось заниматься чем-то творческим, но не терять свои технические навыки. Зачем-то же я 6 лет изучала всё это, зачем-то мне всё это нужно.
Хочу сказать, что мне очень крупно повезло, потому что я сразу попала к куратору Тимуру Бурбаеву. Он на тот момент уже почти 20 лет возглавлял это направление в студии Лебедева. Это колоссальный опыт, и сам Тимур — действительно «горящий» своей профессией человек. Настоящий учитель, ментор, сенсей. И он увидел, что у меня был яркий интерес, я очень увлекалась, глубоко погружалась в проекты и старалась создавать среду, задействовать всех одногруппников в параллельных активностях — сходить куда-то в кино про дизайн, на выставку, провести какой-нибудь воркшоп. Заметив это, он оставался со мной на связи, приглашал на студенческие проекты за пределами курса, чтобы я что-то пробовала.
Я тогда была в кураже из-за смены профессии, потому что попала в среду, в которой мне классно, которая меня вдохновляет, в которой мне хочется пробовать новое. К тому же, я убеждена, что мы делаем мир лучше, а для меня всегда была важна социальная составляющая моей деятельности. Здесь нет рутины, потому что ты постоянно изучаешь что-то новое, это интересная интеллектуальная деятельность. Ты знакомишься с огромным количеством новых сфер, новых людей. Когда я фрилансила, у меня были разные проект, начиная от исследований по сельскохозяйственной технике, и заканчивая разработкой упаковки для новой экологичной косметики.
Но, конечно, очень много сложностей было, когда я начала искать работу после курса. Курс длился всего несколько месяцев, за которые ты, очевидно, не станешь гениальным промдизайнером. Нужно было искать практику.
Было очень тяжело было принимать отказы. Но в итоге я откликнулась на вакансию, до которой явно не дотягивала. Искали старшего дизайнера, и было понятно, что я никакой не старший дизайнер, и они меня позвали через пару месяцев, когда я уже забыла об этом отклике, потому что открыли вакансию младшего дизайнера.
И это, на самом деле, классная стратегия. За спрос денег не берут, поэтому нужно просто стучаться во все двери, а не решать за работодателя, что ты ему не подходишь. Я это же стараюсь донести до ребят, потому что среди них очень много сомневающихся в начале пути. А если что-то не получается в карьерном плане, то и вовсе сложно сохранить мотивацию.
В общем, в этой компании, я быстро доросла до руководителя отдела и поняла, что мне нужно все-таки системно развить свои компетенции. Как раз в это время Тимур набирал первый курс магистратуры, сюда же, в Школу дизайна. И я стала частью первого набора.
Выставка Design Futures. Synesthesia на Telling Stories
Выставка «Всё, всегда и сразу» на Винзаводе
Выставка «Всё, всегда и сразу» на Винзаводе
Во время обучения Слава Саакян, второй куратор, заметил, что у меня есть некоторые предпосылки к преподаванию: я всё время старалась помогать с тем, что сама уже поняла, делилась информацией, организовывала мероприятия. И Слава пригласил меня быть сокуратором курса ДПО, который он вёл на тот момент и с которого я начала свой путь в дизайне.
Это было очень тяжело. У меня была довольно ответственная и стрессовая должность, и я приняла в середине первого года решение, что ухожу на фриланс. Стало немного попроще.
После выпуска меня пригласили преподавать в Школу дизайна. Я выкладывалась на полную, параллельно совмещая с другой работой, понимая, что устраиваться куда-то на постоянную основу я не хочу. Мне нравится этот гибкий формат, который позволяет совмещать много проектов.
А через некоторое время меня пригласили возглавить направление «Предметный и промышленный дизайн».
Мне очень нравится видеть развитие наших студентов, видеть, как меняется их мышление и то, как они учатся презентовать свою работу. Я вижу, как это улучшает их жизнь.
Промышленный дизайн — это всегда про серийность. Это могут быть сложные устройства или другие объекты, но обязательно выпускаемые большим тиражом.
В предметном же дизайне у тебя развязаны руки, ты можешь создать какой-то объект коллекционного дизайна, и он будет работать как авторское высказывание. Ты можешь начать с небольших серий, и это позволит больше экспериментировать.
Сначала я очень переживала, что перестаю быть дизайнером-практиком. Но потом осознала, что как исполнитель я могла бы вести около 10 проектов более-менее вовлечённо в течение года. А сейчас, находясь в этом положении, я могу быть участником разработки гораздо большего числа проектов. И самое главное — помогать формировать специалистов для рынка. Эффект от этого глобально, в социальном плане, гораздо больше, чем если бы я работала исключительно дизайнером.
К тому же, мне очень нравится видеть развитие наших студентов, видеть, как меняется их мышление и то, как они учатся презентовать свою работу. Я вижу, как это улучшает их жизнь.
Мы открывали экспериментальный набор одновременно с запуском магистратуры. Сейчас мы пересмотрели программу и запускаем бакалавриат в новом формате: собрали накопленный опыт и пересобрали его в новый проект, под который специально разработали новый базовый курс, а также наполнили его спектром проектов и коллабораций с представителями индустрии.
Бакалавриат и магистратура — два принципиально разных формата обучения. Бакалавриату студенты посвящают 4 года обучения, получая комплексное первое высшее образование: проектная деятельность, специальные технологии, история искусства и дизайна, а также арт-практики. Всё это дополняется изучением английского языка и других дисциплин.
В качестве вступительного проекта мы принимаем серию предметов в любых техниках визуализации, главное, чтобы проект был подан цельно, в единой выверенной концепции и были объяснены принятые дизайн-решения. Мы хотим увидеть мотивацию и заинтересованность поступающих, а также их мышление. Для большего погружения до поступления для абитуриентов открыты курсы ФДП по нашему направлению, к которым можно присоединиться в любом модуле.
Этот профиль интересен и полезен всем, кто интересует предметной средой, объектами, которые окружают нас ежедневно.
Первый год обучения формирует базовую подготовку, знание графических редакторов, основы эскизирования, моделирования и визуализации. Почти в игровой среде студенты проектируют первые объекты, анализируя контекст и применяя условия к создаваемому устройству, постепенно наполняя его интерфейсом, возможностями кастомизации, брендингом и к концу года «заземляя» продукт.
На втором году обучения студенты погружаются в предметный дизайн, изучают мелкотиражные техники и авторские подходы, много работают с различными материалами и пробуют себя в роли дизайнеров в задачах разного масштаба: от переосмысления существующих объектов до разработки линейки уличной мебели.
Третий год — промышленный дизайн. Здесь ребята работают с ведущими представителями индустрии по их профильным темам — каждый модуль с новым куратором. Это даёт поработать с богатым спектром проектов и наполнить портфолио, а ещё — определиться с вектором карьерного развития.
Направление диплома студенты выбирают самостоятельно — запускают собственный бренд или выполняют спонсорский проект для компании.
За 5 лет развития направления в Школе дизайна мы сформировали сильное сообщество выпускников и продолжаем его растить и поддерживать. В прошлом году мы открыли HSE ART AND DESIGN STORE, где представлены работы студентов, выпускников и преподавателей Школы. Для многих это становится стартовой точкой для выхода на рынок, а благодаря магазину и продвижению больше людей узнают о молодых брендах. Помимо реализации товаров студентов, мы запускаем коллаборации с брендами в рамках конкурсов и прямого сотрудничества.
Дизайнер Алёна Неведрова, закончившая бакалавриат Школы дизайна в 2021 году, вошла в лонг-лист ежегодного рейтинга Forbes «30 до 30». В свои 25 лет она успела отучиться в магистратуре Центрального колледжа искусства и дизайна им. Святого Мартина (Лондон) и привлечь внимание мировой прессы своей дипломной коллекцией hidden woman. О ней написали Dazed, Marie Claire, V Magazine и другие авторитетные медиа.
Подходит к концу второй модуль, и Школа дизайна в Санкт-Петербурге вновь приглашает всех, кто интересуется дизайном, увидеть работы студентов на открытых просмотрах!
Направление
Студенты направления познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.