Екатерина Филипенко: «С иллюстрацией сейчас можно попасть практически в любую сферу»

Современная иллюстрация давно вышла за рамки книжных страниц и стала самостоятельным видом искусства, способным рассказывать истории и  создавать визуальные миры. В Петербургской Школе дизайна на новом профиле бакалавриата «Современная иллюстрация», куратором которого стала художница и педагог Екатерина Филипенко, студентов будут учить не просто рисовать, а видеть задачу глубже — превращать каждый проект в авторское высказывание. Здесь будут готовить универсальных иллюстраторов, умеющих работать в разных стилях, техниках и форматах — от 2D- и 3D-анимации до выставочных инсталляций. Как найти свой путь в иллюстрации, почему её роль в искусстве становится всё более значимой и с чего начать обучение, даже если опыта пока нет, — об этом мы поговорили с Екатериной.

Руководитель профиля «Современная иллюстрация», куратор курса ДПО «Иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Иллюстратор, член Союза художников России. Работает в различных техниках: акварель, темпера, масло, литография, офорт. Работы находятся в коллекции музея Академии Художеств, а также в частных коллекциях Австрии, Германии, Венгрии, Финляндии, Италии и России.

Начнём с истоков. Где вы получали своё художественное образование? Была ли это именно иллюстрация или вы начали творческий путь в другой сфере?

Мое художественное образование началось ещё с детского возраста. Я училась в лицее им. Иогансона, так называемая СХШ. А после школы я училась в Академии художеств на факультете графики. С III курса в Академии происходит деление на станковую и книжную графику. Я пошла в мастерскую книжной графики, и, соответственно, диплом мой тоже был посвящен книжной иллюстрации. Это была серия крупногабаритных книжных иллюстраций к «Путешествиям Гулливера», выполненных в технике литографии.

Я очень тепло вспоминаю всех своих педагогов, но не могу сказать, что чье-то личное влияние сформировало мой художественный стиль. Я училась у таких известных мастеров, как Клим Ли, Андрей Пахомов и других, но мне всегда хотелось найти свой персональный авторский язык, поэтому перенимала у них я, в основном, технические приемы, какие-то композиционные находки.

Екатерина Филипенко. Путешествия Гулливера

Какие ваши основные профессиональные интересы сейчас? 

Иллюстрация настолько разнообразна, что в разные периоды я успела попробовать очень разные её направления. Начинала во время учебы я действительно с иллюстраций в журналах и детских изданиях.

В последние годы я занимаюсь в основном музейной иллюстрацией или иллюстрацией для музейных экспозиций и проектов в сфере паблик-арт, а книжная иллюстрация ушла на второй план. Из наиболее значимых и памятных для меня проектов были работы с Эрмитажем и ЦВЗ «Манеж».

С Манежем был очень забавный проект: у них во дворе мы поставили необычную катальную горку для детей и для взрослых. Она была в форме носа Кваренги, архитектора Манежа. По реакции публики проект получился спорным: кто-то был в полном восторге, но и отрицательных отзывов было тоже миллион. Это сделало его еще более популярным, а мне довольно забавно его вспоминать.

Другой необычный для меня проект возник во времена пандемии, когда все музеи были закрыты. Манеж объединился с «Зенитом» для проекта «Футбол как искусство» — матчи, как и все публичные мероприятия, тоже были приостановлены, и стадион пустовал. В день предполагавшегося открытия чемпионата Европы по футболу 2020 мы установили на стадионе «Газпром-арена» нарисованные мной фигуры знаменитых художников, играющих в футбол, в натуральную величину, и сняли забавный фильм.

Екатерина Филипенко, Андрей Пунин. Football as Art

Не могу не упомянуть выставку, которую мы делали прошлым летом в Малом Эрмитаже, «Приключения барона Мюнхгаузена в России». Мне очень понравилось работать с этим материалом. Концепция выставки позволяла и посетителям, и нам, авторам, немного запутаться в том, что в этой истории имело место в исторической реальности, а что — в литературной. Получилось удивительно точное попадание в героя, ведь ни про одного другого действительно существовавшего человека не написано столько невероятных историй, которые при этом основаны на каких-то настоящих событиях. И гуляя по Манежу Малого Эрмитажа, ты позволяешь себе заблудиться и обмануться ими, поверить в эти убедительные вымыслы.

Екатерина Филипенко. Приключения барона Мюнхгаузена в России

Ваши работы хранятся в частных коллекциях в разных странах Европы. Расскажите, как вы вышли на мировой арт-рынок и представили свое искусство коллекционерам?

Я не могу сказать, что активно занимаюсь продвижением своей профессиональной деятельности в сфере современного искусства. Не могу себя назвать известной или очень публичной художницей, которая всё время где-то участвует. В моем случае всё было достаточно естественно, ведь начиная с 6 класса я оказалась в таком учебном заведении, где все занимались одним, художественным, делом. Атмосфера там была абсолютно уникальная, удивительная. Большинство ребят, которые учились там, продолжили свою профессиональную деятельность во взрослой жизни. Со многими мы учились в Академии художеств, а кто-то уехал в другие страны, но наше общение при этом не прекратилось.

К тому же я родилась в семье художников, поэтому окружение творческих людей из разных точек мира сопровождало всё мое взросление и затем собственную художественную жизнь. Когда у меня стали появляться творческие работы, одновременно стали появляться и приглашения на различные симпозиумы, выставки и ярмарки. Я не могу себя назвать героем-одиночкой, оказавшимся в чужеродной среде и пробивавшимся к звездам.

Над какими проектами вы ведете работу сейчас? 

Скоро я смогу анонсировать проект, которым сейчас занимаюсь, — он с крупным музеем, и большая часть работы уже проделана. Когда и каким образом этот проект будет реализован, на данный момент сказать нельзя. Но обещаю, что он интересный и достойно встанет в один ряд с другими моими работами. Последним крупным реализованным проектом был как раз Мюнхгаузен. А вообще сейчас самый большой и важный для меня проект — это открытие нашего нового профиля «Современная иллюстрация», все мои силы направлены сюда.

Что из вашего опыта перейдёт в процесс обучения студентов нового профиля?

Буквально всё и более. Название профиля говорит само за себя. Если я в свое время закончила мастерскую именно книжной графики, то в Школе дизайна мы будем обучать действительно многофункциональных иллюстраторов. За 4 года они смогут попробовать себя во всех сферах, и в будущем не придется плутать в новой сфере без наставника, у них во всем будет хорошая база.

Пока рано говорить о специализации на старших курсах, ведь нам пока просто некого разделять. Этот бакалавриат, в первую очередь, предполагает многофункциональное и разноплановое обучение. Именно это станет грамотным качественным стартом, который позволит в будущем развивать и расширять профиль. В будущем мы сможем открывать специализации внутри профиля «Современная иллюстрация», а затем и новые профили, например, по анимации или комиксу, как у наших коллег в Москве. Сейчас же мы сосредоточимся на подготовке универсальных, разноплановых иллюстраторов.

Творческий конкурс Школы дизайна принимает максимально широкие темы. Прежде всего, конечно, мы ждём оригинальные, творческие проекты. Очень хочется, чтобы проекты удивляли. Это может где-то быть даже важнее техники исполнения, но большое внимание мы уделяем серийности иллюстраций — это должно быть эстетически цельное художественное высказывание.

Екатерина Филипенко

Какие основные темы и задания ждут будущих студентов профиля?

Наши будущие студенты сразу попадут в очень интенсивный по количеству того, что они должны освоить и успеть сделать, процесс обучения. Будет мало просто уметь хорошо рисовать: надо будет очень много сочинять, исследовать, осваивать всё новые технологии и подбирать подходящие техники для каждого проекта. Они будут постепенно превращаться в универсальных иллюстраторов-дизайнеров, а это очень поможет в будущей профессии, вне зависимости от того, каким направлением они выберут заниматься более плотно. Расширенный инструментарий — когда ты можешь спокойно сам и сделать сайт-портфолио, и анимировать свою иллюстрацию, и визуализировать выставочный проект — дает гораздо больше возможностей, чем узкоспециализированное образование по любому направлению иллюстрации. Это здорово.

У нас будут затронуты практически все жанры, которые можно отнести к широкому понятию «иллюстрация». Сразу на первом курсе студенты познакомятся с анимацией — сначала покадровой, затем 3D в Blender. Будут заниматься брендированием, но, в отличие от их коллег с профиля «Коммуникационный дизайн», будут делать акцент на иллюстрации в брендинге. Будет и книжная иллюстрация, и электронная книга, и выставочная иллюстрация, и суперграфика. Поэтому к диплому каждый студент попробует всё и сможет выбрать тему и направление, которое ближе именно ему.

Совсем скоро будущие студенты начнут загружать свои творческие вступительные проекты. Какие работы вы ожидаете увидеть? Есть ли какие-то глобальные тренды, которые, скорее всего, будут использовать начинающие художники-иллюстраторы?

Творческий конкурс Школы дизайна принимает максимально широкие темы. Не думаю, что есть какие-то универсальные тренды, которым подвержены все иллюстраторы, — все-таки профессия художника предполагает индивидуальный, узнаваемый стиль. Прежде всего, конечно, мы ждём оригинальные, творческие проекты. Очень хочется, чтобы проекты удивляли. Это может где-то быть даже важнее техники исполнения, но большое внимание мы уделяем серийности иллюстраций — это должно быть эстетически цельное художественное высказывание.

А какие сейчас есть тренды в иллюстрации? Мы рассчитываем увидеть во вступительных творческое видение абитуриентов, но влияние популярных стилей на работы начинающих авторов сложно отрицать.

Короткие тренды, как ни странно, наименее интересны для профессионалов иллюстраторского дела. Главный тренд каждого иллюстратора — это именно свое лицо, собственный стиль. Конечно, люди, которые только начинают рисовать, и дети, и взрослые, в первую очередь будут срисовывать, а не сочинять что-то свое. И обычно они в таких работах используют как раз самые модные в данный момент направления. Эти стили не плохи сами по себе, там, как и в любом направлении, есть свои шедевры, но когда их повально копируют, то общее качество, конечно, снижается. В копии нет самого важного — новизны авторского прочтения. Моя задача и цель как педагога — это увидеть индивидуальность в каждом студенте-художнике и ни в коем случае не навязывать им одинаковые приемы, как стилевые, так и технические.

Мы ожидаем, что каждый иллюстратор, который закончит Школу дизайна, выйдет отсюда с своим индивидуальным стилем и набором абсолютно разных, друг на друга непохожих проектов. На самом деле это уже сейчас можно уже увидеть на нашей платформе-портфолио hsedesign.ru. Там собраны и проекты московских студентов, и моих студентов в Петербурге с вариатива и курсов дополнительного образования, в общем, всё, что было наработано за годы работы Школы дизайна в этом направлении. Туда уже загружено очень много проектов, и по портфолио можно увидеть, что индивидуальный подход, этот принцип разности, работает и работает очень хорошо, нам есть чем гордиться.

Уже третий год в питерском кампусе существует программа дополнительного образования «Иллюстрация. Базовый курс». Теперь у нас будет и профиль бакалавриата «Современная иллюстрация». Для каких профессиональных целей и кому подойдет годовой курс ДПО, а кому лучше всё-таки посвятить себя учебе глубже и пойти на бакалавриат?

Это очень индивидуально, и, конечно, нельзя определить единую формулу, кому выбирать какой путь. Логично, конечно, получать высшее сразу после среднего образования, то есть тем, кто только что закончил школу, но это точно не единственная категория будущих студентов. Например, одна из моих студенток два года подряд посещала курсы ДПО, а затем поступила на наш онлайн-бакалавриат.

Очень часто бывает так, что люди, уже получившие первое высшее образование, хотят расширить свои навыки. Это могут быть и те, кто учился в художественном вузе, но без акцента на иллюстрацию, так и те, кто только начинает свой художественный путь. С полного нуля, кстати, студенты тоже достигают невероятных результатов. Таким подойдет ДПО, ведь первым нужны усилить свои навыки и сконцентрированно работать именно над ними, а вторым нужен быстрый, но не требующий специальной подготовки старт. Бакалавриат же, с его вступительными экзаменами и разноплановой программой, позволяет полностью погрузиться в профессию и глубоко посвятить себя и 4 года своей жизни почти только ей.

Конечно, разница есть и в простом числовом изложении: за 4 года бакалавриата вы сможете сделать в 4 раза больше шедевров, чем за 1 год. И, конечно, успеете познать больше — хотя количество занятий по кураторскому проекту соотносимо с количеством занятий на курсе ДПО, у студентов бакалавриата также будут арт-практика, специальные технологии, история дизайна, вариативы и многое другое. И, конечно, у них есть возможность сделать большее количество проектов по разным направлениям. Например, на ДПО мы не занимаемся 3D-анимацией. Мы, конечно, можем немного похулиганить и сделать коротенький покадровый мультик в качестве зарядки — мы часто практикуем небольшие задания в дополнение к основным модульным проектам. Но полностью погружаться в каждое направление, осваивать специальные программы и достигать серьезных результатов нам просто не позволяет тайминг.

Кем станут будущие выпускники профиля, какие профессии открываются будущим студентам? 

Это, конечно, будут иллюстраторы, хотя и очень разные. Можно быть художником-иллюстратором на фрилансе, создавая работы для отдельных заказчиков, или работая в офисе корпорации и рисуя иллюстрации по гайдлайнам компании. Можно открыть свой бизнес и продавать авторские работы и тоже быть художником-иллюстратором. Можно применять иллюстрацию в брендинге, и тогда к названию профессии добавится статус «дизайнер». Есть разные направления: анимация, комикс, выставочная деятельность, но основная профессия будет соответствовать названию профиля в любом случае.

Иллюстрация — это очень индивидуальная история, и тут нет четкого ответа, какой выбрать путь. Но всем художникам-иллюстраторам стоит попробовать себя в разных направлениях и собрать яркое и разнообразное портфолио. Иллюстрация может быть актуальна, например, на одежде или продвигать музыкантов, может быть нужна маленькому локальному бизнесу или огромной корпорации. Но для того, чтобы найти заказчиков в любой сфере, надо показать, что ты умеешь, с помощью портфолио.

С иллюстрацией сейчас можно попасть практически в любую сферу, тут открыты абсолютно все пути, и многое зависит лично от тебя.

Какой практический опыт сможет получить студент профиля уже во время обучения? 

Школа дизайна всегда продвигает своих студентов на различных выставках и внешних проектах прямо с первого курса. Помимо этого, на старших курсах у них обязательно будет практика, где они станут частью команды реальных проектов.

Философия Школы дизайна строится на том, что к студентам мы сразу относимся как к коллегам. Поэтому почти сразу мы предлагаем им работать с брифами от заказчиков, участвовать со своими работами в выставках и конкурсах. Иногда это монетизируется. Так что очень многие студенты, начиная иногда даже с первого, но чаще со второго-третьего курса, не только получают реальную практику в индустрии, но и имеют доход за счет своей профессиональной деятельности.

Какие любимые проекты вы реализовывали со студентами Школы дизайна на арт-практике, вариативе и курсе дополнительного образования? 

Многие наши проекты получили реализацию, и все их я, конечно, люблю. Из совсем недавнего, например, Полина Дубич, студентка с курса дополнительного образования, заняла первое место в совместном с университетом ITS конкурсе альтернативных плакатов для индонезийского кино.

Почти одновременно с этим студентка с вариатива Екатерина Кирлан заняла призовое место в конкурсе интерьерного плаката для сети грузинских ресторанов. Это из самого последнего.

Полина Дубич. Killer dancing

Екатерина Кирлан. Интерьерные плакаты для «Пхали Хинкали»

А вообще за такое количество модулей и с таким количеством студентов накопилось уже достаточно много таких прекрасных проектов. Моей гордостью является дипломная работа моей студентки с курса дополнительного образования Юли Милютиной — она стала моим соавтором в создании иллюстрации для выставки «Приключения барона Мюнхгаузена в России» в Манеже Малого Эрмитажа.

Юлия Милютина. Мюнхгаузен

За кем в иллюстрации вы рекомендуете следить будущим абитуриентам и всем, кому интересна иллюстрация? 

Мне очень сложно назвать одно, два или даже десять имен. Иллюстрация — это такой отдельный мир, где следить, кажется, стоит за множеством людей, и чем больше, тем лучше, ведь у каждого найдется что-то уникальное.

Если интересны современные российские художники, то можно, например, начать с наших недавних гостей, которых мы приглашали читать открытые лекции этой весной. Например, недавно мы провели паблик-ток с Ольгой Гендель. Чудесная художница, чьё творчество мне особенно интересно многообразием материалов: она изготавливает керамику со своими иллюстрациями, иллюстрации на ткани, украшения и даже прекрасные татуировки. Отличный пример разнопланового подхода к применению иллюстрации. Затем в гостях у Школы дизайна прочли лекцию замечательные художницы-иллюстраторы Аня и Варя Кендель. Они занимаются книжной иллюстрацией, в том числе и собственных книг, а в их работах чувствуется очень личный и нежный к сюжетам подход. В будущем будем еще приглашать талантливых иллюстраторов к нам в Школу делиться опытом.

Мир большой, и иллюстраторов в нем довольно много. Лично мне очень нравится, например, Ян Кебби, Клаус Энзикат и миллион других. Но невозможно выбрать лишь несколько художников и на этом остановиться. Профессиональному иллюстратору необходим постоянный визуальный тренинг для расширения так называемой насмотренности. Потому что всё, что происходит сегодня, вырастает из вчерашнего дня, а то, что происходило вчера, — из позавчерашнего, и так до бесконечности.

Например, сейчас очень часто в иллюстрации используется вывернутая перспектива, которая зародилась в египетских фресках, написанных за несколько тысячелетий до нашей эры.

Или завораживающая персидская миниатюра, которая своей лаконичностью и вниманием к деталям вдохновляла Анри Матисса. Истоки комикса ведут к фресковым работам Джотто, где житие, рай и ад можно рассмотреть как сюжет от и до.

Фантастические вещи и источники вдохновения можно найти в любой эпохе, и невозможно говорить о каких-то ориентирах для творчества, ограничиваясь одним временем. Всё действительно очень связано, и если вы собираетесь в это погружаться, то нырять надо с головой.

Иллюстратор может работать практически из любой точки мира, в любых техниках, которые ему нравятся, с любыми сферами и вообще многое подстраивать под себя.

Екатерина Филипенко

Тогда немного перефразирую вопрос. Не «за кем следить?», а «как будущим иллюстраторам искать хорошие источники вдохновения?»

В первую очередь существуют соцсети. Когда человек интересуется искусством, он иногда даже неосознанно окружает себя подходящей средой и контентом. Его тянет в музей, он смотрит лекции и читает книги, блоги и новости. Сейчас всё стало гораздо проще, и чтобы начать свое погружение в иллюстрацию или в целом в искусство, достаточно просто воспользоваться поиском в браузере. А затем, переходя от общего к частному, человек уже сам найдет то, что интересно именно ему. В общем, тут я верю в самостоятельность и собственную сортировку подходящего материала, за ручку провести в музей или заставить читать книги невозможно. Но если очень надо с чего-то начать, то можно открыть наше портфолио, тут как раз собралось много молодых талантливых иллюстраторов.

Какой главный плюс профессии иллюстратора?

Профессия иллюстратора вообще очень классная. Помимо того, что каждый иллюстратор может найти тех людей, которые оценят именно его собственный язык художественных высказываний, сделать это можно в очень свободной манере. Иллюстратор может работать практически из любой точки мира, в любых техниках, которые ему нравятся, с любыми сферами и вообще многое подстраивать под себя.

Но эта профессия требует большой глубины погружения. Она в чем-то даже интимная. Иллюстратор работает в тандеме с тем, что он иллюстрирует, образует с работой маленький мирок, который каким-то образом надо продемонстрировать всем так, чтобы быстро донести необходимые смыслы. Поэтому свои работы иллюстратору надо очень-очень любить, наверное, сильнее, чем в любой другой профессии. В процессе работы мы проживаем необъяснимые вещи. Это и отличает авторские картинки от копий или генераций искусственного интеллекта.

Раз уж мы заговорили об искусственном интеллекте, возникает вопрос: стоит ли сейчас учиться на иллюстратора, если технологии развиваются так стремительно, что заказчики смогут получить готовую картинку всего за один запрос?

В ситуации, которая сейчас развивается, настоящая, авторская иллюстрация будет цениться только выше. Я в этом абсолютно уверена. Я ничего не имею против искусственного интеллекта и отношусь к нему как к инструменту. Хотя, конечно, иногда становится не по себе от технологий как из фантастического фильма, но, наверное, так было на любой ступени прогресса.

Ключевое слово, которое определяет данную ситуацию, это имитация. Есть большая разница между живым автором и неживой машиной, как между рисунком и срисовкой. Конечно, страх, что второе вытеснит первое, обоснован, но это не повод забыть про иллюстрацию и даже не пытаться ей заниматься. В конце концов, обратиться к нейросети или автору — это выбор каждого, а труд художника будет становиться только ценнее.

Варвара Сойнова. Поход
Варвара Сойнова. Поход

Современная иллюстрация

Начните путь к творческой карьере! На профиле вы научитесь создавать интересные и востребованные иллюстрации, работать над реальными проектами и развивать свой уникальный стиль. Получите знания, опыт и связи, которые помогут вам добиться успеха в мире искусства и дизайна.

Читайте также

Новый год — новая профессия!

2025 год уже не за горами, а значит — самое время обозначить карьерные цели и план их достижения. В реализации задуманного помогут курсы дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ. Знакомьтесь с подборкой наших программ, стартующих в январе наступающего года, и специальным предложением, действующим до 24 декабря.

Полина Парыгина в подкасте «Культурные связи»

«Культурные связи» — подкаст, в котором обсуждаются актуальные феномены креативных индустрий и взаимосвязи между ними. В первом выпуске подкаста состоялся диалог с Полиной Парыгиной — джедаем иллюстраций, дизайнером и художницей, выпускницей направления «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ. В подкасте Полина рассказала о детстве, творческом успехе, креативности, внутреннем критике, а также о своих любимых проектах. Какие же работы в своём портфолио Полина всё-таки считает любимыми? Из какого контекста вырос каждый проект и какую историю таит в себе? Читайте на mediiia и смотрите полный выпуск подкаста в VK.

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.