«Под маской театра»: студенты Школы дизайна на выставке в «Архангельском»

Таисия Алтунина, Евдокия Курочкина, Антонина Русиновская. Маски dell’arte
Таисия Алтунина, Евдокия Курочкина, Антонина Русиновская. Маски dell’arte

24 июня в трюме исторического театра Гонзаги открылась выставка «Под маской театра», посвящённая влиянию commedia dell’arte на формирование нового сценического языка в России. В экспозицию вошли работы студенток направления «Ивент. Театр. Перформанс» — Таисии Алтуниной, Евдокии Курочкиной и Антонины Русиновской. Они представили авторские театральные мини-инсталляции, в которых масочная традиция и импровизационная природа театра становятся основой для современного художественного высказывания.

На выставке представлено более 40 экспонатов — графика, декоративно-прикладные объекты, фотографии, костюмы, видео и многое другое. Экспозиция включает два раздела: первый знакомит с ключевыми персонажами commedia dell’arte, второй — с легендарными спектаклями В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова, в которых масочная традиция получила новое прочтение. Именно этот контекст стал основой для работ студенток, участвующих в проекте.

В своих мини-инсталляциях они исследуют столкновение двух театральных миров: герои commedia dell’arte взаимодействуют с образами русского авангардного театра, а зритель погружается в череду небольших сценок. Принципы масочного театра — импровизация, фиксированные характеры и их взаимодействие — переосмыслены через метафору карточной игры: у каждого персонажа своя «масть», но каждая разыгранная ситуация остаётся уникальной. На этой идее основаны три театральные мини-инсталляции с кукольными героями, созданные специально для выставки.

Композиция «Партия в карты»

Карточный стол превращается в сцену, на которой разыгрывается вечная партия: хитрый Арлекин, задумчивый Пьеро и собранный Всеволод Эмильевич Мейерхольд становятся проводниками сквозь эпохи театра. Зритель оказывается внутри этого живого диалога традиций, и в какой-то момент кажется, что спектакль ждал именно его — случайного прохожего, внезапно ставшего участником игры.

Таисия Алтунина, Евдокия Курочкина, Антонина Русиновская. Партия в карты
Таисия Алтунина, Евдокия Курочкина, Антонина Русиновская. Партия в карты

Композиция «Маски dell'arte»

Маски dell'arte — это ритуал импровизации, из которого рождаются бесконечные сюжетные комбинации. Каждое действие здесь — ставка в игре, где единственные козыри — зрительский отклик, азарт и капризная удача.

Выставка «Под маской театра» проходит
с 24 июня по 28 сентября 2025 года в трюме театра Гонзаги (Государственный музей-заповедник «Архангельское»).

Читайте также

Олеся Ващенко: «Сила художника — в коллаборации!»

«Ивент. Театр. Перформанс» — три слова, за которыми стоит огромная работа ивент-дизайнера или, как говорят в Школе дизайна, инженера впечатлений — возможно, одной из ключевых творческий профессий будущего. Мы пообщались со студенткой направления и мультидисциплинарной художницей Олесей Ващенко, которая рассказала о творческой свободе на направлении, сотрудничестве с «Электротеатром Станиславский» и о том, почему ивент-дизайнер — это буквально художник-демиург.

Шоу «Муми-тролль и всё на свете». Арт-терапия для всей семьи

25 июня вас ждёт волшебный вечер, вдохновлённый миром Муми-троллей. Театральная лаборатория Quantum Tectum, Community Moscow и студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ представляют уникальное шоу, где знакомые персонажи Туве Янссон раскроют архетипы, живущие в каждом из нас.

Профиль бакалавриата

Ивент. Театр. Перформанс

Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.

Профиль «Ивент. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.