По общим вопросам
С этого года бакалаврам разных направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ доступны новые арт-практики по предметному и промышленному дизайну, которые теперь входят в основную программу обучения. Этот формат даёт студентам возможность работать с физическими объектами — от концептуальных форм до функциональных прототипов, осваивая дизайн как способ мышления и создания материальной среды. Познакомьтесь с новыми лицами направления — практикующими дизайнерами, исследователями и художниками, которые формируют современную культуру предметного дизайна.
Обновлённая программа развивает у студентов навыки проектирования и воплощения идей в материале, помогает понять производственные процессы и увидеть за ними художественный потенциал. Она построена на принципах междисциплинарности, объединяя инженерный подход и художественное высказывание, работу с формой и исследование среды.
«Опыт Баухауза уже показал силу междисциплинарности для формирования уникальных специалистов, — говорит Мария Степанова, руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. — Новый курс ориентирован на формирование компетенций, повышающих конкурентоспособность на рынке и открывающих новые возможности для монетизации собственных проектов».
Новые преподаватели направления пришли из самых разных сфер — от промышленного и транспортного дизайна до биоматериалов, устойчивых практик, медиаарта и цифровых технологий. Их объединяет опыт работы с реальными производственными процессами и стремление показать студентам дизайн как живую систему, где идеи, материалы и технологии взаимодействуют на равных. Знакомьтесь с командой, которая сегодня формирует новое лицо предметного дизайна.
Куратор I курса магистратуры «Предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Старший промышленный дизайнер в компании «Яндекс», направление «Автономный транспорт».
Работал над промышленным дизайном устройств Умного дома в проекте «Алиса и умные устройства», занимался разработкой линейки нейродевайсов в биотех-стартапе Neiry, участвовал в НИОКР-проектах концерна «Калашников», а также сотрудничал с компаниями Advance Engineering и Sputnix. Соавтор международных патентов на дизайн, выступает с лекциями и ведёт Telegram-канал IDI о промышленном дизайне и профессии.
Своей целью в преподавании видит передачу профессионального опыта и формирование у студентов основ дизайн-мышления и продуктового подхода. Убеждён, что за освоением инструментов часто теряется главное — чувствительность и способность мыслить через форму и материал. Именно это помогает создавать не просто эстетичные объекты, а продукты, которые решают реальные задачи и удовлетворяют потребности пользователей. Считает, что в промышленном дизайне умение думать важнее, чем просто умение делать. Своей сверхзадачей видит развитие промышленного дизайна как одной из топовых креативных индустрий.
«ИИ однозначно поменял нашу реальность и подходы, переориентировал то, что нужно прокачивать профессионалам в каждой области. Но он остаётся инструментом, а результат работы инструмента всегда зависит от того, в чьих руках он находится. Вместе с этим порог входа во многие профессии, в промышленный дизайн в том числе, снизился, а значит, конкуренция будет расти быстрее, чем раньше — и это хорошо, поскольку конкуренция — двигатель прогресса всей области».
Преподаватель дисциплины «Арт-практика: предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Предметный дизайнер, скульптор, исследователь, разработчик новых материалов.
На основе международных экологических стандартов разработала собственный подход к проектированию интерьеров и мебели. Исследует новые технологии и материалы, создала биокомпозит на основе шелухи кедрового ореха и авторский метод производства предметов интерьера из переработанного пластика. Член международного сообщества Isola Design Community, автор телеграм-канала «Эксперименты в дизайне». Работы участвовали в Миланской и Голландской неделях дизайна, выставлялись в галерее Россаны Орланди и входят в коллекцию Музея декоративно-прикладного искусства.
Вдохновляется взаимным обменом творческой энергией и считает преподавание естественным продолжением профессиональной практики. Уверена, что именно практикующие дизайнеры могут дать студентам наиболее ценные знания — основанные на реальном опыте, понимании индустрии и умении видеть суть задач. Своей целью видит передачу этого опыта, чтобы помочь студентам раскрыть творческий потенциал и внести вклад в развитие дизайн-индустрии в России.
Особое внимание уделяет экологичному подходу к проектированию. Стремится научить студентов анализировать каждый этап производственного цикла с точки зрения устойчивого развития и безопасности для человека и среды, чтобы создавать действительно ответственные и качественные проекты.
«Интеллект человека способен генерировать новаторские идеи, применяя для этого свой опыт из разных областей, иногда сочетая совершенно неожиданные вещи. Именно благодаря этому удаётся придумывать то, чего раньше не существовало. ИИ захватывает лишь уже существующее, а новое придумать не может — у него может получиться только вторичный дизайн. Искусственного интеллекта не боюсь, считаю его просто инструментом, который в умелых руках может быть хорошим подспорьем. Мы же не боимся 3D-принтера или станка с ЧПУ».
Преподаватель дисциплины «Арт-практика: предметный и промышленный дизайн» на направлениях «Дизайн среды и интерьера» и «Коммуникационный дизайн и брендинг» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Сооснователь мебельного бренда Local objects.
Междисциплинарный дизайнер и натуралист. Увлекается микробиологией и микологией, что отражается в её подходе к дизайну. Работает с интерьером и мебелью, сотрудничает с мастерскими разных направлений, изучает декоративно-прикладное искусство и природу столичного региона. Сооснователь мебельного бренда Local objects, имеющего собственное производство на Дальнем Востоке.
Своей целью в преподавании видит создание пространства взаимного обучения, обмена опытом и поддержки. Считает, что дизайнеру важно быть чутким, бережным и ответственным по отношению к среде и сообществу, в котором он работает. Учит студентов видеть проект целостно — от концепции и планирования до сценариев эксплуатации. Считает, что настоящий дизайн рождается из умения связывать идею, процесс и результат, а не рассматривать их по отдельности. При этом особое внимание уделяет развитию эмпатии и уверенности в себе. Стремится помочь каждому студенту осознать свою ценность как специалиста, найти собственные принципы и язык в дизайне и не бояться меняться вместе с опытом.
«Искусственный интеллект — это великолепный помощник, который упрощает и экономит время на исполнение многих рутинных задач, но он не заменит человека. У человека всегда есть субъективное мнение, сложенное из множества факторов. Без этого мнения невозможно создать что-то аутентичное».
Мультидисциплинарный дизайнер, преподаватель направления «Предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Сооснователь и руководитель бренда «Гофруша». Выпускница Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свой путь в профессии начала на направлении коммуникационного дизайна, но со временем поняла, что хочет воплощать идеи не только в цифровой среде, но и в материале. Основала собственный бренд интерьерных предметов «Гофруша». Сегодня бренд активно развивается, участвует в выставках и представлен в известных мультибрендовых магазинах Москвы — HSE ART AND DESIGN STORE, Магазинус, Roommate и других.
Видит цель не только в передаче знаний, но и в формировании у студентов навыка самостоятельного поиска решений и воплощения идей в реальность. Стремится показать, что дизайн — это не просто красивая картинка, а процесс прототипирования, тестирования и выхода к готовому объекту или даже бренду. Считает важным выстраивать обучение так, чтобы студенты не просто слушали лекции, а сразу применяли знания на практике. Показывает методы производства и прототипирования, вместе со студентами создаёт макеты, которые затем можно воплотить в материале. Для этого в Школе дизайна открыта лаборатория с необходимым оборудованием.
«Я не считаю искусственный интеллект заменой для дизайнера, скорее это инструмент, расширяющий возможности. ИИ может ускорить рутинные этапы, помочь визуализировать идеи и анализировать данные. В дизайне остаётся ключевым именно личный взгляд, интуиция и культурная чувствительность автора, а ИИ становится помощником, который позволяет двигаться быстрее и смелее.»
Преподаватель дисциплины «Арт-практика: предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Сооснователь международной школы CHE Design School (Kotor, Montenegro / Belgrade, Serbia). Промышленный, интерьерный дизайнер, архитектор.
Профессию дизайнера определяет как создание лучшего мира для лучшего будущего. Видит цель преподавателя в том, чтобы воспитывать дизайнеров, способных создавать мир, в котором нам всем предстоит жить. Главное в обучении — не передача инструментов и методов, которые быстро меняются, а формирование мышления и мировоззрения, лежащих в основе гуманистической природы дизайна. Считает важной задачей курса помочь студентам выйти из позиции ученика и занять позицию лидера в собственном проекте, развивая независимость мышления и экспертность.
«Моя отрасль — образование. Это сервис, где между людьми устанавливается тонкая связь „ученик — наставник“. В образовании человеку (ученику) нужен человек (учитель). Да, формализованные знания ИИ, наверное, сможет передавать быстрее и в большем объёме, чем преподаватель. Но формализованные знания — это лишь 17% будущего успеха студента. Остальные 83% — это неформализованные знания: дух, мотив, эмоция. А на это способен пока только человек, поэтому в моей сфере ИИ ещё долго не будет угрозой людям».
Преподаватель дисциплины «Арт-практика: предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Видео-медиа-фиджитал художник, скульптор, мечтатель, диджитал-футурист, техно архаист.
Участвовал в выставочных проектах в Нью-Йорке, Берлине, Турине, Сан-Паулу, Сеуле, Венеции, Москве, Санкт-Петербурге и других городах мира, а также представил ряд персональных выставок. Лауреат премии Сергея Курёхина, номинант премии «Инновация» и обладатель спецприза посольства Франции.
Куратор фестивалей медиаискусства и выставок современного искусства, соорганизатор школы-лаборатории аудиовизуального искусства «Медиакультура» (Санкт-Петербург). В разные годы был арт-директором аудиовизуального центра MARS (Москва), сокуратором фестиваля HPL Media Street Event и куратором медиа-части выставки «Праздник к вам приходит» в Музее уличного искусства (Санкт-Петербург).
Участвовал в международных художественных резиденциях. Произведения входят в собрания Русского музея, Музея мультимедиа, LA Collection’Air Art Park(Люцерн) и частные коллекции.
Видит основную цель в передаче не только технических навыков, но и опыта видения — умения выстраивать образ, формировать визуальную мысль и сохранять авторскую позицию в условиях стремительного технологического обновления. Своей сверхзадачей считает развитие у студентов способности видеть задачу не как проблему, а как поле возможностей. Стремится учить подходить к проекту как к эксперименту — ставить вопросы, выдвигать гипотезы, ломать правила и искать новые решения. Главным результатом обучения считает не набор приёмов, а устойчивую привычку мыслить гибко и смело искать нестандартные ответы.
«Интереснее не страх замены, а вопрос взаимодействия: как использовать ИИ как соавтора и материал, не передавая ему функцию смыслообразования и ответственности. Если сохранять любопытство, трудолюбие и стремление к собственному голосу, алгоритмы расширяют поле зрения; если же перекладывать акт творчества на кнопку „сгенерировать“, то да — часть функций может быть подменена. В обучении важно прививать академическую любознательность и критическое отношение — научить пользоваться ИИ так, чтобы он работал в сочетании с человеком, а не заменял его».
Преподаватель дисциплины «Арт-практика: предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Основатель студии FineObjects.
С 2008 года занимается разработкой и производством предметов интерьера и мебели на собственном производстве. Лауреат выставок и конкурсов в сфере архитектуры и дизайна, сооснователь Клуба Промышленных Дизайнеров (КПД). В течение нескольких лет на своём производстве проводил стажировку студентов кафедры Мебели МГХПА им. С. Г. Строганова, а также открытые мастер-классы. С 2021 года почти полностью перешёл на адитивные технологиии, в частности работу с пластиками и керамикой.
Цель в преподавании — поделиться тем багажом знаний, который накопил за почти двадцать лет работы. Сторонник практичного подхода и считает, что дизайнер обязан разбираться не только в эстетической и функциональной стороне проектирования, но и понимать её технологическую составляющую. Своей сверхзадачей считает научить студентов самостоятельно думать, искать необходимые знания и решения для реализации своих творческих замыслов. Ведь только в совершенстве разбираясь в материале, можно создать по-настоящему значимую вещь.
«Уверен, что предметный дизайн будет развиваться в новых техниках и в неожиданных направлениях. ИИ не сможет заменить меня, он уже дополняет и помогает мне создавать всё новые и новые предметы».
Куратор I курса магистратуры «Предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, преподаватель 3D-моделирования и промышленного дизайна в рамках ДПО и Детской школы дизайна, старший промышленный дизайнер в YADRO.
За 10 лет в индустрии дизайна собрал разносторонний опыт: была своя столярная мастерская, работал промышленным дизайнером на фрилансе, в студии.
Хочет передать живой опыт работы промышленного дизайна и помочь студентам ответить на важный вопрос: «какой я дизайнер?». Своей сверхзадачей считает помочь конечному пользователю. В водовороте ограничений и нюансов каждого проекта легко забыть про того, для кого проектируется предмет на самом деле.
«ИИ нас обязательно заменит, но промышленный дизайн — одна из самых сложных и многосоставных отраслей визуальной коммуникации и сдастся позже остальных».
Конкурсы и выставки становятся для молодых авторов первым шагом в профессиональный мир, а Школа дизайна НИУ ВШЭ поддерживает инициативы студентов и открывает им путь на международные площадки. Одна из таких историй успеха — путь Алисы Лапшиной. Алиса — выпускница направления «Фотография», а теперь — часть команды Школы дизайна и одна из редакторов юнита HSE Photolab. Её работы вошли в программу Международного фестиваля фотографии в Пинъяо — одного из крупнейших в мире, прошедшего в Китае в конце сентября. В этом интервью Алиса рассказала нам о своих впечатлениях от поездки на фестиваль, об опыте участия в конкурсах и о том, как через искусство можно найти собственный голос.
Учебный год в Школе дизайна НИУ ВШЭ начался. Впереди — не только яркие проекты, но и связанные с ними дедлайны, а значит — неизбежные волнения. Чтобы помочь студентам успешно начать новый (а для кого-то — первый) сезон в Школе и прожить его без лишних стрессов, мы поговорили с психологом. В этом интервью Елена Чайка даёт практические советы о том, как управлять своей тревожностью, использовать критику для профессионального роста и не выгореть на пути к цели. Студентам, да и всей команде Школы дизайна, — обязательно к прочтению!
Направление
Студенты направления познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.