По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
НАБОР 2025
«Современная живопись — это высшая лига искусства. И моя задача — вырастить из ребят живописцев, которые умеют не только рисовать яблоки и портреты, но ещё и осмыслять, что их навыки означают в сегодняшнем контексте. Конечно, ведутся разговоры о том, что живопись по сравнению с новыми медиумами не так оперативно и точно реагирует на изменяющийся мир. И всё же это — вневременная практика, которой люди будут заниматься всегда», — Владимир Потапов, куратор профиля «Современная живопись».
Студенты магистерского профиля «Современная живопись» становятся профессиональными художниками, работающими в разных жанрах и направлениях современной живописи.
Для студентов профиля в Школе дизайна НИУ ВШЭ работает специальная мастерская, где они могут создавать живописные работы большого формата и практиковаться с теми техниками и технологиями, которые наилучшим образом способствуют раскрытию их идей.
Благодаря постоянной практике и экспериментам на занятиях, которые проходят в мастерских, студенты уже во время учёбы участвуют в выставках в HSE ART GALLERY и на внешних независимых площадках, а также в таких арт-событиях, как Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, Московская биеннале молодого искусства и т.д.
Владимир Потапов — художник, куратор. Изучает специфику медиума, экспериментирует с академической живописью, граффити, живописью пигментом и т.д. Номинант на Премию Кандинского (2014). Работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музея современного искусства г. Краков и других институций.
Цвет в живописи. Знакомство с теорией и терминами: светлота, тон, цвет, насыщенность. Студенты выполняют пропедевтические колористические упражнения на основе абстрактных раппортных композиций. Изучают контрасты: светлотный, хроматический, симультанный, теплохолодности, оттенков, насыщенности. Исследуют поведение цвета в окружении других цветов и выполняют простые композиции, приближая или удаляя объекты средствами цвета. Учатся использовать разные контрасты для выделения главного. Анализируют цвет как средство управления вниманием зрителя, условный цвет как акцент, цвет для передачи объёмной формы, цвет для передачи пространства и т.д.
Курс «Иллюстрации» рассчитан на весь год обучения и делится на несколько этапов:
Преподаватель — Юля Блюхер
Искусство XX и XXI веков инспирировано самыми разнообразными идеями и концепциями. История всей человеческой культуры служит основой для современного искусства и для его понимания. Цель курса — исследовать глубокие связи различных явлений в истории человека. Искусство в этом смысле не выглядит замкнутым, герметичным явлением, но оказывается связанным с философией, наукой, религией, политикой и в целом — с культурой. Наиболее интересное из перечисленного — философские идеи, которые иногда становились основой для создания художественных образов, а иногда искусство было питательной средой для философских концепций.
В рамках курса студенты изучают теоретические модели современного творчества и знакомятся с философскими концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Курс не является предложением получить готовое знание, но является дискуссионной площадкой, где вслед за знакомством с философскими идеями и теоретическими моделями следуют споры на разнообразные темы, самостоятельные размышления, в результате которых каждый студент может сформировать собственную систему понимания взаимосвязи культурных явлений.
Особая часть курса — рекомендованные самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с помощью различных философских концепций.
Студенты изучают различные технологии современной живописи. Под руководством мастера они создают проекты, применяя разные концептуальные подходы к своей практике, осмысляя место живописи как медиума в контексте истории искусства и современного художественного процесса, а также работают над формированием индивидуальной авторской манеры.
Студенты знакомятся с различными технологичесикми решениями, применяемыми современными живописцами. Изучают возможности различных материалов, их выразительность и формальные качества. В результате курса учащиеся формируют ясное представлени о том, какая именно технологическая база наилучшим образом подходит для создания их проектов.
Визуальные исследования как новая исследовательская парадигма и интегративная учебная дисциплина отражают процессы освоения различных форм визуального в современной культуре. В рамках данного курса магистрам будет предложена авторская концепция анализа визуального нарратива от исторических контекстов до современных художественных практик.
Тематические блоки курса:
Курс разбит на три исследовательских блока (медиапоэзия, книга художника, концептуальные проекты), каждый из которых будет сопровождаться практическими заданиями.
По итогам прохождения данного курса студенты получают ясное представление о формах взаимодействия текста и изображения в поле современного искусства и учатся самостоятельно применять некоторые из стратегий создания визуального нарратива.
Подробная информация о дисциплинах, которые изучают студенты в каждом модуле, содержится в «Карте креативных компетенций».
Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе анализа портфолио и собеседования. В 2025 году подача документов проходит в дистанционном режиме через личный кабинет на сайте НИУ ВШЭ. Вступительные испытания проходят онлайн.
Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он решал за последние 3 года);
— мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики современного искусства», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.
Портфолио загружается на специальную страницу Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его готовности к обучению на программе, в том числе объёма и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства.
О программе
Контакты
109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
+7 (495) 621 87 11
design@hse.ru
Академическая руководительница программы «Дизайн», руководительница направления «Современное искусство», художница, куратор
Научный руководитель программы «Современное искусство», искусствовед, куратор, историк искусства, основатель Государственного центра современного искусства
Академический руководитель программы «Практики кураторства в современном искусстве», куратор, исследователь
Академический руководитель программы «Современное искусство», зав. кафедрой «История искусств», исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник
Куратор направления «Современное искусство», руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB, коллекционер, книжный издатель
Преподаватель направлений «Фотография» и «Современное искусство», фотограф, художник
Куратор профиля «Дизайн и современное искусство», дизайнер, иллюстратор, художник и куратор проектов в области современного искусства, лауреат премии «Инновация»
Преподаватель направления «Современное искусство», художник, куратор, арт-критик, лауреат премии Кандинского
Преподаватель направления «Современное искусство», художник, дизайнер, участник арт-групп «Запасной выход» и ESCAPE
Академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»
Преподаватель курса «Право музыкальной индустрии», заместитель директора Международного научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам»
Куратор профиля бакалавриата «Ивент. Театр. Перформанс», дизайнер костюма, создатель фестиваля искусства и дизайна «Сибирская этника»
Преподаватель профиля «Экранные искусства», художник, художник-постановщик, режиссёр
Преподаватель дисциплин «Звуковая идентификация» и «Кураторские практики» на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», генеральный продюсер фестиваля Experimental Music and Art (EMA) Expo
Преподавательница направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», художница, исследовательница саунд-арта, куратор, искусствовед
Преподаватель направлений «Предметный и промышленный дизайн» и «Современное искусство», дизайнер, художник, основатель дизайн-студии OPEN!Design&Concepts
Старший преподаватель направления «Фотография», историк фотографии, художественный и фотокритик
Куратор профиля магистратуры «Современная живопись» в Школе дизайна. Художник, куратор, теоретик современной живописи
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», электронный продюсер, композитор, звукоинженер, куратор лейбла ANWO Records
Преподаватель направления «Современное искусство», художник, литератор, режиссёр, продюсер, член группы «Синие носы»
Менеджер направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», преподаватель дисциплин «Саунд-арт-менеджмент» и «Видеоблогинг в музыкальной индустрии», координатор саунд-лаборатории
Преподаватель и технический координатор профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант, саунд-дизайнер, звукорежиссёр
Преподаватель направления «Ивент. Театр. Перформанс», художник-технолог по костюму
Преподаватель направления «Ивент. Театр. Перформанс», дизайнер, арт-директор Dazzling Creative Studio
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант, саунд-дизайнер, звукорежиссёр
Преподаватель курсов «Композиция» и «Композиторские методы работы в подготовке и реализации художественного проекта», композитор, исследователь, междисциплинарный художник
Преподаватель на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкальный критик, радиоведущий, писатель
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», теоретик искусства, исследователь современной музыки, музыкант
Преподаватель дисциплин «Музыкальное продюсирование», «Модульный синтез в саунд-дизайне», «Креативное проектирование» и Sound Art & Sound Studies
Преподаватель арт-практики на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», композитор, куратор, импровизатор
Преподаватель драматургии и сторителлинга на профиле «Экранные искусства», ведущая вариатива «Школа детектива»
Преподаватель профиля «Ивент. Театр. Перформанс», художник, перформер, куратор выставочных образовательных проектов
Преподаватель профиля бакалавриата «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант-мультиинструменталист, дирижёр, композитор
Преподаватель дисциплин «Теория музыки», «Композиция и аранжировка», «Авторское право в цифровом стриминге» на програме ДПО «Музыкальное продюсирование», аспирантка Школы по искусству и дизайну.
Тема диссертации: «Трансформация деятельности композитора в эпоху цифровизации креативных индустрий (на примере творчества московских композиторов первой четверти XXI века)»
Научный руководитель: Новикова Анна Алексеевна
Преподаватель дисциплины «Графические партитуры» на профиле «Саунд-арт и саунд-дизайн», художник, куратор, независимый музыкант
Преподаватель курса «Саунд-дизайн в играх», звукорежиссёр, дизайнер звука, композитор
Преподаватель арт-практики направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», кандидат искусствоведения, композитор, саунд-артист.
Преподаватель профиля «Ивент. Театр. Перформанс», продюсер событий, организатор мероприятий, основатель ивент-агентства «Мандариновая лиса»
Преподаватель профиля бакалавриата «Ивент. Театр. Перформанс», художник, сценограф, главный дизайнер Электротеатра Станиславский
Куратор профилей «Экранные искусства» и «Видеоарт», видеохудожник, преподаватель видеоарта
Преподаватель направления «Современное искусство», визуальная художница, перформер
Преподаватель профиля магистратуры «Перформанс», специалист в области ивент-маркетинга и шоу-дизайна, креативный директор Dazzling Creative Studio
Руководитель направления «Ивент. Театр. Перформанс», художник театра и кино, художник по костюмам, главный художник Электротеатра Станиславский
Преподаватель технологий на направлении «Экранные искусства», кинооператор, оператор-постановщик
Преподаватель записи звука, сведения и мастеринга на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант, композитор, звукорежиссёр, саунд-артист
Арт-менеджер направления «Ивент. Театр. Перформанс», куратор направления ДПО «Театральный перформанс», художница театра и кино
Координатор креативного проектирования, графический дизайнер, выпускница Школы дизайна
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант, композитор, звукорежиссёр, саунд-артист
Руководитель практики направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», актёр, режиссёр, музыкант, театральный деятель
Преподаватель курса по Max/MSP на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», саунд-дизайнер, композитор, создатель компании по разработке плагинов abl0cks
Творческий руководитель направления «Экранные искусства», кинорежиссёр, сценарист
Преподаватель направления "Современное искусство", руководитель мастерской текстиля в Школе дизайна НИУ ВШЭ, художник
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», композитор, математик, программист
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Получите всю необходимую информацию о поступлении в магистратуру: буклет с информацией о профилях, расписание консультаций, прямые контакты менеджеров образовательной программы.
Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в список 100 лучших молодых университетов мира, Top-3 лучших российских вузов в категории Art & Design (QS) и состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.