По общим вопросам
В роттердамской галерее Frank Taal проходит персональная выставка Владимира Потапова — художника и куратора профиля магистратуры «Современная живопись» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Кроме того, Владимир принимает участие в международной ярмарке Art Rotterdam.
В своих работах, представленных на выставке, Владимир исследует тонкую грань между видимым и невидимым, материальным и иллюзорным. Художник рассматривает живопись как живой организм, который находится в постоянном движении между созиданием и разрушением.
Владимир Потапов задаётся вопросом, как искусство может существовать в эпоху алгоритмов и клипового мышления. Видео-документация его процессов, созданная специально для социальных сетей, имитирует гипнотизирующий контент бесконечной ленты. Однако за этой мимикрией скрывается вызов — живопись бросает вызов нейросетям, которые не способны воспроизвести физический процесс разрушения, изображённый на картинах художника.
Искусство Владимира Потапова — это не просто объект, а настоящее событие. Плавление, словно эффект glitch, превращает полотно в живой организм. В работах художника можно увидеть разнообразные сюжеты: от сочетания альпийских пейзажей с советскими панельными домами до абсурдистских образов, таких как голландский сыр и люберецкие бандиты. Также в его творчестве присутствует газовая вышка Газпрома, которая словно превращается в свечу Герхарда Рихтера, портрет погибшего Тео Ван Гога (правнука великого художника), который трансформируется в его монумент, и даже восход китайского юаня в сибирском лесу.
«Создание плавящейся живописи — это не просто эксперимент с материалами и текстурами, а прежде всего процесс, который превращается в самостоятельное художественное высказывание. Здесь главное — не сама картина, а документирование её рождения и разрушения. Видео процесса становится ключевой частью работы, тогда как конечное физическое произведение лишь играет роль артефакта, дополнения к главному действу.
Особенность этих видео в том, что они изначально созданы под формат социальных сетей и мимикрируют под развлекательный контент. Лаконичные, гипнотизирующие моменты плавления будто подстраиваются под алгоритмы, захватывая внимание зрителя на несколько секунд. Этот короткий цикл, словно заточенный под бесконечную ленту, вызывает мгновенную реакцию и легко вписывается в визуальную культуру клипового восприятия. Однако за этой игрой с форматом скрывается более глубокий жест.
В эпоху, когда нейросети способны имитировать любую технику живописи, эта работа возвращает искусству возможность контратаки. Здесь живопись начинает имитировать саму нейросеть. Плавящийся слой краски напоминает цифровую анимацию или glitch-эффект, сбивая зрителя с толку. Но в отличие от симуляции, это реальный физический процесс, который нельзя воспроизвести или скопировать алгоритмом. В этом соперничестве между искусственным и аналоговым живопись находит свой новый шанс. Она выходит за пределы традиционного статичного объекта и берет реванш, побеждая там, где нейросеть теряет силу — в непредсказуемости, случайности и материальности.
Видео фиксирует разрушение в реальном времени, превращая каждую секунду процесса в уникальное, неповторимое событие. Плавящаяся живопись становится манифестом за право искусства оставаться живым и несовершенным. Это искусство процесса, где важен не результат, а само движение, трансформация и естественное растворение объекта во времени».
Одновременно с этим Владимир Потапов принимает участие в Art Rotterdam — одной из самых крупных художественных ярмарок в Европе. 26-я по счёту ярмарка обещает быть особенно яркой и насыщенной: более ста галерей со всего мира, десятки арт-проектов и новые имена, а также лекции, перформансы и иммерсивные инсталляции.
Art Rotterdam уже давно зарекомендовала себя как одна из самых интересных арт-ярмарок в Европе. Организаторы уделяют внимание не только известным художникам, но и тем, кто готов рисковать, экспериментировать и вносить свежие идеи. На этой ярмарке можно увидеть, как развивается визуальное искусство в наши дни: от мультимедийных работ до уличных инсталляций.
Уже 11 октября в Яндекс Музее Санкт-Петербурга откроется выставка студенческих работ «Новая жизнь привычных вещей». С 3 июля по 30 сентября она проходила в московском филиале Музея. Экспозицию, как и прежде, составят проекты студентов Школы дизайна, прошедшие в шорт-лист одноимённого конкурса.
26 апреля студентка II курса питерской магистратуры «Арт-дирекшн культурных институций» Алёна Григорьева представит в «Брусницын Холле» выставку-исследование на тему самоидентификации, сохранения культурного кода и памяти, которая прячется в орнаментах, размытых как сны детства.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.