По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В 2024 году к команде преподавателей направления «Коммуникационный дизайн и брендинг» в Ереване присоединился арт-директор и дизайнер Гарегин Мартиросян. В этом интервью предлагаем познакомиться с Гарегином и узнать о его долгой и интересной карьере в дизайне.
Преподаватель курса «Креативное проектирование» в HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL — Ереван. Арт-директор и основатель дизайн-студии и леттерпресс-типографии TheSign. Дизайнер с более чем 25-летним опытом работы в области продуктового и корпоративного брендинга, автор 30 почтовых марок. Обладатель призов различных международных фестивалей рекламы.
Попал в профессию элементарно — у меня дизайнерское образование. Но всё началось ещё в школьные годы. Параллельно учёбе в школе я занимался в Республиканском центре эстетического воспитания — это было очень крутое заведение советского времени. Там у нас был преподаватель, которого я до сих пор хорошо помню. Нам тогда было по 12 лет, а ему 28. Сейчас мы с ним очень близкие друзья. Я даже часто его спрашиваю: «Как ты, 28-летний парень, пришёл преподавать таким бандерлогам, как мы?».
Наверное, именно он сыграл решающую роль в моём выборе. Он был дизайнером, точнее, художником-дизайнером, и очень интересно рассказывал о профессии. Примерно в это время я окончательно решил, что художником я точно не стану, поэтому я решил стать дизайнером.
После этого я поступил в институт, а затем пришли 90-е. В России их называют «лихими», а у нас в Армении это были по-настоящему «тёмные» 90-е: не было света, не было ничего. В таких условиях я начал свою карьеру. Мы брались за всё: делали логотипы, вывески, любые заказы, которые попадались. Так всё и начиналось.
Разница большая. Во-первых, художник сам себе хозяин, он решает, что надо делать, как надо делать. У дизайнера всё-таки, в отличие от художника, есть клиент, то есть всё-таки появляются какие-то рамки.
Во-вторых, дизайн существует не только сам по себе. В дизайне очень много профессий и специальностей. Если ты дизайнер, ты должен иметь какое-то представление о геометрии, о физике. Ты должен быть начитанным, потому что иногда тебе приходится работать и со словами. В общем, это довольно широкая профессия, в которой сочетается много вещей.
Был такой культурологический журнал Rubicon. Мы создали его, работая в дизайн-студии Printinfo: нашли редактора и людей, которые писали статьи для него. Я отвечал за дизайн. Свобода была полная. Я очень люблю этот проект, потому что очень многому научился, работая именно над этим журналом. Мы экспериментировали как могли.
Здесь нужно сделать небольшую поправку: это была работа, выполненная большой командой.
Предыстория такова: лет пять-шесть назад мы с другом решили арендовать помещение в центре города, потому что вдвоём это было дешевле. Мы собрали дизайнеров — наших друзей. Так появилась платформа, где мы могли работать вместе. Можно сказать, что на тот момент это были лучшие дизайнеры в возрасте 40+, и я без сомнений назову их лучшими дизайнерами Армении.
Как-то из соцсетей мы узнали, что объявлен тендер на разработку айдентики для туристического комитета Армении, то есть на создание туристического бренда страны. Мы решили поучаствовать. Собрали команду, в которой, кроме дизайнеров, были маркетологи, этнографы, специалисты по туризму, копирайтер, фотограф, специалист по видео-анимации и компьютерной графике, даже музыкант, который специально написал музыку для этого проекта. В общем, всё завертелось. Мы сделали своё предложение, и оказалось, что мы выиграли этот тендер. Наше предложение стало самым заманчивым. Но не по цене, потому что у нас цена была высокая, — это было самое интересное предложение в творческом плане.
Но самый главный результат этой работы — это то, что, собрав группу дизайнеров и единомышленников, мы создали нечто большое и интересное. Это был успех. Туристический бренд уже существует.
Здесь много причин. Это связано с возрастом — с годами приходит понимание, что настало время делиться опытом, который у тебя есть.
Кроме того, с образованием, особенно в области дизайна, в Армении большие проблемы. Есть курсы, но они в основном не о графическом дизайне, а о компьютерных программах — как работать в иллюстраторе или фотошопе. Но эти курсы делают тебя хорошим пользователем компьютера, а не хорошим графическим дизайнером. Я давно задумался об этом, и вот за последние два года, когда Игорь Гурович был в Ереване, мы несколько раз пересекались, и он предложил мне преподавать у нас. Я подумал, что это интересно для меня и что это мой путь.
Почему? Во-первых, это то, что я всегда хотел сделать. Во-вторых, очень интересно работать с молодыми студентами — я учусь у них. Они мыслят совсем по-другому — мы из разных поколений, и их подходы и идеи часто удивляют меня.
Не все студенты местные — часть из России. Кажется, что разницы нет, ведь им всем по 18-20 лет, но на самом деле менталитеты и характеры разные.
Тем не менее во многом они очень похожи. У них нет тех комплексов, которые были у нас, когда мы заканчивали школу и поступали в институт. Студенты мыслят по-другому. Это уже другая эра. Они более открытые, незакомплексованные, и с ними очень интересно работать. Иногда они выдвигают такие идеи, что удивляешься: как я сам до этого не додумался!
Когда в первый день я вошел в кабинет, я сразу сказал им: «Не только вы будете учиться, я тоже буду учиться с вами. Это для меня такой же первый курс, как и для вас».
Невозможно так сказать. Естественно, что-то от Бога должно быть внутри. Если будет пусто, сколько хочешь учись — ничему не научишься. Но дизайн — это всё-таки очень серьезная профессия, требующая огромных усилий.
В XXI веке без знаний ты не сможешь стать хорошим дизайнером. Это сразу будет видно. Многие начали тревожиться и ныть, что искусственный интеллект заменит дизайнеров, и их работа исчезнет. Но это не так. Почему? Потому что искусственный интеллект — это просто инструмент, такой же, как компьютер, карандаш или ручка. Если ты используешь его правильно, как инструмент, то всё будет в порядке. Он не будет думать за тебя и не будет креативить. Если ты попросишь искусственный интеллект сделать плакат, он его сделает, но это будет просто какая-то ерунда.
Дизайн напрямую зависит от состояния экономики и индустрии страны. Чем более развита экономика, тем более развита и креативная индустрия. Например, в Голландии креативная индустрия составляет 7% ВВП, в то время как в России Газпром — только 6%. Это не случайность. Конечно, у них хорошие дизайнерские школы, но крайне важна сильная экономика, ведь дизайн — это не только творчество, но и деньги. Дизайнеры должны зарабатывать, и это привлекает людей в профессию. В Армении дизайнеры ещё не зарабатывают так много, но процесс развития индустрии уже пошел.
Индустрия дизайна в Армении находится на стадии становления. Есть серьёзные компании, которые уже известны не только в Армении, но и за рубежом, что очень важно. Участие в международных конкурсах помогает оценить, где мы находимся в сравнении с коллегами из других стран. Мы когда-то думали, что в 90-е годы были лучшими, пока не поучаствовали в международной выставке и не поняли, как далеко ушли другие.
Очень важную роль в развитии индустрии играет хорошая образовательная база. Общаясь с коллегами, я понимаю, что самая большая трудность — это нехватка кадров. А чтобы были хорошие кадры, нужны качественные образовательные учреждения.
Я очень обрадовался, когда Вышка открыла программу в Армении, потому что это может стать стимулом другим вузам тоже подтянуться. В Вышке хорошая методика обучения, и я уже три месяца преподаю по ней.
Если приходит хороший специалист с отличными навыками и умением преподавать, то, безусловно, может получиться что-то стоящее.
В Вышке же, на мой взгляд, есть одна важная особенность — это правильно выстроенная методика преподавания. Если хороший специалист оказывается в таком образовательном учреждении, он сможет качественно преподавать дизайн по этой методике.
Важно понимать, что не всегда супер-дизайнер — это хороший преподаватель. Можно быть отличным дизайнером, но не иметь навыков преподавания. Такие люди могут дать совет или поделиться мнением, но не могут выстроить полноценный учебный процесс. Методика преподавания в Вышке помогает решить эту задачу.
Ещё в школе наш преподаватель рассказал историю о художнике Николае Рерихе, человеке не очень знаменитом, но очень интересном. Когда он был молодым, он принес свои картины Льву Толстому. Толстой, помимо того, что был писателем, был человеком с уникальным взглядом на вещи. Он посмотрел картины и спросил: «Представь себе горную речку. Ты на лодке должен переплыть её. Что будешь делать? Пойдешь прямо?». Рерих подумал и ответил, что если пойдет прямо, его снесет течением, и нужно брать выше. Толстой сказал: «Вот, всегда надо брать выше».
Дизайн — это профессия, связанная со временем и модой. Времена меняются, инструменты меняются, и дизайн тоже меняется. Важно не останавливаться на простом, а стремиться делать что-то нестандартное. Идти в Вышку преподавать — это тоже для меня эксперимент, это я «взял выше». Что из этого выйдет, покажет время.
Не бойтесь экспериментировать и ошибаться — это самое важное. Люди часто боятся ошибиться, но именно на ошибках мы учимся и вырастаем. И надо всегда «брать выше».
2 и 3 сентября Школа дизайна НИУ ВШЭ совместно с Московским политехническим университетом запускает сразу две новые программы дополнительного образования — «Цветная литография» и «Шрифт как инструмент графического дизайнера»
С 21 по 23 июня в Школе дизайна НИУ ВШЭ проходил интенсив графического дизайнера Анны Наумовой «Ровный набор». Сразу после окончания занятий мы расспросили саму Анну и её слушателей о впечатлениях от совместной работы.
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Направление
HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL — уникальная возможность для студентов, находящихся в Армении или готовых туда переехать, получить актуальное дизайн-образование на русском языке по уже зарекомендовавшей себя бакалаврской программе Школы дизайна НИУ ВШЭ «Коммуникационный дизайн». Программа запускается совместно с Российско-Армянским (Славянским) университетом: наши выпускники получают два диплома.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.