Бесценные наставники и искренние проекты. Интервью с выпускниками бакалавриата «Коммуникационный дизайн»

Бесценные наставники и искренние проекты. Интервью с выпускниками бакалавриата «Коммуникационный дизайн»

Продолжаем делиться историями молодых специалистов, которые в этом году закончили Школу дизайна. Мы поговорили с выпускниками профиля «Коммуникационный дизайн» в Санкт-Петербурге — они рассказали о весёлых моментах студенческой жизни, незаменимых кураторах, командах, похожих на настоящие студии, и о том, как учеба помогла найти единомышленников и открыла новые горизонты.

Расскажи о чём-то, что тебе особенно запомнилось и понравилось в Школе дизайна.

Борис Заборский (далее — БЗ): Мой любимый момент был на I курсе. На последнем просмотре перед летними каникулами я презентовал проект про фестиваль конспирологии — вышел в алюминиевой шапочке и начал затирать про чипирование, инопланетян и рептилоидов. Честно, ни до ни после я не слышал, чтобы люди так смеялись на дизайнерском просмотре. После ребята говорили мне, что я сделал их день.

Борис Заборский. Фестиваль алогичных конспирологических теорий

Ева Сорокотягина (далее — ЕС): Это было в конце I курса  — стоял знойный май, мы с однокурсниками уже неплохо знали друг друга, и мне стало понятно, что всё это — всерьёз и надолго. Для последнего модуля арт-практики мы делали парные проекты и очень много времени проводили друг с другом как в мастерских, за работой, так и вне университета. Это было трогательно, эмоционально, и казалось, будто ничего важнее в мире нет. 

Софья Григорьева (далее — СГ): Люблю день, когда мой первый куратор, Евгений Колосов, в конце II курса пригласил нас с группой в офис в Севкабель: обсуждали там наши проекты, как будто мы уже взрослая дизайн-команда. А ещё нашу с одногруппницами поездку этой зимой в московскую HSE ART AND DESIGN GALLERY, где выставлялись наши работы. 

Люблю вспоминать разговоры с однокурсниками в коридорах, как мы всей группой гуляли по выходным и переписывались по ночам, дни, когда я работала в Школе с утра до вечера, пары по кино с Дариной Поликарповой, парк возле корпуса на Промышленной, очень много смеха с кураторами и друзьями.

Софья Григорьева

Софья Григорьева

Варвара Лебедева (далее — ВЛ): Очень сложно выбрать что-то одно любимое! Но день защиты дипломных проектов окупил все четыре года обучения. Это было очень странное всеобъемлющее сложное чувство любви к преподавателям, к однокурсникам, к близким и далеким, к проекту, к себе. Как будто все прозрачные переплетения и связи, сформировавшиеся за 4 курса, стали мне видны! 

Диана Ткачева (далее — ДТ): Люди, друзья, знакомые, преподаватели, общение, выходящее за рамки аудиторий и пар — это и есть арт, который прослеживался подводным течением все 4 года. Переплёт-2023, Фабрика дизайна в Москве, выставки в Доме Радио, Севкабеле и Доктрине.

За четыре года было много памятных, дорогих сердцу моментов и чудесных преподавателей — вовлечённых в своё дело специалистов и бесценных наставников.

Даниэль Рипли

Даниэль Рипли

Даниэль Рипли (далее — ДР): Поделюсь одним из любимых своих проектов — это печатное издание по мотивам фильма «Зелёная книга». В нём соединились моя любовь к гуманистическому кино и добрым историям, вёрстка, основанная на исторических артефактах 60-х, и визуальная метафора сегрегации и преодоления социальных барьеров. Возможно, это не идеальная работа, но для меня она самая «реальная» и продуманная, а потому — ценная.

Даниэль Рипли. Зелёная книга

Полина Жеребцова (далее — ПЖ): Любимых моментов, связанных со Школой, много! С особым трепетом вспоминаю лекции Евгения Григорьева: он приносил килограммы книг, с любовью рассказывал о каждой (долго), а мы всей группой внимательно слушали. Потом разбирали книги по кабинету и на перерывах изучали каждую страничку, фотографировали развороты. Настоящая книжная нежность!

Анжелика Саркисян (далее — АС): На большинство своих студенческих проектов, особенно самых ранних, я смотрю с некоторой иронией, иногда с умилением. Из 30 проектов в моем учебном порфтолио я считаю лонгрид «Жизнь в лесу» наиболее нетривиальным, видеоарт «О, как я люблю тебя, мой Арптистевфуайя» самым искренним и целостным, а дипломное исследование «Отпечаток интервью. Методы фиксации живого диалога» — нагляднее всего характеризующим меня как дизайнера, им я горжусь сильнее всего.

Работы Анжелики Саркисян

Жизнь в лесу
О, как я люблю тебя, мой Арптистевфуайя
«Отпечаток» интервью. Методы фиксации живого диалога

Какие планы на будущее?

БЗ: Из ближайших планов поступление в магистратуру — хочу сделать еще больше заметных проектов и активнее участвовать в фестивалях. А ещё хочу дальше развиваться в преподавании: в общении со студентами рождается настоящая магия. Меня очень заряжает, когда мои слова помогают человеку раскрыться и сделать классный проект.

ЕС: Для начала — просто выдохнуть и вдохнуть, и тогда меня окончательно отпустит. Затем полноценно займусь развитием бренда, редизайн которого я делала в качестве дипломного проекта. Очень им горжусь: тем, что дизайн сложился, что это реальный проект, что уже сейчас я вижу плоды своей работы. 

Ева Сорокотягина. Хаотика

СГ: У меня есть ясное ощущение, что дизайн со мной навсегда. Хочу год посвятить работе в студии: интересно поработать в команде, интенсивно пополнять опыт. Хочу продолжать заниматься моим дипломным проектом, фестивалем видеодневников Dear HDD. А через пару лет хочу пойти в магистратуру изучать кураторские дисциплины в современном искусстве и фестивальных практиках.

Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD

Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD

ВЛ: Из ближайших планов — много кататься на велосипеде по Питеру! Из далеких — много кататься на велосипеде по другим городам и странам.

ДТ: Прямо сейчас готовлюсь к последипломной выставке, собираю работы художников из других городов. А дальше планирую взять gap-year, плотно работать, весело жить и продолжать диплом уже как родное, своё дело.

ДР: Этим летом хочется сместить фокус с внешнего на внутреннее: заняться хобби, больше читать и гулять, заниматься спортом, провести отпуск с друзьями. В work–life balance сосредоточиться в первую очередь на life. А затем — с новыми силами подавать документы и готовить портфолио для магистратуры. Хочется продолжить свой путь вместе с питерской Школой дизайна.

ПЖ: Поняла, что мне очень нравится учиться, поэтому собираюсь поступать в магистратуру «Искусство книги». Продолжу развивать свою дипломную историю: в процессе я познакомилась с множеством интересных людей, и у нас уже есть идеи для совместных проектов. Сейчас активно готовлю выставку-презентацию энциклопедии, и работаю над тиражом зинов.

Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево

АС: Рассчитываю продлить свой учебный марафон хотя бы на два года: мне всегда нравилось учиться. Вижу магистратуру как надежное и благоприятное пространство для развития персональных и групповых проектов, давно ожидающих реализации.

Чем особенно гордитесь за эти четыре года в Школе?

БЗ: Горжусь тем, что все 4 года я занимался только тем, чем по-настоящему горел. Кто-то говорит, что иногда проект надо выстрадать. Я же делал проекты не из-за оценок и не потому, что надо — мне просто действительно нравилось ими заниматься. Горжусь тем, что всегда делал свои проекты искренне.

ЕС: Все четыре года я от себя требовала строгой дисциплины, структуры и четких целей, и горжусь тем, что благодаря этому выросла как специалист, как человек и как художник.

Особенно горжусь всеми своими друзьями: кажется, главным моим достижением всё же оказалось собрать вокруг себя таких, как они. Не только жутко талантливых, но ещё и чутких, искренних и верных самим себе.

Ева Сорокотягина

Ева Сорокотягина

СГ: Моя основная заслуга в том, что мне не стрёмно говорить, что я чем-то горжусь! Я благодарна себе, что не останавливалась и всегда двигалась вперед — это одно из главных качеств, которые получилось воспитать в себе за четыре года, а из него вытекает не только выносливость, но и внимательное отношение к процессу, неудачам, отдыху, интенсивности.

ВЛ: Горжусь, что старалась выдумывать себе задачи со звездочкой, чтобы шагать сразу через две ступеньки! А ещё, что после каждой неудачи не сдавалась, а прикладывала дополнительное усилие и делала лучше. 

Варвара Лебедева. AMANT / fort

ДТ: Горжусь тем, что сомневалась, но делала. И что смогла принять и полюбить свои неидеальные и порой законченные на medium-rare проекты, которым тоже есть место в учебном процессе.

ДР: Горжусь, что не сдался! Я поступал без какого-либо дизайнерского бэкграунда и первое время чувствовал себя растерянно — ничего не получалось, я не понимал, как это исправить. Со временем работа стала приносить плоды, появились удачные проекты, пришло понимание и уверенность в своём деле.

Труд сделал из обезьяны человека, а из меня — дизайнера (вроде, даже неплохого).

Даниэль Рипли

Даниэль Рипли

ПЖ: Горжусь тем, что решилась перепоступить из Москвы в Питер и сменила направление. Горжусь, что теперь могу оправдывать свою манию скупать красивые книги фразой «это для профессии» (и для души, конечно). А еще очень горжусь дипломной работой! Знаю, что в некоторых ранних проектах я могла бы сделать больше, но в дипломе — моем главном «босс-файте» — я доказала себе, что могу сделать всё именно так, как задумала.

АС: Очень благодарна себе за то, что всегда шла по пути сопротивления, старалась исследовать интригующие, неизвестные мне темы, осваивать непривычные техники и использовать новые приемы. Так за 4 года я не только прокачала технические навыки, но и значительно расширила круг знаний и интересов. А еще немного поседела, но стала более легкой на подъём.

Оправдались ли твои ожидания от Школы дизайна? И, главное, чему она тебя научила?

Ожидания оправдались уже очень давно, а потом было море открытий. Когда я поступал, то и подумать не мог, что все выйдет так здорово. Учеба дала мне классное дело, друзей, единомышленников и открыла новые горизонты!

Борис Заборский

Борис Заборский

ЕС: Я, если честно, ничего не ждала. Ничего не знала про дизайн, про Вышку и про то, как всё в нашей сфере устроено. Я просто начала, а потом решила, что вопреки любым сложностям дойду до конца. Школа дизайна научила меня делать то, что сперва кажется невозможным, страшным и очень сложным. 

Ева Сорокотягина. KIKI Fort

СГ: Когда я поступала, я была абсолютно уверена, что Школа дизайна мне подойдёт. Это было единственным местом, куда я подавала документы в 11 классе — и буквально все учителя меня отговаривали. Но я не могла и не могу представить другого развития событий! 

Самое ценное, что мне дала Школа — это особый способ мышления, с которым крайне интересно жить, учиться и работать, и стремление всегда увидеть чуть больше.

ВЛ: Я ожидала, что будет очень сложно и я не выдержу. После первой встречи для первокурсников, где нам рассказали про множество сайтов, приложениий и ресурсов, которые нужны для учебы, я даже заплакала! Тогда всё было для меня сложным, но в итоге я со всем разобралась.

Самое ценное, чему я научилась — генерировать и выражать мысли разными способами, средствами и языками. Школа дизайна вложила в меня столько всего, что я могу бесконечно черпать из себя идеи и давать им право на жизнь!

Варвара Лебедева

Варвара Лебедева

ДТ: Ожидания были романтизированные. Сейчас я вижу, какой огромный путь мы прошли и как много было сделано и попробовано, о чем в 17 лет и подумать не могла. Главное, что дала Школа дизайна — это умение погружаться в тему и быть дизайнером-исследователем-философом, параллельно получая все новые и новые профессиональные навыки. 

Диана Ткачева. self-care-check-up

Бесценные наставники и искренние проекты. Интервью с выпускниками бакалавриата «Коммуникационный дизайн»

ДР: Я недооценивал, насколько тяжёлым будет этот путь, но это было интересное приключение. Мои ожидания от него были превзойдены во всех смыслах: помимо самой учёбы, ещё и активным комьюнити. Влияние стольких талантливых людей, окружавших меня четыре года оказало огромное влияние на мой личный и профессиональый рост.

ПЖ: Ещё в 9 классе я поняла, что хочу учиться в Школе дизайна, и трижды пыталась поступить в лицей Вышки в Москве! Я знала, что здесь уникальное комьюнити, очень разношерстное и интересное, а в Питере оно оказалось особенно душевным. 

Самое ценное в Школе дизайна — это опыт, который ты можешь подстраивать под себя, выбирая темы, которые тебе интересны. Главное — быть искренней с собой и своими проектами.

АС: После 11 класса я подала документы только в Школу дизайна — чувствовала, что здесь я могу вырасти и восплотить свои творческие стремления. В Школе я прочувствовала, полюбила и надолго выбрала для себя дисциплины, глубину и устройство которых не могла представить несколько назад. Я до сих пор многого не знаю — но теперь хорошо понимаю, где и как искать.

Расскажи про свой дипломный проект всё, чем хотелось бы поделиться.

БЗ: Тему дипломного проекта я вынашивал с III курса, хотя и не осознавал этого. Тогда я увлекся традиционной эстетикой и историей России, побывал в Великом и Нижнем Новгороде, Пскове, Великом Устюге и много где ещё. Тогда же пошёл на вариатив по каллиграфии Веры Бобриковой и к Насте Погореловой на вариатив по шрифту. Когда надо было выбрать тему дипломного проекта, я уже знал чем займусь. Сначала сделал визуальное исследование о традиционных типографических формах после реформы Петра I. Кстати, им заинтересовалось одно издательство, так что постраюсь его опубликовать. Сам дипломный проект — ребрендинг Новгородского музея-заповедника — тоже скоро найдет свое воплощение.

Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности
Борис Заборский. Ребрендинг музея письменности

ЕС: Мой дипломный проект абсолютно реальный. Это личный бренд моей подруги Сони, с которой мы дружим с первого класса. Мне давно хотелось дать бренду новый визуал и поддержать Соню, потому что она — крутой ювелир, и я хочу, чтобы об этом знали все! Во время работы над брендингом мы стали полноценными бизнес-партнерами, а «Хаотика» чуть сменила свой курс и стала серьёзнее. Диплом дал мне понятный ответ на вопрос «что дальше?», и в этом «дальше» точно есть чем заняться.

Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика
Ева Сорокотягина. Хаотика

СГ: Фестиваль видеодневников Dear HDD — это сувенир, который я забираю с собой из студенчества. Всю жизнь меня интриговали видеодневники и организация посвященного им события исполнила мою подростковую мечту. Мой IV курс состоял из опен-коллов, отбора работ (всего 19 из 130 заявок), бесконечных писем, нетворкинга, курирования программы, записи подкаста, создания мерча и съёмки промо. Вложенные усилия были оправданы: за два дня фестиваль посетило около 90 человек, мерч был распродан, а после показа я услышала много благодарностей и, к моему на тот момент удивлению, слов о том, что это очень важный проект и его обязательно нужно продолжать. После защиты диплома я вновь убедилась, что хочу работать над фестивалем дальше — это уже часть меня.

Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD
Софья Григорьева. Фестиваль видеодневников — Dear HDD

ВЛ: Дипломный проект — это я. Он весь такой странноватый и разнобокий, шутливый и серьёзный. Он про моё желание говорить и делиться мыслями, про мои тревоги и чувства. Я сделала его с большой любовью и вниманием, пропустила через себя насквозь, а на защите словно всем в этом призналась. Очень хочу, чтобы он продолжал жить и собираюсь прикладывать все усилия для этого!

Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга
Варвара Лебедева. DOES — приложение для осознанного таймкиллинга

ДТ: До сих пор не верю, что он получился таким, каким его сейчас можно увидеть. Большая часть проекта выходит за пределы дизайна, я много училась новому — кодинг на html-css-js, процессинг, кураторство авторов и их работ, менеджмент мероприятия. В процессе работы тема сместилась с art&science и дискурса о нечеловеческих агентах и стала более приземленной и душевной. Так появилась лаборатория out*cene, где в процессе изучения искусства, наук и философии участники могут заземлиться, замедлиться и, оставаясь несерьёзными, найти индивидуальную истину.

Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene
Диана Ткачева. out*cene

ДР: Я долго думал о том, чему мог бы посвятить целый год работы, хотелось сделать что-то концептуальное и нестандартное. Punctum  — это общество чтецов и исследователей, где на очных встречах мы обсуждаем разные тексты. В этом проекте мне хотелось гуманизировать практики чтения, обратиться к личному опыту людей, сделать текст инструментом исследования человека. 

Коммуникационная стратегия проекта заигрывает с эстетикой и притягательностью тайного, а исследование практик независимых издательств дало проекту визуальный язык с артефактами из мира культуры и искусства. Я вложил в этот проект не только много труда, но и что-то очень личное и сокровенное.

Проект продолжит своё существование и после выпуска — следите за анонсами ближайших встреч у нас в Telegram-канале!

Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов
Даниэль Рипли. Punctum. Проект о субъективном прочтении текстов

ПЖ: Тема диплома нашла меня сама: переезд в Питер дался мне нелегко, я сильно тосковала по дому. В один из модулей я подумала: почему бы не сделать проект про родной район? И попала в яблочко! За время обучения я создала семь проектов, связанных с Беляево. Тема никогда не иссякала, каждый раз я погружалась в неё с новой стороны. А к диплому я наконец нащупала создала убедительную, законченную историю. 

Всё лето после III курса я носилась по Беляево: знакомилась с людьми и фиксировала всё, что могло пригодиться. Брала интервью, общалась с местными жителями и даже попала на лабораторию Дома культуры ГЭС-2, изучающую интернациональную сторону Беляево. Получилась большая энциклопедия, состоящая из крупной книги и 33 зинов.

Сейчас я уже реализую проект, дорабатываю зины для тиража, печатаю их и продумываю лендинг с выставкой. В будущем хочу изучать идентичность и других московских районов и мечтаю создать районную лабораторию или издательство, где буду продолжать работать с микроисториями.

Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево
Полина Жеребцова. Энциклопедия Беляево

АС: Моим дипломом был дизайн 42 и 43 номеров журнала «Проектор»: в роли арт-директора я оформила выпуски, посвященные венгерскому искусству плаката и новым шрифтовым проектам Школы дизайна. Отчетливо помню, как, будучи абитуриенткой, я увидела Проектор #36 на дне открытых дверей, и его содержание и верстка тогда очень меня впечатлили. А абитуриенты этого года увидят выпуски, сделанные уже мной. Как ни парадоксально, свой самый крупный, ответственный и значимый проект я делала с наибольшим удовольстивем и азартом — это стало счастливым итогом четырёх непростых и продуктивных лет.

Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43
Анжелика Саркисян. Projector magazine. Issues #42, 43

Читайте также

Выпускники Школы дизайна на фестивале современного искусства (un)fair

В ноябре в здании Екатерининского собрания на набережной канала Грибоедова прошёл фестиваль современного искусства (un)fair от московской галереи fābula и петербургского креативного агентства fwb agency. Фестиваль собрал лайн-ап из более 40 художников и перформеров различных жанров и форматов. Среди них — пять выпускников Школы дизайна.

Студентка Школы дизайна провела типографический фестиваль, посвященный родному району

Полина Жеребцова в этом году закончила профиль бакалавриата «Коммуникационный дизайн» в питерской Школе дизайна, а теперь продолжает учебу в московском кампусе в магистратуре «Искусство книги». Свой дипломный проект она посвятила Беляево — району на юго-западе Москвы, а затем привезла его с собой домой и продолжила в виде фестиваля.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.