По общим вопросам
6 июня cтудентка III курса программы «Дизайн и современное искусство» Карина Батраченко открывает выставку «Безударные гласные» в галерее ARBUZZ. В основе выставки — исследование пустоты и её трансформаций в пространстве дома.
Внутри выставки «Безударные гласные» отсутствие обретает материальную плотность, способную направлять движение и мысль. Пустота представляется не пассивным «ничто», а действующим актором. Отсутствие наполнения само по себе формирует структуру и активно влияет на среду, задавая контекст. Иными словами, пустое пространство способно «работать», организуя вокруг себя объекты и смыслы, как рамка организует картину. Отсутствие структурирует присутствие: например, паузы в музыке делают слышимой мелодию, а пробелы в тексте организуют речь. Пустота — это пространство, в которое приглашён зритель. Именно он наделяет её значением. В этом смысле работы Карины Батраченко ближе к ритуалу: важно не то, что именно происходит, а что может произойти в этой пустоте. Созданные произведения — это не объекты, а ситуации.
«Пространство встречает посетителя ровным „пульсом“: тканевые панели, спрятанные в оконных проёмах, медленно надуваются и снова отпускают воздух — архитектура дышит, следуя такту общей партитуры», — комментирует Карина.
Путь продолжается вдоль пространственной инсталляции «Светлое место есть». Каркас покинутого дома, собранный из необработанного дерева, обтянут полупрозрачной бумагой; лёгкое дыхание зала заставляет кожу‑бумагу колыхаться, обнажая то скелет, то пустоту между рёбрами. Внутри — серия полотен‑воспоминаний о деревне‑призраке «Подколодье»: отражения подвижных стен, промятых кресел, прораставших сквозь паркет растений. Каждое полотно фиксирует напоминание не столько о прошлом, сколько о попытке найти для него новое значение.
Далее — тактильная секция. Отлитые из пигментного гипса фрагменты недоступных фасадов лежат на низких постаментах. Прикосновение к шероховатой поверхности превращается в ритуал пересечения границы: зритель переводит внешний объект в личное ощущение, а пустота между пальцами и материалом становится минутной точкой контакта.
Финальный зал погружён в перманентный сумрак. На дальней стене проецируется цикл видео, снятых на стыке руин и неосвоенных ландшафтов; кадры растворяются друг в друге, фиксируя миг, когда «ничего» ещё не успело стать «чем‑то». Шум ветра, записанный на месте съёмки, лёгкой вибрацией проходит сквозь пол и возвращает посетителя к ритму начального «вздоха».
Так складывается непрерывная композиция: каждое действие пустоты — вдох, пауза, эхо — бережно передаётся следующему, чтобы снова обнулиться и начать цикл заново. Отсутствие становится метрономом, удерживающим форму в колеблющемся равновесии и превращающим каждую паузу в двигатель непрерывного становления.
До 28 июля в Библиотеке «ГЭС-2» проходит выставка авторских книг выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ, созданных за последние два года в качестве первой части дипломной работы. Заглядывайте, листайте, читайте!
Пьер-Кристиан Броше — коллекционер, куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель профиля «Кураторство и арт-менеджмент» в Институте развития креативных индустрий, организатор многочисленных выставок, телеведущий, издатель и путешественник. На портале «РБК Стиль» вышло интервью с Пьером-Кристианом Броше, в котором он рассказал о своём новом кураторском проекте — выставке в Казани «Наследники: от классиков XIX века до классиков XXI века».
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.